Коронация венгерского монарха была церемонией, в которой король или королева королевства Венгрии был формально коронован и наделен регалиями. Это соответствовало церемониям коронации в других европейских монархиях. В то время как в таких странах, как Франция и Англия правление короля началось сразу после смерти его предшественника, в Венгрии коронация была абсолютно необходима: если она не была проведена должным образом, Королевство оставалось "сиротой ". Все монархи должны были быть коронованы как король Венгрии, чтобы издавать законы и осуществлять свои королевские прерогативы в Венгерском Королевстве. Начиная с Золотой Буллы 1222 г., все новые венгерские монархи должны были принести коронационную присягу, согласно которой они должны были согласиться соблюдать конституционный порядок страны и сохранять свободы подданных и территориальная целостность королевства.
В средние века все венгерские коронации проходили в базилике Секешфехервар, месте захоронения первых коронованный правитель Венгрии Святой Стефан I. Архиепископ Эстергомский помазал короля или королеву (однако епископ Веспрема неоднократно заявлял о своем праве короновать королеву-консорт, как установившаяся традиция). Затем архиепископ возложил Священную корону Венгрии и мантию Святого Стефана на голову помазанника. Царю были вручены скипетр и меч, обозначающие военную мощь. После возведения на престол новоиспеченный король принес традиционную коронационную присягу и пообещал уважать права народа. Архиепископ Эстергомский трижды отказывался председательствовать на церемонии коронации; в таких случаях архиепископ Калочский, прелат второго ранга, проводил коронацию. Другое духовенство и представители знати также играли роль; большинство участников церемонии были обязаны носить церемониальную форму или мантии. На мероприятии присутствовало много других государственных чиновников и гостей, в том числе представители зарубежных стран.
Согласно легенде, первый венгерский монарх Святой Стефан I был коронован в соборе Святого Адальберта в Эстергоме в 1000 году. После его смерти он был похоронен в соборе Секешфехервара которую он начал строить и где похоронил своего сына Святой Емерик. Этот собор стал традиционной церковью коронации для последующих венгерских монархов, начиная с Петера Орсеоло, племянника святого Стефана в 1038 году до коронации Иоанна Заполя перед битвой при Мохаче в 1526 году. Огромный романский собор был одним из крупнейших в Европе, а позже стал местом захоронения средневековых венгерских монархов.
После смерти короля Андрея III, последнего представителя мужского пола из Дома Арпад, в 1301 году успешный претендент на престол был потомком Король Стефан V, и из Дома Капетингов в Анжу : Король Карл I. Однако его трижды короновали из-за внутренних конфликтов с аристократами, которые не желали принимать его правление. Впервые он был коронован в мае 1301 года архиепископом Эстергомским в городе Эстергоме, но с простой короной. Это означало, что два условия его легитимности не были выполнены. После этого он был коронован во второй раз в июне 1309 года архиепископом Эстергомским, но в городе Буда, и с временной короной, потому что корона святого Стефана еще не была в его владении. Наконец, после получения Святой короны, Карл был коронован в третий раз, но теперь в соборе Секешфехервара, архиепископом Эстергомским и Святой короной.
После смерти короля Альберта в 1439 году его вдова, Елизавета Люксембургская, приказала одной из своих служанок украсть Святую корону, хранившуюся в замке. Вишеграда, и с его помощью она могла короновать своего новорожденного сына королем Ладиславом V. Соответствие строгих условий коронации было выполнено без вопросов, и, например, король Матиас Корвинус взошел на трон в 1458 году, но он мог быть коронован Святую корону только в 1464 году, после того как он забрал ее из рук Фридриха III, императора Священной Римской империи. Только после этого Матиас начал свои внутренние и институциональные реформы в Королевстве, считаясь законным правителем Венгрии.
