В культурной антропологии и культурной географии, культурная диффузия, как концептуально сформулировал Лео Фробениус в его публикации 1897/98 года Der westafrikanische Kulturkreis, это распространение культурных предметов - такие как идеи, стили, религии, технологии, языки - между людьми, будь то в пределах одного культура или из одной культуры в другую. Это отличается от распространения инноваций внутри определенной культуры. Примеры распространения включают распространение боевой колесницы и выплавки железа в древние времена, а также использование автомобилей и западных Деловые костюмы в 20 веке.
Были определены пять основных типов культурного распространения:
Межкультурное распространение может происходить во многих способами. Мигрирующее население унесет с собой свою культуру. Идеи могут нести транс-культурные посетители, такие как торговцы, исследователи, солдаты, дипломаты, рабы и наемные ремесленники. Распространение технологий часто происходило, когда одно общество заманивало квалифицированных ученых или рабочих платежами или другими стимулами. Транскультурные браки между двумя соседними или смешанными культурами также внесли свой вклад. Среди грамотных обществ распространение может происходить через письма, книги и, в наше время, через электронные средства массовой информации.
Существует три категории механизмов распространения:
Прямое распространение было обычным делом в древние времена, когда небольшие группы людей жили в соседних поселениях. Косвенное распространение широко распространено в современном мире из-за средств массовой информации и изобретения Интернета. Также представляет интерес работа американского историка и критика Дэниела Дж. Бурстина в его книге Первооткрыватели, в которой он дает исторический взгляд на роль исследователи в распространении инноваций между цивилизациями.
Для межкультурного распространения было предложено множество моделей:
Концепция, которая часто упоминалась в этом отношении, которая может быть сформулирована в модели эволюционного диффузионизма, - это концепция «идеи, время которой пришло», в результате чего новый культурный объект появляется почти одновременно и независимо в нескольких удаленных друг от друга местах после того, как определенные предварительные условия распространились по соответствующим общинам. Эта концепция была использована в связи с независимым развитием исчисления Ньютоном и Лейбницем, а также изобретениями самолета и электронный компьютер.
гипердиффузионисты отрицают, что параллельная эволюция или независимые изобретения имели место в какой-либо значительной степени на протяжении всей истории; они заявляют, что все основные изобретения и все культуры можно проследить до единой культуры.
Ранние теории гипердиффузионизма можно проследить до идей о Южной Америке, являющейся источником человечества. Антонио де Леон Пинело, испанец, поселившийся в Боливии, утверждал в своей книге Paraíso en el Nuevo Mundo, что Эдемский сад и сотворение человека имели произошло в современной Боливии, и что остальной мир был заселен миграциями оттуда. Схожих идей придерживался и Эметерио Вильямил де Рада; в своей книге «Ла Ленгуа де Адан» он попытался доказать, что аймара был изначальным языком человечества и что человечество возникло в Сорате в боливийских Андах. Первая научная защита человечества, зародившаяся в Южной Америке, была дана аргентинским палеонтологом Флорентино Амегино в 1880 году, который опубликовал свое исследование в La antigüedad del hombre en el Plata.
Работа Графтона Эллиота Смита вызвала возрождение гипердиффузионизма в 1911 году; он утверждал, что знания о производстве меди распространились из Египта по всему миру вместе с мегалитической культурой. Смит утверждал, что все основные изобретения были сделаны древними египтянами и были унесены в остальной мир мигрантами и путешественниками. Его взгляды стали известны как «египтоцентрический гипердиффузионизм». Уильям Джеймс Перри развил гипотезу Смита, используя этнографические данные. Еще одним гипердиффузионистом был лорд Рэглан ; в своей книге «Как возникла цивилизация» (1939) он писал, что вместо Египта вся культура и цивилизация пришли из Месопотамии. Гипердиффузионизм после этого не исчез полностью, но в целом от него отказались ведущие академические круги.
Теория диффузии была выдвинута в качестве объяснения "европейского чуда ", внедрения технологических инноваций в средневековой Европе, которое к 17 веку достигло высшей точки в достижении европейскими технологическими достижениями, превосходящими исламский мир и Китай. Такой технологический импорт в средневековую Европу включает порох, часы механизмы, судостроение, бумагу и ветряную мельницу, однако, в каждом из этих случаев европейцы не только приняли технологии, но и улучшили масштабы производства, собственные технологии и приложения до уровня, явно опережающего эволюцию оригинального изобретения в стране его происхождения.
Есть также некоторые историки, которые задаются вопросом, действительно ли Европа обязана развитием таких изобретений, как порох, компас, ветряная мельница или печать, китайской или другим культурам.
Однако историк Питер Франкопан утверждает, что влияния, особенно торговля, через Ближний Восток и Центральную Азию в Китай через Шелковые пути, были упущены из виду в традиционных историях «подъема Запада». Он утверждает, что возрождение финансировалось за счет торговли с Востоком (из-за кончины Византии от рук Венеции и 4-го крестового похода), и что торговля позволила поделиться идеями и технологиями с Европой. Но постоянные войны и соперничество в Европе означали, что развитие этих идей для достижения военного и экономического преимущества оказывалось чрезвычайно сильным, и возникла острая необходимость использовать их для расширения.
В то время как концепция диффузии в целом хорошо принимается, предположения о существовании или степени распространения в некоторых конкретных контекстах горячо оспариваются. Примером таких споров является предложение Тура Хейердала о том, что сходство между культурой Полинезии и доколумбовыми цивилизациями Анд связано с распространением из последнее по отношению к первому - теория, которая в настоящее время имеет мало сторонников среди профессиональных антропологов. Теория Хейердала о полинезийском происхождении не получила признания среди антропологов.
Среди основных участников исследований и теории межкультурной диффузии: