Цикл крестового похода - это старофранцузский цикл chansons de geste относительно Первого крестового похода и его последствий.
Цикл содержит ряд изначально не связанных друг с другом текстов, объединенных во взаимосвязанные повествования более поздними редакторами. Ни одно из стихотворений в цикле не сохранилось независимо, и все тринадцать отдельных сборников организованы в разном порядке с разными текстами. Все рукописи были написаны примерно между 1350 и 1425 годами на северо-востоке Франции, вероятно, в Пикардии.
Первоначальной поэмой в цикле был Chanson d'Antioche, который лежит в основе «исторического» раздела цикла. Оригинальный Chanson d'Antioche утерян, но он был отредактирован в XII веке, который также редактировал Chanson de Jérusalem и, возможно, сам написал Chanson des Chétifs. Эти три шансона составляют основу остальной части цикла и более исторически ориентированы, чем Романсы, выросшие вокруг них.
Главный герой этих трех шансонов - Годфри Бульонский, вокруг которого проходит остальная часть цикла основана в гораздо более романтизированной форме. Они связывают Годфри с легендой о рыцаре-лебеде. Даже средневековые редакторы признавали, что эта часть цикла была вымышленной и не совсем соответствовала историческим шансонам, и в рукописях они обычно разделяются. Первым эпизодом цикла в хронологическом порядке является Naissance du Chevalier au Cygne, который сохранился в двух формах: Elioxe и Beatrix. В первом случае у Элиоксы есть дети от короля Лотаря; в последнем Беатрикс замужем за королем Востоком. В обоих случаях у них семеро детей, которые превратились в лебедей. Все, кроме одного, способны снова превращаться в людей; затем этот лебедь ведет лодку одного из своих братьев, известного как Рыцарь-Лебедь. У некоторых рукописей есть версия, в которой оба рассказа объединены в одну.
Приключения рыцаря-лебедя приводят его на защиту обездоленной герцогини Бульонской, земли которой захвачены Ренье Саксонским, которого он вызывает на дуэль. Рыцарь-лебедь побеждает Ренье и побеждает замуж дочь герцогини. У них есть дочь, Ида, которая может видеть будущее и знает, что ей суждено стать матерью Юстаса, Годфри и Болдуина.. Однако Рыцарь-Лебедь должен покинуть Бульон, когда его жена спросит, кто он на самом деле. После того, как он покинул Буйон, его имя оказалось Элиас, и его брат, лебедь, который вел лодку, наконец, обретает человеческую форму. Между тем, родственники Элиаса, рыцари Понс и Герарт, решают совершить паломничество в Иерусалим, но не могут, потому что земля находится под контролем мусульман. Их схватил Корнумарант, царь Иерусалима, но он подружился с ними и позволил им завершить свое паломничество. После многих месяцев плавания в море они возвращаются в Бульон и узнают в Элиасе Рыцаря-Лебедя.
Спустя годы Ида вышла замуж за графа Булонского и имеет троих детей: Юстаса, Годфри и Болдуина. Юстас и Годфри вырастают, чтобы стать рыцарями, со всеми соответствующими приключениями и дуэлями. Тем временем мать Корнумаранта Калибер, которая, как Ида, может видеть будущее, предсказывает приход Годфри и его братьев, а также более поздние крестовые походы против Саладина. Корнумарант решает навестить Годфри, родственников которого он когда-то принимал в Иерусалиме, и по пути встречает различных будущих лидеров Первого крестового похода: Богемунд, Танкред, Раймонд IV Тулузский, Адемар Ле Пюи, Хью Вермандуа и Роберт Куртзез и другие. Корнумарант намеревается убить Годфри, но его одолевает слава последнего; он понимает, что никогда не сможет удержать Иерусалим, если Годфри вторгнется, таким образом посеяв идею крестового похода в уме Годфри. Корнумарант возвращается в Иерусалим и обвиняется в измене за невыполнение своей задачи; ведется много сражений и дуэлей. В это время прибывает Годфри и атакует города Сирии.
Это ведет к оригинальной и, несомненно, самой известной поэме в цикле, «Шансон д'Антиох». Его тема - проповедь о Первом крестовом походе, подготовка к отъезду, слезливые прощания, прибытие в Константинополь, а также осада и взятие Антиохии, где король Корбаран (искаженный имя Кербога, атабега Мосула, пришедшего на защиту Антиохии в 1098 году) был побежден Годфри и крестоносцами. Утраченную оригинальную поэму сочинил Ришар ле Пелерен, присутствовавший во время осады. Хотя это беллетризованный рассказ о Первом крестовом походе, он основан на исторических событиях и не так фантастичен и романтизирован, как стихи, посвященные ранней жизни Годфри.
После захвата Антиохии Корбаран возвращается домой с христианскими хетифами («пленниками»). Корбаран обвиняется султаном в измене за поражение в битве, и один из христианских заключенных должен драться на дуэли вместо него. Затем хетифы нападают и убивают дракона Сатана, возможно, в самом причудливом эпизоде цикла. В третьем эпизоде Арпин Буржский спасает сына Корбарана от различных злоключений, и хетифы освобождаются, чтобы присоединиться к остальным крестоносцам по пути в Иерусалим.
Затем цикл возвращается к Годфри, который сейчас находится за пределами Иерусалима, который вербует хетифов в свою армию. Богемунд присутствует при осаде Иерусалима, в отличие от исторического Богемунда, который остался в Антиохии. Корнумарант и сарацины неоднократно нападают на лагеря крестоносцев, крестоносцы нападают на город и снова и снова получают отпор. Наконец город взят, но ни один из лидеров не желает стать королем; знамение от Бога, однако, указывает на то, что Годфри должен быть коронован. В дальнейших боях Петр Отшельник взят в плен, а Корнумарант убит. Большинство рукописей на этом заканчивается, но некоторые продолжают описывать захват других городов, смерть Годфри и правление Болдуина, который нападает на Египет и вступает в битву с «Додекином» (исторический Тогтекин Дамаск ).
Существует также гораздо более короткое прозаическое произведение, известное как Godefroi de Buillon, краткое изложение всего цикла. Автор этого произведения жалуется на длину поэтического цикла и уделяет меньше внимания фантастической жизни Годфри и больше историческому крестовому походу. Это одно из первых произведений прозы во французской литературе.
«Chanson d'Antioche» впервые отредактировал Алексис Полен Пэрис в 1848 году. цикл в целом включает Стенгеля в 1873 году, Смита в 1912 году, Крюгера в 1936 году, Дюпарк-Куиока в 1955 году, Сумберга в 1968 году и критические издания, опубликованные Университетом Алабамы (1977-2003).
Издания Университета Алабамы разделены следующим образом: