A культурный ландшафт, как определено Комитетом всемирного наследия, это «культурные ценности [которые] представляют собой совокупность произведений природы и человека».
Понятие «культурные ландшафты» можно найти в Европейская традиция пейзажной живописи. Начиная с XVI века многие европейские художники рисовали пейзажи в пользу людей, уменьшая людей на своих картинах до фигур, относящихся к более широким, региональным ландшафтам.
Само слово «пейзаж » «земля» сочетается с глаголом германского происхождения «scapjan / schaffen», что буквально означает «сформированные земли». В то время считалось, что земли сформированы природными силами, и уникальные детали таких ландшафтов (сформированных земель) стали предметом «пейзажных» картин.
Географ Отто Шлютер считается создателем впервые официально употребил термин «культурный ландшафт» как академический термин в начале 20 века. В 1908 году Шлютер утверждал, что, определяя географию как Landschaftskunde (ландшафтная наука), это делает географию логическим предметом, которого нет ни у одной другой дисциплины. Он определил две формы ландшафта: Urlandschaft (перевод оригинального ландшафта) или пейзаж, существовавший до крупных антропогенных изменений, и Kulturlandschaft (перевод культурный ландшафт), ландшафт, созданный человеческой культурой. Основной задачей географии было проследить изменения в этих двух ландшафтах.
Это был Карл О. Зауэр, географ-человек, который, вероятно, был наиболее влиятельным в продвижении и развитии идеи культурных ландшафтов. Зауэр был полон решимости подчеркнуть влияние культуры как силы, формирующей видимые черты земной поверхности в ограниченных областях. По его определению, физическая среда сохраняет центральное значение как среда, через которую действуют человеческие культуры. Его классическое определение «культурного ландшафта» гласит следующее:
«Культурный ландшафт создается из природного ландшафта культурной группой. Культура - это агент, природная территория - это среда, культурный ландшафт - результат »
С тех пор, как Шлютер впервые официально использовал этот термин, а Зауэр успешно продвинул эту идею, концепция« культурных ландшафтов »по-разному использовалась, применялась, обсуждалась, развивалась и уточнялась в академических кругах. В 1950-е годы, например, Дж. Джексон и его публикация «Пейзаж» оказали влияние на поколение особенно американских ученых, в том числе на историков архитектуры Дениз Скотт Браун и Гвендолин Райт.
К 1992 г. Комитет всемирного наследия принял решение созвать совещание «специалистов» для предоставления рекомендаций и помощи в переработке Оперативного руководства Комитета с целью включения «культурных ландшафтов» в качестве варианта внесения в список объектов наследия, которые не были ни чисто природными, ни чисто культурными по форме (т. Е. «Смешанными»).
Принятие и использование Комитетом всемирного наследия концепции «культурных ландшафтов» привлекло внимание многих специалистов по всему миру и многих стран, определяющих «культурные ландшафты», оценивая «культурные ландшафты», составляя списки наследия » культурные ландшафты », управление« культурными ландшафтами »и эффективное превращение« культурных ландшафтов »в известные и видимые миру с очень практическими разветвлениями и проблемами.
Академический обзор совокупного эффекта за 2006 г. Комитет всемирного наследия, многочисленные специалисты по всему миру и странам, применяющие концепцию «культурных ландшафтов», заметили и пришли к выводу, что:
«Хотя концепция ландшафта в течение некоторого времени была оторвана от ее первоначальных художественных ассоциаций... все еще преобладает представление о ландшафтах как о вписанной поверхности, сродни карте или тексту, с которой можно просто прочитать культурный смысл и социальные формы ».
В академических кругах любая система взаимодействия между человеческой деятельностью а естественная среда обитания рассматривается как культурный ландшафт. В некотором смысле это понимание шире, чем определение, применяемое в ЮНЕСКО, включая почти всю занятую поверхность мира, а также почти все виды использования, экологию, взаимодействия, практики, верования, концепции и традиции людей, живущих. в культурных ландшафтах. Вслед за этим географ Ксоан Паредес определяет культурный ландшафт как:
"... среду, измененную человеком с течением времени, долгосрочное сочетание антропного воздействия на эту среду и физические ограничения, ограничивающие или обусловливающие деятельность человека. Это географическая зона, включающая природные и культурные ресурсы, связанная с исторической эволюцией, которая уступает место узнаваемым ландшафтам для определенной группы людей, вплоть до того, что их можно идентифицировать как таковые другими. "
Некоторые университеты теперь предлагают степени специалиста по изучению культурных ландшафтов, в том числе, например, университеты Неаполя, Сент-Этьена и Штутгарта, которые предлагают диплом магистра культурных ландшафтов.
Комитет всемирного наследия определил и перечислил ряд территорий или объектов как культурные ландшафты, имеющие универсальную ценность для человечества, включая следующие:
«В 1993 году Национальный парк Тонгариро стал первым объектом внесен в Список всемирного наследия в соответствии с пересмотренными критериями, описывающими культурные ландшафты. Горы в центре парка имеют культурное и религиозное значение для народа маори и символизируют духовные связи между этим сообществом и его окружающей средой. В парке есть действующие и потухшие вулканы, разнообразные экосистемы и впечатляющие пейзажи ».
« Этот парк, ранее называвшийся Улуру (Айерс-Рок - гора Ольга) Парк с впечатляющими геологическими образованиями, доминирующими над огромным красным песчаная равнина центральной Австралии. Улуру, огромный монолит, и Ката Тьюта, скальные купола, расположенные к западу от Улуру, составляют часть традиционной системы верований одного из старейших человеческих сообществ в мире. Традиционными владельцами Улуру-Ката Тьюта являются аборигены анангу ".
«В течение 2000 лет высокие рисовые поля Ифугао повторяли контуры гор. Плоды знаний, передаваемых из поколения в поколение, и выражение священных традиций и тонкий социальный баланс, они помогли создать пейзаж невероятной красоты, который выражает гармонию между человечеством и окружающей средой ».
«В 19 веке Синтра стал первым центром европейской романтической архитектуры. Фердинанд II превратил разрушенный монастырь в замок, где эта новая чувствительность проявилась в использовании элементов готики, египетского, мавританского и ренессансного стиля, а также в создании парка, сочетающего местные и экзотические виды деревьев. Другие прекрасные дома, построенные в том же духе в окрестностях Серры, создали уникальное сочетание парков и садов, которое повлияло на развитие ландшафтной архитектуры по всей Европе ".
«Лигурийское побережье между Чинкве-Терре и Портовенере - это культурный ландшафт большой живописной и культурной ценности. Планировка и расположение небольших городов и форма окружающего ландшафта, преодолевая недостатки крутой неровной местности, отражают непрерывную историю человеческих поселений в этом регионе за последнее тысячелетие ".
Национальный парк Хортобадь является крупнейшим сплошным естественным пастбищем в Европе, что означает, что он не образовался в результате вырубки лесов или борьбы с реками. Первый венгерский национальный парк (основан в 1973 году), это самая большая охраняемая территория страны (82 тысячи гектаров). Значительная часть его - биосферный заповедник, а четверть его территории находится под международной защитой в рамках Рамсарской конвенции о сохранении водно-болотных угодий.
Область Холмы Матобо демонстрирует обилие характерных скальных форм рельефа, возвышающихся над гранитным щитом, покрывающим большую часть Зимбабве. Люди предоставляют обильные естественные укрытия и были связаны с заселением людей с раннего каменного века вплоть до ранних исторических времен, а иногда и с тех пор. В них также представлена выдающаяся коллекция наскальных рисунков. Холмы Матопо по-прежнему являются центром внимания местного сообщества, которое по-прежнему использует святыни и священные места, тесно связанные с традиционной, социальной и экономической деятельностью.
«XVIII и Культурный ландшафт XIX века Дрезденская долина Эльбы... с невысокими лугами и венчается дворцом Пильниц и центром Дрездена с его многочисленными памятниками и парками XVI-XX веков. с пригородными виллами и садами XIX и XX веков, а также ценными природными особенностями. "
Этот пейзаж был исключен из списка всемирного наследия в 2009 году в связи со строительством четырехполосной автомагистрали через Эльбу
«Ландшафт виноградников Лаво ярко демонстрирует его эволюцию и развитие на протяжении почти тысячелетия через хорошо сохранившиеся пейзажи и здания. которые демонстрируют продолжение и развитие давних культурных традиций, характерных для данной местности ».
« Культурный ландшафт Западного озера в Ханчжоу, включающий Западное озеро и холмы, окружающие его с трех сторон, вдохновлял известных поэтов, ученых и художников с 9 века. Он включает в себя многочисленные храмы, пагоды, павильоны, сады и декоративные деревья, а также дамбы и искусственные острова ».
Qhapaq an - это обширная коммуникационная, торговая и оборонная сеть инков, состоящая из дорог протяженностью 30 000 км. Построенная инками в течение нескольких столетий и частично основанная на инфраструктуре до инков, эта необычная сеть проходит через одну из самых экстремальных в мире географические ландшафты связывали заснеженные вершины Анд - на высоте более 6000 м - с побережьем, пролегая через жаркие тропические леса, плодородные долины и абсолютные пустыни. Максимального распространения он достиг в 15 веке, когда распространился по протяженностью и шириной Анд. Дорожная система Кхапакчан, Андская дорожная система включает 273 составных участка, расположенных на протяженности более 6000 км, которые были выбраны, чтобы подчеркнуть социальные, политические, архитектурные и инженерные достижения узлов сети, а также связанной с ней инфраструктуры для торговли, размещения и хранения, а также объектов религиозного значения.
Западное озеро в Ханчжоу Мира Объект наследия. Согласно ЮНЕСКО, он отражает «идеализированное слияние человека и природы».