Критская лира

редактировать
Lyres-creta.jpg Различные модели критской лиры в музее греческих традиционных инструментов Афины.
Струнный инструмент
Другое именакритская лира, эгейская лира
классификация Хорнбостела-Сакса 321.321-71. (лютня с шейкой звучит из лука)
Развитый10 век нашей эры (оценка)
Связанные инструменты
Музыканты

критская лира (греч. : Κρητική λύρα) ​​является греческим грушевидный, трехструнный смычок музыкальный инструмент, центральный элемент традиционной музыки Крита и других островов Додеканеса и Эгейский Архипелаг, в Греции. Критская лира считается самой популярной из сохранившихся форм средневековой византийской лиры, предка большинства европейских смычковых инструментов.

Содержание
  • 1 Стиль игры
  • 2 Истоки
  • 3 Типа
  • 4 Конструкция
  • 5 Настройка
  • 6 Используется
  • 7 Художники
  • 8 Галерея
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
    • 11.1 Видео
Стиль игры

Лира держится на коленях игрока вертикально, как маленький виол, а не помещается под подбородок игрока, как скрипка. При нормальной игре правой рукой игрок держит лук в правой руке. Струны останавливаются, прижимая ногти левой руки игрока к стороне струны, а не прижимая струну к грифу. Это придает ему тон, отличный от скрипки. У старых лир (lyrakis) одна струна обычно не трогается и используется как дрон, играющая ту же ноту, пока мелодия проигрывается на двух других струнах

Origins

Критская лира тесно связана с смычковой византийской лирой, прародительницей многих европейских смычковых инструментов. Персидский географ 9-го века Ибн Хуррададхбих (ум. 911) в своем лексикографическом обсуждении инструментов упомянул лиру как типичный инструмент византийцев наряду с ургун (орган ), шиляни (вероятно, разновидность арфы или лиры ) и саландж (вероятно волынка ) (Margaret J. Kartomi, 1990).

Византийская лира распространилась на запад по Европе с неопределенной эволюцией; Ярким примером является итальянская lira da braccio, смычковый инструмент XV века и, возможно, предшественник современной скрипки. Смычковые инструменты, похожие на критскую лиру и прямые потомки византийской лиры, продолжали играть во многих поствизантийских регионах до наших дней с небольшими изменениями, например, Гадулка в Болгарии, изогнутая калабрийская лира в Италии и классический кеменче (турецкий: Armudî kemençe, греческий: Πολίτικη λύρα) ​​в Стамбуле, Турция.

Что касается периода появления на острове смычкового инструмента, существует четыре школы мысли:

  1. Византийская лира была представлена ​​после 961 года нашей эры, когда остров был отвоеван у арабов Византийская Империя под командованием Никифора Фока. В то время знатные семьи из Константинополя были отправлены поселиться на Крите, чтобы вдохнуть новую жизнь и пополнить греческое население, которые принесли многие византийские традиции из Константинополя.
  2. Лира была завезена с островов Додеканес и проник на остров через восточный город Сития (где он был наиболее популярен), который является соседом Кассоса и Карпатоса ; это должно было случиться к XII веку.
  3. Лира постепенно вводилась в традиции острова как популярный элемент византийской музыки, подобно тому, как лира была введена в другие регионы (например, Лира да Браччо и Калабрийская лира в Италии и Гадулка в Болгарии).
  4. По местной традиции, критская лира возникла спонтанно на острове Крит. время до 961 года нашей эры и после византийского вторжения Никифора Фокаса он был принят византийской панспермией среди других сокровищ от Крита до Стамбула, а оттуда распространился на восток и запад.

На протяжении веков и особенно во время существования острова Венецианская эпоха, скрипка оказала свое влияние на музыку Крита как в органологическом, так и в музыкальном аспектах, вызвав глубокие изменения в репертуаре инструмента., тюнинг, органология, музыкальный язык и исполнительская практика.

Типы

Существует три основных типа критских лир:

  1. лираки (греч.: λυράκι), небольшая модель лиры, почти идентичная византийской. лира, используется только для исполнения танцев (Anoyanakis, 1976)
  2. vrontolyra (греч.: βροντόλυρα), обладающая очень сильным звуком, идеально подходящая для сопровождения песен
  3. обыкновенная лира (греч.: λύρα κοινή), популярная сегодня на острове; спроектирован на основе комбинации лираки со скрипкой .

Влияние скрипки вызвало преобразование многих черт старой формы критской лиры (лираки) в современную лиру, в том числе ее настройку, практику исполнения и репертуар. В 1920 году виолончель была разработана местными производителями инструментов, чтобы передать звук и технические возможности скрипки старым византийским лиракам. Двадцать лет спустя новое сочетание лираки и скрипки дало жизнь лире обыкновенной. Другие типы включают четырехструнную лиру .

В 1990 году Росс Дейли разработал новый тип критской лиры, который включает элементы лираки, византийской лиры и индийского саранги. В результате получилась лира с тремя игровыми струнами длиной 29 см (такая же, как у стандартной критской лиры) и 18 симпатическими струнами, которые резонируют на мостах джавари в индийском стиле (количество симпатических струн было позже увеличено до 22).

Конструкция

Лира имеет корпус (кафка, или кафки) с грушевидной декой (капаки) или по существу овальной формы с два небольших полукруглых звуковых отверстия. Туловище и шея вырезаны из цельного куска состаренного дерева (возраст не менее 10 лет). Традиционно древесину тела получали из деревьев, растущих на Крите, таких как грецкий орех, шелковица и асфадамос, местное платан; сегодня он в основном импортируется.

дека также вырезана с более мелкой аркой и обычно изготавливается из прямослойной древесины хвойных пород: традиционно состаренные деревянные балки зданий (катрани) и, в идеале, 300-летние деревянные балки из венецианских руин. Раньше струны делали из кишок животных, а лук (доксари) - из волоса конского хвоста . В прошлом дуга лука обычно имела серию сферических колокольчиков, gerakokoudouna (ястребиные колокола), чтобы обеспечить ритмическое сопровождение мелодии при движении лука. Сегодня на большинстве лир играют смычками.

Метод анализа вибрации и характеристики верхних пластин критской лиры был описан в 2006 году.

Тюнинг

Старая модель критской лиры (также называемая лираки ~ маленькая лира), настраивается 5-1-4. То есть средняя струна является самой низкой по высоте, а остальные - 4-й и 5-й над ней. Исполнитель играет мелодию на 1-й и 3-й струнах, используя 2-ю струну как гудок (Магрини, 1997), аналогично византийским лирам ок. 1190 г. н.э., найден при раскопках Новгорода (Энтони Бейнс, 1992).

Современная лира, смоделированная по образцу Стагакиса, настроена в квинтах на (G-d-a '), и, как и скрипка, в ней не используется струнный звук. Все струны можно перебирать и использовать в качестве мелодических.

Используется

Критская лира до сих пор широко используется на Крите (см. Музыка Крита ), в некоторых острова Додеканеса и Эгейского архипелага, а также в некоторых частях северной Греции.

Артисты

Среди известных критских исполнителей Лиры: Танассис Скордалос, Костас Маунтакис, Кареклас, Никос Ксилурис, Росс Дейли, Михалис Каллергис, Никос Гоняакис, Келли Тома, Пэрис Перисинакис, Димитрис Вакакис, Стелиос Петракис, Василис Скулас и Псарантонис. Сегодня на Родосе Яннис Кладакис известен тем, что возродил этот тип лиры на острове. Джорджия Дагаки известна игрой на инструменте у рок-певца Эрика Бурдона.

Галерея
Ссылки
Источники
  • Anoyanakis, Fivos: Elliniká laiká mousiká órgana. Афины: E.T.E., 1976
  • Энтони Бейнс: Оксфордский компаньон для музыкальных инструментов. Oxford University Press, 1990, стр. 109
  • Магрини, Туллия. 1997. Критская лира и влияние скрипки. Ethnomusicology Online 3
  • Маргарет Дж. Картоми: О понятиях и классификациях музыкальных инструментов. Чикагские исследования в этномузыкологии, University of Chicago Press, 1990
Внешние ссылки

Видео

Псарантонис (урожденный Антонис Ксилурис)

Росс Дейли

Андреас Родинос

Последняя правка сделана 2021-05-16 08:34:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте