Культура Монголии

редактировать
Алтарь 9-го Джебцундамба Хутухту - духовного лидера линии Гелуг среди халха-монголов. Монастырь Гандантэгчинлен, Улан-Батор, Монголия.

культура Монголии находилась под сильным влиянием монгольского кочевого образа жизни.

Содержание
  • 1 Материальные традиции
    • 1.1 Одежда
    • 1.2 Игры
    • 1.3 Кухня
    • 1.4 Споры об артефактах культуры
    • 1.5 Юрты (гер)
  • 2 Литературные традиции
    • 2.1 Традиционные ценности
      • 2.1.1 Религия
      • 2.1.2 Обычаи и суеверия
      • 2.1.3 Праздники
    • 2.2 Литература
    • 2.3 Изобразительное искусство
      • 2.3.1 Музыка
      • 2.3.2 Кино
  • 3 Список нематериального культурного наследия Монголии
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Материальные традиции

Одежда

Уземчинские монголы

Монгольская одежда имеет мало изменился со времен империи, потому что он в высшей степени хорошо приспособлен к условиям жизни в степи и повседневной деятельности скотоводческих кочевников. Однако произошли некоторые изменения в стилях, которые отличают современную монгольскую одежду от исторической. дил, или, это традиционная монгольская одежда, которую носят в рабочие и особые дни. Это длинное свободное платье, скроенное за одно целое с рукавами; у него высокий воротник и широкая полоса спереди. Дил опоясан поясом. Монгольские доспехи всегда закрываются справа от владельца и традиционно имеют пять застежек. Современные туфли часто имеют декоративные накладки на клапанах, маленькие круглые вырезы и иногда содержат воротник-мандарин

. Изображения монголов времен империи, однако, демонстрируют туфли с более открытыми вырезами, без воротников и очень простой крой. накладки, похожие на дели, которые до сих пор носят ламы в современной Монголии. В дополнение к делю, мужчины и женщины могли носить под ним свободные брюки, а мужчины могли носить юбки в более поздний буддийский период, а женщины могли носить нижние юбки, но на самом деле на некоторых монгольских картинах женщины носили широкие брюки, собранные на щиколотке, похожи на шелвар или турецкие брюки. Юбки того же стиля до сих пор носят в некоторых частях Монголии и Китая; у них гладкие передняя и задняя панели с плотно сложенными боковыми панелями. На картинах монголов из персидских и китайских источников изображены мужчины, а часто и женщины, заплетавшие волосы в косы. Волосы будут разделены на две косички, каждая из которых будет разделена на три косы. Затем концы косы должны были быть скручены и привязаны к верхней части косы за ушами. Мужчины брили верхнюю и боковые части головы, обычно оставляя только короткий «чуб» спереди и длинные волосы позади. Знаменитый головной убор богтаг, который носили женщины, по-видимому, предназначался только для замужних женщин очень высокого ранга.

Каждая этническая группа, проживающая в Монголии, имеет свой собственный дизайн дели, отличающийся кроем, цветом и отделкой. До революции все социальные слои Монголии имели свою манеру одеваться. Например, животноводы носили простую одежду, которая служила им и летом, и зимой. Жрецы носили желтые накидки с накидкой или накидывали на нее. Светские феодалы лорды надевают нарядные шляпы и шелковые жилетки.

Игры

Популярные настольные игры - шахматы и шашки. Шахматные фигуры: нойон (благородный = король), берс (ср. Бары "тигр" = королева), теми (верблюд = слон), мори (конь = рыцарь), терег (телега = замок), кхуу (мальчик = пешка).. Правила, используемые сегодня, такие же, как и в европейских шахматах, хотя существуют разные версии, называемые «монгольские шахматы» и «даурские шахматы».

В домино играют широко. Карточные игры коренных народов существовали еще в XIX веке, но сейчас они утеряны. Одна из самых популярных карточных игр - это.

Лодыжки овцы, или шагай, используются в играх как кости или жетон. Камень, ножницы, бумага и морра также играются в игры. Деревянные сучки и головоломки на распутывание традиционно были популярны.

Монгольские дети, как известно, играли в ледяную игру на замерзших реках, похожую на керлинг.

Кухня

Хорхог, монгольское мясное рагу, служившее особой едой для гости.

