Тацит

редактировать
Римский историк и сенатор (ок. 56 - ок. 120)
Корнелий Тацит
Современная статуя Тацита возле здания австрийского парламента Современная статуя, изображающая Тацита. за пределами здания австрийского парламента
Родилсяc.56 г. н.э.
Умерc.120 г. н.э. (в возрасте ок. 64)
Род занятийИсторик, политик
ЖанрИстория, Серебряный век латыни
ПредметИстория, биография, ораторское искусство

Публий (или Гай ) Корнелий Тацит (, латинское : ; c.56 - ок. 120) был римским историком и политиком. Современные ученые считают Тацита одним из величайших римских историков. Он жил в так называемом Серебряном веке латинской литературы и имеет репутацию краткости и компактности своей латинской прозы, а также своим глубоким пониманием психологии. силовой политики.

Сохранившиеся отрывки из двух его основных работ - Анналов и Истории - исследуют правление императоров Тиберия, Клавдий, Нерон и те, кто правил в год Четырех императоров (69 г. н.э.). Эти две работы охватывают историю Римской империи от смерти Августа в 14 г. н.э. до 70 г. н.э. в Первой иудейско-римской войне 66–73 гг. В сохранившихся текстах есть существенные пробелы, в том числе пробел в Анналах длиной в четыре книги.

В других произведениях Тацита обсуждается ораторское искусствоформате диалога, см. Dialogus de oratoribus ), Germania (in De origine et situ Germanorum ) и жизнь его тестя Агриколы, генерала, ответственного за большую часть римского завоевания Британия, в основном сосредоточив внимание на своей кампании в Британии (De vita et moribus Iulii Agricolae ).

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Семья и ранние годы
    • 1.2 Общественная жизнь, брак и литературная карьера
  • 2 Работы
    • 2.1 История Римской империи со дня смерти Августа
      • 2.1.1 Истории
      • 2.1.2 Летопись
    • 2.2 Монографии
      • 2.2.1 Германия
      • 2.2.2 Агрикола (De vita et moribus Iulii Agricolae)
      • 2.2.3 Диалог
  • 3 Литературный стиль
    • 3.1 Подход к истории
    • 3.2 Проза
  • 4 Источники
  • 5 Издания
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Цитаты
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Жизнь

Подробностей о его личной жизни мало. То немногое, что известно, исходит из разрозненных намеков в его работах, писем его друга и поклонника Плиния Младшего и надписи, найденной в Миласе в Карии.

Тацит родился в 56 или 57 году в семье наездника ; но точное место и дата его рождения не известны, и его преномен (имя) также неизвестны; в письмах Сидония Аполлинария его зовут Гай, но в основной сохранившейся рукописи его работы его имя упоминается как Публий. Предложение одного ученого относительно Секста не получило одобрения.

Семья и молодость

Большинство старших аристократических семей не смогли пережить запреты, которые имело место в конце Республики, и Тацит ясно дает понять, что своим рангом он обязан императорам Флавиев (Hist. 1.1 ). Утверждение, что он произошел от вольноотпущенника, происходит из речи в его сочинениях, в которой утверждается, что многие сенаторы и рыцари произошли от вольноотпущенников (Ann. 13.27 ), но обычно это так. оспаривается.

Его отцом мог быть Корнелий Тацит, который выполнял обязанности прокуратора в Бельгике и Германии ; Плиний Старший упоминает, что у Корнилия был сын, который быстро постарел (NH 7.76 ), что подразумевает раннюю смерть. Нет упоминания о Таците, страдавшем от такого состояния, но возможно, что это относится к брату - если Корнилий действительно был его отцом. Дружба между Младшим Плинием и Тацитом приводит некоторых ученых к выводу, что они оба были потомками богатых провинциальных семей.

Провинция его рождения остается неизвестной, хотя различные предположения предполагают Gallia Belgica, Gallia Narbonensis или Северная Италия. Его брак с дочерью нарбоненского сенатора Гнея Юлия Агриколы подразумевает, что он происходил из Галлии Нарбоненсис. Посвящение Тацита Луцию Фабию Юстусу в Диалоге может указывать на связь с Испанией, а его дружба с Плинием предполагает его происхождение из Северной Италии. Однако нет никаких доказательств того, что друзья Плиния из северной Италии знали Тацита, и письма Плиния не намекают на то, что эти двое мужчин имели общее происхождение. В книге Плиния 9, письме 23 говорится, что, когда его спросили, итальянец он или провинциал, он дал неясный ответ, и поэтому его спросили, был ли он Тацитом или Плинием. Поскольку Плиний был из Италии, некоторые предполагают, что Тацит был из провинции, вероятно, Gallia Narbonensis.

Его происхождение, его навыки ораторского искусства и его сочувственное изображение варваров, сопротивлявшихся римскому правлению (например, Ann. 2.9 ) заставили некоторых предположить, что он был кельтом. Это убеждение проистекает из того факта, что кельты, оккупировавшие Галлию до римского вторжения, были известны своим мастерством ораторского искусства и были покорены Римом.

Общественная жизнь, брак и литературная карьера

В молодости Тацит изучал риторику в Риме, чтобы подготовиться к карьере в юриспруденции и политике ; подобно Плинию, он мог учиться у Квинтилиана (c.35 г. н.э. - ок. 100). В 77 или 78 году он женился на Юлии Агриколе, дочери знаменитого генерала Агриколы. Мало что известно об их семейной жизни, кроме того, что Тацит любил охоту и природу. Он начал свою карьеру (вероятно, latus clavus, знак сенатора) при Веспасиане (годы правления 69–79), но вошел в политическую жизнь как квестор в 81 или 82 под Тит. Он неуклонно продвигался через cursus honorum, став претором в 88 году и квиндецимвиром, членом жреческой коллегии, отвечающим за Сивиллинские книги и Светские игры. Он получил признание как юрист и как оратор ; его умение публично выступать иронично противопоставляет его когномен Тацит ("молчаливый").

Он служил в провинции с ок. 89 по ок. 93, либо командуя легионом, либо на гражданской должности. Он и его собственность пережили террор Домициана (81–96), но этот опыт оставил его измученным и, возможно, стыдным за собственное соучастие, вызвав ненависть к тирании. в его произведениях. Агрикола, гл. 4445, показательно:

Агрикола был избавлен от тех более поздних лет, в течение которых Домициан, не оставляя теперь ни промежутка, ни передышки времени, а, так сказать, одним непрерывным ударом истощил жизнь Содружества... Это было незадолго до того, как наши руки затащили Гельвидия в тюрьму, прежде чем мы посмотрели на умирающий взгляд и Рустик, прежде чем мы погрузились в Сенецио ' невинная кровь. Даже Нерон отвел глаза и не заметил зверств, которые он приказал; с Домицианом было главной частью наших страданий видеть и быть увиденными, знать, что наши вздохи записываются...

Со своего места в Сенате он стал консул в 97 г. во время правления Нервы, будучи первым из своей семьи, сделавшим это. Во время своего пребывания в должности он достиг пика своей славы оратора, когда произнес похоронную речь в честь знаменитого солдата-ветерана Луция Вергиниуса Руфа.

. В следующем году он написал и опубликовал «Агриколу и Германию», предвещая литературные занятия, которые будут занимать его до самой смерти. Впоследствии он отказался от общественной жизни, но вернулся во время правления Траяна (98–117). В 100 г. он и его друг Плиний Младший преследовали [la ] (проконсула Африки) за коррупцию. Приск был признан виновным и отправлен в ссылку; Плиний писал несколько дней спустя, что Тацит говорил «со всем величием, которое характеризует его обычный стиль ораторского искусства».

После того, как он писал Истории и Анналы, последовало долгое отсутствие политики и права. В период с 112 по 113 год он занимал высшее гражданское место губернатора в римской провинции Азия в Западной Анатолии, о чем говорится в надписи, найденной в Миласе, упомянутой выше. Отрывок из Анналов фиксирует 116 как terminus post quem его смерти, которая, возможно, произошла не раньше 125 или даже 130. Похоже, что он пережил и Плиния (умер ок. <202)>113) и Траяна (умер 117). Остается неизвестным, были ли у Тацита дети. История Августа сообщает, что император Марк Клавдий Тацит (годы правления 275–276) объявил его своим предком и позаботился о сохранении его произведений, но эта история может быть ложной, например Большая часть истории Августа.

Работы

Титульный лист Юстуса Липсиуса издания 1598 года полного собрания сочинений Тацита с марками Bibliotheca Comunale в Эмполи, Италия

Сохранились пять работ, приписываемых Тациту (хотя и с пробелами), наиболее существенными из которых являются Анналы и Истории. Этот канон (с приблизительными датами) состоит из:

История Римской империи со дня смерти Августа

Анналы и Истории, опубликованные отдельно, должны были составить единое издание из тридцати книг. Хотя Тацит написал Истории до Анналов, события в Анналах предшествуют Истории; вместе они образуют непрерывное повествование о смерти Август (14) до смерти Домициана (96). Хотя большинство из них было утеряно, то, что осталось, является бесценным свидетельством той эпохи. Первая половина Анналов сохранилась в единственной рукописи из аббатства Корви в Германии, а вторая половина в единственной рукописи из Монте-Кассино в Италии, и примечательно, что они вообще выжили.

Истории

В одной из первых глав «Агриколы» Тацит утверждает, что он желает рассказать о годах Домициана, Нервы и Траяна. В «Истории» изменился масштаб; Тацит говорит, что он будет иметь дело с эпохой Нервы и Траяна в более позднее время. Вместо этого он будет охватывать период от гражданских войн Года Четырех Императоров и закончится деспотизмом Флавиев. Сохранились только первые четыре книги и двадцать шесть глав пятой книги, охватывающие 69 год и первую часть 70 года. Считается, что работа продолжалась до смерти Домициана 18 сентября 96 года. Пятая книга содержит - как прелюдия к рассказу о подавлении Титом Первой иудейско-римской войны - краткий этнографический обзор древних евреев, и это бесценный запись отношения римлян к ним.

Анналы

Анналы, последняя работа Тацита, охватывает период после смерти Августа Цезаря в 14 году нашей эры. Он написал не менее шестнадцати книг, но книги 7–10 и части книг 5, 6, 11 и 16 отсутствуют. Книга 6 заканчивается смертью Тиберия, а книги с 7 по 12 предположительно охватывают периоды правления Калигулы и Клавдия. Остальные книги охватывают период правления Нерона, возможно, до его смерти в июне 68 года или до конца того же года, чтобы связать их с Истории. Вторая половина книги 16 отсутствует, и заканчивается событиями 66 года. Неизвестно, завершил ли Тацит работу; он умер до того, как смог завершить свои запланированные истории Нервы и Траяна, и не сохранилось никаких записей о работе об Августе Цезаре и начале Римской Империи, которой он планировал закончить свою работу. Анналы - одна из самых ранних светских исторических записей, в которых упоминается Христос, что Тацит делает в связи с преследованием христиан Нероном.

Анналы 15.44 во второй рукописи Медичи

Монографии

Тацит написал три произведения с более ограниченным объемом. Агрикола, биография его тестя Гнея Юлия Агриколы; «Германия» - монография о землях и племенах варварской Германии; и Диалог, диалог об искусстве риторики.

Germania

Germania (латинское название: De Origine et situ Germanorum) - этнографический труд о германских племенах за пределами Римской империи. Германия вписывается в классическую этнографическую традицию, в которую входят такие авторы, как Геродот и Юлий Цезарь. Книга начинается (главы 1-27) с описания земель, законов и обычаев различных племен. В последующих главах основное внимание уделяется описаниям конкретных племен, начиная с тех, кто жил ближе всего к Римской империи, и заканчивая описанием тех, кто жил на берегах Балтийского моря, таких как фенни.. Тацит написал похожую, хотя и более короткую, часть в своей «Агриколе» (главы 10–13).

Агрикола (De vita et moribus Iulii Agricolae)

Агрикола (написано ок. 98) рассказывает о жизни Гнея Юлия Агриколы, выдающегося римского полководца и Тацита. тесть, свекор; он также кратко охватывает географию и этнографию древней Британии. Как и в Германии, Тацит выгодно противопоставляет свободу туземных бриттов тирании и коррупции Империи; книга также содержит красноречивую полемику против алчности Рима, одна из которых, как утверждает Тацит, взята из речи Калгака, заканчивается утверждением, что Auferre trucidare rapere falsis nominibus imperium, atque ubi solitudinem faciunt, pacem appellant. (Опустошать, убивать, узурпировать под ложными титулами они называют империей, а там, где они создают пустыню, они называют это миром. - Оксфордский пересмотренный перевод.

Dialogus

Стиль Dialogus следует моделям латинской риторики Цицерона.

Существует неуверенность в том, когда Тацит написал Dialogus de oratoribus. Многие характеристики отличают его от других работ Тацита, так что его подлинность в разное время подвергалась сомнению. Вероятно, это ранняя работа, благодаря риторической подготовке автора, поскольку ее стиль имитирует стиль выдающегося римского оратора Цицерона. В нем отсутствуют (например) несоответствия, типичные для его зрелых исторических работ. Диалог посвящен Фабию Юсту, консулу 102 г. н.э.

Литературный стиль

Произведения Тацита известны своей плотной прозой, которая редко замалчивает факты, в отличие от стиля некоторых его современников, таких как Плутарх. Когда он пишет о почти поражении римской армии в Анн. I, 63, он делает это скорее с кратким описанием, чем с приукрашиванием.

В большинстве своих произведений он придерживается хронологического порядка повествования, лишь изредка очерчивая более широкую картину, предоставляя читателям возможность построить эту картину для себя. Тем не менее, там, где он использует широкие мазки, например, в первых абзацах Анналов, он использует несколько сжатых фраз, которые переносят читателя в самую суть истории.

Подход к истории

Исторический стиль Тацита в некотором роде обязан Саллюстию. Его историография предлагает проницательные - часто пессимистические - взгляды на психологию силовой политики, сочетающие в себе прямые описания событий, уроки морали и строго сфокусированные драматические рассказы. Заявление Тацита относительно его подхода к истории (Анналы I, 1) хорошо известно:

«inde consilium mihi... tradere... sine ira et studio, quorum causas procul habeo».моя цель - рассказать... без гнева или рвения, мотивы, от которых я далек.

О «нейтралитете» Тацита было много научных дискуссий. На протяжении всего своего письма он озабочен балансом сил между Сенатом и императорами, а также растущей коррумпированностью правящих классов Рима по мере того, как они приспосабливаются к постоянно растущему богатству. и мощь империи. По мнению Тацита, сенаторы растратили свое культурное наследие - свободу слова - чтобы успокоить своего (редко доброжелательного) императора.

Тацит отметил возрастающую зависимость императора от доброй воли его армий. В конце концов, Юлиев-Клавдийцы уступили место генералам, которые вслед за Юлием Цезарем (а также с Суллой и Помпеем) признали, что военная мощь может обеспечить им политическую власть в Риме. (Hist. 1.4 )

Добро пожаловать, как смерть Нерона. был в первой вспышке радости, но он не только вызвал различные эмоции в Риме, среди сенаторов, людей или солдат столицы, он также взволновал все легионы и их генералов; поскольку теперь это было разглашено тот секрет империи, что императоры могли быть созданы где угодно, кроме Рима.

Политическая карьера Тацита была в значительной степени прожита при императоре Домициане. Его опыт тирании, коррупции и упадка той эпохи (81–96) могут объяснить горечь и иронию его политического анализа. Он обращает наше внимание на опасности власти без подотчетности, на любовь к власти, не сдерживаемую принципами, а также на апатию и коррупцию, порожденные сосредоточенностью богатства, полученного благодаря торговле и завоеванию уэст империей.

Тем не менее, образ Тиберия, который он строит на протяжении первых шести книг Анналов, не является исключительно мрачным и одобрительным: большинство ученых рассматривают образ Тиберия как преимущественно положительный в первых книгах и преимущественно отрицательный после интриг. из Сеяна. Появление Тиберия в первых главах первой книги связано с лицемерием нового императора и его придворных. В более поздних книгах прослеживается некоторое уважение к хитрости старого императора в обеспечении своего положения.

В общем, Тацит не боится хвалить и критиковать одного и того же человека, часто отмечая, что он считает их более достойными и менее достойными восхищения качествами. Одна из отличительных черт Тацита - воздержание от окончательного принятия сторонников или против лиц, которых он описывает, что привело к тому, что некоторые интерпретировали его работы как поддерживающие и отвергающие имперскую систему (см. Тацитские исследования, Черные против красных тацитистов).

Проза

Его латинский стиль высоко ценится. Его стиль, хотя и обладает величием и красноречием (благодаря риторике Тацита), чрезвычайно лаконичен, даже эпиграмматичен - предложения редко бывают плавными или красивыми, но их суть всегда ясна. Этот стиль высмеивали как «резкий, неприятный и тернистый» и хвалили как «серьезный, лаконичный и содержательно красноречивый».

Отрывок из Анналов 1.1, где Тацит оплакивает состояние историографии последних четырех императоров династии Юлиев-Клавдиев, иллюстрирует его стиль: « истории Тиберия, Гая, Клавдия и Нерона, когда они были у власти, были сфальсифицированы посредством террора и после их смерти были написаны под раздражением недавней ненависти ", или в дословном переводе:

Tiberiī Gāīque et Claudiī ac Nerōnis rēs. flōrentibus ipsīs — ob metum — falsae,. postquam occiderant —rentibus ōdiīs — compositae. sunt.Тиберий, Гай и Клавдий, а также действия Нерона., когда они сами процветали - из страха - подделаны,. после того, как они упали - в результате вновь обретенной ненависти - связаны...
(вставки и перенос строки добавлены для ясности)

По сравнению с цицероновским периодом, где предложения обычно были длиной с абзац и искусно построены с вложенными парами тщательно подобранных звучных фраз, это коротко и по делу. Но это тоже очень индивидуально. Обратите внимание на три разных способа сказать и в первой строке (-que, et, ac), и особенно на совпадающие вторую и третью строки. Они параллельны по смыслу, но не по звуку; пары слов, оканчивающиеся на «… -entibus… -is», пересекаются таким образом, чтобы сознательно нарушать условности Цицерона, с которыми, однако, необходимо ознакомиться, чтобы увидеть новизну стиля Тацита. Некоторых читателей тогда и сейчас это поддразнивание их ожиданий просто раздражает. Другие находят умышленное разногласие, играя против очевидного параллелизма двух линий, стимулирующее и интригующее.

Его исторические работы сосредоточены на мотивах персонажей, часто с проницательной проницательностью, хотя сомнительно, насколько сильно он понимание правильное, и насколько убедительно только благодаря его риторическим навыкам. Он лучше всех проявляет лицемерие и лицемерие; например, он следует за повествованием об отказе Тиберия от титула pater patriae, напоминая об учреждении закона, запрещающего любую «изменническую» речь или сочинения, а также о легкомысленных судебных преследованиях, которые привели к этому (Annals, 1.72). В другом месте (Анналы 4.64–66) он сравнивает публичное раздачу помощи от огня Тиберию с его неспособностью остановить извращения и злоупотребления правосудием, которые он начал. Хотя такое понимание заслужило его похвалу, его также критиковали за игнорирование более широкого контекста.

Тацит больше всего обязан Саллюстию как по языку, так и по методам, а Аммиан Марцеллин - более поздний историк, чьи работы наиболее близки ему по стилю.

Источники

Тацит использует официальные источники римского государства: acta senatus (протоколы заседаний Сената) и acta diurna populi Romani (сборник актов правительства и новостей двора и столицы). Он также читал сборники речей императоров, таких как речи Тиберия и Клавдия. Его обычно считают скрупулезным историком, который уделял пристальное внимание своим источникам. Незначительные неточности в Анналах могут быть связаны с тем, что Тацит умер до того, как закончил (и, следовательно, до того, как он вычитал) свою работу.

Тацит напрямую цитирует некоторые из своих источников, среди них Клувий Руф, Фабий Рустик и Плиний Старший, написавшие Bella Germaniae и исторический труд, который был продолжение статьи Ауфидия Басса. Тацит также использует сборники писем (эпистолярий). Он также взял информацию из exitus illustrium virorum. Это было собрание книг тех, кто был антиподом императоров. Они рассказывают о жертвах, принесенных мучениками за свободу, особенно о самоубийцах. Хотя он не ценит стоическую теорию самоубийства и считает самоубийства показными и политически бесполезными, Тацит часто уделяет особое внимание выступлениям тех, кто собирается совершить самоубийство, например Кремуций Корд речь в Энн. IV, 34–35.

Издания

  • Дэймон, Синтия (2003) Тацит: Книга историй I. Кембриджская греческая и латинская классика. Издательство Кембриджского университета.
  • Эш, Рианнон (2007) Тацит: Книга II Истории. Кембриджская греческая и латинская классика. Издательство Кембриджского университета.
  • Маллок, С. Дж. В. (2013) Анналы Тацита, книга 11. Кембриджские классические тексты и комментарии. Cambridge University Press.

См. Также

  • Республика (Платон) : Критика Тацитом философии "образцового государства"
  • Тацит о Христе : в хорошо известном отрывке из Анналов упоминается смерть Христа (Ann., xv 44)
  • Клод Фоше : первый человек, который перевел все произведения Тацита на французский язык.
  • Юстус Липсиус : произвел чрезвычайно влиятельную раннее современное издание Тацита (1574 г.)

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Тацит
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Тацит
Викискладе есть медиа, связанные с Гаем Корнелием Тацитом.

Работы Тацита

Политические должности
Предшествовал. Квинт Глиций Атилиус Агрикола,. и. в качестве консулов ​​, консула Римской империи. 97. с, на смену ему пришли. Нерва IV,. и Траян II. в качестве обычных консулов ​​
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:12:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте