Совет министров Республики Польша (польский : Rada Ministrów Rzeczypospolitej Polskiej) является коллегиальным исполнительным директивным органом правительства Польши. Кабинет состоит из премьер-министра, также известного как председатель Совета министров, заместителя премьер-министра, который действует как вице-президент совета, и других министров.. Текущие компетенции и процедуры кабинета описаны в статьях 146–162 конституции.
Процесс формирования совета министров начинается с назначения премьер-министра Президентом Польши. Затем премьер-министр предложит состав кабинета, который затем должен быть утвержден президентом. Несмотря на назначающую роль президента в выборе премьер-министра и утверждении состава кабинета, однако, роль президента строго ограничена, поскольку президент должен уважать пожелания большинства Сейма. Кроме того, президенту запрещается выбирать состав кабинета, отличный от того, который уже был выбран премьер-министром. После своего назначения все члены кабинета приносят присягу в Колонной комнате Президентского дворца на церемонии, проводимой президентом.
В течение четырнадцати дней после его назначения, Кабинет министров, возглавляемый премьер-министром, обязан представить Сейму повестку дня вместе с вотумом доверия. В случае неудачи вотума доверия процесс формирования правительства переходит к Сейму, который затем в течение четырнадцати дней назначит премьер-министра, который затем снова предложит состав кабинета. Абсолютное большинство голосов при наличии не менее половины всех депутатов Сейма необходимо для утверждения кабинета, который затем принимает президент и исполняет его присягу. Если вотум доверия снова не удастся, процесс выдвижения возвращается президенту, который должен снова назначить премьер-министра, который затем назначит других членов кабинета. Если вотум доверия не удается в третий раз, президент обязан сократить срок полномочий Сейма и назначить новые выборы. Однако с момента принятия Конституции 1997 г. все кабинеты успешно получили вотум доверия в отношении своих мандатов и никогда не требовали выполнения всех резервных протоколов формирования правительства.
Совет министров возглавляет премьер-министр, известный также как председатель Совета министров. Премьер-министр руководит деятельностью кабинета и действует как его представитель. Кроме того, премьер-министр обеспечивает реализацию политики кабинета, координирует и контролирует работу своих министров и издает постановления. Премьер-министру может также помогать заместитель премьер-министра, который действует как вице-президент кабинета министров. Как премьер-министр, так и его заместитель могут выполнять функции министра. В конституции не описаны функции заместителя премьер-министра в правительстве, хотя задачи офиса вместо этого диктует премьер-министр, и он не считается автономным государственным органом. Пост заместителя премьер-министра обычно предлагается представителям младшего партнера правительства по коалиции. Заместители премьер-министра также занимают другие министерские должности.
Остальная часть кабинета состоит из министров, чьи задачи и правительственные административные портфели выбираются и организуются премьер-министром. Кабинет министров может происходить из Сейма и Сената. Министры также могут быть выбраны вне законодательного органа. Существуют две категории министров. Во-первых, это «министры департаментов», которые осуществляют полномочия и ответственность в рамках администрации центрального правительства, включая министерства, подчиненные департаменты и другие учреждения. Менее важными членами кабинета являются «министры без портфеля», которые не руководят никакими административными органами правительства, но выполняют задачи, специально возложенные на них премьер-министром. Постановления любого члена совета министров могут быть отменены кабинетом по предложению премьер-министра. Премьер также уполномочен перетасовывать или удалять членов из кабинета.
Стиль правительства и роли его министров не определены конституцией, а зависят от личности премьер-министра.
Конституция поручает кабинету министров разрабатывать и реализовывать наиболее важные постановления и политику государства. Таким образом, конституция делегирует исполнительную власть кабинету министров. Хотя конституция не приравнивает совет министров к `` правительству '', из-за полномочий премьер-министра, компетенции других министров, независимых органов и прямых представителей премьер-министра и кабинета (воеводства) в воеводства, курирующие региональные администрации, кабинет выполняет различные правительственные функции. Это включает в себя законодательство и реализацию политики, способствующей управлению государством. В соответствии со своим конституционным мандатом совет министров действует как основная опора политической власти, направляя государственное управление, внешнюю политику Польши и большую часть внутренней политики республики, если некоторые полномочия не переданы (по закону) другим органам или местным властям.
Из-за парламентской системы республики Совет министров несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Сеймом за деятельность правительства. Кабинет министров должен отвечать на вопросы депутатов Сейма на каждом заседании палаты. Кабинет министров также должен ответить на запросы в течение 21 дня с момента их подачи. Несмотря на то, что он несет ответственность перед Сеймом, кабинет не несет ответственности перед Сенатом и не полагается на уверенность верхней палаты в продлении срока своих полномочий.
Во время сессий Сейма члены Совета министров, включая премьер-министра и заместителя премьер-министра, сидят в правительственной ложе в зале пленарных заседаний палаты. Зона отдыха обращена к центральной кафедре, расположенной с правой стороны кафедры.
Сейм может вынести вотум недоверия отдельному министру, если предложение получило поддержку не менее 69 депутатов. Если предложение будет принято большинством голосов, президент отзовет министра от должности. Точно так же, если совет министров теряет поддержку большинства в сейме, кабинет может быть вынужден уйти в отставку при конструктивном вотуме недоверия. Предложение должно быть одобрено не менее 46 депутатами, а затем принято большинством голосов. В таком случае одновременно должен быть назначен новый премьер-министр. Премьер-министр также имеет право объявить вотум доверия кабинету министров, при этом требуется большинство голосов не менее чем от половины всех присутствующих депутатов. В случае отставки или смерти премьер-министра президент может принять или отклонить отставку кабинета министров. После парламентских выборов премьер-министр должен подать заявление об отставке кабинета министров на первом заседании новоизбранного Сейма. После отставки кабинету министров поручено продолжать выполнять государственные функции до назначения и присяги нового правительства.
Юридически совет министров также подотчетен Государственному трибуналу за нарушение конституции или других правовых норм. По предложению президента или 115 депутатов члену кабинета может быть поручено передать дело в Государственный трибунал, а затем требуется одобрение не менее трех пятых всех депутатов Сейма для начала разбирательства. 156>
Совет министров собирается каждый вторник в канцелярии. Премьер-министр может также созывать специальные заседания кабинета министров во время чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, президент имеет право созывать кабинетный совет, когда глава государства председательствует в совете министров. Созыв такого кабинета министров строго по усмотрению президента, который будет решать вопрос или набор вопросов, важных для обсуждения и обсуждения. Президент может привлечь внимание кабинета к вопросам особой важности и запросить информацию о намерениях или действиях правительства. Однако заседания правительственного совета не обладают такими же законодательными полномочиями, как заседания кабинета.
Первый кабинет Матеуша Моравецкого, Второй кабинет Матеуша Моравецкого