Монгольская кухня в основном основана на мясе и специях с некоторыми региональными вариациями. Наиболее распространенное мясо - баранина, на юге пустыни к нему добавляется верблюжье мясо, а в северных горах - говядина (включая як ). Молочные продукты производятся из кобыльего молока (Айраг ), крупного рогатого скота, яков и верблюдов (например, сливок ). Популярные блюда: бууз (разновидность пельменей), хуушуур (мясное тесто), хоркхог (мясное рагу, обычно специальное блюдо для гостей)., и boortsog (сладкое печенье).

Споры о культурных артефактах

20 мая 2012 года редкий скелет тарбозавра bataar, также известного как Tyrannosaurus bataar, был продан неизвестному покупателю за 1 052 500 долларов США в аукцион в г. Нью-Йорк, США, несмотря на попытки президента Монголии Элбэгдоржа Цахия остановить продажу. Правительство Монголии озабочено сохранением контроля над окаменелостями и культурными реликвиями, в то время как ученые опасаются исчезновения таких предметов в частных коллекциях. контрабандист был осужден судом Нью-Йорка в декабре 2012 года за разграбление скелетов Tyrannosaurus bataar из Монголии и их транспортировку в США для продажи.

Юрты в сельской местности Монголии

Юрта (гер)

Гер (юрта ) - часть монгольской национальной идентичности. В «Тайной истории монголов» Чингисхан упоминается как лидер всех людей, живущих в войлочных палатках, называемых герами, и даже сегодня большая часть населения Монголии живет в гере, даже в Улан-Баторе. Гер 'также означает дом, а другие слова происходят от его основы слова. Например, герлех означает жениться.

Литературные традиции

Традиционные ценности

Среди тем, упоминаемых от древнейших произведений монгольской литературы до современных мягких поп-песен, - любовь к родителям и тоска по дому, тоска по место, где каждый вырос. Лошади всегда играли важную роль в повседневной жизни, а также в искусстве. У монголов очень много эпических героев с древних времен. Гостеприимство настолько важно в степях, что традиционно считается само собой разумеющимся. Монгольское слово, обозначающее герой, baatar, часто встречается в личных именах и даже в названии столицы Монголии Улан-Батор (монгольский : Улаанбаатар, Улан-Батор). Слово было введено в средние века во многие немонгольские языки, завоевав монголоязычные кочевники, и теперь существует в различных формах, таких как болгарский язык, русский, Польский, венгерский, персидский, североиндийский и грузинский. Традиционные слова, такие как temul, обозначают способ описания творчества и страсти; Темул использовался в нескольких монгольских словах и имел значение: «стремительно мчаться, вдохновляться или иметь чувство творческой мысли, и даже летать фантазией». С монгольской точки зрения это можно рассматривать как «взгляд в глаза лошади, которая мчится туда, куда хочет, независимо от того, чего хочет всадник».

Религия

Буддийский монастырь в Монголии

С древних времен тенгрианство было доминирующей системой верований монголов и до сих пор сохраняет важное значение в их мифологии. В эпоху Великих ханов Монголия практиковала свободу вероисповедания и до сих пор является определяющим элементом монгольского характера. В 17 веке тибетский буддизм стал доминирующей религией в Монголии. Традиционный шаманизм, за исключением некоторых отдаленных регионов, подавлялся и маргинализировался. С другой стороны, ряд шаманских практик, таких как поклонение овоо, были включены в буддийскую литургию.

Тибетский буддизм - это ритуальная религия с большим количеством божеств. Это вдохновило на создание предметов религиозного назначения, включая изображения в живописи и скульптурах.

После сталинских чисток в 1930-х годах и буддизм, и шаманизм были фактически запрещены в Монгольской Народной Республике. В Внутренней Монголии на традиционную религию сильно повлияла Культурная революция. С 1990-х годов ряд христианских сект пытается закрепиться в Монголии. Около 4% населения Монголии - мусульмане.

Обычаи и суеверия

Монгольский ребенок

Монголы традиционно боялись несчастий и верили в хорошие и плохие предзнаменования. Неудачу могут привлечь разговоры о негативных вещах или люди, о которых часто говорят. Их также мог послать какой-нибудь злобный шаман, разгневанный нарушением какого-либо табу, например, наступлением на порог юрты, осквернением воды или горы и т. Д.

Наиболее уязвимыми членами семьи были дети. Иногда им дают не-имена, такие как Нергуи (монгольский : без имени) или Энебиш (монгольский : не этот), или мальчики одевались как девочки. «Поскольку степняки получили в жизни только одно имя, его выбор нес в себе много символики, часто на нескольких уровнях; имя передавало ребенку его характер, судьбу и судьбу». Перед тем, как выйти ночью на улицу, лбы маленьких детей иногда красят углем или сажей, чтобы обмануть злых духов, что это не ребенок, а кролик с черными волосами на лбу.

Проходя по пути овоос (пирамиды из камней), они часто обходят круг и приносят в жертву сладости и т.п., чтобы путешествие было безопасным. Некоторыми овоо, особенно в высоких горах, приносят в жертву, чтобы получить хорошую погоду, предотвратить несчастья и тому подобное.

Для ребенка первый большой праздник - это первая стрижка, обычно в возрасте от трех до пяти лет. Раньше дни рождения не отмечали, но сегодня популярны дни рождения. Свадебные церемонии традиционно включают в себя передачу новой юрты (гер) молодожёнам. Умерших родственников обычно хоронили на открытом воздухе, где трупы съедали животные и птицы. В настоящее время тела обычно хоронят.

Праздники

Фестиваль Наадам в Улан-Баторе

Самыми важными публичными праздниками являются Наадам (английский язык: игра). Самый крупный из них проводится ежегодно 11–13 июля в Улан-Баторе, но есть и более мелкие на уровнях аймака и сумма. Наадам включает соревнования по скачкам, борьбе и стрельбе из лука.

Для семей наиболее важным праздником является Цагаан Сар (английский: белый месяц / лунный Новый год), что примерно соответствует китайскому Новому году и обычно приходится на январь или февраль. Члены семьи и друзья ходят друг к другу, обмениваются подарками - очень популярными подарками для всех возможностей являются хадаг - и едят огромное количество бууз.

Под советским влиянием Новый год стало большим событием, и это один из самых больших праздников, сопоставимых с Рождеством на Западе.

Литература

Письмо Аргуна, хана Монгольского Ильханства, Папе Николаю IV, 1290

Старейший полностью Переданное произведение монгольской литературы, вероятно, также является наиболее известным за рубежом: Тайная история монголов. Однако в нем есть отрывки из старых стихов. Во всяком случае, немногочисленные образцы монгольской литературы времен Монгольской империи дошли в письменной форме: фрагменты песни о матери и местности, где она выросла, были найдены в солдатской могиле в Река Волга в 1930 г., в Турфане в 1902/03 г. Петр Козлов привез фрагменты из Хара-Хото <25 фрагментов рукописей и печатных изображений . 109>в 1909 году.

Другие литературные произведения издавна продавались в устной форме и обычно состоят из аллитерирующих стихов и известны как Üligers, что буквально означает сказки. Сюда входят пословицы, приписываемые Чингисхану, и эпосы о жизни хана или о двух его белых конях. Другие известные эпосы связаны с Гесер-ханом. Известные эпосы Оирада : Джангар, Хан Кхарангуи, Бум Эрдене и другие.

Начиная с 17 века сохранился ряд летописей. Они также содержат длинные аллитерирующие отрывки. Яркими примерами являются Алтан Товч и другой анонимный труд с тем же названием, Саганг Сечен Эрденин Товч, История Ломи Борджигин клана (монгол Борджигин ovgiin tüükh) и многое другое.

Уже во времена Монгольской империи в Монголии стали известны образцы буддийской и индийской литературы. Другая волна переводов индийских / тибетских текстов пришла с обращением Монголии в тибетский буддизм в конце 16 - начале 17 веков. Начиная с 1650-х годов, копии религиозных текстов, таких как Канджур и Танджур, а также эпосов, таких как Гесер Хан, стали появляться в виде печатных изображений. Эти гравюры в основном производились в Пекине, но также и в некоторых монгольских монастырях.

Во времена Монголии при династии Цин ряд китайских романов был переведен на монгольский. В то же время социальное недовольство и пробуждающийся монгольский национализм привели к созданию таких произведений, как исторический роман Инджанаша «Голубые хроники» или рассказы о «Сумасшедшем» Шагдаре.

Начало с произведений из Цэвэен Джамсрано и других бурят в 1910-х годах многие важные произведения русской и европейской литературы или, по крайней мере, не были политически некорректными, были переведены на монгольский язык в XX веке.

Религиозные театральные пьесы о тибетском отшельнике Миларепе ставились уже в 18-19 веках. Самая старая известная сегодня монгольская драма «Лунная кукушка» (Saran khökhöö) была создана Данзанравджа около 1831 года. Пьеса потерялась в начале 20 века, но тем временем появились другие театральные труппы. Первый профессиональный монгольский театр был основан в Улан-Баторе в 1930 году. В социалистический период каждый аймак имел свой театр. С 1990-х годов был основан ряд небольших частных театральных компаний, таких как Mask или Shine üe prodakshn. Они уделяют большое внимание легким комедиям и пародиям, а также регулярно выпускают клипы, которые распространяются на DVD или в Интернете.

Изобразительное искусство

Монголия 19 века смута Сита (Белая) Тара от Ёндор Гегин Занабазар Монголия, 17 век

До 20 века большинство произведений изобразительного искусства в Монголии выполняли религиозную функцию, и поэтому монгольское изобразительное искусство находилось под сильным влиянием религиозных текстов. Тханки обычно писались или создавались в аппликация техника. Бронзовые скульптуры обычно изображали буддийских божеств. Первым Джебцундамба Хутукту, Занабазар.

относят ряд великих произведений. В конце 19 века такие художники, как «Марзан» Шарав обратились к более реалистичным стилям живописи.. В Монгольской Народной Республике, социалистический реализм был доминирующим стилем живописи, однако традиционные картины, подобные тханке, посвященные светским, националистическим темам, также были популярны, жанр, известный как «Монгольский зураг ".

Одной из первых попыток внедрения модернизма в изобразительное искусство Монголии была картина «Эхийн сетгель» («Материнская любовь»), созданная Цэвэгжавом в 1960-х годах. Художник подвергся чистке, поскольку его работы подверглись цензуре.

Все виды изобразительного искусства расцвели только после «Перестройки » в конце 1980-х годов. Отгонбаяр Эршуу - важный живописец того времени, он был изображен в фильме «ZURAG» Тобиаса Вульфа.

Музыка

Монгольские музыканты, играющие за пределами Центра Помпиду в Париж, Франция. Моринхуур: монгольская скрипка с конской головкой

В Монголии очень древние музыкальные традиции. Ключевыми традиционными элементами являются горловое пение, Морин Хуур (скрипка с конской головой) и другие струнные инструменты, а также несколько типов песен. Для монгольских мелодий характерны пентатонические гармонии и длинные ноты.

В 20-м веке была представлена ​​классическая музыка западного стиля, смешанная с традиционными элементами некоторыми композиторами. Позже всю палитру поп- и рок-музыки переняли и молодые музыканты.

Монгольский вальс - танец, уникальный для Монголии. Как правило, один всадник и одна всадница кружат друг вокруг друга под традиционную песню, которая усиливается по мере ее развития. Трехшаговая походка лошадей, которые кружатся, дала танцу свое название.

Кино

В социалистические времена Монгольский народный революционер рассматривал фильмы как инструмент пропаганды. Партия. Первыми темами были популярные легенды и герои революции. В 1950-х годах акцент сместился на героев рабочего класса, как в. В 1970-е годы было много документальных фильмов и рассказов из повседневной жизни.

После демократизации кинематографисты обратились за поддержкой к международным партнерам, как в случае совместного производства Японии и Монголии. Независимые режиссеры, такие как и Бьямбасурен Даваа, создали фильмы, в которых соединились древние традиции и мифология, а также их отношение к жизни в современном мире. Фильм Бьямбасурена История плачущего верблюда был номинирован на премию Оскар как зарубежный документальный фильм в 2005 году.

Начиная со второй половины 20 века, овощи также все чаще становятся частью монгольской диеты. В Улан-Баторе имеется широкий выбор импортных продуктов питания.

Список нематериального культурного наследия Монголии
ЭлементОбъявленный годГод регистрацииРегионСсылка
Традиционная музыка Морин Хуур 20032008
Уртин Дуу - Традиционный фолк Длинная песня 20052008
танец биелги 2009
Традиционная эпическая поэма 2009
Цуур флейта с выдувным концом 20092008
Традиционная Наадам фестиваль20102010
Соколиная охота, живое человеческое наследие2012
Монгольское горловое пение 2010
Техника исполнения народной долгой песни (флейта ) - круговое дыхание2011
Монгольская каллиграфия 2013
Традиционное мастерство монголов Гер и связанные с ним обычаи2013
Монгольская стрельба по костяшкам пальцев2014
Ритуал уговоров верблюда 2015
См. также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Культура Монголии.
Последняя правка сделана 2021-05-16 11:14:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте