Среди способов выражения культуры Словении, национального государства в Центральной Европе, есть музыка и танец, литература, изобразительное искусство, кино и театр. Происходит ряд фестивалей музыки и литературы.
Пино Млакар и были наиболее известными артистами балета и членами Люблянской оперы и балетной труппы с 1946 по 1960 год. Пино Млакар также был профессором в Академии театра, Радио, кино и телевидение (AGRFT) Университета Любляны.
В 1930-х годах в Любляне была основана ею школа танцев Мэри Вигман. студент Мета Видмар.
В Словении проходит ряд музыкальных, театральных, кинофестивалей, книжных и детских фестивалей. год. В 2012 году Марибор был культурной столицей Европы.
Музыкальные фестивали включают Летний фестиваль Любляны и Великий постный фестиваль. Исторически одним из самых популярных музыкальных фестивалей был фестиваль Словенская попевка. Между 1981 и 2000 годами фестиваль Novi Rock был известен тем, что принес рок-музыку через железный занавес с Запада словенской, а затем и югославской аудитории. В Titoist Югославии, сразу после Второй мировой войны, началась давняя традиция джазовых фестивалей в Словении.
Самым известным фестивалем стендап-комедии является Фестиваль пунша в Любляне.
Детский праздник, посвященный герою, проходит в Веленье.
Книжные фестивали включают домашнюю словенскую книжную ярмарку и иностранные книги Франкфурт-на-Франкфурте Feastival.
Среди словенских киноактеров и актрис исторически были Ида Краванья, сыгравшая роль Ита Рины в ранних европейских фильмах, а также. После Второй мировой войны одним из самых известных киноактеров был Польде Бибич, сыгравший ряд ролей во многих фильмах, которые были хорошо приняты в Словении, в том числе Не горюй, Питер (1964), (1968), Уловки Кекека (1968), (1973), Вдовство Каролины Чашлер (1976), Наследие (1986), (1985) и (1987). Режиссером многих из них стал Матяж Клопчич. Также он выступал в теле- и радиопостановках. Всего Бибич сыграла более 150 ролей в театре и более 30 ролей в кино.
Исторически в словенском кино Кароль Гроссманн, Франтишек Чап, Франция Штиглиц, Игорь Претнар, Йоже Погачник, Матяж Клопчич, Боштьян Гладник, Душан Йованович, Витан Мал, Фрэнси Слак и Карпо Година как наиболее известные режиссеры. Современные режиссеры Филип Робар - Дорин, Ян Цвиткович, Дамьян Козоле, Янез Лапайне и Марко Набершник входят в число представителей так называемого «Возрождения словенского кино». Словенские сценаристы, не являющиеся режиссерами, включают и Миха Маццини. Среди женщин-режиссеров есть и.
Наиболее известные документальные фильмы, снятые словенскими режиссерами, включают гуманитарные фильмы Томо Крижнара о нубийцах.
Словенские кинокритики, основатель кинокритики и.
Литература, написанная на словенском языке, была основана в 16 веке Приможем Трубаром и.
Поэзия на словенском языке достигла наивысшего уровня с романтическим поэтом Франсом Прешереном (1800–1849). В 20 веке словенская художественная литература пережила несколько периодов: начало века ознаменовалось авторами романа, наиболее влиятельным словенским писателем и драматургом Иваном Цанкаром ; затем последовали экспрессионизм (Сречко Косовел ), авангардизм (Антон Подбевшек, Фердо Делак ) и соцреализм (Цирил Космач, Прежихов Воранц ) до Второй мировой войны, (Карел Дестовник Каюх, Матей Бор ) во время войны, а также интимизм (, 1953), (Эдвард Кочбек ) и экзистенциализм (Дейн Зайц ) после войны. Рассказы стали популярным жанром после 1990-х годов. Есть несколько словенских литературных журналов, которые публикуют прозу, стихи, эссе и местную литературную критику.
Музыка Словении исторически включает в себя множество музыкантов и композиторов, таких как Ренессанс композитор Якобус Галл (1550–1591), оказавший большое влияние на классическую музыку Центральной Европы и композитора эпохи барокко Янеза Крстника Долара (ок. 1620–1673).
В средневековье светская музыка была так же популярна, как и церковная музыка, в том числе странствующие миннезингеры. Ко времени протестантской Реформации в 16 веке музыка использовалась для прозелитизма. Первый словенский гимн был опубликован в 1567 году. Этот период ознаменовался появлением таких музыкантов, как Якоб Галл и Юрий Слатконья.
. –1718), дворянин и композитор-любитель из Любляны, основал Academia Philharmonicorum Labacensis, как одно из старейших подобных заведений в Европе по итальянским образцам.
Композиторы словенского языка Lieder и художественные песни включают Эмиля Адамича (1877–1936), Фран Гербич (1840–1917), Алойз Гержинич (1915–2008), Бенджамин Ипавец (1829–1908), Даворин Йенко (1835–1914), Антон Лайович (1878–1960), Камило Машек (1831–1859), Йосип Павчич (1870–1949), Зорко Преловец (1887–1939) и Луциан Мария Шкерянц (1900–1973).
В начале 20 века импрессионизм распространился по всей Словении, и вскоре на свет появились композиторы Марий Когой и Славко Остерц. Авангард классическая музыка возникла в Словении в 1960-х годах, во многом благодаря творчеству Уроша Крека, Приможа Рамовша и Иво Петрича, который также дирижировал ансамблем Slavko Osterc., Дариан Божич и Винко Глобокар с тех пор сочинили непреходящие произведения, особенно оперу Глобокара L'Armonia.
К современным композиторам относятся, Божидар Кантушер и. Особенно примечательна Соната Кумара с игрой 12 (Соната с пьесой 12), набор вариаций восходящей хроматической гаммы.
Словенский национальный театр оперы и балета служит национальным театром оперы и балета.
Композитором саундтреков к 170 фильмам был Боян Адамич (1912–1995).
Harmony пение является глубоко укоренившейся традицией в Словении и представляет собой как минимум трехчастное пение (четыре голоса), а в некоторых регионах даже восьмичастное пение (девять голоса). Словенские народные песни, таким образом, обычно звучат мягко и гармонично и очень редко - минор.
Традиционная словенская народная музыка исполняется на штирийской губной гармошке (старейший вид аккордеона), скрипке, кларнете, цитре, флейте и альпийских духовых оркестрах. тип. В восточной Словении называются оркестры скрипки и цимбалона.
С 1952 года группа Славко Авсеника начала появляться в передачах, фильмах и на концертах повсюду. Западная Германия, изобретающая оригинальный кантри-звук "Oberkrainer ", который стал основным средством выражения этнической музыки не только в Словении, но и в Германии, Австрия, Швейцария и в странах Бенилюкса, породив в процессе сотни альпийских оркестров. Группа выпустила около 1000 оригинальных композиций, которые являются неотъемлемой частью наследия словенской польки. Самая популярная инструментальная композиция Авсеника - полька под названием «Na Golici» (по-словенски), «Trompetenecho» (по-немецки) и «Trumpet Echoes» (по-английски). Оберкрайнер музыка, которую популяризировал Ансамбль Авсеника, всегда является сильным кандидатом на получение премий кантри (народной) музыки в Словении и Австрии.
Многие музыканты пошли по стопам Авсеника, одним из самых известных является Лойзе Слак.
Столь же высокое положение в словенской культуре, как Музыкальный фестиваль в Сан-Ремо был в итальянской культуре, был отнесен к словенской попевке, особому жанру популярной словенской музыки.
Среди музыкантов поп, рок, индастриал и инди больше всего популярные в Словении: Laibach, группа начала 1980-х индустриальная музыка, и совсем недавно словенская поп-группа a cappella группа Perpetuum Jazzile.
Группа industrial Laibach во время выступления в Копере, 2008
фолк-рок певец и автор песен Владо Креслин на концерте на Великом посте в Мариборе, 2009
Выступление фолк-рок-группы Ана Пупедан из Пивка
Другие популярные группы, наиболее малоизвестные за пределами страны, включают халатность (трэш-метал ), (ска-панк ), Лачни Франц, (инди ), (поп-рок ), Naio Ssaion (Готик-метал ), Terrafolk, (screamo ), Perpetuum Jazzile, Шанк Рок, Big Foot Mama, Дэн D, Zablujena generacija, Slon in Sadež,, Devil Doll (экспериментальный рок ),, Zaklonišče Prepeva, (black metal ) и Булдожер (прогрессивный рок ), и совсем недавно Perpetuum Jazzile с более чем 12 миллионами просмотров в сумме для двух a cappella "Africa "видео с выступлений с момента их публикации на YouTube в мае 2009 г. по сентябрь 2011 г., заслужившие похвалу от соавтора песни, Дэвида Пайча.
Словения после Второй мировой войны. среди авторов-исполнителей: Френ Милчински (1914–1988), Томаж Пенгов, чей альбом 1973 года Od potovanja считается первым альбомом певца и автора песен в бывшей Югославии, Eva Sršen, Neca Falk и Jani Kovačič. После 1990 года Ади Смолар, Изток Млакар, Вита Маврич, Владо Креслин, Зоран Предин, Петр Ловшин и Magnifico также были популярны в Словении.
Группа 1970-х Братко Бибича считается одним из тех, кто оказал непосредственное влияние на современную мировую музыку. Уникальный стиль Бибича аккордеон, часто сольный, без аккомпанемента, также сделал его сольной звездой.
Словения был центром панк-рока в титоистской Югославии. Самыми известными представителями этого жанра были Панкрти, Ниет, и.
Словения также выпустила двух известных ди-джеев: DJ Umek и Valentino Kanzyani. Специализируясь на безумном бренде party techno и tech-house, пара стала соучредителем лейбла, а также выпустила множество релизов на таких лейблах, как Novamute, Primate, Intec и Bassethound Records.
Словения имеет сильные традиции живого театра. И профессиональный, и любительский театр финансово поддерживаются государством. Профессиональный театр в Словении имеет репертуарную систему; большинство профессиональных театров используют ансамбли актеров и ставят сезон из четырех-двенадцати пьес. Спектакли остаются в репертуаре как минимум на один сезон, но часто спектакли продолжают играть несколько лет. В Словении четыре национальных театра: Словенский национальный театр, Любляна и Мариборский национальный драматический театр, Словенская национальная опера в Любляне и Словенский национальный театр в Новой Горице. Кроме того, есть другие финансируемые государством репертуарные театры Mestno Gledalisce Ljubljansko (Городской театр Ljubljana), Mladinsko Gledisce Ljubljana, Presernovo gledisce Kranj, Slovensko Ljudsko Gledisce Celje, Mestno gledalisce Pététre и Koznée Gledalisce Pétér. Наконец, в Словении есть два национальных репертуарных театра, специализирующихся на постановке кукол; Lutkovno gledalisce Ljubljana и Lutkovno gledalisce Maribor.
Независимые мелкие продюсеры также активны в Словении, в том числе физический театр (например), уличный театр (например), чемпионат театра Impro League и театр импровизации (например, театр IGLU ).
Первые театральные представления в Словении датируются XVIII веком. Между 1715 и 1727 годами в городке Скофья Лока разыграли спектакль «Страстное шествие». Однако первая пьеса, написанная и исполненная на словенском языке, - «Зупанова Мика» Антона Томаша Линхарта, премьера которой состоялась 28 декабря 1789 года. Пьеса оказала большое влияние на формирование национальной культурной и языковой идентичности. Словения в то время не была суверенной страной, а словенский язык не признавался языком. Большинство литературных произведений и деловых операций велось на немецком языке, а словенские драматургии, а также дискуссии о природе словенской идентичности были тесно связаны с формированием театра. В 1879 году в Любляне было основано Драматическое общество, как формальная попытка сделать театр и драматургию в Словении профессиональным и институционализированным. Между 1879 и 1941 годами существует несколько инициатив, ведущих к профессионализации словенского театра; Первая театральная площадка открывается в Любляне до конца 19 века, и Драматическое общество действует как своего рода трехкомпонентная организация под одной крышей. Есть исследования и международный диалог, образующие своего рода институт, подобный филиалу, есть школа раннего драматизма, обучающая артистов, и репертуарный театр с полным сезоном в течение года. Между 1920 и 1941 годами правительство пытается подавить театр, который оживает после 1941 года, когда Словения присоединяется к Югославии. В 1952 году национальное правительство и крупные муниципалитеты основали еще семь профессиональных репертуарных театров, которые обеспечивают долгосрочное финансирование. Конец 50-х, 60-е и 70-е годы ознаменовали собой новую волну экспериментального независимого театра в Словении.
Изобразительное искусство, архитектура и дизайн Словении сформированы рядом архитекторов, дизайнеров, художников, скульпторов, фотографов, художников-графиков, а также комиксов, иллюстраторов и художников-концептуалистов. Самыми престижными учреждениями, в которых экспонируются работы словенских художников-художников, являются Национальная галерея Словении и Музей современного искусства.
Современная архитектура в Словении была представлена Макс Фабиани, а в середине войны Йоже Плечник и Иван Вурник. Во второй половине ХХ века национальный и универсальный стиль соединили архитекторы Эдвард Равникар и Марко Мушич.
Милко Бамбич известен тем, что первый комикс Slovene Little Negro Bu-ci-bu, аллегория карьеры Муссолини и как создатель торговая марка «Три сердца» (Tri srca), которую до сих пор использует Radenska. После Второй мировой войны комиксы и анимационная реклама, нарисованная Мики Мустер, приобрели популярность в Словении.
Первым словенским анимационным фильмом был 1998 год, снятый Звонко Чох, который за десять лет создания нарисовал пятьдесят тысяч кадров. Первые полностью компьютерные анимации - это 2003 и 2008 годы, оба сделанные компанией.
Сформировано несколько групп концептуального визуального искусства, включая и IRWIN. Сегодня словенские изобразительные искусства разнообразны, основаны на традициях, отражают влияние соседних народов и переплетаются с современными европейскими движениями.
Самым известным среди словенских дизайнеров интерьеров является дизайнер скандинавского дизайна - вдохновленный 1952 г. стул Rex,. Его дизайн находится в коллекции Музея современного искусства MOMA в Нью-Йорке.
Elan SCX - один из лучших элементов промышленного дизайна, изменивших мировую лыжную индустрию. Они были разработаны всемирно известной словенской компанией Elan. Лыжи Elan были изображены еще до Elan SCX в серии фильмов 1985 года Джеймс Бонд, часть Вид на убийство с Роджером Муром. В романтической комедии Работница Кэтрин Паркер (Сигурни Уивер ) была изображена катящейся на лыжах на моделях лыж и палок RC ELAN.
Во время Второй мировой войны Божидар Якац создал множество изображений, которые помогли основать послевоенную Академию визуальных искусств в Любляна.
В 1917 году проиллюстрировал знаменитую книгу Фран Левстик Мартин Крпан о словенском народном герое. В число иллюстраторов детских книг входят женщины-иллюстраторы, такие как Марленка Ступица, Мария Люция Ступица, Анчка Гошник Годец, Марьянка Емец Божич и Елка Райхман.
Многие поколения детей получили образование с помощью технических и научных иллюстраций, созданных Божо Кос и опубликованных в словенских детских журналах, таких как.
Недавно иллюстрации Лилы Прап приобрели популярность в Японии, где по телевидению транслировались детские мультфильмы, основанные на ее иллюстрациях.
Исторически сложилось так, что живопись и скульптура в Словении были в конце 18 и 19 века отмечены неоклассицизмом (), бидермейером (Джузеппе Томинц ) и Романтизм (Михаил Строй ). Первая художественная выставка в Словении была организована в конце 19 века Иваной Кобылицей, художницей, работавшей в реалистических традициях. Импрессионисты художники: Матей Стернен, Матия Яма, Рихард Якопич, Иван Грохар, чей Сеятель (словенский: Сеялец) был изображен на 0,05 словенских евро монетах и ввел импрессионизм в Словению. Эспрессионист Среди художников Вено Пилон и Тон Краль, чья книга с картинками, переизданная тринадцать раз, теперь является самым узнаваемым изображением народного героя Мартина Крпана.
В 1841 году Янез Пухар (1814–1864) изобрел технологию фотографии на стекле, признанную 17 июня 1852 года в Париже Национальной сельскохозяйственной академией, мануфактурой и коммерцией. Годжмир Антон Кос был известным реалистом художником и фотографом между Первой и Второй мировой войнами.
Первый фотограф из Словении, чьи работы были опубликованы в журнале National Geographic -
Возрождение словенской скульптуры началось с (1859–1935 гг.)), который создал первый публичный памятник Просвещению фигуру Валентина Водника и предоставил Гения театра и другие статуи для Словенского национального театра оперы и балета здание.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Культурой Словении. |