Культурно-идеологическая революция ( Албанский : Revolucioni Ideologjik е Kulturor) или культурная революция ( Албанский : Revolucioni Kulturor) был период политических и социальных изменений в Албании, запущенного Энвера Ходжи, на первый секретарь в партии труда Албании в то время. Власти Народной Социалистической Республики Албания решили повторить движение Культурной революции в Китае и были вдохновлены его последствиями. Она зародилась в речи, произнесенной 6 февраля 1967 года, с целью радикальных изменений в вооруженных силах (известной как Албанская народная армия ), бюрократии и религиозной жизни. Во время культурной и идеологической революции традиционные родственные связи в Албании, в основе которых лежала патриархальная семья, были поколеблены послевоенными репрессиями в отношении лидеров кланов, коллективизацией сельского хозяйства, индустриализацией, миграцией из сельской местности в городские районы и подавлением религии. Он также побуждал студентов и рабочих-коммунистов использовать более решительную тактику, чтобы препятствовать религиозным практикам, хотя изначально насилие было осуждено.
В середине 1960-х годов лидеры Албании стали опасаться угрозы их власти со стороны растущей бюрократии. Подорвана партийная дисциплина. Люди жаловались на должностные преступления, инфляцию и некачественные товары. Писатели отошли от ортодоксального социалистического реализма, который требовал, чтобы искусство и литература служили инструментами государственной и партийной политики. В результате, после того как Мао Цзэдун в 1966 году развязал Культурную революцию в Китае, Ходжа начал свою Культурную и идеологическую революцию.
Возражая против «менталитета белых воротничков», власти также урезали зарплаты чиновникам среднего и высокого уровня, выгнали администраторов и специалистов с их рабочих мест и отправили таких людей работать на фабрики и в поля. Были упразднены шесть министерств, в том числе Министерство юстиции. Коллективизация ферм распространилась даже на далекие горы. Кроме того, правительство атаковало писателей и художников-диссидентов, реформировало свою систему образования и в целом усилило изоляцию Албании от европейской культуры, чтобы не допустить иностранного влияния.
Режим упразднил воинские звания, вновь ввел в армию политических комиссаров и отказался от профессионализма в Албанской народной армии. Идея упразднения званий в армии была выдвинута в апреле 1966 года в Открытом письме, которое Политбюро ЦК ППШ разослало коммунистическим организациям. В открытом письме приводились аргументы в пользу того, почему эта реформа должна быть проведена, и среди основных из них было отсутствие рядов в Освободительной армии Албании. Когда китайцы в 1980-х годах восстановили ряды, албанская армия не представила их, а Энвер Ходжа охарактеризовал их как «генералов с паршивой грудью от наград».
Послевоенный режим радикально изменил положение женщин Албании. Считающиеся гражданами второго сорта в традиционном албанском обществе, женщины выполняли большую часть работы по дому, а также большую часть работы в поле. До Второй мировой войны около 90% женщин Албании были неграмотными, и во многих областях они считались движимым имуществом в соответствии с древними племенными законами и обычаями. Во время культурной и идеологической революции партия поощряла женщин искать работу вне дома, чтобы компенсировать нехватку рабочей силы и преодолеть свой консерватизм. Сам Ходжа провозгласил, что любого, кто попирает партийный указ о правах женщин, следует «бросить в огонь».
Во время революции партия начала продвигать секуляризм вместо авраамических религий, а именно ислама. После 5-го съезда Албанской партии труда и выступления Энвера Ходжи 6 февраля 1967 года власти начали жестокую кампанию по искоренению религиозной жизни в Албании, утверждая, что религия разделила албанский народ и заставила его погрязнуть в отсталости. Студенческие агитаторы прочесывали сельскую местность, вынуждая албанцев бросить исповедовать свою веру. Несмотря на жалобы членов APL, к концу года все церкви, мечети, монастыри и другие религиозные учреждения были закрыты или превращены в склады, спортзалы и мастерские. Специальным указом были отменены хартии, по которым действовали основные религиозные общины страны. Кампания завершилась объявлением о том, что Албания стала первым атеистическим государством в мире, и этот подвиг был провозглашен одним из величайших достижений Энвера Ходжи. Хотя Конституция Албании формально гарантировала свободу религии албанскому народу вплоть до того времени, после 1967 года религиозная свобода практически отсутствовала.
В 2019 году журналистка Люльета Прогни в сотрудничестве с фондом «Куйто» в рамках серии документальных фильмов о преступлениях коммунизма, посвященных истории человечества, показала по телевидению News24 документальный фильм «Камни веры», посвященный культурной революции.