Контрфактическое мышление

редактировать

Контрфактическое мышление - это концепция в психологии, которая включает в себя человеческую тенденцию создавать возможные альтернативы жизни события, которые уже произошли; то, что противоречит тому, что произошло на самом деле. Контрфактическое мышление, как говорится, «противоречит фактам». Эти мысли состоят из «Что, если?» и «Если бы я только…» возникали, когда думали о том, как все могло бы обернуться по-другому. Контрфактические мысли включают в себя вещи, которые - в настоящем - сейчас никогда не могут произойти в реальности, потому что они относятся исключительно к событиям, которые произошли в прошлом.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 Активация
  • 4 Функциональная основа
    • 4.1 Неприятие риска
    • 4.2 Поведенческое намерение
    • 4.3 Целенаправленная деятельность
    • 4.4 Коллективные действия
    • 4.5 Преимущества и последствия
  • 5 Текущие исследования
  • 6 типов
    • 6.1 Восходящее и нисходящее
    • 6.2 Аддитивное / вычитающее
    • 6.3 Я против других
  • 7 Теорий
    • 7.1 Теория норм
    • 7.2 Теория рационального воображения
    • 7.3 Функциональная теория
    • 7.4 Рациональные опровержения
  • 8 Примеры
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература

Обзор

Термин «контрфактический» определяется в словаре Merriam-Webster как противоречащий фактам.. Контрфактическая мысль возникает, когда человек изменяет фактическое предшествующее событие, а затем оценивает последствия этого изменения. Человек может представить себе, как исход мог бы обернуться по-другому, если бы предшествующие события, приведшие к этому событию, были другими. Например, человек может подумать о том, чем могла бы обернуться автомобильная авария, представив, как некоторые из факторов могли бы быть другими, например, «Если бы я только не превышал скорость...» Эти альтернативы могут быть лучше или хуже. чем реальная ситуация, и, в свою очередь, дает улучшенные или более катастрофические возможные результаты. Если бы я только не превышал скорость, моя машина не была бы разбита или если бы я не был пристегнут ремнем безопасности, меня бы убили.

Было показано, что контрфактические мысли вызывают отрицательные эмоции, однако они также могут иметь функциональные или положительные эффекты. Есть два типа контрфактических мыслей: нисходящие и восходящие. Нисходящие контрфакты - это мысли о том, насколько ситуация могла быть хуже; и люди, как правило, более позитивно относятся к фактическому результату. Восходящие противоречия - это мысли о том, как ситуация могла быть лучше. Такие мысли вызывают у людей чувство неудовлетворенности и несчастья; однако восходящие противоречия - это такие мысли, которые позволяют людям думать о том, как они могут добиться большего успеха в будущем. Эти контрфактические мысли или мысли о том, что могло произойти, могут влиять на эмоции людей, например заставлять их испытывать сожаление, вину, облегчение или удовлетворение. Они также могут влиять на их взгляд на социальные ситуации, например, на то, кто заслуживает вины и ответственности.

История

Происхождение контрфактического мышления имеет философские корни и восходит к ранним философам, таким как Аристотель. и Платон, размышлявший над эпистемологическим статусом сослагательных предположений и их несуществующими, но возможными результатами. В семнадцатом веке немецкий философ Лейбниц утверждал, что может существовать бесконечное количество альтернативных миров, если они не противоречат законам логики. Известный философ Николас Решер (как и другие) писал о взаимосвязи между контрфактическими рассуждениями и модальной логикой. Связь между контрфактическими рассуждениями, основанными на модальной логике, также может использоваться в литературе или викторианских исследованиях, живописи и поэзии. Рут М. Дж. Бирн в Рациональное воображение: как люди создают альтернативы к реальности (2005) предположил, что ментальные представления и когнитивные процессы, которые лежат в основе воображения альтернатив реальности, аналогичны тем, которые лежат в основе рационального мышления, включая рассуждения из контрфактических условий.

В последнее время контрфактическое мышление стало приобрел интерес с психологической точки зрения. Когнитивные ученые изучили ментальные репрезентации и когнитивные процессы, лежащие в основе создания контрфактов. Дэниел Канеман и Амос Тверски (1982) первыми начали изучение контрфактического мышления, показывая, что люди склонны думать «если бы» чаще об исключительных событиях, чем о нормальных. С тех пор были исследованы многие связанные тенденции, например, является ли событие действием или бездействием, является ли оно управляемым, его место во временном порядке событий или его причинная связь с другими событиями. Социальные психологи изучали когнитивное функционирование и контрфактические ситуации в более широком социальном контексте.

Ранние исследования контрфактического мышления исходили из того, что такие мысли указывают на плохие навыки совладания, психологическую ошибку или предвзятость и в целом являются дисфункциональными. в природе. По мере развития исследований новая волна понимания, начавшаяся в 1990-х годах, начала использовать функциональную перспективу, полагая, что контрфактическое мышление служит в значительной степени полезным поведенческим регулятором. Хотя возникают негативные эмоции и предубеждения, общая польза для человеческого поведения положительна.

Активация

Есть две части контрфактического мышления. Во-первых, это активационная часть. Эта активация заключается в том, позволяем ли мы контрфактической мысли просочиться в нашу сознательную мысль. Вторая часть связана с содержанием. Эта часть контента создает конечный сценарий для предшествующего.

Часть активации ведет к загадке того, почему мы позволяем себе думать о других альтернативах, которые могли быть полезными или вредными для нас. Считается, что люди склонны думать о контрфактических идеях, когда были исключительные обстоятельства, которые привели к событию, и, таким образом, их можно было в первую очередь избежать. Мы также склонны создавать контрфактические идеи, когда чувствуем себя виноватыми в ситуации и желаем усилить контроль. Например, в исследовании Дэвиса и др. Родители, которые умерли в младенчестве, через 15 месяцев с большей вероятностью подумали о фактах, если они чувствовали себя виноватыми в инциденте или были странные обстоятельства, связанные со смертью. В случае смерти по естественным причинам родители, как правило, в меньшей степени с течением времени склонны к контрфактическому мышлению.

Еще одним фактором, определяющим, насколько мы используем контрфактическое мышление, является то, насколько мы были близки к альтернативному исходу. Это особенно верно, когда есть отрицательный результат, который был так близок к положительному. Например, в исследовании Мейерс-Леви и Махесварана испытуемые с большей вероятностью думали об альтернативных обстоятельствах для цели, если его дом сгорел через три дня после того, как он забыл продлить свою страховку, по сравнению с шестью месяцами после того, как он забыл продлить свою страховку. Следовательно, идея о том, что конечный результат почти наступил, играет роль в том, почему мы подчеркиваем этот результат.

Функциональная основа

Можно задаться вопросом, почему мы продолжаем мыслить контрфактическими способами, если эти мысли имеют тенденцию чтобы заставить нас чувствовать себя виноватыми или отрицательно относиться к исходу. Одна из функциональных причин этого - исправить ошибки и избежать их повторения в будущем. Если человек способен рассмотреть другой результат, основываясь на другом пути, он может пойти по этому пути в будущем и избежать нежелательного результата. Очевидно, что прошлое нельзя изменить, однако вполне вероятно, что аналогичные ситуации могут возникнуть в будущем, и поэтому мы принимаем наши контрфактические мысли как опыт обучения. Например, если у человека ужасное собеседование, и он думает о том, что могло бы быть более успешным, если бы он ответил более уверенно, он с большей вероятностью ответит более уверенно на следующем собеседовании.

Неприятие риска

Еще одна причина, по которой мы продолжаем использовать теорию противодействия, - это избегать ситуаций, которые могут быть нам неприятны, что является частью нашего подхода и поведения избегания. Часто люди сознательно стараются избегать ситуаций, которые могут вызвать у них неприятные ощущения. Однако, несмотря на все наши усилия, мы все равно иногда попадаем в эти неприятные ситуации. В таких ситуациях мы продолжаем использовать контрфактическое мышление, чтобы думать о том, как этого события можно было бы избежать, и, в свою очередь, учиться избегать таких ситуаций в будущем. Например, если человек считает больницы неудобным местом, но оказывается в одной из них из-за того, что порезал палец во время мытья посуды, он может подумать, как можно было бы избежать посещения больницы, если бы сам залечил рану или посуду более тщательно.

Поведенческое намерение

Мы продолжаем использовать контрфактические мысли, чтобы изменить наше будущее поведение в сторону более позитивного или поведенческого намерения. Это может включать изменение нашего поведения сразу после того, как произошло негативное событие. Активно изменяя поведение, мы полностью избегаем проблемы в будущем. Например, забыть о Дне матери и сразу же записать дату в календаре на следующий год, чтобы определенно избежать проблемы.

Целенаправленная деятельность

В том же смысле, что и намерение поведения, люди склонны использовать контрфактическое мышление в целенаправленной деятельности. Прошлые исследования показали, что контрфакты выполняют подготовительную функцию как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Когда людям не удается достичь своих целей, активируется контрфактическое мышление (например, учиться больше после неутешительной оценки;). Когда они занимаются восходящим контрфактическим мышлением, люди могут вообразить альтернативы с лучшими положительными результатами. Результат кажется хуже по сравнению с альтернативными положительными исходами. Осознание этого побуждает их к позитивным действиям для достижения своей цели в будущем.

Маркман, Гавански, Шерман и МакМаллен (1993) определили повторяемость события как важный фактор в определении того, какая функция будет использоваться. Для событий, которые происходят неоднократно (например, спортивные игры), существует повышенная мотивация представить альтернативные предшествующие события, чтобы подготовиться к лучшему будущему результату. Однако для разовых мероприятий возможности улучшить будущие результаты не существует, поэтому более вероятно, что человек попытается облегчить разочарование, представив, как все могло быть хуже. Направление контрфактического утверждения также указывает на то, какую функцию можно использовать. Восходящие контрфакты обладают большей подготовительной функцией и ориентированы на будущее улучшение, в то время как нисходящие контрфакты используются как механизм преодоления аффективной функции. Более того, дополнительные контрфакты продемонстрировали больший потенциал побудить поведенческие намерения улучшить производительность. Следовательно, контрфактическое мышление побуждает людей совершать целенаправленные действия для достижения своей (неудачной) цели в будущем.

Коллективные действия

С другой стороны, на уровне группы контрфактическое мышление может привести к коллективным действиям. Согласно Милези и Кателлани (2011), политические активисты демонстрируют групповую приверженность и с большей вероятностью будут повторно участвовать в коллективных действиях после коллективного поражения и проявлять контрфактическое мышление. В отличие от когнитивных процессов, задействованных на индивидуальном уровне, абстрактные опровержения приводят к усилению групповой идентификации, что положительно коррелирует с намерением коллективных действий. Увеличение групповой идентификации влияет на аффект людей. Абстрактные опровержения также приводят к увеличению групповой эффективности. Повышение эффективности группы означает уверенность в том, что группа способна изменять исход ситуации. Это, в свою очередь, побуждает членов группы совершать групповые действия для достижения своей цели в будущем.

Преимущества и последствия

Когда думают о нисходящем контрфактическом мышлении или о том, как ситуация могла измениться Хуже того, люди испытывают чувство облегчения. Например, если после попадания в автомобильную аварию кто-то думает: «По крайней мере, я не превышал скорость, тогда моя машина была бы переполнена». Это позволяет рассматривать положительные стороны ситуации, а не отрицательные. В случае восходящего контрфактического мышления люди, как правило, испытывают более негативное влияние (например, сожаление, разочарование) по поводу ситуации. Размышляя таким образом, люди сосредотачиваются на том, как ситуация могла бы обернуться более позитивно: например, «Если бы я только изучал больше, я бы не провалил свой тест».

Текущее исследование

Как и в случае со многими когнитивными процессами в мозге, текущие и предстоящие исследования направлены на лучшее понимание функций и результатов нашего мышления. Исследования контрфактического мышления недавно изучали различные эффекты и то, как они могут изменить или способствовать контрфактическому мышлению. В одном исследовании Рима и Саммервилля (2014) изучали расстояние до события с точки зрения времени и то, как этот промежуток времени может повлиять на процесс, посредством которого может возникнуть контрфактическое мышление. Их результаты показали, что «люди генерировали больше нисходящих контрфактов о недавних событиях по сравнению с далекими прошлыми событиями, в то время как они, как правило, генерировали больше восходящих контрфактов о далеких и недавних прошлых событиях», что соответствовало их репликации и для социальной дистанции. Они также изучают возможный механизм манипулирования социальной дистанцией и влияние, которое это может оказать на реакцию на негативные события в виде мотивации к самосовершенствованию или самосовершенствованию.

Недавнее исследование Шолля и Сассенберга (2014) направлено на определить, как воспринимаемая сила в ситуации может повлиять на контрфактические мысли и процессы, связанные с пониманием будущих направлений и перспектив. В исследовании изучалось, как манипулирование воспринимаемой силой человека в данных обстоятельствах может приводить к различным мыслям и размышлениям, отмечая, что «продемонстрировано, что бессилие (по сравнению с сильным) снижает эгоцентричное контрфактическое мышление за счет снижения ощущаемого личного контроля». Эти результаты могут показать взаимосвязь между тем, как личность воспринимает события и определяет лучший образ действий для будущего поведения.

Типы

Восходящее и нисходящее

Восходящее контрфактическое мышление фокусируется на как ситуация могла быть лучше. Часто люди думают о том, что они могли бы сделать иначе. Например: «Если бы я начал заниматься три дня назад, а не вчера вечером, я мог бы лучше сдать экзамен». Поскольку люди часто думают о том, что они могли бы сделать по-другому, люди нередко испытывают сожаление во время восходящего контрфактического мышления.

Негативное контрфактическое мышление фокусируется на том, как ситуация могла быть хуже. В этом сценарии человек может почувствовать себя лучше по поводу результата, потому что он понимает, что ситуация не самая худшая из возможных. Например: «Мне повезло, что я получил за это 'C'; я не начал учиться до прошлой ночи».

Добавочное / вычитающее

Контрфактическое утверждение может включать действие или бездействие первоначально имевшего место события. Дополнительное утверждение подразумевает участие в событии, которое изначально не произошло (например, я должен был принять лекарство), тогда как вычитающее утверждение включает удаление события, которое имело место (например, я никогда не должен был начинать пить). Аддитивные контрфакты встречаются чаще, чем вычитающие.

Аддитивное и восходящее контрфактическое мышление фокусируется на том, «что еще я мог сделать, чтобы преуспеть?». Вычитающее и восходящее контрфактическое мышление сосредотачивается на том, «что мне не следовало делать, чтобы у меня получалось хорошо?». Напротив, аддитивный и нисходящий сценарий был бы таким: «Если бы я вчера вечером тоже пил, я бы поступил еще хуже», тогда как вычитающий и нисходящий сценарий был бы таким: «Если бы я не начал учиться два дня назад, Я бы поступил намного хуже ».

Я против других

Это различие просто указывает на то, связано ли контрфактическое высказывание с действиями самого себя (например, мне следовало замедлиться) или кого-то другого. действия (например, другой водитель должен был сбавить скорость). Я-контрфактуалы более распространены, чем контрфакты, ориентированные на других людей.

Теория конструктивного уровня объясняет, что я-контрфакты более распространены, потому что рассматриваемое событие психологически ближе, чем событие, в котором участвуют другие.

Теории

Теория нормы

Канеман и Миллер (1986) предложили теорию нормы в качестве теоретической основы для описания обоснования контрфактических мыслей. Теория норм предполагает, что легкость вообразить другой результат определяет создаваемые контрфактические альтернативы. Нормы включают попарное сравнение когнитивного стандарта и экспериментального результата. Несоответствие вызывает аффективную реакцию, на которую влияют величина и направление различия. Например, если сервер зарабатывает на двадцать долларов больше, чем стандартная ночь, это вызовет положительный эффект. Если ученик получит более низкую оценку, чем обычно, это вызовет негативный эффект. Как правило, восходящие контрфакты могут вызвать негативное настроение, тогда как нисходящие контрфакты вызывают позитивные настроения.

Канеман и Миллер (1986) также ввели понятие изменчивости, чтобы описать легкость или трудность когнитивного изменения данного результата.. Неизменяемый результат (т. Е. Гравитация) сложно изменить когнитивно, тогда как изменчивый результат (т. Е. Скорость) легче изменить когнитивно. Большинство событий находится где-то посередине этих крайностей. Чем более изменчивы антецеденты исхода, тем выше доступность контрфактических мыслей.

Уэллс и Гаванский (1989) изучали контрфактическое мышление с точки зрения изменчивости и причинности. Событие или предшествующее событие считается причинным, если изменение этого события приведет к отмене результата. Некоторые события более изменчивы, чем другие. Исключительные события (т. Е. Выбор необычного маршрута с последующим попаданием в аварию) более изменчивы, чем обычные события (т. Е. Выбор обычного маршрута и попадание в аварию). Однако эта изменчивость может относиться только к исключительным случаям (например, автомобильной аварии). Управляемые события (например, преднамеренное решение) обычно более изменчивы, чем неконтролируемые события (например, стихийное бедствие). Короче говоря, чем больше было создано альтернативных исходов, тем неожиданнее событие и тем сильнее вызывалась эмоциональная реакция.

Теория рационального воображения

Бирн (2005) обрисовал в общих чертах набор когнитивных принципов, которые определяют возможности, о которых думают люди, когда они представляют альтернативу реальности. Эксперименты показывают, что люди склонны думать о реальных возможностях, а не о нереалистичных возможностях, и они склонны думать о немногих возможностях, а не о многих. Противоречия являются особенными отчасти потому, что они требуют, чтобы люди думали по крайней мере о двух возможностях (реальности и альтернативе реальности) и думали о возможности, которая является ложной, временно предполагаемой истинной. Эксперименты подтвердили предположение, что принципы, которые определяют возможности, о которых люди думают наиболее легко, объясняют их склонность сосредотачиваться, например, на исключительных событиях, а не на обычных событиях, действиях, а не бездействии, и более недавних событиях, чем более ранних событиях в мире. последовательность.

Функциональная теория

Функциональная теория рассматривает, как контрфактическое мышление и его когнитивные процессы приносят пользу людям. Контрольные цифры служат подготовительной функции и помогают людям избегать прошлых ошибок. Контрфактическое мышление также выполняет аффективную функцию, заставляя человека чувствовать себя лучше. Сравнивая текущий результат с менее желаемым, человек может чувствовать себя лучше в текущей ситуации (1995). Например, разочарованный бегун, который не выиграл гонку, может почувствовать себя лучше, сказав: «По крайней мере, я не пришел последним».

Хотя контрфактическое мышление в значительной степени адаптивно по своим функциям, есть исключения. У людей, испытывающих тяжелые депрессивные симптомы, восприятие контроля снижается из-за негативного самовосприятия и низкой самоэффективности. В результате мотивация к самосовершенствованию ослабляется. Даже когда депрессивные люди сосредотачиваются на контролируемых событиях, их контрфакты менее разумны и осуществимы. Эпстуд и Роуз (2008) предполагают, что чрезмерные контрфактические мысли могут побудить людей больше беспокоиться о своих проблемах и усилить стресс. Когда люди сильно сосредоточены на улучшении результатов, они с большей вероятностью будут участвовать в дезадаптивном контрфактическом мышлении. Другое поведение, такое как прокрастинация, может привести к менее эффективному контрфактическому мышлению. Прокрастинаторы демонстрируют тенденцию производить больше отрицательных контрфактов, чем восходящих. В результате они становятся самодовольными и теряют мотивацию к изменениям. Перфекционисты - еще одна группа, для которой контрфактическое мышление может оказаться неэффективным.

Рациональные контрфакты

Тшилидзи Марвала представил рациональное контрфактическое мышление, которое является контрфактуальным, которое, учитывая факты, максимизирует достижение желаемого следствия. Например, предположим, что у нас есть фактическое утверждение: она забыла поставить будильник и, следовательно, опоздала. Противоположным фактом было бы: если бы она поставила будильник, она бы пришла вовремя. Теория рациональных контрфактов определяет антецедент, который дает желаемый результат, необходимый для принятия рационального решения. Например, предположим, что на каком-то химическом заводе произошел взрыв. Рациональным противодействием будет то, что должно было быть, чтобы свести к минимуму возможность взрыва.

Примеры

В случае олимпийских медалистов контрфактическое мышление объясняет, почему бронзовые призеры часто оказываются Результатом довольны больше, чем серебряные призеры. Контрфактические мысли серебряных медалистов, как правило, сосредоточены на том, насколько они близки к золотой медали, восходящие, контрфактические размышления о событии, тогда как бронзовые медалисты склонны контрфактуально думать о том, что они могли вообще не получить медаль, демонстрируя отрицательное контрфактическое мышление.

Другой пример - удовлетворенность студентов своими оценками. Медвец и Савицкий изучали удовлетворенность студентов колледжа на основе того, не попали ли их отметки в отсечку по сравнению с тем, если они только что попали в категорию. Учащиеся, которые только что попали в категорию оценок, склонны к отрицательному контрфактическому мышлению и были более удовлетворены, полагая, что могло быть и хуже. Эти студенты были склонны мыслить категориями «как минимум я». Однако студенты, которые были очень близки к попаданию в следующую высшую категорию, демонстрировали более высокую неудовлетворенность и склонны к восходящему контрфактическому мышлению или сосредоточению внимания на том, как ситуация могла быть лучше. Эти студенты были склонны мыслить категориями «Я мог бы иметь».

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Моффит, Майкл Л. и Роберт С. Бордоне (2005). Справочник по разрешению споров. Сан-Франциско: Джосси-Басс. ISBN 978-0-7879-7538-8
Последняя правка сделана 2021-05-16 14:17:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте