Кратилизм как философская теория отражает учение афинского Кратила us (Древнегреческий : Κρατύλος, также транслитерируемый как Kratylos), fl. середина - конец V века до нашей эры. Кратил более известен как антагонист Сократа в диалоге Платона Кратил. Расплывчато экзегетический, кратилизм считает, что изменчивая природа идей, слов и сообщений делает их фундаментально необоснованными и, возможно, неспособными поддерживать логика и причина. Он отличается от лингвистики проблематичным статусом стиля: в естественном языке, где обнаруживается идеальная связь между словом и вещами, вариации стиля уже немыслимы.
Жерар Женетт разделил теорию на первичный и вторичный кратилизм. Утверждается, что первое включает в себя общую попытку установить мотивированную связь между означающим и означаемым путем придумывания эмоциональных значений для определенных звуков, тогда как последнее признает, что язык упал и что означающее находится в произвольном отношении к означаемому.
Кратилизм приходит к аналогичным выводам о природе реальности и коммуникации, с которыми также сталкивались даосизм и дзен-буддизм : как может неустойчивый ум в текущем мире удерживать твердую «правду» и донести ее до другого ума? Пирронизм также похож в отношении его «недогматичного и расслабленного использования слов».
Греческий софист Горгий выразил столь же ироничный тупик. вывод о природе человеческого эпистемологического понимания:
«Ничего не существует. Даже если что-то действительно существует, ничего о нем нельзя знать; и даже если что-то может быть известно об этом, знание об этом не может быть передается другим. И, наконец, даже если это может быть передано, это не может быть понято ».
.