Corpus Juris Canonici

редактировать
Средневековая коллекция важных источников канонического права католической церкви, действовавшая до 1917 года

The Corpus Juris Canonici (букв. «Свод канонического права») - это собрание важных источников канонического права католической церкви, применимо к Латинской церкви. Он был заменен Кодексом канонического права 1917 года, который вступил в силу в 1918 году. Кодекс 1917 года был позже заменен Кодексом канонического права 1983 года, кодификацией канонического права, действующей в настоящее время. эффект для Латинской церкви. В 1990 г. восточное каноническое право было кодифицировано в Кодексе канонов восточных церквей, который в настоящее время действует для восточно-католических церквей.

The Corpus juris canonici использовался в канонических судах католической церкви, таких как суды каждой епархии, и в апелляционных судах Римской курии, таких как римская Рота.

Содержание
  • 1 Определения
  • 2 Jus novum и Corpus juris canonici
    • 2.1 Decretum Gratiani
    • 2.2 Extravagantes
    • 2.3 Decretales Gregorii IX
    • 2.4 Liber Sextus
    • 2.5 Liber Septimus
    • 2.6 Extravagantes Joannis Коммуны XXII и Extravagantes
  • 3 Правовой статус и структура кодификации
  • 4 Способ обязательного цитирования
  • 5 Пост-тридентиновская редакция
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Примечания
    • 7.1 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Определения

Термин corpus juris canonici использовался для обозначения системы канонического права, начавшейся в тринадцатом веке.

Термин corpus (Шир. in вместо 'body') здесь обозначает набор документов; corpus juris, собрание законов, особенно если они размещены в систематическом порядке. Это может также означать официальное и полное собрание законодательных актов, принятых законодательной властью, включая все законы, действующие в стране или обществе. Этот термин, хотя он никогда не получил юридической санкции ни в римском, ни в каноническом праве, будучи чисто академической фразеологией, используется в указанном выше смысле, когда имеется в виду «Corpus juris civilis» христианских римских императоров.

Выражение corpus juris может также означать не собрание законов как таковое, а законодательство общества в целом. Следовательно, Бенедикт XIV мог справедливо сказать, что собрание его Быков составляло часть corpus juris. Лучше всего объясняется значение термина corpus juris canonici, показывая последовательные значения, которые обычно приписывались ему в прошлом и в настоящее время.

Под названием corpus canonum ('тело канонов ') были обозначены собрание Дионисия Экзигууса и Collectio Anselmo dedicata (см. Ниже). Decretum из Gratian уже назван Corpus juris canonici глоссатором 12 века, и Иннокентий IV называет этим именем Decretales или Decretals of Gregory IX.

Со второй половины 13 века Corpus juris canonici в отличие от римского Corpus juris civilis из Юстиниана I., как правило, обозначает следующие собрания: «Декреталии» Григория IX ; те из Бонифация VIII (Шестая книга декретов); таковые из Климента V (Clementinæ) i. е. сборники, которые в то время, вместе с Декретом Грациана, преподавались и разъяснялись в университетах. В настоящее время под вышеуказанным заголовком обычно понимаются эти три собрания с добавлением Decretum Gratian, Extravagantes (законы, «циркулирующие вне» стандартных источников) Иоанна XXII и Extravagantes Communes..

В таком понимании термин восходит к XVI веку и был официально одобрен Григорием XIII. Самые ранние издания этих текстов, напечатанные под ныне обычным названием Corpus juris canonici, датируются концом XVI века (Франкфорт, 8vo, 1586; Париж, fol., 1587).

В строгом смысле этого слова Церковь не имеет corpus juris clausum («закрытый свод законов»), т. Е. е. сборник законов, к которым нельзя добавлять новые. Базельский собор (сессия XXIII, гл. Vi) и указ Конгрегации «Super statu regularium» (25 января 1848 г.) не говорят о corpus clausum; первый относится к «резервации in corpore juris expresse clausis»: оговорки в отношении церковных бенефисов, содержащихся в Corpus juris, особенно в Бонифация VIII, за исключением тех, которые содержатся в Extravagantes, описанных ниже, и в то время не включенных в Corpus juris canonici; во втором говорится о «cuilibet Privégio, licet in corpore juris clauso et confirmato», т. е. е. привилегий, не только предоставленных Святым Престолом, но также включенных в официальные сборники канонического права.

Jus novum и Corpus juris canonici

Decretum Gratiani

Примерно в 1150 году Грациан, профессор теологии в Университете Болоньи и иногда считавший будучи камальдолезским монахом, он написал произведение, названное им Concordia discordantium canonum, но называемое другими Nova collectio, Decreta, Corpus juris canonici, также Decretum Gratiani, последнее в настоящее время является общепринятым именем. Он сделал это, чтобы избежать трудностей, с которыми сталкивается изучение практического внешнего богословия (theologia Practica externa), т. е. изучение канонического права. Несмотря на свою высокую репутацию и широкое распространение, Decretum никогда не признавался церковью в качестве официального собрания.

Extravagantes

Общие законы более позднего времени, чем «Указ» Грациана, были названы «Extravagantes», т.е. е. законы, не содержащиеся в Decretum Грациана (Vagantes extra Decretum). Вскоре они были объединены в новые коллекции, пять из которых (Quinque compilationes antiquæ) пользовались особым авторитетом. Два из них, а именно третий и пятый, являются наиболее древними официальными компиляциями Римской церкви (см. Папские декреты ). Среди других сборников конца XII - начала XIII вв. Особого внимания заслуживают: «Appendix concilii Lateranensis III»; коллекции, известные как «Bambergensis» (Бамберг), «Lipsiensis» (Лейпциг), «Casselana» (Кассель), «Halensis» (Галле) и «Lucensis» (Лукка), названные так из библиотек, в которых рукописи этих были найдены коллекции; коллекция итальянского бенедиктинца Райнера Помпозиана, коллекция английского канониста Гилберта (Collectio Gilberti), коллекция его соотечественника Алана, профессора Болонского университета (Collectio Alani), и коллекция испанца Бернарда из Компостеллы. Но вскоре началась новая эра официальных коллекций.

Decretales Gregorii IX

В 1230 году Григорий IX приказал св. Раймунда Пеннафорта, чтобы создать новую коллекцию, которая называется «Декреталии Григория IX» (Decretales Gregorii IX). Этому собранию он придал силу закона Быком "Rex pacificus" 5 сентября 1234 года. Этот сборник также известен канонистам как "Liber extra", т.е. е. extra Decretum Gratiani.

Liber Sextus

Бонифаций VIII опубликовал аналогичный код 3 марта 1298 года, названный «Шестой книгой декреталей» (Liber Sextus ), включая Regulæ Juris.

Liber Septimus

Иоанн XXII добавил к нему последний официальный сборник канонического права, «Liber Septimus Decretalium», более известный под названием «Конституции Clementis V»., или просто «Клементино» (Quoniam nulla, 25 октября 1317 г.).

Extravagantes Joannis XXII и Extravagantes communes

Позднее канонисты добавили к рукописям «Decretals» наиболее важные конституции последующих пап. Вскоре они были известны и цитировались как «Extravagantes», т.е. е. двадцать конституций самого Иоанна XXII и других пап до 1484 года. В парижском издании канонических сборников (1499–1505) они составили их в форме, принятой с тех пор повсеместно, и впервые сохранили название «Extravagantes Joannis XXII». ", а остальные называли" Extravagantes communes ", т. е. часто встречается в рукописях «Декреталий» (см. Папские декреталии).

Правовой статус и структура кодификаций

"Corpus Juris Canonici" теперь был завершен, но он содержал собрания самых разных юридических ценностей. Считающиеся собраниями, «Указ» Грациана, «Extravagantes Joannis XXII» и «Extravagantes communes» никогда не имели юридической силы, но документы, которые они содержат, часто действительно обладают очень большим авторитетом. Более того, обычай даже придал силу закона нескольким апокрифическим канонам «Указа» Грациана. Остальные коллекции являются официальными и состоят из законодательных решений, имеющих обязательную силу, если они не отменены последующим законодательством.

Коллекции Григория IX (Libri quinque Decretalium) и Бонифация VIII (Liber Sextus) являются эксклюзивными. Первое, действительно, отменило все законы, содержащиеся в вышеупомянутых сборниках, последовавших за «Указом» Грациана. Некоторые авторы, однако, утверждали, но ошибочно, что он отменял также все древние законы, которые не были включены в Грациан. Второй аннулировал все законы, принятые позднее, чем "Декреталии" Григория IX, и не включенные в себя. Каждая из этих трех коллекций рассматривается как одна коллекция (collectio una), т.е. е. одно из которых все решения имеют одинаковую ценность, даже если они кажутся содержащими антиномии. В случаях противоречия решения коллекций более позднего времени аннулируют те, которые были обнаружены в коллекции более ранней даты.

«Декреталии» Григория IX, Бонифация VIII и «Клементина» равномерно разделены на пять книг (liber ), книги на названия (titulus ), заголовки в главах (caput) и последовательно рассматривают юрисдикцию (judex), процедуру (judicium), духовенство (clerus), брак (connubium) и правонарушения (crimen). Рубрики, т. е. различные названия имеют силу закона, если они содержат полное значение; с другой стороны, резюме глав не имеют этой юридической ценности.

Способ обязательного цитирования

Это Эти сборники принято цитировать, указывая номер главы, название сборника, заголовок заголовка, номер книги и заглавие. «Декреталии» Григория IX обозначаются буквой «X», т.е. extra Decretum Gratiani; «Шестая книга» или «Decretals» Бонифация VIII «in VIº», то есть «in Sexto»; «Clementines» «in Clem.», т.е. «в Clementin» является". Например: «c. 2, X, De pactis, I, 35» относится ко второй главе «Decretals» Григория IX, первая книга, заголовок 35; "c. 2, in VIº, De hæreticis, V, 2" относится ко второй главе "Decretals" Бонифация VIII, пятой книги, название. 2; «c. 2, в Clem., De testibus, II, 8» относится ко второй главе «Клементинов», второй книге, заголовок 8. Если в заголовке только одна глава или если последняя глава является процитированные, эти отрывки обозначены "c. unic." и "c. ult.", т.е. е. "caput. unicum" и "caput ultimum". Иногда также указание номера глав заменяется первыми словами главы, например: c. Одоардус. В таких случаях номер главы можно найти в индексных таблицах, напечатанных во всех изданиях.

«Extravagantes Communes» делятся и цитируются так же, как «Decretals», а сборник обозначается аббревиатурой: «Extrav. Commun.» Например: «c. 1 (или unicum, или Ambitiosæ), Extrav. Commun., De rebus Ecclesiæ non alienandis, III, 4» относится к первой главе (единственной главе) в книге III, заголовок 4 « Extravagantes Communes ». В этом сборнике отсутствует обычная «Liber IV», в которой говорится о браке. «Экстравагантности Иоанна XXII» разделены только на заголовки и главы. Они обозначаются аббревиатурой «Extrav. Joan. XXII». Например: «c. 2, Extrav. Joan. XXII, De verborumignificatione XIV» относится ко второй главе четырнадцатого заголовка этого сборника.

Вскоре после изобретения печатных изданий "Corpus Juris", с глоссом или без глянеца (комментарии канонистов) были опубликованы. Мы уже упоминали о важности парижского издания (1499–1505) для двух сборников «Extravagantes»; он включает глянец. Последнее издание с глянцем - это Лионское издание (1671 г.).

Посттридентская редакция

Хотя Трентский собор (1545–63 гг.) Не требовал пересмотра текста канонических сборников, Св. Пий V назначил в 1566 г. комиссию для подготовки нового издания «Corpus Juris Canonici». Эта комиссия специально посвятила себя исправлению текста «Указа» Грациана и его глоссы. Григорий XIII постановил не вносить никаких изменений в исправленный текст. Это издание «Corpus» появилось в Риме в 1582 году в œdibus populi Romani и служит образцом для всех последующих изданий. Самыми известными до XIX века являются храмы братьев Питу (Париж, 1687 г.), Фрейслебен (Прага, 1728 г.) и протестантского канониста Бемера (Галле-Магдебург, 1747 г.). Текст последнего издания отличается от текста римского издания 1582 года и поэтому не имеет практической ценности. Издание Рихтера (Лейпциг, 1833–1839) избегает этого недостатка и ценно благодаря своим критическим замечаниям. Издание Фридберга (Лейпциг, 1879–81) не воспроизводит текст римского издания «Указа» Грациана, но дает римский текст других сборников. это лучшее и самое важное издание.

Дополнительная литература
Смит, Себастьян Б. (1882) [1882]. Элементы церковного закона. 2(1-е изд.). Нью-Йорк [u.a.]: Братья Бензигеры. OCLC 847944562.
Смит, Себастьян Б. (ок. 1890 г.) [1888]. Элементы церковного закона. 3(3-е изд.). Нью-Йорк [u.a.]: Братья Бензигеры. OCLC 6319850.
Примечания

Библиография

  • Берман, Гарольд Дж. Закон и революция: формирование западной правовой традиции (Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1983) ISBN 0-674-51776-8.

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Corpus Juris Canonici». Католическая энциклопедия. Новое Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 13:05:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте