Контрреформация в Польше

редактировать

Counter- Реформация в Польше относится к ответу (Контрреформация ) Католической церкви в Польше (точнее, Королевства Польского до 1568 года, и после Речи Посполитой ) до распространения протестантизма в Польше (Протестантская Реформация ). Контрреформация в Польше длилась с середины XVI до середины XVIII века и завершилась победой католической церкви, которая значительно снизила влияние протестантизма в Польше.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Причины успеха
  • 3 Значение
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История

Религиозные конфессии в Польше-Литве в 1573 г. Религиозные конфессии в Польше-Литве в 1750 г.

Польша стала одним из главных арен борьбы между движением протестантской реформации и движением католической церкви контрреформация. лютеранство было популярно среди горожан немецкого происхождения, а кальвинизм среди знати. Через год после того, как Лютер обнародовал свои тезисы, они были проповедованы в Данциге (Гданьск) и вскоре распространились по Западной Пруссии провинции Польши. Отсюда протестантизм распространился на Восточную Пруссию, Великую Польшу, Малую Польшу и другие польские провинции, а также Великое княжество Литовское. В 1573 году протестанты, имея большинство в сейме (парламенте), одержали крупную политическую победу, приняв закон о религиозной терпимости, Варшавской конфедерации. К концу XVI века можно подсчитать (по количеству приходов), что около седьмой части христианского населения Речи Посполитой были протестантами. В 16 веке Польша была убежищем для многих беженцев, спасающихся от преследований из менее терпимых частей Европы, укрывая не только католиков и протестантов, но также людей православной, иудейской и даже мусульманской веры.

Вскоре после слов Реформации достигли Польши в первой половине XVI века, католические власти, такие как примас Польши Ян Ласки и епископ и вице-канцлер Петр Томицкий, начали выпуск указы, осуждающие это движение, и получили королевскую поддержку такого курса действий. Во второй половине столетия ключевыми фигурами контрреформации в Польше были кардинал Станислав Хосиус. Епископ и королевский секретарь Мартин Кромер, примас Станислав Карнковский и иезуиты Петр Скарга и Якуб Вуйек. Ключевыми датами и событиями, знаменующими начало контрреформации в Польше, были учреждение регулярной папской нунциатуры в 1555 году (начиная с прибытия Луиджи Липпомано ), прибытие Орден иезуитов в 1564 году, и принятие Указов Трента в 1577 году.

Сначала агенты контрреформации в Польше сосредоточились на убеждении, через они также в значительной степени полагались на правовую дискриминацию, в частности на антиреформационные королевские указы Сигизмунда I Польши. Католической церкви в Польше удалось подчинить Восточную православную церковь через Брест-Литовскую унию (1595–1596). В то время большую известность получили иезуитские школы. С 17 века агенты контрреформации становились все более нетерпимыми, добившись успеха в введении цензуры, включая Index Librorum Prohibitorum. Некоторые протестантские конфессии были запрещены, в то время как другие потеряли много церквей и приверженцев. Строительство некатолических церквей было запрещено в 1632 году. Польские пацифисты унитарии (польские братья ) были изгнаны из Польши в 1658 году за отказ помочь стране во время военной нужды. В 1668 году сейм запретил католикам переходить в другую веру; в 1673 г. некатоликам было запрещено облагораживать дворянство. К первой половине 18 века протестантам запретили занимать большинство гражданских должностей, в том числе быть избранными в сейм.

Тем не менее, по сравнению со многими другими европейскими странами, конфликт между католиками и протестантами был относительно мирным.. Некатоликов редко приговаривали к смертной казни за свои убеждения; наиболее распространенными наказаниями были штрафы или ссылка. Польский историк Януш Тазбир придумал фразу «государство без ставок», демонстрируя, что уровень религиозных преследований и конфликтов в Польше был намного ниже, чем в большинстве других европейских стран того времени, и этот факт можно объяснить Протестантский успех в принятии законов, предусматривающих религиозную терпимость в XVI веке, а затем и к слабости центрального польского государства, который возродившиеся католики не могли использовать для применения более жестоких методов обращения или обращения (таких как сжигание на ставке ). Многие протестантские дворяне обратились обратно в католицизм, чтобы увеличить свои шансы получить благоприятное положение от католических монархов; другие сделали это, чтобы доказать, что они «патриоты».

Многие ученые согласны с тем, что «Польша была одним из величайших успехов Контрреформации», и ссылаются на Контрреформацию в Польше как на главный случай, когда римляне Католическая церковь успешно обратила вспять завоевания Реформации. Другие, однако, такие как Норман Дэвис, предполагают, что триумф Контрреформации мог быть преувеличенным, и что по крайней мере не все протестанты были повторно обращены, как и другие деноминации, такие как как православные.

Контрреформация закончилась Репнинским сеймом 1768 года, который отменил правовую дискриминацию в отношении религиозных диссидентов. После дальнейших реформ Разделительного Сейма в 1773 году политические права оставшихся некатоликов в Содружестве были в значительной степени восстановлены, за полвека или около того до того, как аналогичные уступки были предоставлены католикам в протестантских странах, таких как Великобритания ( 1829) или Швеция (1849).

Причины успеха

Успех контрреформации в Польше можно объяснить активной деятельностью иезуитов и других монашеских орденов, а также тем фактом, что что польские короли того периода были в основном католиками и склонялись либо к нейтралитету, либо к явной поддержке политики контрреформации. Протестантизм, к которому элиты слишком часто относились инструментально, также не нашел значительных сторонников среди масс польского крестьянства. Лютеранство оставалось тесно связанным с немецкоязычными бюргерами, и войны середины 17 века с протестантской Швецией также способствовали неприятию протестантской идентичности польской знатью, поскольку многие протестанты объединились с вторгшимися шведами, после этого все протестанты стали рассматриваться как предатели. Наконец, протестантские секты были многочисленными и дезорганизованными, им не хватало внутреннего единства, тогда как католическая реакция была намного лучше организованной.

Значение

Католицизм смог стать частью польской идентичности и Польский национализм. Он обозначил Польшу как Antemurale Christianitatis, страну, защищающую границы католической веры, тем самым четко отделяя Польшу от ее преимущественно протестантских, православных и мусульманских соседей. Это стало одной из определяющих характеристик шляхты (польское дворянство) Золотые свободы, и обращение в католицизм было одним из элементов полонизации русинской знати.

Критики Контрреформации утверждают, что она внесла свой вклад в упадок Содружества, уменьшив его культурный плюрализм, терпимости и восприимчивости к чужим идеям, а также вызвав застой в интеллектуальной жизни.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-16 14:15:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте