Крымские татары в Болгарии

редактировать

После 1241 года, года самого раннего зафиксированного татарского вторжения в Болгарию Вторая Болгарская империя поддерживала постоянные политические контакты с татарами. В этот ранний период (13 и 14 века) «татарин» был не этнонимом, а общим термином для армий преемников Чингисхана. Первые поселения татар в Болгарии могут быть датированы XIII - началом XIV веков, когда воинские части, преследуемые в результате династических междоусобиц в Золотой Орде, перешли на сторону болгарских правителей (Павлов, 1997).

С конца 14 до конца 15 века несколько групп татар поселились на болгарской территории (тогда османской власти) по разным причинам. поселенцы, вероятно кочевники, со временем приняли оседлый образ жизни и в некоторых районах выжили компактными сообществами более двух столетий. Записи показывают, что татары были склонны совершать набеги на деревни и сопротивляться власти, и поэтому были переселены среди местного, столь же беспокойного населения Фракии. Татарам были назначены специальные курьеры и военные миссии, и они были включены в состав Османской военной администрации. Этот факт, наряду с их малочисленностью, близостью между «татарским» и местным османским тюркским языком и общей религией, привели в конечном итоге к утрате групповой татарской идентичности.

В отличие от ситуации во Фракии, этнический состав Добруджи свидетельствует о существовании большой татарской общины с 15 по 20 век. Османское завоевание Бессарабии создало условия для постоянного переселения татар из Северного Причерноморья в Добруджу в 1530–1540 годах.

В 18 веке в результате русских нашествий в этническом составе северного Причерноморья начались коренные изменения. В период с 1783 года, когда Крымское ханство было присоединено к России, по 1874 году было несколько волн эмиграции из Крыма и Кубани., и значительное количество крымских татар поселились на болгарских землях. Татары, которые живут в Болгарии сегодня, происходят именно от тех переселенцев, которые сохранили свою идентичность.

Наибольшая волна эмиграции была во время и после Крымской войны (1853–1856). Из примерно 230 000 татар, эмигрировавших с 1854 по 1862 г., около 60 000 поселились на территории Болгарии (Romanski, 1917, стр. 266). Большинство расселилось в Северной Болгарии, особенно в Добрудже, на равнинах у реки Дунай и в районе Видина.

. Массовое поселение татар на болгарских землях. привело к установлению традиционных отношений между болгарами и татарами. В отличие от черкесской иммиграции, болгарское общество национального возрождения не одобряло поселение татар.

Сами татары находились в состоянии этнопсихологического шока, но, по всей видимости, благодаря кочевому прошлому, сумели приспособиться к «чужому миру». Этот первый период современной истории татарской группы в Болгарии (1862–1878) характеризовался экономической и экологической адаптацией к новым реалиям и консолидацией всего кыпчакского говорящего Беженцы.

Развитие татарской группы и ее идентичность после Освобождения Болгарии 1878 г. определялось политическими факторами. С одной стороны, изменилось. Обосновавшись в Османской империи, татары, не изменившие своего этнического и экологического окружения, внезапно оказались в другом политическом организме - Болгарии, государстве, сильно отличавшемся от своего предшественника. Это стало очередным этнопсихологическим шоком для татар и спровоцировало новую волну эмиграции. Даже те, кто остался в Болгарии - около 18 000 человек, большинство из которых проживали в районах с турецким населением на северо-востоке Болгарии, не смогли добиться баланса, и многие из них в конечном итоге эмигрировали в Турцию.

Вторым фактором этнических изменений стало зарождающееся крымскотатарское национальное «возрождение» и дифференциация в конце XIX - начале XX века. Примечательно, что национальная идея татар сформировалась в то время, когда большинство из них находилось за пределами своей исторической родины. Поскольку национальная идея у крымских татар была незрелой, они были подвержены ассимиляции, которая в болгарских условиях была осуществлена ​​не национальным государством, а другой этнической группой - болгарскими турками.

Были учтены и другие факторы. специфика каждого периода истории татар в Болгарии. В период после Освобождения (1878-1912 / 1918) в татарской группе в целом не произошло серьезных изменений - не было крупномасштабной эмиграции, а процесс этнической консолидации продолжался.

В период от Нейи до Крайовского (1919–1940 гг.) Произошел ряд радикальных изменений. Южная Добруджа, где проживает две трети татарского населения Болгарии, была присоединена к Румынии. Татары оказались в государстве с большим татарским населением около Медгидии, Мангалии и Кёстенца (Констанца ). С другой стороны, начало этого периода совпало с недолгим существованием татарского национального государства в Крыму и конституцией турецкого светского государства. Современный татарский национализм охватил пантюркизм и обратился к Анкаре за поддержкой в ​​результате кемалистской пропаганды. В этот период произошла широкомасштабная эмиграция татар в Турцию и создание кружка вокруг журнала "" (1929-1930 в Добрич ), который использовал пантюркские лозунги в качестве прикрытия для обнародования турецкой политики. Возможно, это было началом политической тюркификации татар (Антонов, 1995).

Общие тенденции остались прежними и в последующий период (с 1940 по начало 1950-х), за исключением того, что Болгария восстановила Южную Добруджу, татарское население которой сократилось вдвое.

В коммунистический период, коллективизация и индустриализация разрушили и традиционный образ жизни татар. Естественная, но медленная ассимиляция в турецкую общину эндогамия уже была невозможна, учитывая малочисленность татарского населения - была усилена модернизацией. Существовал также социально-экономический фактор - желание воспользоваться привилегиями, которые коммунистические власти предоставили турецкой общине.

Коммунистический режим проводил непоследовательную политику по отношению к татарам. Первоначально он придерживался отношения Москвы к крымским татарам, официально игнорируя их присутствие в Болгарии (последний раз они упоминались в переписи населения 1956 года, а затем снова появились в 1992 году).

В 1962 году Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии предложило принять меры против тюркизации цыган, татар и Болгарские мусульмане. Эти меры включали изучение этнического происхождения болгарских татар. Это свидетельствовало о новой политике: акцентирование этнокультурной специфики сообщества в попытке подчеркнуть и восстановить различие (размытое в результате тюркификации ) между татарами и турками.

Реформы 1990-х годов привели к восстановлению исламских тюркских имен и созданию условий для нормальных контактов с родственниками в Турции, а также для самостоятельной культурной и образовательной деятельности. Появились признаки возрождения татарской идентичности.

Содержание

  • 1 Этноним
  • 2 Происхождение
  • 3 Язык
  • 4 Религия
  • 5 Средства к существованию
  • 6 Символы
  • 7 Традиционная культура
  • 8 История
  • 9 Ценность Система
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Этноним

По последней переписи (декабрь 1992 г.) 4515 человек (2045 городских и 2470 сельских жителей (4)), идентифицированных как татары. Этноним играет главную роль в самоидентификации татар

Нас называют татарами, но мы не знаем, когда пришли [в те земли] (5).

Крымские татары (кирим татарлари, татарлар), на фоне впечатляющей популярности этого термина в Евразии, первыми приняли его в качестве этнонима после Чингисхан истребил исконных татар.

В связи со спецификой этногенеза крымскотатарского народа используются и другие этнонимы; теперь они утратили свое конкретное этническое содержание и являются, скорее, памятью, восприятием, уничижительным именем, дополнительным термином и, очень редко, групповым показателем: ногай, тат, Казань, Кипчак, Лаз, Казах. Они используются как модификатор общего этнонима, например, ногайский тарари. Информанты наиболее отчетливо воспринимают ногайцев как отдельную группу особого типа людей (выступающие скулы и инурэ монгольский ), диалект («более истинный татарский»), средства к существованию (коневодство) и даже характер. Фактически, наиболее дифференцированная группа - это таты, информанты знают, кто они такие, и сами себя идентифицируют. Их различие основано на их диалекте. Информаторы утверждают, что в Болгарии есть казанские татары, они «толще». Они слышали только о кипчаках. Лаз татары, как сообщается, говорят на языке, похожем на турецкий. Казахи воспринимаются как «племя», родственное «донским казахам» (казаки ), что, однако. мусульманин. Более прозаическая версия состоит в том, что «казах» - это «прозвище»: «Мы называем« казахом »упрямого, упрямого человека».

Помимо этнических терминов, татары также делятся на подгруппы, различающиеся по территориальному происхождению: Керислер (от Керчь ), Шонгарлар (от Чонгар ),

Орлулар (от Ор; рус. Перекоп ) Существует также подразделение татар, идентифицируемое по личному имени - «Сора Татари», от имени вождя племени и героя татарского эпоса (Ташева. 1975 г.) С. 2–73).

Уничижительный термин татарский сенгенеси ("") относится к определенной группе татар в Болгарии (например, семье из села Русе район), которые, вероятно, происходили из карачаевцы.

Что касается этнонима как маркера этнической принадлежности, то среди татар есть следы внутренней этнической дифференциации как части - и в то же время в противовес их коллективной идентичности.

Турки и болгары стали использовать популярный термин «татарин» как стереотип (6), а не этноним. Показательно влияние фольклора, а затем и исторических текстов. В болгарском фольклоре «татары» являются символом странного и неизведанного и имеют уничижительный оттенок (Антонов, 1995). В отличие от тех, кто не знает татар в реальной жизни, те, кто действительно относятся к ним положительно. Отрицательное отношение связано с этнонимом татар, а не с другими маркерами их групповой идентичности.

Происхождение

Крымскотатарский этнос зародился на территории Крымского полуострова и внутренних степей в XIV и XV веках. Основными этническими компонентами, последовательно включенными в новый этнос, были древние коренные народы (например, протоболгары Бат-Баяна), куманы и, наконец, кыпчакизированные монгольские роды. Благодаря работорговле и военным кампаниям по захвату рабов, экономические опоры Крымского ханства - другие этносы также внесли свой вклад в генотип татар.

Татары в Болгарии сформировались как группа с общей идентичностью в результате этнической консолидации иммигрантов: собственно крымские татары, ногайцы. Карачаевцы и особая группа татов. В основе их консолидации лежали близость языков, общая судьба и политическая идея принадлежности к бывшему Крымскому ханству и соответствующим этносоциальным образованиям.

Татары связывают свое общее происхождение с идеей родины: «мы все из Крыма», «Крым - родина наших предков», а также со своими знаниями о своей истории и судьба собственного народа.

Татары подчеркивают свой специфический антропологический тип. Они считают его вторым после языка главным маркером татарской идентичности. Например, татары из Голямо Враново говорят, что татары из Ветово являются «более истинными татарами» не только потому, что их язык «чище», но и потому, что у них «большие головы и щелевые глаза. Татары тоже отличаются от другие - в том, что большинство из них «темноглазые», с «широким плоским лицом». Их соседи также считают специфическую внешность главной отличительной чертой татар. Они говорят о «татарском лице»

Язык

Крымскотатарский язык - это кипчакский язык, на который, однако, сильно повлияли огузские - османские тюрки. Татары в Болгарии говорят различные местные диалекты, появившиеся в иностранной языковой среде. Этот процесс очень сложен и продолжается по сей день. С одной стороны, идиолекты носителей основных диалектов претерпевают изменения и имеют тенденцию становиться стандартизированными, при этом особый диалект преобладает в конкретный населенный пункт, но находящийся под сильным влиянием других диалектов (Боев, 1 971, стр. 81).

Наряду со стандартизацией кипчакских диалектов беженцев, был процесс огузации. Этот процесс восходит к доэмиграционной огузской традиции литературного крымскотатарского языка (Боев, 1971, с. 94). После того, как татары поселились на болгарских землях, влияние османского тюркского языка на местный язык усилилось. Татарский язык имел преимущество, официальным языком был османский тюркский, и не имел литературного варианта (Боев, 1964, с. 81–2).

После Освобождения процесс усилился до уровня языковой ассимиляции, в основном потому, что татары и турки общались на турецком, а позже, потому что большинство детей были отправлены в Турецкие, а не татарские школы (Боев, 1964, с. 2, Боев, 1971, с. 109). В 1910 году 546 татар из Южной Добруджи назвали турецкий язык своим родным языком.

Выбор турецкого языка в последние несколько лет также во многом определялся тем фактом, что татары не имеют доступа к крымскотатарской литературе и читают доступные турецкие книги. Бум турецкого спутникового телевидения коснулся и татарского языка. Для значительной части татарской общины. Татарский язык остается средством общения только пожилых людей. Дети понимают язык, но не говорят на нем.

Татары начали изучать болгарский язык еще до Освобождения (Каниц, 1932. с. 141). Когда Южная Добруджа находилась под властью Румынии, татары ходили в румынские школы и, согласно болгарским источникам, очень быстро выучили румынский. На болгарском языке мужчины говорили в своих социальных контактах и ​​на работе. Сегодня болгарский понимают даже самые пожилые татарки. Татары в современной Болгарии говорят на трех языках, но наблюдается сильная тенденция к замене татарского на турецкий.

Татары считают татарский язык отличительной чертой своей коллективной идентичности и этнической дифференциации от других: «Мы не говорим ни на чистом турецком, ни на [чистом] болгарском - мы татары». Основным маркером татарликской «татарской национальности» является татарский язык. Об этом же свидетельствует татарская пословица.

Татарин, не говорящий по-татарски с татарами, недостоин материнского молока (7).

Татары квалифицируют утрату татарского языка как утрату этнической принадлежности: «Там, где татары составляли меньшинство, они ассимилировались. Молодые больше не говорят по-татарски, но в прошлом некоторые турчанки выходили замуж за татар. в конце концов забудет турецкий "; «Татары сейчас смешали [...] Язык тоже смешанный»; «Мы смешались. Мы говорим почти по-турецки [только]. Татар осталось немного».

Информаторы говорят, что смешанные браки ведут к этнической ассимиляции, потому что это самый простой способ потерять татарский язык. Тем не менее, есть люди татарского происхождения, которые не говорят и не понимают татарский язык, но обладают самосознанием «настоящих татар» - вероятно, в сочетании с приоритетным турецким самосознанием. Есть интересная форма сохранения лексического запаса татарских диалектов и демонстрации татарской этнической принадлежности: при встрече татары из разных населенных пунктов будут «проверять» друг друга на типичных татарских словах. Болгары или турки, говорящие по-татарски, также испытывают татар и объявляют себя более истинными татарами, если последние не дают верного ответа. Это указывает на то, что нетатары также считают язык важным этническим маркером татарской общины.

Религия

Татары - сунниты мусульмане. Для них религия является важным, но не основным этническим маркером, потому что она идентична таковой для турок. Ислам рассматривается как основа общины всех мусульман. Информанты из татар, как и из других групп, склонны рассматривать религию в целом как консолидирующий фактор: «Татары, турки, болгары - все дети Божьи».

Татары считают себя хорошими мусульманами. Более образованные и молодые татары считают турок фанатиками, а себя умеренными, что, по их мнению, является преимуществом. Респонденты различают две общины по исламской сегрегации женщин в случае турок и отсутствию такой дискриминации среди татар, а также по отношению к христианам и алевитам.. Татары терпимо относятся к алевитам (шииты ), а турки (которые являются суннитами) - нет.

Другие общины также не рассматривают религию как главную отличительную черту татарской идентичности, а скорее как нечто, что связывает татар с турками: «(они) мусульмане, как турки». Татарская мусульманская община (где она достаточно большая) имеет свои институциональные и ритуальные практики, независимые от турок. Татары отмечают религиозные праздники в собственном эзотерическом кругу и поклоняются Богу в собственных мечетях. Татары построили свои мечети даже сразу после того, как поселились на территории Болгарии, и это учреждение сохранилось в населенных пунктах с более крупными татарскими общинами. «Татарская мечеть » (например, в Ветово) - естественный центр не только религиозной, но и общественно-политической жизни, место социальных контактов и внутренней демонстрации этничности. Обычно на стенах висят карта Крыма, татарский национальный флаг и фотографии выдающихся татар; тоже есть книги.

Средства к существованию

Особый статус первых татарских поселенцев в Османской империи привел к появлению профессионального сообщества, именуемого «татарами» посланниками и проводниками пришельцев - который со временем отделился от татарской национальности. Это классический случай принятия этнонима в качестве названия профессии.

Современные татары не отличают себя от других сообществ по роду занятий, но воспоминания о традиционном образе жизни сохранились в их самовосприятии: «Татары раньше были коневодами, они производили наездников» ; «Любили лошадей, украшали их кисточками».

В конце 19 - начале 20 века традиционным занятием татар в деревне было земледелие и в городах, мелкая торговля и различные ремесла: гужевой, свечное, меховое, мясное, кофейное. изготовление, изготовление луков, парикмахерская.

Согласно болгарским источникам, татарские возчики славились своим мастерством. Некоторые турецкие возчики даже утверждали, что они татары. Этот стереотип недавнего прошлого, несомненно, повлиял на современное отношение к татарам.

Символика

Информаторы говорят, что «старым флагом татар был конский хвост». Современный - золотой знак гираев на сине-зеленом фоне. Иногда может можно увидеть на значках и растяжках. У татарских лидеров тоже есть кассета с "государственным гимном".

Теперь уже "традиционные" татарские праздники стали играть роль символов. С 1990 по 1996 год такие фестивали были в (Добричский район), (Силистринский район) Ветово (Русенский район). и Топола (Добричский район). Три наших фольклорных ансамбля из Северной Добруджи идентифицировались как «татарские», но большинство выступлений были на турецком языке. Фестивали рассматриваются как яркая демонстрация и символ татарской идентичности. Часто произносится стихотворение «Я татарин», которое каждый молодой татарин знает наизусть.

Традиционная культура

Первоначальная татарская культурная традиция была утеряна в ходе модернизации, но элементы исламской традиции сохранились. Татары k сейчас и помнят, но не практикуют свою традиционную культуру. Информанты помнят типичные татарские элементы в дизайне домов и костюмов (татарки не носили чадру), от которых, однако, отказались в процессе модернизации.

Сегодня татары ссылаются на традиционную пищу как на маркер своей идентичности: «Турки тоже переняли татарскую еду, но они не могут ее готовить и не любят»; или пословица «Право татар - мясо и ракия». Татарские легенды также связывают с едой национальность. Вот как в одной истории объясняется гибель целых татарских деревень после поселения: «они заболели, потому что не привыкли к пище. Они привыкли к мясу, а турки ели тархана [сушеная земля тесто] только - татарам без мяса не обойтись ». При приготовлении некоторых блюд существуют особые обычаи, поэтому они считаются традиционными татарскими блюдами.

Большинство информантов считают татарские праздники и обычаи самобытными. Меньшая часть не думает, что они сильно отличаются от турецких, так как оба мусульмане. Усилился процесс вымирания традиционной культуры: «Мы приехали сюда давно, и мы не только чистые татарские семьи - вот почему татарские обычаи стали второстепенными и, таким образом, со временем забыты

Информаторы цитируют следующее уникальные татарские праздники: Наврез, татарский первый день весны, а в прошлом - Новый год; Тепрес, татарский День Святой Софии и, в некоторых деревнях, Святой Георгий и татарский день святого Георгия. Они всегда ссылаются на татарские элементы в других ритуалах - отмечая, например, что «у турок этого нет».

История

Современные татары мало знают о своей истории с точки зрения событий, дат, конкретных фигур и явлений. У них нет особого исторического образования. Татарская община не имеет собственных учебных заведений. Самые ранние признаки татарского присутствия в истории Считается, что это восстание Ивайло и фигура Чаки: «Был болгарский царь, который татарин - Чака; это то, что я им говорил, но они мне не поверят ». Имя этого« болгарского царя »также упоминается как Чакатай и Исай.

Этот пример иллюстрирует осознание татарским историческим вкладом Один информатор относит это к татарскому универсализму: «Татары есть везде. Турки тоже татары. В Китае тоже есть [татары] [...] Вы знаете, кто изобрел брюки? Татары ». Такие случаи редки. Для большинства татар знаковым событием в их истории является эмиграция из Крыма. Они излагают причины эмиграции (войны, династические распри), поиск подходящих мест для поселения (у них были быть плодородным, быть похожим на Крым) проблемы адаптации (другие враждебные люди, чужие деревья, другие времена года). Воспоминания об эмиграции в Турцию и выступления татарских народных ансамблей также играют важную роль в сохранении татарской национальности.

Так сформировались основные ориентиры в этнической истории татар. Знание истории является элементом общих достижений татарской интеллектуальной элиты, тогда как обычные люди имеют лишь смутное представление о своем прошлом..

Система ценностей

Этот маркер напрямую связан с понятием этнического характера или менталитета. У татар есть четкое представление о чертах характера, которые, по их мнению, характерны для их идентичности: «Там это разница разногласия между турками и татарами. Большая разница. Наши люди - мужчины, женщины - соберутся, сядут, а здесь мужчины сядут отдельно от женщин [...] А наши татары очень гостеприимны, знаете ли. Это в них. Если вы застряли в деревне, вам никогда не придется ночевать на улице [...] Нам все равно, болгарин или турок - нет. У нас демократия, говорю вам "." Татары всегда друг другу помогут. Например, родственники, друзья, соседи объединят усилия [...] В строительстве дома помогают все - и мужчины, и женщины. Женщины турок вообще не выходят на улицу "." Татарин хитрый и умен, он не поддается шантажу и манипуляциям. Он строит сети [...] Когда встречаются два татара, они становятся своего рода семьей ».« Татары скоро помирятся после ссоры. Когда турки ссорятся, они не разговаривают друг с другом годами ».

Эти высказывания информаторов передают общую идею« татарского характера ». Основные черты характера связаны с толерантностью в отношениях между людьми, пол и этнические общности, сообразительность, гостеприимство, взаимопомощь. Типично татарскими также считаются следующие положительные черты: быстрое принятие новых разработок; трудолюбие; умеренность; настойчивость; дружелюбие; терпение; смелость.

система ценностей сообщества основана не только на акцентировании положительного, но и на признании отрицательных черт характера. Татары иногда говорят, что они непостоянны. Татары не сдерживают своего слова, их легко увлечь и дать большие обещания, которые они не соблюдайте: «Я слово свое нарушил». Кроме того, по-татарски майбас - буквально «сальная голова», то есть упрямый. Менменлик - еще одно плохое качество »- демонстративный индивидуализм, который принимает форму самовосхваления. Более критические также говорят, что татары склонны к мстительности, злобе и скупости.

Приведенные утверждения показывают, что татары способны к самонаблюдению и самоанализу как этническая группа. Их самовосприятие стереотипно, но не однобоко. Автопортрет группы указывает на отличие от других, собственную систему ценностей и эмоциональную связь человека с сообществом.

Специфика болгарского отношения к татарской идентичности проявляется в сравнении с турками. О татарах всегда говорят, что они выше: они образованнее, умнее, образованнее и гостеприимнее, больше работают. Напротив, турки склонны считать татар плохими и агрессивными. В целом болгарское общество почти ничего не знает о татарах. Тем не менее, те, кто это делает, ценят татарскую специфику и самобытность за то, чего они стоят. Основная причина того, что широкая публика не знакома с татарами, заключается в том, что последние в течение многих лет сознательно и естественно тяготели к турецкой общине. Не имея высокой культуры и институтов, поддерживающих татарскую идентичность, татарская этническая общность воспроизводится в традиционной среде.

Культурно-просветительская ассоциация татар в Болгарии (Родство), базирующаяся в Силистре под председательством, была создана в 1993 году. В 1996 году Исмаила сменил, а штаб-квартира переехала в Добрич. На сегодняшний день ассоциация не реализовала каких-либо значительных проектов и остается лишь символом татарского присутствия в болгарской общественной жизни.

Татар воспринимается как часть болгарского общества. Они считают Крым своей «прародиной», а Болгарию - своей родной страной.

Несмотря на демографический кризис и вполне реальную угрозу постепенного и естественного вымирания татарской общины, последние шесть или семь лет стали своеобразным возрождением татарской идентичности. Это возрождение могло способствовать выживанию татарской этнической группы в Болгарии.

См. Также

Источники

  • АНТОНОВ, Стоян - «Татариты в Болгарии», Добрич

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-16 08:45:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте