Коррупция в Гане была обычным явлением с независимости. С 2006 года оценка и рейтинг Ганы в рейтинге Transparency International Индекс восприятия коррупции несколько улучшились, став выше, чем Италия и Бразилия. Однако в Гане растет понимание того, что коррупция в правительстве растет., Занимая 64-е место в 2012 году, вместе с Лесото. Несмотря на то, что уровень коррупции в Гане относительно низок по сравнению с другими странами Африки, предприятия часто называют коррупцию препятствием для ведения бизнеса в стране. Коррупция часто встречается в контрактах, финансируемых из местных источников, компании подвергаются взяткам при работе в сельской местности.
В книге 1975 года Виктор Т. Ле Вин написал, что взяточничество, воровство и хищение возникло в результате возврата к традиционному принципу «победитель получает все», при котором власть и семейные отношения преобладали над верховенством закона. Коррупция в Гане сравнительно менее распространена, чем в других странах региона.
Гана не подписала Конвенцию ОЭСР о борьбе со взяточничеством. Однако он принял меры по внесению поправок в законы о государственном финансовом управлении и государственных закупках. Закон о государственных закупках, принятый в январе 2004 года, направлен на гармонизацию многих руководящих принципов государственных закупок, используемых в стране, а также на приведение государственных закупок в соответствие со стандартами Всемирной торговой организации. Новый закон направлен на улучшение подотчетности, соотношения цены и качества, прозрачности и эффективности использования государственных ресурсов.
Однако некоторые представители гражданского общества критиковали закон как неадекватный. Правительство совместно с представителями гражданского общества разрабатывает законопроект о свободе информации, который позволит расширить доступ к публичной информации. Несмотря на новый закон о закупках, компании не могут рассчитывать на полную прозрачность в контрактах с местным финансированием. Продолжают поступать обвинения в коррупции в процессе тендера, и в прошлом правительство откладывало присуждение международных тендеров во имя национальных интересов.
Деловые круги сообщают, что их просили "одолжения" от контактов в Гане, в возврат за облегчение деловых операций. Правительство Ганы публично обязалось обеспечить, чтобы правительственные чиновники не использовали свое положение для собственного обогащения. Официальные зарплаты, однако, скромные, особенно для государственных служащих низшего звена, и такие служащие, как известно, просят «черту» (чаевые) в обмен на помощь в подаче заявок на получение лицензий и разрешений.
Член парламента от избирательного округа Чиана-Пага Абуга Пеле был осужден в феврале 2018 года и обвинен в шестилетнем тюремном заключении за умышленное причинение ущерба GH 4,1 миллиона в штат Гана. В июне 2009 года Мубарак Мунтака ушел в отставку с должности министра по делам молодежи и спорта по приказу президента Миллса после расследования десятков выдвинутых против него обвинений, включая финансовую халатность и злоупотребление властью. Комиссия по правам человека и административной юстиции Ганы попросила Мубарака Мунтаку возместить незаконно присвоенные средства.
В сентябре 2009 года группа давления обратилась в Комиссию по правам человека и административной юстиции с ходатайством о расследовании Махама Аярига за приобретение 5 субсидированных тракторов от Министерства сельского хозяйства, предназначенных для поддержки малообеспеченных фермеров в сельских общинах. Комитет по назначениям парламента первоначально приостановил его разрешение стать министром до завершения расследования, которое впоследствии разрешило его. Махама Аярига утверждал, что его заявка на приобретение тракторов «была одобрена», и он не знал, что существует схема «доступных договоренностей», связанная с покупкой тракторов. Расследование было возобновлено в июле 2017 года, когда другая политическая партия сформировала новое правительство.
Нана Акуфо-Аддо вступил в должность президента Ганы в январе 2017 года после победы на президентских выборах в декабре 2016.
В 2017 году тогдашний заместитель министра здравоохранения Кингсли Абоагье Гьеду заявил что в секторе здравоохранения Ганы высокий уровень коррупции из-за низкого уровня подотчетности. Например, врачи в Учебной больнице Тамале устанавливают агентов, которые направляют пациентов из больницы в их клиники и направляют пациентов для приобретения лекарств и лабораторных тестов за пределами больницы, что снижает доходы больницы. Они заключают соглашения с этими аптеками и лабораториями, чтобы получать прибыль от направлений. Сектор здравоохранения Ганы занял второе место по уровню коррумпированности в Африке, при этом большая часть выделенных государственных ресурсов попадает в карманы коррумпированных частных лиц.
Больше всего страдают бедные люди, которые не осведомлены о медицинской практике в больница. Практикующие врачи в конечном итоге продают разбавленные лекарства и даже просят взятки, чтобы пациенты могли обходить очереди. В Кофоридуа в восточном регионе Ганы объединенная группа медицинских специалистов из США и Ганы должна была провести операцию «Прогулка по Сиракузе», хирургическая процедура для некоторых отобранных пациентов с артритом. Выяснилось, что некоторые из местных специалистов в больнице Св. Иосифа взимали с потенциальных пациентов суммы в размере от 100 до 6 000 канадских долларов, чтобы позволить им пройти процедуру. Между тем, это было незаметно для команды США.
Конституция 1992 года предусматривала создание Комиссии по правам человека. Права и административная юстиция (CHRAJ). Среди прочего, Комиссии поручено расследовать все случаи предполагаемой и предполагаемой коррупции и незаконного присвоения государственных средств должностными лицами. Комиссия также уполномочена предпринимать соответствующие шаги, включая предоставление отчетов Генеральному прокурору и Генеральному аудитору в ответ на такие расследования. Комиссия уполномочена привлекать к ответственности предполагаемых правонарушителей при наличии достаточных доказательств для возбуждения судебных исков. Комиссия, однако, не имеет достаточных ресурсов, и с момента ее создания было возбуждено мало судебных преследований.
В 1998 году правительство Ганы также создало антикоррупционный институт, названный Управлением по борьбе с серьезным мошенничеством (SFO), чтобы расследовать коррупционные действия как в частных, так и в государственных учреждениях. В настоящее время готовится проект закона о пересмотре закона SFO, который, как ожидается, более четко определит порядок обращения с доходами от преступной деятельности. Правительство также объявило о планах оптимизировать роли CHRAJ и SFO, чтобы устранить дублирование усилий. В июле 2006 года правительство приняло закон о разоблачающих фактах, призванный побудить граждан Ганы добровольно предоставлять информацию о коррупционных действиях в соответствующие государственные органы. В декабре 2006 года КПЧАЖ выпустило руководство по конфликту интересов для работников государственного сектора. По состоянию на февраль 2009 г. законопроект о свободе информации все еще находился на рассмотрении в парламенте.
Во время саммита по борьбе с коррупцией в Лондоне 12 мая Гана призвала своих делегатов подписать эти восемь шагов в надежде снизить коррупцию: 1 Общественность должна знать, кто владеет компаниями, трастами и другими юридическими лицами и получает от них прибыль. 2. Нам нужны более жесткие правила, чтобы остановить трату коррупционных денег на собственность и предметы роскоши. 3. Банки и предприятия должны быть обязаны выяснять, с кем они имеют дело, и сообщать об этом, если они сталкиваются с подставными компаниями или изворотливыми методами. 4. Компании, покупающие нефть, газ и полезные ископаемые, а также компании оборонного и строительного секторов, должны предоставлять общественности подробную информацию о своих платежах любому правительству по любому проекту. 5. Компании должны раскрывать, сколько налогов они платят в каждой стране, в которой они ведут бизнес. 6. Все процессы заключения контрактов с государством во всем мире должны быть открытыми. 7. Все государственные бюджеты по всему миру должны быть доступны для просмотра всем. 8. Охотники за коррупцией должны иметь доступ к своевременным, сопоставимым и актуальным открытым данным по вышеуказанным вопросам, а также к технологиям, которые позволят им работать эффективно.
7 февраля 2012 года было сообщено, что четыре известных сторонника постановления Ганы Национальный демократический конгресс (НДК) был арестован и обвинен в коррупции в суде Аккры. Альфред Агбеси Войом был обвинен в преступлениях, включая подкуп государственных чиновников в связи с выплатой в несколько миллионов долларов, которую в правительственном расследовании утверждали, что он потребовал незаконно. Главный прокурор Самуэль Неркей-Теттех, его жена и директор по правовым вопросам министерства финансов также были обвинены в пособничестве преступлению.
После многочисленных обвинений в коррупции, выдвинутых против некоторых назначенных президентом Джона Драмани Махама была предпринята инициатива, направленная на то, чтобы помочь назначенным лицам избежать ситуаций, которые могут поставить их в кажущееся положение конфликта интересов, тем самым защищая коррупцию. Это привело к публикации этического кодекса для государственных служащих в 2013 году. В первую очередь, этический кодекс должен был стать основным документом, позволяющим должностным лицам знать и предвидеть любую ситуацию, которая может поставить под угрозу государственное должностное лицо.
Новая патриотическая партия дала предвыборное обещание бороться с коррупцией накануне всеобщих выборов 2016 года; он предложил, среди прочего, создать специальную прокуратуру для рассмотрения всех вопросов, связанных с коррупцией. После вступления в должность в 2017 году парламент принял закон о создании офиса. Президент привел к присяге Мартина Амиду как первого человека, занявшего этот пост, несмотря на его принадлежность к оппозиционному NDC.
Из-за высокого уровня коррупции в Гане некоторые жители Ганы выделили время, деньги и другие ресурсы на борьбу с коррупцией и ее сдерживание.