Кукутеньско-трипольская культура

редактировать
Археологическая культура неолита-энеолита Три энеолитических керамических сосуда (слева направо): чаша на подставке, сосуд на подставке и амфора, ок. 4300–4000 гг. До н.э.; из Scânteia, Румыния и экспонируется в Национальном музейном комплексе Молдавии Энеолитические культуры Юго-Восточной Европы с археологическими памятниками (включая типичные места)

Культура Кукутень-Триполье (румынский : Cultura Cucuteni и украинский : Трипільська культура), также известный как трипольская культура (русский : Трипольская культура), неолитическойэнеолитической археологической культурой (c.5500–2750 гг. до н.э.) Восточной Европы.

Он простирался от Карпат до регионов Днестра и Днепра, с центром в современной Молдове и охватывая значительную часть дополнительной Украина и северо-восточной Румынии, охватывая территорию в 350 000 км (140 000 квадратных миль), диаметром 500 км (300 миль; примерно от Киева на северо-востоке до Брашов на юго-западе).

Большинство поселений Кукутень-Триполье состояли из небольших поселений с высокой плотностью населения (на расстоянии 3–4 км друг от друга), сосредоточенных в основном в долинах рек Сирет, Прут и Днестр.

Во время фазы Среднего Триполья (ок. 4000-3500 до н.э.) принадлежащие к культуре Кукутень-Триполье, построили крупнейшие поселения в Европе эпохи неолита, некоторые из которых содержали до трех тысяч построек и, возможно, были населены от 20 000 до 46 000 человек.

Один из наиболее заметных видов этой культуры. был периодическое разрушение поселений, при этом сроке жизни каждого отдельного поселения составляет примерно 60-80 лет. Цель сожжения этих поселений является предметом споров среди ученых; Некоторые из поселений несколько раз перестраивались поверх прежних уровней, сохраняя форму и ориентацию старых построек. Одно конкретное место; На участке Подури в Румынии было обнаружено тринадцать уровней, построенных друг над другом на протяжении многих лет.

Содержание
  • 1 Номенклатура
  • 2 География
  • 3 Хронология
    • 3.1 Периодизация
    • 3.2 Ранний период (5800–5000 до н.э.)
    • 3.3 Средний период (4000–3500 до н.э.)
    • 3.4 Поздний период (3500–3000 до н.э.)
    • 3.5 Спад и конец
  • 4 Экономика
    • 4.1 Диета
    • 4.2 Соль
  • 5 Технология и материальная культура
    • 5.1 Поселения
    • 5.2 Керамика
    • 5.3 Керамические фигурки
    • 5.4 Текстиль
    • 5.5 Оружие и инструменты
    • 5.6 Колеса
  • 6 Ритуалы и религия
  • 7 Винча-Турдагская письменность
  • 8 Археогенетика
  • 9 См. Также
  • 10 Примечаний
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки
Номенклатура

Культура была названа в честь деревни Кукутень в уезде Яссы, Румыния. В 1884 году Теодор Т. Бурада, увидев керамические фрагменты в гравии, использовавшемся для обслуживания из Тыргу-Фрумос в Яссы, исследовал карьер в Кукутени. откуда был добыт материал, где он нашел фрагменты керамики и терракотовые статуэтки. Бурада и другие ученые из Ясс, в том числе поэт Николае Бельчану и археологи, и Джордж Диаманди, значительно начали первые раскопки в Кукутени весной 1885 года. Их результаты были опубликованы в 1885 году. и 1889 г., представлены на двух международных конференциях в 1889 г., обе в Париже: на Международный союз доисторических и протоисторических наук Бутуряну и на собрании Общество антропологии Парижа, Диаманди.

В то же время первые украинские памятники, приписываемые этой культуре, были обнаружены Викентием Хвойкой, украинским археологом чешского происхождения, в Киеве на улице Кирилловской 55. Год Из его открытий по-разному называли 1893, 1896 и 1887 годы. Впечатление Чвойка представил свои открытия на 11-м Конгрессе археологов в 1897 году, который считается официальной датой открытия трипольской культуры на Украине. В том же году аналогичные артефакты были раскопаны в селе Триполье (украинский : Трипiлля) в Киевской области, Украина. В результате эта культура идентифицировалась в украинских публикациях как «Трипольская» (или «Трипольская», от русского Триполье), «Трипольская» или «Трипольская» культура.

Антропоморфная глиняная статуэтка из Кукутень-Триполье

Сегодня находки из Румынии и Украины, а также из Молдовы признаны принадлежащими к одному культурному комплексу. Ее принято называть культурой Кукутень в Румынии и культурой трипольцев в Украине. На английском языке термин «культура Кукутень-Триполье» чаще всего используется для обозначения всей культуры, с украинским термином «культура Кукутень-Триполье», получившим распространение после распада Советского Союза.

География
Днестровский пейзаж в Тернопольской области, Западная Украина

Кукутеньско-трипольская культура процветала на территории современной Молдовы, северо-востока Румынии и части зафиксированной, Центральная и Южной Украины.

Таким образом, культура простиралась на северо-восток от бассейна реки Дунай вокруг Железных ворот до Черного моря и Днепра. Он охватывал центральные Карпаты, а также равнины, степь и лесостепь по обе стороны хребта. Его историческое ядро ​​лежало от среднего до верхнего Днестра (Подольское нагорье ). В течение атлантического и суббореального климатических периодов, когда эта культура процветала, Европа была самой теплой и влажной с конца последнего ледникового периода, создавая благоприятные условия для сельского хозяйства в этом регионе.

По состоянию на 2003 год было идентифицировано около 3000 культурных объектов, от небольших деревень до «огромных поселений, состоящих из сотен жилищ, окруженных множеством рвов».

Хронология

Периодизация

Традиционно для украинского трипольского и румынского вариантов культуры Кукутень использовались отдельные схемы периодизации. Схема Кукутени, предложенная немецким археологом Хубертом Шмидтом в 1932 году, различает три культуры: пре-Кукутень, Кукутень и Городиштя-Фолтешти; которые в дальнейшем были разделены на фазы (Pre-Cucuteni I - III и Cucuteni A и B). Украинская схема была впервые введена Татьяной Сергеевной Пассек в 1949 году и разделила культуру три основных фазы (A, B и C) с последующими подфазами (BI - II и CI - II). Первоначально основанные на неофициальной керамической серии, обе схемы были расширены и пересмотрены с момента первого предложения, включая новые данные и формализованные математические методы для сериализации артефактов.

Культура Cucuteni-Trypillia обычно делится на ранний, средний, поздний периоды с различными более мелкими подразделениями, отмеченными изменениями в поселении и материальной культуре. Ключевой момент разногласий заключается в том, как эти данные соответствуют радиоуглеродным данным. Следующая таблица представляет эту наиболее актуальную интерпретацию:

• Ранние (от Pre-Cucuteni I - III до Cucuteni A - B, от трипольских A до трипольских BI - II):от 5800 до 5000 г. до н.э.
• Средний (Кукутени B, Триполье от BII до CI - II):от 5000 до 3500 до н.э.
• Поздний (Городиштеа - Фолтешти, Триполье CII):от 3500 до 3000 до нашей эры

Ранний период (5800–5000 гг. До н.э.)

Глиняные фигурки Кукутень, 4900–4750 гг. До н. 611>и винча культурный VI-V тысячелетий с дополнительным преимуществом буго-днестровской культуры (6500–5000 гг. До н.э.). В ранний период своего существования (в пятом тысячелетии до н. Э.) Культура Кукутени-Триполье также находилась под новой культурой линейной керамики с севера и бойской культуры с севера. юг. Посредством колонизации и аккультурации из этих других культур была создана формирующая культура Pre-Cucuteni / Trypillia A. В течение пятого тысячелетия культура Кукутень-Триполье распространилась со своей «родиной» в регионе Прут - Сирет вдоль восточных предгорий Карпатских гор в бассейнах и равнины. рек Днепр и Южный Буг центральной Украины. Поселения также возникли на юго-восточных участках Карпат, с материалами, известными в местном масштабе как культура Ариушда (см.: Предыстория Трансильвании ). Большинство поселений располагалось недалеко от рек, меньшее количество поселений располагалось на плато. Самые ранние жилища имели форму ям, хотя все чаще появлялись наземные глиняные дома. Полы и очаги этих построек сделаны из глины, а стены из оштукатуренного дерева или тростника. Кровля была сделана из соломенной соломы или тростника.

Жители занимались животноводством, сельским хозяйством, рыболовством и собирательством. Выращивали пшеницу, рожь и горох. Среди инструментов были плуги из рога, камня, кости и заостренных палочек. Урожай собирали косой из лезвий, инкрустированных кремнем. Зерно перемололи в муку камнями. Женщины были вовлечены в производство керамики, текстиля и одежды и играли ведущую роль в общественной жизни. Мужчины охотились, пасли скот, делали орудия труда из кремня, кости и камень. Из их поголовья крупный рогатый скот был самым важным, а свиньи, овцы и козы играли меньшую роль. Вопрос о том, была ли лошадь одомашнена в это время культуры Кукутень-Триполье, оспаривается историками; останки лошадей были найдены в некоторых из их поселений, но неясно, были они от диких лошадей или от домашних.

Были найдены глиняные статуи и амулеты, относящиеся к этому периоду. Изредка встречаются и изделия из меди, в первую очередь браслеты, кольца и крючки. В селе Карбуна, Молдова обнаружен клад из большого количества медных изделий, состоящий в основном из ювелирных изделий, датируемых началом пятого тысячелетия до эры. Некоторые историки использовали это свидетельство в поддержку теории о том, что социальное расслоение присутствовало в ранней культуре Кукутени, но это оспаривается другими.

Остатки керамики этого раннего периода обнаруживаются очень редко; найденные останки на то, что керамика использовалась после обжига в печи. Наружный цвет глиняной посуды - дымчато-серый, с выпуклыми и утопленными рельефными украшениями. Ближе к концу этого раннего периода Кукутень-Триполье гончарные изделия начинают раскрашивать перед обжигом. Техника белой росписи, обнаруженная на некоторых керамических изделиях этого периода, была заимствована из более ранней и современной (V тысячелетия) гумельницко-карановской культуры. Историки указывают на этот переход к обжигаемой в печи белоснежной керамике как на поворотный момент, когда закончилась докукутеньская культура и началась фаза Кукутень (или культура Кукутень-Триполье).

Кукутень и соседняя Гумельница– Карановские культуры кажутся в степени современными; «Фаза Кукутень А кажется очень длинной (4600–4050) и охватывает всю эволюцию фазы Гумельница - Караново A1, A2, B2 (возможно, 4650–4050)».

Средний период (4000– 3500 г. до н.э.)

Некоторые из кладов меди Кукутень-Триполье, найденные в Карбуне

В среднюю эпоху культуру Кукутень-Триполье распространилась на обширных территориях от Восточной Трансильвании на западе до Днепра Река на востоке. В этот период население иммигрировало и расселялось по берегам верхних и средних отрицательных Правобережья (или западного берега) Днепра на территории современной Украины. Население значительно выросло за счет крупных рек и источников.

Их жилища строились путем размещения вертикальных столбов в форме кругов или овалов. Строительные технологии включают бревенчатые полы, покрытые глиной, плетенки стены, сплетенные из гибких и покрытых глиной, и глиняную печь, которая находилась в центре жилище. По мере того, как население в этой области росло, возделывались новые земли. Охота дополнила практику животноводства домашнего скота.

Инструменты, сделанные из кремня, камня, глины, дерева и костей, продолжалипроведение для обработки земли и других работ. Были обнаружены гораздо менее распространенные, чем другие материалы, добытые из руды, добытые на Волыни, Украина, а также на некоторых месторождениях вдоль реки Днепр. Гончарное дело к этому времени стало изощренным, однако все еще использовались методы изготовления керамики вручную (гончарный круг еще не использовался). Характеристики керамики Кукутени-Триполье включали монохромный спиральный узор окрашенный черной краской на желто-красной основе. Распространена также большая грушевидная керамика для хранения зерна, обеденных тарелок и других товаров. Кроме того, были обнаружены керамические статуи женских фигурок «богинь», а также фигурки животных и модели домов, относящиеся к этому периоду.

Некоторые ученые использовали обилие этих глиняных женских фетиш-статуй, чтобы обосновать теорию о том, что эта культура была матриархальной по своей природе. Действительно, частично археологические свидетельства культуры Кукутень-Триполье вдохновили Марию Гимбутас, Джозефа Кэмпбелла и некоторые феминисток конца ХХ века изложить популярная теория древнеевропейской культуры мирных, эгалитарных (вопреки широко распространенному заблуждению, а не матриархата), центрированных на богинях неолитических европейских обществ, которые были уничтожены патриархальный, Небесный Отец -поклоняющийся, воинственный, Бронзовый век Протоиндоевропейские племена, вытеснившиеся из степей к северу и востоку от Черного моря.

Поздний период (3500–3000 гг. До н.э.)

В поздний период территория Кукутень-Триполье расширилась, включив Волынскую область на северо-западе Украины реки Случь и Горынь на севере Украины и по обоим берегам Днепра около Киева. Представители культуры Кукутень-Триполье, жившие в прибрежных районах Черного моря, вступили в контакт с другими культурами. Значение животноводства по мере уменьшения охоты; лошади также стали более важными. Община превратилась в патриархальную структуру. На реках Дон и Волга в современной России обосновались окраинные сообщества. Жилища были построены иначе, чем в предыдущие периоды, и новая веревочная конструкция заменила старые спиральные узоры на керамике. Были разработаны различные формы ритуального захоронения, при которых умерших хоронили в земле с помощью сложных погребальных ритуалов. Все больше и больше артефактов бронзового века, происходящих из других стран, было обнаружено по мере прибли конца культуры Кукутень-Триполье.

Упадок и конец

Среди ученых ведутся споры о том, как конец культуры Кукутень-Триполье.

Согласно некоторым сторонникам курганской гипотезы происхождение протоиндоевропейцев, и в частности археологу Марии Гимбутас, в своей книге «Заметки о хронологии и распространении ямной культуры» (1961, позже расширенная ею и другими), культура Кукутень-Триполье была уничтожена силой. Опираясь на археологические и лингвистические данные, Гимбутас пришел к выводу, что люди курганной культуры (термин, объединяющий ямную культуру и ее предшественников) понтийско-каспийской степи, будучи, скорее всего, носителями протоиндоевропейского языка, эффективно уничтожили культуру Кукутень-Триполье в вторжений, предпринятых во время их экспансии на запад. Основываясь на этих археологических данных, Гимбутас видела явные культурные различия между патриальной, военной курганной культурой и более мирной эгалитарной культурой Кукутень-Трипархолье, которая, по мнению ее, была важным компонентом "Древнеевропейские культуры ", которые, наконец, встретили исчезновение в процессе, видимом в прогрессирующем появлении укрепленных поселений городищ и могил воинов-вождей, а также в религиозной трансформации матриархата к патриархату, в коррелированном движении восток- запад. При этом «процесс индоевропеизации культурной, не физической трансформацией и должен понимать как военная победа с точки зрения успешного навязывания новой административной системы, языка и религий коренным группам. Соответственно, эти сторонники Курганской гипотезы считают, что это вторжение произошло во время третьей волны экспансии Кургана между 3000–2800 гг. до н.э., окончательно положив конец культуре Кукутень-Триполье.

В его книге 1989 г. «В поисках индоевропейцев, ирландцы» -Американский археолог Дж. П. Мэллори находит общую точку зрения, касающуюся конца культуры Кутень-Триполье, обнаруживает, что археологические области в районе поселения Кургана (т.е. Ямной культуры ) в восточной части района Кутень-Триполье, сосуществующая в течение некоторого времени с таковыми из Кукутень-Триполье. Артефакты обеих культур, найденные на каждом из их соответствующих археологических поселений, свидетельствуют о том, что открытая торговля товарами в течение определенного периода, хотя он указывает, что археологические данные ясно указывают на то, что он назвал «темным веком», когда его население искало убежища во всех направлениях, кроме востока. Он приводит свидетельства того, что беженцы использовали пещеры, острова и вершины холмов (покинув при этом 600–700 поселений), чтобы аргументировать возможность постепенного преобразования, а не вооруженного нападения, приведшего к вымиранию культуры. Очевидная проблема этой теории - ограниченное общее историческое время жизни между Кукутень-Трипольским (4800–3000 до н.э.) и ямной культурой (3300–2600 до н.э.); учитывая, что самые ранние археологические находки ямной культуры находятся в бассейне Волги - Дона, а не в районе Днестра и Днепра где культуры соприкоснулись, в то время как ямная культура достигла своего полного распространения в Причерноморских степях не ранее 3000 г. до н.э., когда закончилась культура Кукутень-Триполье, что указывает на чрезвычайно короткое выживание после контакта с ямной культурой. Еще одно противоречивое указание на то, что курганы, которые заменили традиционные горизонтальные могилы в этом районе, теперь содержат человеческие останки довольно разнообразного типа скелетов, в среднем примерно на десять сантиметров выше, чем у прежнего населения.

В 1990-х и 2000-х годах еще одно теория о конце культуры Кукутени-Триполье возникла на основе климатических изменений, произошедших в конце существования их культуры, известной как суббореальная фаза Блитта-Сернандера. Начиная примерно с 3200 г. до н.э., климат Земли стал холоднее и суше, чем когда-либо с конца последнего ледникового периода, что привело к самой сильной засухе в истории Европы с начала земледелия. Культура Кукутень-Триполье опиралась в первую очередь на сельское хозяйство, которое в этих климатических условиях рухнуло бы по сценарию, аналогичному Пылевой чаше на Среднем Западе Америки в 1930-х годах. По данным Американского географического союза,

Переход к сегодняшнему засушливому климату не был постепенным, а произошел в двух конкретных эпизодах. Первый, менее серьезный, произошел между 6700 и 5500 лет назад. Второй, жестокий,длился от 4000 до 3600 лет назад. Летние температуры повысились, количество осадков уменьшилось, согласно датированию углерода-14. Согласно этой теории, люди соседней ямной культуры были скотоводами и могли намного эффективнее поддерживать свое выживание в условиях засухи. Это привело некоторых ученых к выводу, что культура Кукутень-Триполье закончилась не насильственно, как вопрос выживания, превративную экономику из сельского хозяйства в скотоводство и интегрированную в ямную культуру.

Однако блитты –Подход Сернандера как способ определения этапов развития технологий в Европе с конкретными климатическими периодами - это чрезмерное упрощение, которое является не общепринятым. Конфликт с этой теоретической состоит в том, что в теплый атлантический период, Дания была оккупирована мезолитическими культурами, а не неолитическими, несмотря на на климатическое свидетельство. Более того, технологические этапы во всем мире сильно различались. К этому следует добавить, что первый период трансформации климата закончился за 500 лет до конца культуры Кукутень-Триполье, а второй - примерно через 1400 лет.

Экономика

На протяжении 2750 лет своего существования Кукутень-Триполье была довольно стабильной и статичной; однако произошли изменения. В этой статье рассматриваются некоторые из этих изменений, которые связаны с экономическими проблемами. К ним относятся основные экономические условия культуры, развитие торговли, взаимодействие с другими культурами и очевидное использование бартерных жетонов, одной из форм денег.

Члены культуры Кукутени-Триполье имели общие черты с другими неолитическими обществами, в том числе:

Более ранние общества охотников-собирателей племена имели заметную социальную стратификацию, и более поздние общества бронзового века имели заметную социальную стратификацию, которая привела к созданию профессиональной специализации, государства и социальные классы лиц, принадлежащих к элите правящих или религиозных классов, постоянных воинов и богатых купцы, в отличие от тех людей на другом конце экономического, которые были бедными, порабощенными и голодными. Между этими двумя экономическими моделями (племена охотников-собирателей и цивилизации бронзового века) мы находим общества позднего неолита и энеолита, такие как культура Кукутень-Триполье, где начали развиваться первые признаки социальной стратификации.. Было бы ошибкой переоценивать влияние социальной стратификации на культуру Кукутень-Триполье, поскольку это все еще (даже на более поздних этапах) в степени эгалитарное общество. И, конечно же, социальное расслоение было лишь одним из многих проблем, что считается полностью сформировавшимся цивилизованным, которое начало появляться в бронзовом веке.

Как и другие неолитические общества, в культуре Кукутень-Триполья почти не было разделения труда. Не было обнаружено никаких доказательств специализации рабочей силы. В каждом доме, вероятно, были большие члены, которые работали на полях, чтобы выращивать урожай, ходить в лес, чтобы охотиться на дичь и приносить дрова, работать на реки, чтобы вернуть глину или рыбу, и выполнять все другие обязанности, которые были бы необходимо выжить. Вопреки распространенному мнению, люди эпохи неолита испытали обширную изобилие пищи и других ресурсов.

Городское домашнее хозяйство было почти полностью самодостаточным, потребность в торговле была очень незначительной. Как показывает рост число артефактов из других культур, относящихся к последнему, как показывает рост число артефактов из других культур, относящихся к последнему, заданному к концу культуры начала развиваться в более сложную систему. периоду.

К концу существования культуры Кукутень-Триполье (примерно с 3000 г. до н.э. до 2750 г. до н.э.) медь продавалась из другого общества (в частности, с Балкан ) стали появляться по всему региону, представители Кукутень-Триполье начали приобретать навыки, необходимые для использования ее для создания различных предметов. Наряду с сырой медной рудой из других культур были привезены готовые медные инструменты, охотничье оружие и другие артефакты. Это ознаменовало переход от неолита к энеолиту, также известному как энеолит или медный век. Бронзовые артефакты начали появляться на археологических раскопках ближе к самому концу развития культуры. Примитивная торговая сеть этого общества, которая постепенно становилась все более сложной, была вытеснена более сложной торговой сетью протоиндоевропейской, которая в конечном итоге заменила культуру Кукутени-Триполье.

Диета

Кукутень –Трипольская культура была обществом пропитания фермеров. Обработка почвы (с использованием арда или плуга), сбор урожая и уход за скотом, вероятно, был основным занятием для людей. Как правило, для культуры неолита подавляющее большинство их рациона состояло из злаков. Они выращивали клубню, овес, рожь, просо, ячмень и коноплю <611.>, которые, вероятно, перемалывались и выпекались как пресный хлеб в глиняных печах или на раскаленных камнях дома. Они также выращивали горох и бобы, абрикос, алыву и винный виноград - хотя нет убедительных доказательств того, что они действительно производили вино. Есть также свидетельства того, что они, возможно, держали пчел.

зооархеология стоянок Кукутени-Триполье указывает на то, что жители занимались животноводством. Их домашний скот состоял в основном из крупного рог скота, но в меньшем количестве были свиньи, овцы и козы. Существуют свидетельства, основанные на некоторых сохранившихся художественных изображениях животных из стоянок Кукутень-Триполье, что бык использовался в качестве тяглового животного.

И останки, и художественные изображения лошадей были обнаружены на стоянках Кукутень - Триполье. Однако вопрос о том, принадлежат ли эти находки домашним или диким лошадям, остается открытым. До приручения люди охотились на диких лошадей ради мяса. С другой стороны, одна из гипотез одомашнивания лошади помещает ее в степной регион, прилегающий к культуре Кукутень-Триполье, примерно в то же время (4000–3500 до н.э.), поэтому возможно, что культура была знакома с домашняя лошадь. В то время лошадей можно было держать как на мясо, так и в качестве рабочего животного. Прямые доказательства неубедительными.

Охота дополнительной диету Кукутени-Триполье. Они использовали ловушки, чтобы поймать свою добычу, а также различное оружие, включая лук и стрелы, копья и дубинки. Чтобы помочь им в преследовании, они иногда маскировались камуфляжем. Остатки промысловых видов, найденные на стоянках Кукутень-Триполь, включают благородного оленя, косули, зубра, кабана, лису. и >.

Соль

Самые ранние известные солеварни в мире находятся недалеко от деревни Лунка в Ванэтори-Нямц, Румыния. Впервые он был использован в раннем неолите, около 6050 г. до н.э., в Старчевской культуре, а затем в Кукутень-Трипольской культуре в докукутенский период. Данные, полученные с этого и других мест, указывают на то, что культура Cucuteni-Trypillia извлекала соль из соленой родниковой воды посредством процесса брикетирования. Сначала солоноватую воду из источника кипятили в больших глиняных сосудах, получая густой рассол. Затем рассол нагревали в керамическом сосуде для брикетирования до тех пор, пока вся влага не испарялась, оставшаяся кристаллизованная соль прилипала к внутренним стенкам сосуда. Затем емкость для брикетирования была взломана, и соль была соскоблена с осколков.

Доставка солью основной логистической проблемы для решения проблемы поселений Кукутень-Триполье. Использование в рационе питания дополнительных источников соли. Точно так же домашний крупный рогатый скот должен быть обеспечен дополнительными источниками его обычного рациона, иначе его молочная продуктивность снизится. По оценкам, мегаполисы Кукутени-Толье с населением в несколько тысяч человек и животных требовали от 36 000 до 100 000 кг соли в год. Его не было на месте, и поэтому приходилось перевозить его оптом из отдаленных источников на западном побережье Черного моря и в Карпатах, вероятно, по реке.

Технологии и материальная культура

Культура Кукутень-Триполье известна своими самобытными поселениями, архитектурой, замысловато украшенной керамикой и антропоморфными статуэтками, которые сохранились в археологических остатках. На пике своего развития это было одно из самых технологических обществ в то время, разрабатывающее новые технологии для производства керамики, жилищного строительства, сельского хозяйства и производства тканых тканей (хотя они не сохранились и известны косвенно).

Поселения

Реконструкция Талианки, большого мегапункта Трипольцев

По общему размеру некоторые памятники Кукутень-Триполье, такие как Талианки 15000 и занимают площадь 335 га) в провинции Уманский район, Украина, такие же (или, возможно, даже больше) города-государства из Шумера. в Плодородном полумесяце, и эти восточноевропейские поселения предшествуют шумерским городам более чем на половину тысячелетия.

Археологи обнаружили большое количество артефактов Из этих древних руин. Самые большие коллекции артефактов Кукутень-Триполье находятся в музеях России, Украины и Румынии, в том числе в Эрмитаже в С. Петербург и Археологический музей Пьятра Нямц в Румынии. Однако меньшие коллекции артефактов хранятся во многих местных музеях, разбросанных по всему региону.

Эти поселения периодически подвергались разрушениям и воссозданию, поскольку они сжигались, а затем восстанавливались каждые 60–80 лет. Некоторые ученые предположили, что жители этих поселений считали, что каждый дом символизирует органическое, почти живое существо. Каждый дом, включая его керамические вазы, печи, статуэтки и бесчисленные предметы из скоропортящихся материалов, жил в одном кругу жизни, все постройки в поселении были физически связаны вместе как более крупное символическое целое. Как и в случае с живыми существами, поселения, возможно, рассматривались как имеющие жизненный цикл смерти и возрождения.

Дома поселений Кукутени-Триполье были построены несколькими основными способами:

Некоторые дома в Кукутени-Триполье были двухэтажными, и данные свидетельствуют о том, что представители этой культуры иногда украшали внешнюю часть своих домов многими из тех же сложных завитушек из красной охры, что и можно найти на их керамике. Большинство домов имели соломенные крыши и деревянные полы, покрытые глиной.

Керамика

Декорированная керамика Кукутень-Триполья

Большая часть керамики Кукутень-Триполье была скручена вручную из местной глины. Длинные мотки глины помещали в круги, чтобы сформировать сначала основание, а затем стенки сосуда. После достижения желаемой формы и высоты готового продукта стороны должны быть сглажены, чтобы создать бесшовную поверхность. Эта техника была самой ранней формой формовки керамических изделий и наиболее распространенной в неолите; однако есть некоторые свидетельства того, что они также использовали примитивный тип медленно вращающегося гончарного круга, нововведение, которое не было распространено в Европе до железного века.

Характерно, что сосуды были тщательно украшены с завитками и замысловатыми узорами. Иногда перед обжигом добавлялись декоративные насечки, а иногда они заполнялись цветной краской для создания объемного эффекта. В ранний период цвета, используемые для украшения керамики, были ограничены ржаво-красным и белым. Позже гончары добавляли дополнительные краски к своим изделиям и экспериментировали с более совершенными техниками керамики. Пигменты, использованные для украшения керамики, были основаны на рудах оксида железа для красных оттенков, карбоната кальция, магнетита железа и марганцевой якобитовой руды для черного. и силикат кальция для белого цвета. Черный пигмент, который был введен в более поздний период развития культуры, был редким товаром: взят из нескольких источников и циркулировал (в ограниченной степени) по всему региону. Вероятными источниками этих пигментов были Якобени в Румынии для железо-магнетитовой руды и Никополь на Украине для марганцевой руды Якобсита. Никаких следов железо-магнетитового пигмента, добываемого на самой восточной границе региона Кукутень-Триполье, не было обнаружено для использования в керамике из западных поселений, что позволяет предположить, что обмен на всей культурной территории был ограничен. В дополнение к минеральным использовались источники, пигменты, полученные из материалов (включая кость и дерево), использовались для создания различных цветов.

В поздний период культуры Кукутени-Триполье для производства керамики использовались печи с контролируемой атмосферой.. Эти были построены с двумя камерами - камера сгорания и камера наполнения - разделенными решеткой. Температура в камере могла достичь 1000–1100 ° C, но обычно поддерживалась на уровне около 900 ° C для достижения равномерного и полного обжига сосудов.

К концу культивирования Кукутени-Триполье, когда стала медью более доступными, достижения в керамической технологии стали нивелироваться по мере, как больше внимания уделяется развитию металлургических технологий.

Керамические статуэтки

Антропоморфный керамический артефакт был обнаружен во время археологических раскопок в 1942 году на холме Цетатуя около Бодешти, уезд Нямц, Румыния, который стал известен «Танец Кукутени Фрумушика» (в честь близлежащей одноименной деревни). Он использовался в качестве в качестве в качестве опоры или подставки, а после его открытия был провозглашен символическим шедевром культуры Кукутень-Триполье. Считается, что четыре стилизованных женских силуэта, обращенного внутреннего круга, представляли собой хора, или ритуальный танец. Подобные артефакты позже были найдены в Берештах и Дрэгуцень.

Сохранившиеся статуэтки, раскопанные на стоянках Кукутень, считаются символами религиозных артефактов, но их значение или использование до сих пор неизвестно. Некоторые историки, такие как Гимбутас, утверждают, что:

... жесткое обнаженное тело символизирует смерть на основании того, что белый цвет ассоциируется с костью (той, что видна после смерти). Жесткие обнаженные тела можно найти в культуре Хамангия, Караново и Кукутени

Текстиль

Реконструированный ткацкий станок Кукутень-Триполье

Образцов текстиля из Кукутени-Триполья еще не найдено - доисторические ткани сохранились редко, и в этом регионе есть нет подходящего климат. Однако на черепках керамики встречаются оттиски текстиля (потому что туда кладут глину до обжига). Это показывает, что тканые ткани были обычным явлением в обществе Кукутень-Триполье. Находки керамических утяжелителей с просверленными отверстиями позволяют изготовить, что они изготовлены на основании предположения ткацком станке с утяжелением основы. Также было высказано предположение, что эти грузы, особенно «одноразовые» образцы, сделанные из глины низкого качества и неправильно обожженные, использовались для утяжеления рыболовных сетей. Они, вероятно, часто терялись, что объясняет их низкое качество.

Другие черепки керамики с текстильными оттисками, найденные в Фрумушице и Кукутени, предполагают, что ткани также были связаны (в частности, с использованием известной техники как привязка ).

Оружие и инструменты

утяжелители ткацкого станка Каменные орудия

Кукутень-трипольские инструменты были сделаны из колотого и полированного камня, соответствующего материалов (кости, рога и рога)), а в более поздний период - медь. Местный миорканский кремень был наиболее распространенным инструментом для изготовления каменных орудий, но, что использовался ряд других типов, в числе черт, яшма и обсидиан. Предположительно, эти инструменты были сделаны из дерева, но это не сохранилось. Оружие встречается редко, но не неизвестно, что культура была относительно мирной.

На памятниках Кукутень-Триполье были обнаружены следующие типы инструментов:

ИнструментТиповые материалы
ДеревообработкаТесла St один, кремень, медь
Буринс
Скребки
ШилыКамень, рога, рог, медь
Долота / долота Камень, кость
Литическое восстановление Инструменты для отслаивания под давлением, например абразивные детали,. плунжеры, инструменты для прессования и ретушиКамень
Наковальни
Молотки
Мягкие молотки Рога, рог
Инструменты для полировкиКость, камень
ТекстильСпицыКость
Челноки
Швейные иглыКость, медь
Веретена и мутовки веретенаГлина
Вес ткацкого станка
Сельское хозяйствоМотыги Рога, рог
Ардс
Молотые камни / метатес и шлифовальные плиты
КосыКусочки кремня, инкрустированные в оленьи рога или деревянные лезвия
РыбалкаГарпуныКость
Рыболовные крючкиКость, медь
Другое / многоцелевоеТопоры, включая двуглавые топоры,. молотковые топоры и возможные боевые топорыКамень, медь
БулавыКамень
Ножи и кинжалыКремень, кость, медь
Наконечники стрелКремень, кость
Рукоятки
Шпатели

Колеса

Некоторые исследователи, например, Аско Парпола, индолог из Хельсинкского университета в Финляндии считает, что CT -культура использовала колесо с повозками. Однако были найдены только миниатюрные модели животных и чашки на 4-х колесах, и датируются они первой половиной четвертого тысячелетия до нашей эры. Такие модели часто считаются детскими игрушками; тем не менее, они передают идею о том, что предметы можно тянуть на колесах. До сих пор нет доказательств того, что колеса использовались с настоящими вагонами.

Ритуал и религия
Типичный фетиш «богини» из глины Кукутень-Триполье

Были обнаружены некоторые общины Кукутень-Триполье, в центре поселения которых находится особая постройка, обнаруженная археологами как священные святилища. Внутри этих святилищ были найдены артефакты, которые были намеренно заложены в землю внутри сооружения, которые явно носили религиозный характер и позволили некоторые верования, возможно, и некоторые ритуалы и члены этого сообщества. Кроме того, во многих домашних домах Кукутень-Триполье были обнаружены артефакты явно религиозного характера.

Многие из этих артефактов обеспечивают собой глиняные фигурки или статуи. Археологи определили многие из них как фетиши или тотемы, которые полагаются, наделены силой, которая может помочь и защитить людей, которые заботятся о них. Эти фигурки Кукутень-Триполье стали широко известны как богини; однако этот термин не обязательно точен для всех женских антропоморфных глиняных фигур, поскольку археологические данные свидетельствуют о том, что разные фигурки использовались для разных целей (например, для защиты), и поэтому все они используются богиню. На стоянках было обнаружено так много фигурок, что во многих музеях Восточной Европы есть большая коллекция, и в результате они стали для многих из наиболее легко идентифицируемых визуальных маркеров культуры. люди.

Археолог Мария Гимбутас основывала по части теорий Курганской гипотезы и древнеевропейской культуры на этих глиняных фигурках из Кукутень-Триполье. Ее выводы, которые были всегда противоречивыми, были использованы некоторые науки, которые неолитические общества были матриархальными, не воинственными и поклонялись «земным» богиня -мать, но могут быть истреблены нашествиями патриархальных индоевропейских племен, которые вышли из степей России и Казахстана примерно в 2500 г. до н.э. и поклонялись воинственному Небу Бог. Однако теории Гимбутаса были частично дискредитированы более поздними открытиями и исследованиями. Сегодня есть много ученых, не согласны с новыми знаниями того, что в эпоху неолита существует гораздо более сложное общество, чем она представляет.

Один из оставшихся без ответа вопросов относительно культуры Кукутень-Триполье - это небольшое количество артефактов, связанных с погребальными обрядами. Хотя археологи исследовали очень большие поселения, свидетельств деятельности морга почти не видно. Проводя различие между восточными Трипольями и западными Кукутени в географической области Кукутени-Триполье, американский археолог Дуглас У. Бейли пишет:

Кладбищ Кукутени нет, а трипольские кладбища были обнаружены очень поздно.

Черепа находят чаще, чем другие части тела, однако, поскольку еще не было проведено всестороннее статистическое обследование всех скелетных останков, обнаруженных на стоянках Кукутени-Триполье, анализ после раскопок Эти открытия не могут быть точно указаны в настоящее время. Тем не менее, остается много вопросов. Единственный вывод, который можно сделать на основании археологических данных, заключается в том, что в культуре Кукутень-Триполье в подавляющем большинстве случаев официально не депонировались на территории поселения.

Винча-Турдайская письменность

.

Основная академическая теория гласит, что письменность впервые появилась во время шумерской цивилизации на юге Месопотамии, примерно в 3300–3200 годах до нашей системы эры. в виде клинописи. Эта первая система письма возникла внезапно, постепенно развивалась из менее стилизованных изображенийтографических систем, которые использовались идеальные и мнемонические символы, которые содержали, но не обладали лингвистической гибкости язык система письма, которые впервые задумали шумеры. Эти более ранние символические системы были обозначены как протописьменность, примеры которых были обнаружены во множестве мест по всему миру, некоторые из числа 7-му тысячелетию эры.

.

Одними из таких ранних примеров системы прото-письма являются символы Винчи, которые представляют собой набор символов, изображенных на глиняных артефактах, связанных с культурой Винча, которая процветала вдоль реки Дунай на Паннонской равнине между 6000 и 4000 г. до н.э. Первое открытие этого письма произошло на археологическом участке в деревне Турдаш (Румыния) и состояло из коллекции артефактов с неизвестной системой письма. В 1908 году еще больше подобных артефактов было обнаружено на стоянке около Винчи, за пределами города Белграда, Сербия. Впечатления Винчи назвали это «сценарий Винчи» или «сценарий Винча-Турдаш». Вокруг сценария Винча существует много споров относительно того, сколько ему лет, а также рассматривать его как реальную систему письма, пример прото-письма или просто набор значимых символов. Действительно, вся тема, касающаяся каждого письма Винча, вызывает споры.

С 1875 года и по настоящее время археологи появились более тысячи глиняных артефактов эпохи неолита, на которых есть образцы символов, похожие на символы Сценарий Винча широко распространился по Юго-Восточной Европе. Это включает в себя открытие того, что похоже на жетоны бартера, которые использовались в качестве ранней формы валюты. Таким образом, похоже, что сценарий Винча или Винча-Турдаш не ограничивается только регионом Белграда, где существовала культура Винча, но он распространился в большей части Юго-Восточной Европы и использовался во всем географическом регионе Кукутень. –Trypillia культура. В результате такого широкого использования изображений изображений Марко Мерлини, которые использовались как это подразумевает, что оно использовалось только среди культурных вокруг Паннонской равнины, на самый западный край обширной территории, где были обнаружены примеры этой символической системы. Мерлини назвать эту систему Дунайская письменность, что начали принимать некоторые ученые. Однако даже это изменение названия не будет масштабным, поскольку оно не распространяется на регион в Украине, а также другие примеры этих символов. Как бы то ни было, однако, какое бы название ни использовалось (винчаская письменность, винча-турдайская письменность, символы Винча, дунайская письменность или древнеевропейская письменность), вполне вероятно, что это одна и та же система. Никитин (2011) проанализировал мтДНК, извлеченную из остеологических останков человека Cucuteni - Триполье, найденных в пещере Вертеба (на берегу реки Серет, Тернополь Область, Украина). Выявлено, что семь человек, чьи были проанализированы, принадлежали: двое к гаплогруппе HV (xH), двое к гаплогруппе H, один к гаплогруппе R0 (xHV), один для гаплогруппы J и один для гаплогруппы T4, последняя также является самым старым образцом набора.

Авторы приходят к выводу, что население, живущее вокруг пещеры Вертеба, довольно неоднородным, но широкий хронологический возраст может указывать на то, что неоднородность может быть связана с естественным потоком населения в этот период времени. Авторы также связывают гаплогруппы R0 (xHV) и HV (xH) с европейскими палеолитическими популяциями и рассматривают гаплогруппы T4 и J как отличительные признаки неолитических демических демических демических вторжений с юго-востока (северно-понтийский регион), а не чем с запада (т.е. культура линейной керамики ).

Исследование древней ДНК в 2017 г. открытие доказательства генетического контакта между культурой Кукутени-Триполье и степенными популяциями с востока еще с 3600 г. до н.. э., задолго до притока степных предков в Европу, связанных с ямной культурой.

Исследование, опубликованное в феврале 2018 г. в Nature, включало анализ трех самцов. из Что касается Y-ДНК, две несли гаплогруппу G2a2b2a, а одна - G2a, что касается мтДНК, самцы несли H5a, T2b и HV.

См. Также
Примечания
Библиография

Английский

  • Бейли, Дуглас Уитфилд, Доисторические фигурки : и представление телесность в неолите. Лондон; New York, Routledge, 2005. ISBN 0-415-33151-X OCLC 56686499
  • Бейли, Дуглас Уитфилд; Whittle, Alasdair W.R.; Каммингс, Вики, ред. (Не) урегулирование неолита. Oxford: Oxbow, 2005. ISBN 1-84217-179-8 OCLC 62472378
  • Бартель, Брэд, «Культурные ассоциации и механизмы изменения антропоморфных фигурок в эпоху неолита в бассейне Восточного Средиземноморья ». Мировая археология 13, вып. 1 (1981): стр. 73–86. Абингдон, Великобритания: Routledge Journals ISSN 0043-8243 OCLC 2243103
  • Чепмен, Джон Фрагментация в археологии: люди, места и сломанные предметы в предыстории Юго Восточной-Европы. Лондон: Рутледж, 2000. ISBN 0-415-15803-6 OCLC 41886018
  • Чук, Кшиштоф, изд. Тайны древней Украины: замечательная трипольская культура, 5400–2700 гг. До н.э. Торонто: Королевский музей Онтарио, 2008. ISBN 978-0-88854-465-0 OCLC 267124474
  • Drasovean, Florian; Поповичи, Драгомир; Аламореану, Аледандру; Вулльшлегер, Мануэла; Шамай, Жак; ван дер Вилен-ван Оммерен, Фредерике. Неолитическое искусство в Румынии. Каталог к ​​выставке, проходившей в Историческом музее в Ольтене, Швейцария, 3 июня - 5 октября 2008 г.; Неаполь, Италия: arte'm, 2008. ISBN 978-88-569-0001-9 OCLC 260224420
  • Эллис, Линда. Культура Кукутень-Триполье: изучение технологий и истоков сложного общества. Том 217 международной серии BAR; Британские археологические отчеты (BAR): Oxford, 1984. ISBN 0-86054-279-3 OCLC 11385722
  • Лазаровичи, Корнелия-Магда (2005). «Антропоморфные статуэтки из Кукутень-Триполье: некоторые знаки и символы» (PDF). Documenta Praehistorica. 32 : 145–154. doi : 10.4312 / dp.32.10. OCLC 442196598. Архивировано из оригинального (PDF) от 02.10.2011.
  • Маккай, Янош. Ранние штемпельные печати в Юго-Восточной Европе. Будапешт: Akadémiai Kiadó, 1984. ISBN 963-05-3424-X OCLC 11436956
  • Мэллори, Джеймс П.. «Трипольская культура». Энциклопедия индоевропейской культуры, JP Mallory and DQ Adams (ред.), Чикаго: Фицрой Дирборн, 1997. ISBN 1-884964-98-2 OCLC 37931209
  • Манту, Корнелия-Магда; Думитроая, Георге; Царавопулос, Арис, ред. Кукутени: последняя великая цивилизация Европы эпохи энеолита. Каталог организованной выставки культуры Румынии, Румынской академической выставкой культуры Греции и проходившей в Археологическом музее Салоников с 21 по 31 декабря 1997 г. - английская версия каталога Богдана Стефанеску; Афина, Греция: Hypourgeio Politismou, 1997. ISBN 973-98191-6-8 OCLC 480166927
  • Мэтисон, Иэн (21 февраля, 2018). «Геномная история Юго-Восточной Европы». Природа. Исследования природы. 555 (7695): 197–203. Bibcode : 2018Natur.555..197M. doi : 10.1038 / nature25778. PMC 6091220. PMID 29466330. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ренфрю, Колин. Проблемы европейской предыстории: сборник из 18 статей, каждый с новым введением и библиографией, а также оригинальным вводным эссе. Эдинбург: Эдинбургский университет Press, 1979. ISBN 0-85224-355-3 OCLC 6092588
  • Скитс, Робин (2007). «Неолитические» печати: культурные образцы, процессы и возможности » (PDF). Кембриджский археологический журнал. 17 (2): 183–198. doi : 10.1017 / S0959774307000248. OCLC 48477793.
  • Тейлор, Тимоти. «Аспекты разнообразия поселений и их классификация в юго-восточной Европе до римского периода». World Archeology 19, № 1 (1987) стр. 1-22 Абингдон, Великобритания: Routledge Journals ISSN 0043-8243 OCLC 2243103
  • Гиганты-поселения трипольской культуры в Украине. Ф. Менотти, изд. А. Корвина-Пиотровского; Оксфорд: Oxbow Books, 2012
  • Шеррат, Эндрю. Экономика и общество в доисторической Европе: меняющиеся перспективы. Princeton, NJ.: Princeton University Press, 1997. ISBN 0-691-01697-6 OCLC 36695149
  • Stratulat, Lacramioara, ed.. Кукутень-Трипилья: великая цивилизация старой Европы; Палаццо делла Канчеллерия, Рим - Ватикан, 16 сентября - 31 октября 2008 г. Каталог выставки, проходившей в музее Палаццо делла Канчеллерия в Ватикане с 16 сентября по 31 октября 2008 г.; Palazzo della Cancelleria: Рим - Ватикан, 2008. ISBN 978-973-0-05830-7 OCLC 481221536
  • Михаил Видейко Украина: от Триполья до Руси. Киев, Крион, 2010
  • Whittle, Alasdair W. R.. Европа в неолите: создание новых миров. Часть кембриджской серии всемирной археологии (пересмотренное издание журнала Neolithic Europe, 1985); Кембридж: Cambridge University Press, 1996. ISBN 0-521-44476-4 OCLC 32510827
  • Уилсон, Эндрю. Украинцы: неожиданная нация. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2000. ISBN 0-300-08355-6 OCLC 43985470

Французский

  • Чепмен, Джон; Думитроая, Георге; Веллер, Оливье; и др., ред. Кукутени: 120 исследований. Le temps du bilan = 120 лет исследований: время подводить итоги. Том 16 Bibliotheca memoriae antiquitatis (документы, используемые представленные на конференции, организованной Международным исследовательским центром культуры, Кукутень в Пятра-Нямц и Институтом археологии в Яссах, 21–24 октября 2004 г. в Пятра-Нямц, Румыния); Пятра-Нямц, Румыния: Константин Матаса, 2005. ISBN 973-7777-02-6 OCLC 243473152

Герман

  • Шмидт, Юбер. Cucuteni in der oberen Moldau, Rumänien: die befestigte Siedlung mit bemalter Keramik von der Steinkupferzeit bis in die vollentwickelte Bronzezeit. Берлин-Лейпциг: W. de Gruyter, 1932. OCLC 4942033

Румынский

  • Думитреску, В. Арта culturii Cucuteni. București: Editura Meridiane, 1979
  • Biblioteca Antiquitatis, Первый музей Кукутень в Румынии Foton, 2005
  • Studia Antiqua et Archaeologica, IX, Яссы, 2003 Найдена человеческая кость с возможными следами человеческих зубов в Ливени ( культура Кукутень) Серджиу Хаймович
  • Мариус Алексиану, Георге Думитроая и Дан Монах, Эксплуатация источников соленой воды в Молдавии: этно-археологический подход, в (ред.) Д. Монах, Gh. Думитроайя, О. Веллер и Дж. Чапман, Эксплуатация людей, проходящих через время, BMA, XVIII, Пятра-Нямц, 2007, стр. 279–298.
  • Кукош, Штефан (1999). "Faza Cucuteni B în zona subcarpatică a Moldovei (период Кукутень B в нижнем Карпатском регионе Молдовы)". BMA: Bibliotheca Memoriae Antiquitatis (Мемориальная библиотека древностей). Пятра Нямц, Румыния: Исторический музей Пятра Нямц (Muzeul de Istorie Piatra Neam). 6. OCLC 223302267.

Русский

  • Археология Украинской ССР, Киев, 1985, т.1
  • Бибиков С. Раннетрипольское поселение Лука-Врублевецкая на Днестре. МИА н. 38. М. - П. 1953.
  • Збенович В. Г. Позднетрипольские племена Северного Причерноморья / АН УССР. НА. - К.: Наук. думка, 1974.
  • Збенович В. Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины / АН УССР. ИА. - К.: Наук. думка, 1989.
  • Круц В. А. Позднетрипольские племена Среднего Поднепровья. - Киев: Наукова думка, 1977.
  • Маркевич В. И. Позднетрипольские племена Северной Молдавии. - Кишинев: Штиинца, 1981.
  • Пассек Т. Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья, МИА, н. 84. Москва, 1961.
  • Пассек Т. Периодизация трипольских поселений. МИА, н. 10. М. - П. 1949.
  • Рыбаков Б. А., Космогония и мифология земледельцев энеолита // Советская археология, 1965, № 1—2.
  • Рындина Н. В. Древнейшее металлообрабатывающее производство Восточной Европы, М., 1971.
  • Хвойко В. Каменный век Среднего Поднепровья // Труды одиннадцатого археологического сьезда в Киеве. І. Киев, 1901.
  • Трипольская культура в Украине. Поселение-гигант Тальянки. - Киев, 2008
  • Черныш Е. К., К истории населения энеолитического времени в Среднем Приднестровье // Неолит и энеолит юга Европейской части СССР, Москва, 1962.
  • Черниш Е. К. Энеолит Правобережной Украины и Молдавии // Энеолит СССР. - М., 1982. - С. 166–347.

Украинский

  • Бибиков С. Трипільська культура. Археологія Української РСР, т. І. Киев, 1971.
  • Рассмотрение трипольской цивилизации в науке разведки археолога Викентия Хвойки. - Київ: Академперіодика, 2007. - Частини І - ІІ
  • Дудкін В. П. Відейко М. Ю. Архітектура Трипільської цивілізації: від поселень до протоміст. - Киев: Мислене древо, 2009.
  • Енциклопедия Трипільської цивілізації, Киев, Укрполіграфмедіа, 2004, т. І - ІІ.
  • Захарук Ю. Пізній етап трипільської культури. Археологія Української РСР, т. И. Київ, 1971.
  • Пастернак Я. Археологія України. Торонто, 1961.
  • Ткачук Т. М. Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем (мальований посуд) / Ткачук Т. М., Мельник Я. Г.; Національний заповідник "Давній Галич"; Прикарпатский ун-т им. В.Стефаника. - Івано-Франківськ: Плай, 2000.
  • Трипільська культура, т. І, АН УРСР, Інститут Археології. Київ, 1940.
  • Цвек О. В. Поселення східнотрипільської культури (короткий нарис). - Київ, 2006.
  • Черниш К. Ранньотрипільське поселення Ленківці на Середньому Дністрі. АН УРСР, Інститут Археології. Київ, 1959.
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с культурной Кукутень-Триполье.
Последняя правка сделана 2021-05-16 10:53:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте