Кордвейнер Смит | |
---|---|
Смит, ок. начало 1960-х | |
Родился | Пол Майрон Энтони Линбарджер. (1913-07-11) 11 июля 1913 г.. Милуоки, Висконсин, США |
Умер | 6 августа 1966 (1966-08-06) (53 года). Балтимор, Мэриленд |
Род занятий | Писатель, профессор, военный |
Национальность | Американец |
Образование | Доктор философии политология |
Alma mater | Университет Джона Хопкинса |
Период | 1937–1965 |
Жанр | Научная фантастика |
Предмет | Восточноазиатская политология, психологическая война |
Известные произведения | "Сканеры живут напрасно ". Психологическая война |
Супруг | Маргарет Сноу. Женевьев Коллинз |
Дети | Несколько |
родственников | Сунь Ят-сен (крестный отец) |
Кордвейнер Смит - псевдоним, который использовал американский писатель Пол Майрон Энтони Линебарджер (11 июля 1913 - 6 августа 1966) для своей научной фантастики работает. Линебарджер был офицером армии США, известным восточноазиатским ученым и экспертом в психологической войне. Хотя его карьера писателя была сокращена из-за его смерти в возрасте 53 лет, он считается одним из наиболее талантливых и влиятельных авторов научной фантастики.
Его отец был юристом и политическим активистом, имевшим тесные связи с лидерами китайской революции 1911 года. Чтобы его сын имел право стать президентом США, Линебарджер отправил свою беременную жену в Милуоки, штат Висконсин, где родился Линебарджер. Его крестным отцом был Сунь Ят-сен, считающийся отцом китайского национализма. Отец Линебаргера перевез свою семью в разные места в Азии, Европе и США, а иногда отправлял сына в школы-интернаты в целях безопасности; Линебаргер посещал более 30 школ. В 1919 году в школе-интернате на Гавайях он ослеп на правый глаз, который заменили стеклянным. Зрение в его оставшемся глазу было нарушено инфекцией.
Линебарджер был знаком с шестью языками в зрелом возрасте. В возрасте 23 лет он получил степень доктора политических наук в Университете Джона Хопкинса.
С 1937 по 1946 год Линебарджер работал преподавателем в Университете Дьюка, где он начал создавать высоко оцененные произведения по дальневосточному делу.
Сохранив должность профессора в Duke после начала Второй мировой войны, Линебарджер начал служить вторым лейтенантом армии США, где он принимал участие в создание Управления военной информации и Совета по планированию операций и разведке. Он также помог организовать первую психологическую войну в армии. В 1943 году его отправили в Китай для координации операций военной разведки. Когда он позже проявил интерес к Китаю, Линебарджер стал доверенным лицом Чан Кай-ши. К концу войны дослужился до майора.
В 1947 году Линебарджер перешел в Школу перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса в Вашингтоне, округ Колумбия, где он работал профессором азиатских исследований. Он использовал свой военный опыт, чтобы написать книгу «Психологическая война» (1948), которую многие считают классическим текстом.
В конце концов он дослужился до звания полковника запаса. Он был отозван советником британских войск в малайской чрезвычайной ситуации и США. Восьмая армия в Корейской войне. Хотя он, как известно, называл себя «посетителем небольших войн», он воздерживался от участия в Вьетнамской войне, но, как известно, работал на Центральное разведывательное управление. В 1969 году офицер ЦРУ Майлз Коупленд-младший писал, что Линебарджер был «возможно, лидером, практикующим« черную »и« серую »пропаганду в западном мире». По словам Джозефа Буркхолдера Смита, бывшего сотрудника ЦРУ, он проводил занятия по психологической войне для агентов ЦРУ у себя дома в Вашингтоне под прикрытием своей должности в Школе перспективных международных исследований. Он много путешествовал и стал членом Ассоциации внешней политики, и был призван дать совет президенту Джону Ф. Кеннеди.
В 1936 году Линебарджер женился Маргарет Сноу. В 1942 году у них родилась дочь, а в 1947 году - еще одна. В 1949 году они развелись.
В 1950 году Линебарджер снова женился на Женевьеве Коллинз; у них не было детей. Они оставались женатыми до его смерти от сердечного приступа в 1966 году в Медицинском центре Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, Мэриленд, в возрасте 53 лет. Линебарджер выразил желает уйти на пенсию в Австралию, которую он посетил во время своих путешествий. Он похоронен на Арлингтонском национальном кладбище, секция 35, могила номер 4712. Его вдова, Женевьев Коллинз Линебарджер, была похоронена вместе с ним 16 ноября 1981 года.
Давно ходят слухи, что Линбарджер был «Кирком Алленом », преследуемым фэнтези персонажем «Реактивный диван», главы в психологе Бестселлер Роберта М. Линднера 1954 года «Пятьдесят минутный час». По словам ученого Кордвейнера Смита Алана К. Элмса, это предположение впервые появилось в печати в истории научной фантастики Брайана Олдисса 1973 года «Billion Year Spree»; Олдисс, в свою очередь, утверждал, что получил информацию от фаната научной фантастики и ученого Леона Стовера. Совсем недавно и Элмс, и библиотекарь Ли Вайнштейн собрали косвенные доказательства, подтверждающие, что Линбарджер был Алленом, но оба признают, что нет прямых доказательств того, что Линбаргер когда-либо был пациентом Линднера или что он страдал от расстройства, аналогичного заболеванию Кирка. Аллен.
Согласно Фредерику Полю
В его рассказах, которые представляли собой прекрасную и неповторимую смесь странной хриплой поэзии и детализированной технологической сцены, мы начинаем читать о людях в мирах, столь далеких от нашего собственного в пространстве-времени, что они больше не были совсем Землей (даже когда они были третьей планетой от Солнца), и люди больше не были вполне людьми, но что-то, возможно, лучше, конечно другое
Личность Линебарджера как «Кордвейнера Смита» была секретом до его смерти. («Кордвейнер» - это архаичное слово, означающее «работник кордвейна или кордована кожи ; сапожник », а «кузнец» - это «тот, кто работает железом или другие металлы; особенно кузнец или кузнец ": два вида квалифицированных рабочих с традиционными материалами.) Линебарджер также использовал литературные псевдонимы" Кармайкл Смит "(для своего политического триллер Атомск ), «Энтони Берден» (по поэзии) и «Феликс Форрест» (по романам Риа и Карола).
Рассказы Смита необычны, иногда они написаны в стилях повествования, более близких к традиционным китайским рассказам, чем к большинству англоязычных художественных произведений, а также напоминают сказки Гэндзи из Леди Мурасаки. Общий объем его научной фантастики относительно невелик из-за его трудоемкой профессии и его ранней смерти.
Произведения Смита состоят из одного романа, первоначально опубликованного в двух томах в отредактированном виде под названиями «Покупатель планеты», также известного как «Мальчик, который купил Старую Землю» (1964 г.) и «Подземные люди» (1968 г.), а затем восстановлен в прежнем виде. исходная форма как Norstrilia (1975); и 32 рассказа (собраны в The Rediscovery of Man (1993), включая две версии рассказа «Война № 81-Q»).
Культурные связи Линебаргера с Китаем частично выражены в псевдониме «Феликс Форрест», который он использовал в дополнение к «Кордвейнер Смит»: его крестный отец Сунь Ят-Сен предложил Линебардеру чтобы он принял китайское имя «Линь Бай-ло» (упрощенный китайский : 林白 乐; традиционный китайский : 林白 樂; пиньинь : Линь Байле), что можно примерно перевести как «Лес сияющего блаженства». («Феликс» по-латыни означает «счастливый».) В последние годы своей жизни Линебаргер с гордостью носил галстук с вышитыми на нем китайскими иероглифами этого имени.
Как специалист по психологической войне, Линебарджер очень интересовался новыми развивающимися областями психологии и психиатрии. Он использовал многие из их концепций в своей художественной литературе. Его произведения часто имеют религиозный подтекст или мотивы, что особенно заметно у персонажей, которые не контролируют свои действия. Джеймс Б. Джордан доказывал важность англиканства для работ Смита еще в 1949 году. Но дочь Линебарджера Розана Харт указала, что он не стал англиканцем до 1950 года и не сильно интересовался религией до более позднего времени.. Во введении к сборнику «Повторное открытие человека» отмечается, что примерно с 1960 года Линебарджер стал более набожным и выразил это в своих письмах. Работы Линебаргера иногда включаются в анализ христианства в художественной литературе вместе с работами таких авторов, как К. С. Льюис и J.R.R. Толкин.
Действие большинства историй Смита происходит в далеком будущем, между 4000 и 14000 лет назад. После того, как Древние войны опустошили Землю, люди, управляемые Инструментом человечества, перестраиваются и расширяются до звезд во Второй космической эпохе около 6000 г. н.э. В течение следующих нескольких тысяч лет человечество распространилось по тысячам миров, и человеческая жизнь стала безопасной, но бесплодной, поскольку роботы и полученные от животных Underpeople берут на себя многие человеческие рабочие места, а сами люди генетически запрограммированы как эмбрионы для выполнения определенных обязанностей. К концу этого периода Инструментальность пытается возродить старые культуры и языки в процессе, известном как «Повторное открытие человека», когда люди выходят из своей мирской утопии, а нижние люди освобождаются от рабства.
В течение многих лет у Линебаргера был карманный блокнот, который он заполнял идеями о «Инструментальности» и другими историями из серии. Но в середине 60-х, находясь в маленькой лодке на озере или в заливе, он перегнулся через борт, и его блокнот выпал из нагрудного кармана в воду, где он был потерян навсегда. Другая история гласит, что он случайно оставил записную книжку в ресторане на Родосе в 1965 году. Когда книга исчезла, он почувствовал себя пустым от идей и решил начать новую серию, которая была аллегорией политики Среднего Востока..
Рассказы Смита описывают долгую будущую историю Земли. Настройки варьируются от постапокалиптического пейзажа с обнесенными стенами городами, защищенными агентами Инструментальности, до состояния стерильной утопии, в котором свободу можно найти только глубоко под поверхностью, в давно забытые и погребенные антропогенные пласты. Эти особенности могут помещать работы Смита в поджанр Dying Earth научной фантастики. В конечном итоге они более оптимистичны и самобытны.
Самый знаменитый рассказ Смита - его первый опубликованный рассказ «Сканеры живут напрасно », который заставил многих из его первых читателей предположить, что «Кордвейнер Смит» был новым псевдонимом для один из признанных гигантов жанра. Он был выбран как один из лучших научно-фантастических рассказов до Премии туманности периодом Писатели научной фантастики и фэнтези Америки, опубликованный в The Science Fiction Hall. of Fame Volume One, 1929-1964. «Баллада о Lost C'Mell » была удостоена такой же чести, появившись в Зале славы научной фантастики, том 2.
После «Сканеры живут напрасно» следующая история Смита не появилась в течение нескольких лет, но с 1955 года до его смерти в 1966 году его рассказы появлялись регулярно, по большей части в Galaxy Science Fiction. В его вселенной были странные и яркие творения, такие как:
Названия, отмеченные звездочкой *, являются независимыми рассказами не относящийся к вселенной совершенствования.
|
|
|
|