Когда Венгерское королевство было оккупировано османскими войсками в течение десятилетий после битвы при Мохаче в 1526 году, следующие монархи Габсбургов не смогли добраться до города Секешфехервар, чтобы быть коронованным. Так в 1563 г. св. Собор Мартина в Прессбурге (сегодня Братислава) стал собором коронации и оставался им до коронации 1830 года, после чего коронации вернулись в Секешфехервар, но не в массивный собор, построенный Святым Стефаном, потому что он был разрушен в 1601 году, когда христианские войска осадили город. Османы использовали собор для хранения пороха, и во время атаки здание было разрушено.
Правители Венгрии не считались законными монархами, пока они не были коронованы королем Венгрии Святой короной Венгрии. Поскольку женщины не считались подходящими для управления Венгрией, две правящие королевы, Мария и Мария Тереза , были коронованы венгерскими королями
Даже во время длительного личного союза Австрии и Венгерского королевства, император Габсбургов должен был быть коронован королем Венгрии для того, чтобы издавать там законы или осуществлять свои королевские прерогативы. Единственным Габсбургом, который правил в Венгрии без короны, был Иосиф II, которого на венгерском называли kalapos király («король в шляпе»). До него Иоанн Сигизмунд Заполя и Габриэль Бетлен были избраны королями, но они никогда не были коронованы и не были общепринятыми, а Имре Тёкёли был объявлен королем только Верхняя Венгрия от Султана Мехмеда IV без избрания и короны.
Последний такой обряд был проведен в Будапеште 30 декабря 1916 года, когда император Карл I Австрийский и императрица Зита были коронованы Карл IV и королева Венгрии Зита. Церемония прошла в спешке, как из-за войны, так и из-за конституционного требования к венгерскому монарху утвердить государственный бюджет до конца календарного года. Однако коронация Карла IV была снята на видео и, таким образом, остается единственной коронацией венгерского монарха, когда-либо задокументированной подобным образом.
Австро-Венгерская империя погибла с окончанием Первой мировой войны, хотя Венгрия позже восстановит титульную монархию в 1920-45 гг., При этом запретив Карлу возобновить трон. коммунистический захват власти в 1945 году означал окончательный конец этого «королевства без короля».
К концу 13 века обычаи Королевства Венгрия предписывали, что все следующие (три требования) должны быть выполнено, когда новый король взошел на трон:
Впоследствии, с 1387 г., таможня также требовала избрания нового короля. Однако это требование исчезло, когда в 1688 г. появился принцип наследственной монархии. После этого от королей требовалось выпустить официальную декларацию (credentionales litterae), в которой они поклялись соблюдать конституцию королевства.
Первое требование (коронация архиепископом Эстергомским) было подтверждено Белой III Венгерской, который был коронован архиепископом Калочи на основании специальное разрешение Папы Александра III. Однако после своей коронации он заявил, что его коронация не повредит обычному требованию архиепископов Эстергома короновать королей. В 1211 г. папа Иннокентий III отказался подтвердить согласие архиепископа Иоанна Эстергомского и архиепископа Бертольда Калочского о передаче иска. Папа объявил, что только архиепископ Эстергомский и никакой другой прелат имеет право короновать короля Венгрии.
Венгерский ритуал коронации тесно связан с римским ритуалом посвящения и коронации королей (De Benedictione et Coronatione Regis ), обнаруженным в римских папских (Pontificale Romanum ). Фактически, для коронации короля Франциска Иосифа и королевы Елизаветы Римский Папский собор Климента VII, исправленный Бенедиктом XIV, использовался, а не традиционный венгерский ритуал.
Согласно древнему обычаю незадолго до коронации архиепископ Эстергомский передал Святую корону графу Палатину (Надору), который поднял ее, показал людям и спросил, принимают ли они избранных своим королем (это часть Coronational Ordo of Mainz, которую историки, такие как Дьёрдь Дьёрфи предположили, могли быть использованы). Народ ответил: «Согласен, да будет так, да здравствует король!» Затем епископ представил царя архиепископу с просьбой от имени Церкви продолжить его коронацию. Архиепископ задал королю три вопроса - согласился ли король защищать святую веру, согласился ли он защищать святую Церковь и согласился ли он защищать королевство, - на каждый из которых царь ответил: «Я сделаю». Затем король принес клятву: «Я, Н., дарую и обещаю пред Богом и ангелами» и т. Д. Архиепископ произнес молитву:
Всемогущий и вечный Бог, Создатель всего, командующий Ангелов, Царь царей и Господь господствующих, который побудил вашего верного слугу Авраама восторжествовать над своими врагами, одержал много побед Моисею и Иисусу Навину, вождям вашего народа, возвысил вашего покорного слугу Давида до царской власти, обогатил Соломона с несказанными дарами мудрости и мира. Услышьте наши смиренные молитвы и умножьте свои благословения на вашего слугу, которому мы с молитвенной преданностью посвящаем нашего царя; чтобы он, укрепленный верой Авраама, наделенный кротостью Моисея, вооруженный мужеством Иисуса Навина, превознесенный смирением Давида и отличившийся мудростью Соломона, мог во всем угождать вам и всегда ходить без оскорблений на пути справедливости. Пусть он питает и учит, защищает и наставляет вашу Церковь и народ, и как могущественный царь применяет энергичный режим против всех видимых и невидимых сил и с вашей помощью восстанавливает их души в согласии истинной веры и мира; что, поддержанный готовым послушанием и прославленный должной любовью этого, своего народа, он может по вашей милости подняться до положения своих предков и, защищенный шлемом вашей защиты, покрытый вашим непобедимым щитом и полностью одетый в небесные доспехи, он может полностью победоносно восторжествовать и своей [силой] запугать неверных и принести мир тем, кто сражается за вас, через нашего Господа, который силой своего Креста разрушил ад, победил дьявола, вознесся на небеса, в котором пребывает вся власть, царство и победа, кто слава смиренных, жизнь и спасение своего народа, тот, кто живет и царствует с вами и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Затем царь простерся ниц перед алтарем во время пения Литании Святых. После этого архиепископ помазал царя на его правое предплечье и между его плеч, когда он произнес молитву:
Бог, Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Который через Отца был помазан елеем радости выше своих собратьев. пусть Он сам этим настоем святого помазания изольет на вашу голову благословение Духа Параклета, чтобы проникнуть в самое сокровенное ваше сердце, чтобы вы получили с помощью этого видимого и материального масла невидимые дары и, наконец, выполнили справедливое правление этого временного Царство, вы можете удостоиться вечного царствования с Тем, Кто единственный есть безгрешный Царь Царей, живущий и прославленный с Богом Отцом в единстве Бога Святого Духа во веки веков. Аминь
Затем месса в течение дня была начата с того, что архиепископ произнес после Собрания на день дополнительную молитву: «Бог, царствующий над всем» и т. Д. После Постепенной и Аллилуйи король был облачен в венгерские регалии. Сначала король был облечен и опоясан Мечом святого Стефана с формулой:
Прими этот меч руками епископов, недостойных, но освященных властью святых апостолов, передай его тебе по божественному велению для защиты веры святой Церкви и помните слова псалмопевца, который пророчествовал, говоря: «Опоясывайся мечом твоим на бедре твое, о сильнейший, дабы с его помощью ты мог проявить справедливость, сильно уничтожая рост беззакония и защищать святую Церковь Бога и его верный народ. Преследовать лжехристиан, равно как и неверных, помогать и защищать вдов и сирот, восстанавливать то, что пришло в упадок, и поддерживать то, что таким образом восстановлено, отомстить за несправедливость и подтвердить добрые намерения, чтобы, делая это, вы могли прославиться торжеством справедливости и могли вечно царствовать со Спасителем мира, чей образ вы носите, Который с Отцом и Святым Духом живет и правит вечно и d когда-либо. Аминь.
Затем король трижды взмахнул мечом. Затем король был коронован Святой короной, поскольку архиепископ сказал формулу «Прими эту королевскую корону» и т. Д. Затем королю дали Скипетр с формулой:
Прими жезл добродетели и справедливости. Научитесь уважать благочестивых и устрашать гордых; направлять заблудших; протянуть руку павшим; подавляйте гордых и поднимайте смиренных, дабы Господь наш Иисус Христос мог открыть вам дверь, тот, кто сказал о себе: «Я дверь, кто войдет через меня, но я спасусь», и пусть тот, кто есть Ключ Давида и Скипетр Дома Израилева, будь твоим помощником, тот, кто открывает, и никто не может закрыть, кто закрывается, и никто не может открыть; Который выводит пленника из темницы, где он сидит во тьме и тени смертной, чтобы вы во всем подражали ему, о котором пророк Давид сказал: «Трон Твое, Боже, пребудет вовек; жезл правды - жезл Царства Твоего. Вы справедливость и ненавидите беззаконие, поэтому Бог, Бог ваш, помазал вас елеем радости больше ваших собратьев: "Иисус Христос, Господь наш.
Затем Сфера была помещена в его левую руку без какой-либо формулы, и король был возведен на престол с формулой:
Будь стойким и крепко держись того места, наследником которого ты стал по наследству от своих предков, теперь переданный вы властью Всемогущего Бога и переданы вам нами и всеми епископами и слугами Божьими, и когда вы видите, что духовенство приближается к святому жертвеннику, не забудьте оказать им соответствующую честь, чтобы Посредник между Богом и человечеством мог подтвердить вас в этом царственном положении в качестве посредника между духовенством и мирянами и чтобы вы могли править с Иисусом Христом, нашим Господом, Царем царей и Господом господствующих, который с Отцом и Святым Духом живет и правит во веки веков. Аминь.
Согласно некоторым источникам, затем пели Te deum, а затем респонсор :
Да укрепится ваша рука и возвысится ваша правая рука. Пусть справедливость и суд будут основанием вашего престола, а милосердие и истина предстанут перед вашим лицом. Аллилуиа. Пс. Помилуй меня... Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Пусть твоя рука укрепится...
Затем архиепископ произнес либо молитву «Бог, который сделал Моисея победителем», либо молитву «Бог непогрешимый». Затем люди приветствовали короля словами: «Жизнь, здоровье, счастье, победа!» после чего месса подошла к завершению.
Самым впечатляющим было то, когда государь в полных регалиях поднялся на искусственный холм, построенный из земли всех частей королевства верхом. На вершине холма государь указывал на все четыре угла королевским мечом и клялся защищать королевство и всех его подданных. После этого дворяне и подданные трижды приветствовали своих новых правителей криками «ура» и отдавали дань уважения.
. После церемонии королевская чета с большой помпой направлялась в королевский замок, чтобы получить дань уважения..
Статус | Имя | Дата | Место | Посвящатель | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Король | Стефан I | 25 декабря 1000 г. или. 1 января 1001 г. | Базилика Секешфехервар. Базилика Эстергома | Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Петр | 1038 | Базилика Секешфехервара | Архиепископ Эстергома | Архиепископ Эстергома 292>Король | Андрей I | 1047 | Базилика Секешфехервар | Бенедек-Бенета. Архиепископ Эстергомский |
Король | Бела I | 6 декабря 1060 | Базилика Секешфехервар 398>Архиепископ Эстергомский | ||||||
Царь | Соломон | 1057. 11 апреля 1064 | Секешфехервар. Печ | Архиепископ Эстергомский | |||||
Царь | Геза I | 1075 | Базилика Секешфехервара | Неемия. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Ладислав I | 1077 | Секеш Базилика Фехервар | Неемия (?). Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Коломан | 1096 | Базилика Секешфехервар | Серафин. Архиепископ Эстергома | |||||
Король | Стефан II | 1116 | Базилика Секешфехервар | Лоуренс. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Бела II | 28 апреля 1131 | Базилика Секешфехервара | Фелициан. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Геза II | 16 февраля 1141 г. | Базилика Секешфехервар | Фелициан или Макарий (?). Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Стефан III | июнь 1162 г. | Базилика Секешфехервар | Лукас. Архиепископ Эстергомский | |||||
Антикороль | Ладислав II | июль 1162 г. | Базилика Секешфехервар | Мико. Архиепископ Калочский | |||||
Анти-король | Стефан IV | 27 января 1163 г. | Базилика Секешфехервара | Мико. Архиепископ Калочский | |||||
Король | Бела III | 13 января 1173 | Базилика Секешфехервар | неопознано (Чама ?). Архиепископ Калока sa | |||||
Король | Эмерик | 16 мая 1182 | Секешфехервар | Николай. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Ладислав III | 26 августа 1204 | Базилика Секешфехервар | Иоанн. Архиепископ Калочский | |||||
Король | Андрей II | 29 мая 1205 | Базилика Секешфехервар | Иоанн. Архиепископ Калочский | |||||
Король | Бела IV | 25 сентября 1235 года | Базилика Секешфехервар | Роберт. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Стефан V | до 1246 года. 13 мая 1270 | Базилика Секешфехервар | Филипп Тюрье. Архиепископ Эстергомский (1270) | |||||
Король | Ладислав IV | 3 сентября 1272 | Базилика Секешфехервар | Филипп>. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Андрей III | 23 июля 1290 г. | Базилика Секешфехервар | Лодомер. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Венцеслав | 27 августа 1301 года | Базилика Секешфехервар | Иоанн Хонт-Пазмани. Архиепископ Калочский | |||||
Король | Отто | 6 декабря 1305 | Сек Базилика Эсфехервар | . Епископ Веспрема.. Епископ Чанадский | |||||
Король | Карл I | начало 1301 года. 15/16 июня 1309. 27 августа 1310 | Эстергом. Буда. Секешфехервар | Григорий Бичкей. избранный архиепископ Эстергомский (1301). Томас. архиепископ Эстергомский (1309 и 1310) | |||||
Король | Людовик I | 21 июля 1342 г. | Базилика Секешфехервар | Чанад Телегди. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король. (царствующая королева) | Мария | 17 сентября 1382 г. | Базилика Секешфехервар | Деметриус. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Карл II | 31 декабря 1385 г. | Базилика Секешфехервар | Деметриус 256>Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Сигизмунд | 31 марта 1387 г. | Базилика Секешфехервар | Бенедикт Химфи. Епископ Веспремского | |||||
Король | Альберт | 1 января 1438 | Базилика Секешфехервар | . Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Ладислав V | 15 мая 1440 года | Базилика Секешфехервар | Денес Секси. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Владислав I | 17 июля 1440 г. | Базилика Секешфехервар | Денес Секси. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Матиас I | 29 марта 1464 года | Базилика Секешфехервара | Денес Секси. Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Владислав II | 18 сентября 1490 года | Секешфехервар Базилика 256 | Освальда | >Епископ Загреба | ||||
Король | Людовик II | 4 июня 1508 г. | Базилика Секешфехервар | Архиепископ Эстергомский | |||||
Король | Фердинанд I | 3 ноября 1527 г. | Базилика Секешфехервар | Архиепископ Эстергомский, примас Венгрии | |||||
Королева | Анна Чешская и Венгерская | 4 ноября 1527 г. | Базилика Секешфехервар | Архиепископ Эстергомский, примас Венгрии |
Статус | Имя | Дата | Место | Consecrator |
---|---|---|---|---|
Король | Франциск Иосиф | 8 июня 1867 г. | Церковь Матьяша, Будапешт | Янош Симор. архиепископ Эстергомский, примас Венгрии |
королева | Елизавета Баварская | 8 июня 1867 г. | церковь Матьяша, Будапешт | Янош Симор. архиепископ Эстергом, примас Венгрии |
король | Карл IV | 30 декабря 1916 г. | Церковь Матьяша, Будапешт | Янош Чернох. Архиепископ Эстергомский, примас Венгрия |
Королева | Зита Бурбон-Пармская | 30 декабря 1916 г. | Церковь Матьяша, Будапешт | Янош Чернох. Архиепископ Эстергомский, примас Венгрии |