Культура Древней Руси

редактировать
Миниатюра из, Ярославль, изготовлена ​​в 1220-х гг. Храмовая подвеска с двумя птицы, окружающие древо жизни ; 11–12 века; перегородчатая ткань эмаль и золото; общие: 5,4 x 4,8 x 1,5 см (2 ⁄ 8 x 1 ⁄ 8 x ⁄ 16 дюймов); производства Киев (Украина ); Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

культуру Древней Руси можно разделить на разные исторические периоды Средневековья. В Киевский период (989–989 гг.) Княжества Киевской Руси попали под сферу влияния Византийской Империи, одной из самых передовых культур того времени, и приняли Христианство. В этот период русские княжества получили широкие возможности для развития своих политических и культурных связей не только с Византией, но и с европейскими странами, что повлияло на архитектуру и другие культурные показатели. К московскому периоду XIII века русская культура оправлялась от нашествия хана Батыя и последующего господства Золотой Орды.

на русских землях.

Города-государства Новгород. и Псков, избежавшие набегов татар , создали самобытную культуру под некоторым влиянием своей западной балтийской соседи. Наконец, только к концу пятнадцатого века Русь прекратила свое подчинение Золотой Орде с Великим стоянием на реке Угре 1480 г., ознаменовавшим рождение государя русского государство во главе с великим князем московским.

Содержание

  • 1 Киевский период
  • 2 Суздальский период
  • 3 Московский период
  • 4 Ссылки

Киевский период

Эта новая культурная эпоха восходит к принятию христианства в 989 году, когда княжества Киевской Руси попали в сферу влияния Византийской империи, одной из самых передовых культур того времени. Политический выбор Владимира Великого определил дальнейшее развитие русской культуры.

Византийские мастера построили свои первые соборы на Руси и украсили их интерьеры мозаикой и фресками. Образцы изобразительного искусства, такие как иконы и миниатюры из иллюминированных рукописей, попали в Киев и другие города из Константинополя. После завершения строительства важнейшего собора Киевской Руси - Софийского собора в Киеве, названного в честь главного собора византийской столицы - русского священнослужителя, митрополита Иларион, написал труд «О законе и благодати», подтверждающий основы нового христианского мировоззрения России.

Таким образом, Киевская Русь стала частью более широкого христианского мира под влиянием Византии. Киевский митрополит подчинялся Константинопольскому патриарху. Русские княжества переняли византийскую культуру в то время, когда апогей Восточной Римской империи уже был преодолен, но ее упадок был еще далеко впереди. Византия осталась единственным прямым наследником эллинистического мира, применившего художественные достижения античности к духовному опыту христианства. Византийская культура отличалась от остального мира своим утонченным вкусом и изысканностью. Византийское искусство отличалось глубиной религиозного содержания и виртуозностью формальных приемов. Главным достижением византийского богословия были церковные сочинения святых отцов. Высокий культурный уровень греческих учителей ставил перед Киевской Русь непростые задачи.

Тем не менее искусство русских княжеств X века отличалось от византийских прототипов того же периода. В особенности первых «русских» произведений искусства, созданных «заезжими» греками, были размах и представительность, демонстрирующие амбиции молодого Российского государства и его княжеский авторитет. Однако византийское влияние не могло быстро распространиться на огромные территории русских земель, и их христианизация потребовала нескольких столетий. Например, до XII века в княжествах Суздаль и Ростов происходили многочисленные языческие восстания под предводительством волхвов (волхвы, или языческие жрецы).

У русов был этот важный контакт с Византийской империей, и они выбрали перевод различных частей Библии с греческого на церковнославянский; они, похоже, не были заинтересованы в других культурных ресурсах, которые могли бы вызвать контакт с Константинополем. предоставили их. То есть, хотя русы имели доступ к размещенным там обширным библиотекам греческой философии, математики и науки; нет никаких свидетельств того, что они перевели что-либо из них на славянский. Поскольку доступ к тем же самым документам - это то, что чаще всего упоминается как начало Возрождения в Западной Европе, эта незаинтересованность со стороны русов, похоже, противоречит аргументу о том, что именно монгольские нашествия заставили Россию " скучаю по эпохе Возрождения. Д.С. Лихачев отмечает, что «киевская« интеллигенция »обладала очень большой мобильностью и постоянно путешествовала из княжества в княжество. Отряды строителей, фрескистов и церковников постоянно переходили из одного княжества в другое даже в годы, непосредственно последовавшие за ним. Татаро-монгольское нашествие ».

Изучение языческой культуры ранневосточных славян основано на раскопках. Одной из находок был Збручский идол, каменная фигура божества с четырьмя лицами. Добрыня и змий (Добрыня и Дракон) - один из памятников эпической литературы Руси.

Существуют разные представления о соотношении христианства и языческих верований у восточных славян. Среди них концепция «двойной веры», сосуществования и взаимного проникновения двух религий - «народной» и «официальной». Народная культура издавна определялась языческими верованиями, особенно в отдаленных регионах Киевской Руси. Впоследствии это было определено упрощенной интерпретацией христианства и суевериями, подобно тому, что произошло в западноевропейской культуре. Однако представление российских историков о массовой культуре после христианизации в первую очередь основывается на косвенных данных и предположениях. В то же время культура церковной и светской элиты известна своими памятниками, которые не позволяют историкам делать уверенные выводы о языческом проникновении религиозных верований средневековой Руси. Историки предпочитают говорить о параллельном развитии народной и «элитарной» культур. Они, безусловно, отдают должное более ранним традициям ранневосточных славян и финно-угорских племен, но не переоценивают их значение в формировании элементов культуры.

С принятием христианства княжества Руси стали частью книжной культуры. Хотя письменность использовалась в русских землях довольно давно, только после крещения Руси письменность распространилась по княжествам. Развитие местного литературного языка было связано с христианством и находилось под сильным влиянием старославянского языка. Обилие переводной литературы положило начало развитию письменных традиций России. На ранних этапах наиболее типичными жанрами были проповеди, жития святых (например,), описания военных походов (знаменитый Повесть о полку Игореве ), а также состав летописей (Первичная летопись ).

Суздальский период

В составе христианского мира русские княжества получили широкие возможности для развития своих политических и культурных связей не только с Византией, но и со странами Европы. К концу XI века Русь постепенно подпадала под влияние римской архитектуры. Белостоновые соборы, украшенные скульптурой, возникли в княжестве Владимиро-Суздальского по приглашению Андрея Боголюбского архитекторы со всего мира. По словам русского историка Василия Татищева, архитекторы были отправлены во Владимир императором Священной Римской империи Фридрихом Барбаросса. Эти соборы, однако, не идентичны римским постройкам католической Европы и представляют собой синтез византийского крестообразного плана и куполов с римской конструкцией из белого камня и декоративной техникой. Такое смешение греческих и западноевропейских традиций было возможно только в России. Одним из ее результатов стал знаменитый архитектурный шедевр Владимира Церковь Покрова на Нерли, истинный символ культурного самобытности средневековой Руси.

В раннем средневековье Русские княжества были похожи на другие европейские страны в культурном и историческом развитии. Однако позже пути России и Европы разошлись. Раскол между Востоком и Западом 1054 года был одной из причин этого. Едва заметный в XI веке, он стал очень очевидным два столетия спустя во время сопротивления жителей Новгорода тевтонским рыцарям. Кроме того, к середине XII века доминирующее влияние Киевской Руси (некоторые историки не считают возможным даже называть ее государством в современном понимании этого слова) начало ослабевать. В 1155 году Андрей Боголюбский практически перенес престол Великого Князя из Киева во Владимир вместе со знаменитой Владимирской Богородицей, иконой Богородицы. С этого времени практически в каждом княжестве начали формироваться собственные архитектурные и художественные школы.

Нашествие хана Батыя и последующее господство русских земель в Золотой Орде также было поворотным моментом в истории русской культуры и государственности. Монгольское правление навязывало России свои собственные принципы государства, которые сильно отличались от западноевропейских. В частности, Россия приняла принцип всеобщего подчинения и безраздельной власти.

Московский период

Русь смогла оправиться от последствий монгольского нашествия только к концу XIII века. Первыми восстановленными территориями были Новгород и Псков, которые избежали набегов татар набегов. Эти города-государства с правлением парламентария создали самобытную культуру под некоторым влиянием своих западных балтийских соседей. В начале четырнадцатого века власть на северо-восточных землях перешла от Владимирского княжества к Москве, которая, в свою очередь, будет бороться за лидерство против Твери в течение следующего столетия. Москва входила в состав владимирских земель и выполняла функции одной из пограничных крепостей северо-востока Руси. В 1324 г. митрополит Петр покинул Владимир и поселился в Москве, таким образом, передав резиденцию Русской Православной Церкви (митрополит Максим перенес резиденцию из Киева во Владимир незадолго до этого, в 1299 г.). В конце XIV века главный объект поклонения «старой» столицы - икона Владимирской Богородицы - был перенесен в Москву. Владимир стал образцом для Московского государства.

Подчеркивая преемственность, московские князья бережно относились к святыням Владимира. В начале ХV века Андрей Рублев и Прохор Городецкий расписывали Успенский (Успенский) собор. В середине 1450-х годов под руководством Василия Дмитриевича Ермолина восстановили Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Архитектура Московии и ее окрестностей в XIV - начале XV веков, обычно называемая раннемосковской архитектурой, унаследовала от Владимира технику строительства из белого камня и типологию четырехстолпных соборов. Однако историки искусства отмечают, что на раннюю московскую архитектуру оказали влияние Балканы и европейская готическая архитектура.

. Русская живопись конца XIV - начала XV веков характеризуется двумя основными влияниями, а именно: византийского художника Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Стиль Феофана отличает монохромная палитра и необычная выразительность лаконичных кляксов и линий, несущих послание сложной символической значимости, близкое к широко распространенной тогда доктрине исихазма. из Византии. Иконы Рублева в мягких тонах ближе к поздневизантийской живописи балканских стран ХV века.

Конец XIV века ознаменовался одним из важнейших событий в истории России. В 1380 году Дмитрий Донской и его войско нанесли первый серьезный удар по Золотой Орде. Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря, сыграл исключительную роль в этой победе. Имя преподобного Сергия, ставшего защитником и покровителем Московии, имеет огромное значение в русской культуре. Сам Радонежский и его последователи основали более двухсот монастырей, которые стали основой так называемой «монашеской колонизации» малоразвитых северных земель. написана одним из выдающихся писателей того времени Епифанием Премудрым. Андрей Рублев написал для собора Сергиевского монастыря свою «Троицу», величайшее произведение русского средневековья.

Россия середины пятнадцатого века известна кровопролитными междоусобными войнами за московскую резиденцию великого князя. Ивану III удалось объединить русские земли вокруг Москвы (ценой разорения Новгорода и Пскова) только к концу XV века и положить конец подчинению России Золотой Орде после <179 г.>Великолепное стояние на реке Угре 1480 года. Позже река была поэтически названа «Поясом Богородицы» (Пояс Богородицы). Это событие ознаменовало рождение суверенного Российского государства во главе с Великим князем Московским.

Список литературы

  1. ^Лихачев Д.С. (1 января 1963 г.). «Дальнейшие замечания по проблеме древнерусской культуры». Славянское обозрение. 22 (1): 115–120. DOI : 10.2307 / 3000391. JSTOR 3000391.
  2. ^Воронин, Н. Н. (1974). Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. (4-е изд.). Москва: Искусство. С. 262–290. Получено 16 сентября 2011 г.
Последняя правка сделана 2021-05-16 11:15:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте