Закон об авторском праве Австралии определяет юридически обеспеченные права создателей творческих и художественных произведений в соответствии с Австралийский закон. Объем авторского права в Австралии определен в Законе об авторском праве 1968 года (с поправками), который применяет национальное законодательство на всей территории Австралии. Образцы могут подпадать под действие Закона об авторском праве (как скульптуры или рисунки), а также Закона о дизайне . С 2007 года исполнители обладают моральными правами на записи своих произведений.
До 2004 года авторское право в Австралии основывалось на законе «плюс 50», который ограничивал произведения до 50 лет после смерти автора. В 2004 году он был изменен на закон «плюс 70» в соответствии с США и Европейским союзом, но это изменение не имело обратной силы (в отличие от изменения 1995 года в Европейском союзе, которое вернул некоторых, например британских авторов, в охрану авторских прав). Вследствие этого работа австралийского автора, умершего до 1955 года, обычно является общественным достоянием Австралии. Однако авторское право авторов было расширено до 70 лет после смерти для тех, кто умер в 1955 году или позже, так что австралийские авторы больше не выходят из-под авторского права до 1 января 2026 года (то есть тех, кто умер в 1955 году).
Австралийское законодательство основывается на статье 51 (xviii) Конституции Австралии. Закон об авторском праве в Австралии - это федеральный закон, установленный австралийским парламентом. Исторически австралийский закон об авторском праве следовал британскому закону об авторском праве, но теперь он также отражает международные стандарты, содержащиеся в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, других международных соглашениях об авторском праве и многосторонних договоров, а совсем недавно Соглашение о свободной торговле между США и Австралией.
Закон об авторском праве 1968 года также распространяется на обязательный экземпляр, который требует, чтобы австралийские издатели подали копии своих публикаций в Национальная библиотека Австралии и соответствующие библиотеки штатов, в зависимости от местонахождения.
Австралийское законодательство об авторском праве исторически находилось под влиянием британского закона об авторском праве и международных соглашений об авторском праве. В свою очередь австралийский закон об авторском праве повлиял на законы об авторском праве в Великобритании и Содружестве. Австралийский закон об авторском праве восходит к британскому закону об авторском праве, который был установлен британским парламентом на основании Закона о судах Австралии 1828 года. Британский Статут Анны 1709 года, который предоставил защиту авторских прав книгам, действовал как план распространения авторского права на новые типы объектов в 18 и 19 веках. Когда в 1928 году в Австралии был введен закон об авторском праве британский закон об авторском праве был расширен за пределы литературной собственности, включив в него гравюры и скульптуры. В течение 19 века он был распространен на другие работы, включая картины, рисунки и фотографии.
. До федерации Австралии в 1901 году ряд Австралийские колонии, позже штаты, приняли законы об авторском праве. Частично это было сделано, чтобы смягчить неадекватность защиты, предоставляемой австралийским авторам британским законом об авторском праве. Законы штата продолжали применяться после того, как в 1901 году было учреждено федеральное Австралийское содружество. Эти законы действовали параллельно с британским законом об авторском праве, действовавшим в колониях. Конституция Австралии дает федеральному парламенту право принимать законы, касающиеся авторского права и интеллектуальной собственности, одновременно со штатами. Раздел 51 (xviii) Конституции Содружества предусматривает, что «Парламент, в соответствии с настоящей Конституцией, имеет право принимать законы для поддержания мира, порядка и хорошего управления в Содружестве в отношении, среди прочего,, авторское право, патенты на изобретения и промышленные образцы, а также товарные знаки ». Как следствие, закон об авторском праве был принят уже не на уровне штата, а федеральным парламентом.
Первым австралийским законом об авторском праве, принятым на федеральном уровне, стал Закон об авторском праве 1905 года, который был отходом от Британский закон об авторском праве. Австралия стала частью британской имперской системы авторского права 1 июля 1912 года, когда Австралийский закон об авторском праве 1912 года принял британский Закон об авторском праве 1911 года. Британский Акт 1911 г. применялся на всей территории Британской империи, включая независимые страны, такие как Австралия, Канада, Новая Зеландия и Южная Африка.
Закон 1911 г. внес важные изменения в закон и практику авторского права. Закон 1911 года отменил авторское право общего права на неопубликованные работы, тем самым завершив процесс, начатый с решения 1774 Палаты лордов в Дональдсон против Беккета, в котором говорилось, что авторское право было порождением закона. Объем имперской системы авторских прав (изменениями в Законе Великобритании) был расширен за счет включения архитектуры, звукозаписи и кинофильмов.
Закон об авторском праве Великобритании 1911 года продолжал действовать в Австралии до тех пор, пока 1 мая 1969 года не вступил в силу Закон об авторском праве Австралии 1968 года. Закон 1968 года был принят после краха имперской системы после принятия британского Закона об авторском праве . 1956, и следуя рекомендациям Комитета Спайсера, который был назначен Генеральным прокурором Австралии в 1958 году для пересмотра Закона 1912 года, чтобы увидеть, какие изменения были необходимы Австралии для ратификации Брюссельского акта Бернской конвенции..
По состоянию на май 2020 года Закон 1968 года остается в силе, но в него неоднократно вносились поправки. Первая серьезная проверка была проведена в 1974 году, когда Правительство Уитлама назначило Комитет по авторскому праву под председательством судьи Фрэнки для изучения влияния репрографического воспроизведения на закон об авторском праве в Австралии. Комитет также попросили изучить влияние фотокопирования и «рекомендовать любые изменения в австралийском законе об авторском праве для обеспечения надлежащего баланса интересов между владельцами авторских прав и пользователями материалов, защищенных авторским правом, в отношении репрографического воспроизведения.. "
В ходе обсуждения Комитет Франки отметил, что, поскольку Австралия является нетто-импортером работ, защищенных авторским правом, следует проявлять осторожность, чтобы не принимать слишком радикальные решения. Комитет Франки рекомендовал, среди прочего, принять систему государственного лицензирования. Приступая к рассмотрению, Комитет заявил, что основной целью закона об авторском праве было:
«... дать автору творческой работы его справедливое вознаграждение за пользу, которую он даровал сообществу, а также поощрить создание дальнейших творческих работ. С другой стороны, поскольку авторское право по своей природе является монополией, закон должен гарантировать, насколько это возможно, то, что предоставленные права не нарушаются и что учеба, исследования и образование не будут чрезмерно затруднены "<. 280>Закон об авторском праве 1968 года и законодательство об обязательном экземпляре, относящееся к каждому штату, предписывают издателям любого рода депонировать копии своих публикаций в Национальной библиотеке Австралии, а также в библиотеке штата или территории в их юрисдикции.. До 21 века это относилось ко всем типам печатных материалов (а в некоторых штатах также и к аудиовизуальным форматам). 17 февраля 2016 года федеральные положения об обязательном экземпляре были распространены на электронные публикации всех типов. Большинство штатов и территорий по состоянию на 2020 год пересматривают или вносят поправки в существующее законодательство, чтобы распространить его и на цифровые публикации.
В 1980-х и 1990-х годах был проведен ряд расследований многие аспекты авторского права. Ключевой движущей силой этих обзоров было создание в 1983 году Комитета по обзору авторского права (CLRC) в качестве консультативного органа по реформе авторского права. CLRC был распущен правительством Австралии в 2005 году после того, как он подготовил ряд отчетов. Известные отчеты включают: Значение публикации в Законе об авторском праве (1984), Использование материалов, защищенных авторским правом, церквями (1985), Защита исполнителей (1987), Моральные права (1988), Отчет об авторском праве журналистов (1994), Компьютерное программное обеспечение Защита (1994 г.), Упрощение Закона об авторском праве: Часть 1 (1998 г.), Упрощение Закона об авторском праве: Часть 2 (1999 г.), Юрисдикция и процедуры Трибунала по авторским правам (2002 г.), Авторское право и договор (2002 г.) и Авторское право короны ( 2005). CLRC также опубликовал отчеты по конкретным областям авторского права, включая «Пути к изменениям: авторское право в новой коммуникационной среде»: отчет Группы конвергенции авторского права о техническом прогрессе и способности законодательства справляться с изменениями (1994 г.), «Остановить грабежи». : Защита интеллектуальной собственности аборигенов и жителей островов Торресова пролива (1994), Отчет Симпсона за 1995 год, длинный заголовок «Обзор австралийских обществ по сбору авторских прав», Отчет Бентли и Шермана за 1995 год, длинный заголовок «Права исполнителей: варианты реформ», Отчет Янке 1999, длинное название Наша культура, Наше будущее и Отчет Ergas 2000, длинное название Отчет о законодательстве в области интеллектуальной собственности в соответствии с Соглашением о принципах конкуренции.
В Закон об авторском праве от 2006 г. внесены изменения требуется Соглашением о свободной торговле между США и Австралией. В частности, он усилил законы о предотвращении обхода, впервые сделав незаконным в Австралии обход технических мер, используемых правообладателями для ограничения доступа к своим произведениям, и расширил меры, которые считаются техническими ограничительными мерами, которые нельзя обойти. Как и формулировка FTA, новый закон о предотвращении обхода ценностей во многом основан на Законе США об авторском праве в цифровую эпоху, хотя и не является идентичным.
Закон также ввел ряд новых исключений в австралийский закон об авторском праве. Самыми известными являются исключения для частного копирования, которые следуют из предложений бывшего генерального прокурора Филипа Раддока разрешить людям записывать большую часть теле- или радиопрограмм дома для просмотра позже с семьей или друзьями. и сдвиг формата своей музыки (копирование с компакт-дисков на персональные компьютеры и портативные музыкальные плееры). В отличие от некоторых стран Европы или Канады, с игроков не взимается плата или лицензионные платежи для компенсации владельцам авторских прав на эти частные копии, хотя исключения имеют узкое определение и не позволяют, например, делать копии для друзей или семьи. Закон также ввел исключение из авторского права, разрешающее пародию и сатиру, и исключение, разрешающее определенное некоммерческое использование учреждениями государственного сектора, такими как университеты, школы, художественные галереи и архивы, при условии, что австралийский суд решил, что исключение будет соответствовать трехэтапному тесту Берна.
Другим заметным изменением, внесенным в Закон, было расширение положений, касающихся уголовного нарушения авторских прав. Закон ввел строгую ответственность за нарушение авторских прав и систему «уведомлений о нарушениях» (штрафы на месте). Заявленная цель этих положений - облегчить соблюдение авторских прав, особенно в отношении коммерческих нарушителей. После опасений групп пользователей и Постоянного комитета Сената по правовым и конституционным вопросам многие правонарушения со строгой ответственностью, которые могли бы применяться к некоммерческим действиям, были исключены из окончательного законопроекта.
Закон о пересмотре статутного законодательства (№ 1) 2016 г. внес поправки в Закон об авторском праве 1968 г. 17 февраля 2016 г., в соответствии с которыми федеральные положения об обязательном экземпляре были распространены на электронные публикации всех типов. и большинство штатов и территорий пересматривают или изменяют существующее законодательство, чтобы распространить его и на цифровые публикации.
В соответствии с законодательством (раздел 195CD (1) (c) (i)) издатели обязаны депонировать цифровые публикации без Меры технологической защиты (TPM) или Управление цифровыми правами (DRM) ; то есть копия должна содержать весь контент и функциональные возможности без таких мер защиты, как защита паролем или платный доступ по подписке.
Австралийский закон об авторском праве подвергся значительному влиянию по структуре английского права, в дополнение к Бернской конвенции и другим международным договорам об авторском праве. Таким образом, существует исчерпывающий набор типов защищаемых материалов и исчерпывающий набор исключительных прав.
Что касается типов материалов, австралийское законодательство предоставляет права на произведения, также известные как «Произведения Части III» (после Части Закона, касающейся этого): а именно, литературные произведения, музыкальные произведения, художественные произведения. произведения, драматические произведения. Он также предоставляет права на «другие предметы» (Часть IV «Предметы предмета»), которые охватывают виды материалов, защищенных в некоторых странах «смежными правами»: звукозаписи, фильмы, передачи и опубликованные издания. Чтобы быть защищенным, материал должен относиться к одной из этих исключительных категорий. Права на предметные материалы Части IV более ограничены, поскольку нарушение требует точного копирования фактического предмета (звуковые и римейки не покрываются).
Что касается исключительных прав, разные виды объектов имеют разные права. Владельцы авторских прав на произведения имеют право воспроизводить, публиковать (то есть публиковать впервые), выполнять и адаптировать произведение, а также сообщать его общественности (в том числе транслировать или сообщать, делая доступными в Интернете). Права владельцев авторских прав на художественные произведения более ограничены (нет права контролировать публичный показ художественных произведений). Владельцы авторских прав на другие объекты имеют исключительное право делать копии, сообщать их общественности и заставлять их слышать / видеть публично.
Нарушение происходит, когда лицо совершает действие, подпадающее под исключительные права владельца авторских прав, без разрешения владельца авторских прав (при условии, что одно из исключений не применяется).
До Поправок 2004 года Австралия использовала правило «плюс 50» для определения того, когда произведение попало в общественное достояние. Проще говоря, «произведение» (то есть литературное, драматическое, музыкальное или художественное произведение) стало общественным достоянием через 50 лет после года смерти создателя, за исключениями. Поправки 2006 г. изменили эталон на «плюс 70». Это привело Австралию в соответствие с Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом и некоторыми другими юрисдикциями; но он длиннее минимума «плюс 50», требуемого Бернской конвенцией, и до сих пор применяется во многих других юрисдикциях, включая Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Канаду и многие другие страны Содружества, а также Китай, Японию и Южную Корею. Расширение до «плюс 70» не относится к авторскому праву короны, к которому продолжает применяться правило «плюс 50».
Подобно положению об иностранной взаимности в законе Европейского Союза об авторском праве, изменение правила «плюс 70» не имеет обратной силы, так что если срок действия авторского права истек до вступления в силу Поправка не возрождена. В результате:
Теперь, в Австралии, в соответствии со статьей 210 Закона об авторском праве 1968 года, авторское право не распространяется на работы, опубликованные до 1 мая 1969 года.
В Австралии, в соответствии со статьей 33 Закона об авторском праве 1968 года, любое литературное, драматическое, музыкальное или художественное произведение, опубликованное после смерти автора, будет продолжать существовать под авторским правом через 70 лет после года первой публикации. например Если произведение опубликовано через 10 лет после смерти авторов, авторское право будет действовать в течение 70 лет после первой публикации, то есть 80 лет после смерти автора. Также следует отметить, что бессрочные авторские права не распространяются на художественные произведения.
Фотографии, звукозаписи, фильмы и анонимные / псевдонимные работы защищены авторским правом в течение 70 лет с момента их первой публикации. Телевизионные и звуковые передачи являются авторскими правами только в течение пятидесяти лет после года их первой передачи (хотя материалы, содержащиеся в передаче, могут быть защищены авторским правом отдельно). Большинство других произведений также датируются моментом первой публикации / трансляции / исполнения, когда это произошло после смерти автора.
Закон об авторском праве (инвалидность и другие меры), принятый 15 июня 2017 года, отменил бессрочный срок действия авторских прав на неопубликованные произведения. По состоянию на 1 января 2019 года неопубликованные произведения, лишенные авторских прав, через 70 лет после смерти автора, если автор известен, или через 70 лет после создания, в противном случае.
Период в 70 лет отсчитывается с конца соответствующего календаря год.
США Закон о продлении срока авторских прав Сонни Боно (1998) определяет совершенно другое правило, основанное на году первой публикации в США. Как правило, все, что было опубликовано до 1923 года, находится в общественном достоянии. Интересным последствием этого для Интернета является то, что произведение может находиться в общественном достоянии в США, но не в Австралии, и наоборот. Важно отметить, что за исключением работ, подпадающих под «Правило более короткого срока », авторское право не зависит от страны происхождения, страны публикации или гражданства автора. Работа, опубликованная в США британским автором, может по-прежнему находиться в общественном достоянии в Австралии, если автор умер более 70 лет назад или умер до 1955 года, в зависимости от того, что будет короче.
Основные исключения из нарушения авторских прав в Австралии подпадают под общий заголовок честная сделка. Добросовестность сравнима с добросовестным использованием в Соединенных Штатах; это использование произведения, признанного не нарушающим авторских прав. В соответствии с австралийским законодательством, чтобы быть честной сделкой, использование должно соответствовать ряду конкретных целей. Эти цели различаются в зависимости от типа работы, но возможны следующие варианты:
Для того, чтобы определенное использование было честным, оно должно соответствовать одной из этих целей и также должно быть «честным». То, что является справедливым, будет зависеть от всех обстоятельств, включая характер работы, характер использования и влияние использования на любой коммерческий рынок произведения.
Добросовестность - это не то же самое, что добросовестное использование. Это, например, было истолковано судами США как допускающее разумное использование произведений в личных целях, например переключение средств массовой информации, что не обязательно будет разрешено законами Австралии о добросовестной работе. Однако австралийский закон об авторском праве имеет ряд дополнительных особых исключений, которые разрешают использование, выходящее за рамки как добросовестного поведения, так и добросовестного использования. Например, существует ряд исключений, разрешающих определенные виды использования компьютерного программного обеспечения.
В то время как исключения из авторского права Австралии основаны на системе добросовестных сделок, с 1998 года в ходе ряда расследований правительства Австралии было изучено и в большинстве случаев рекомендовано введение "гибкого и открыть "систему добросовестного использования" в австралийском законе об авторском праве. С 1998 по 2017 год было проведено восемь запросов правительства Австралии, в которых рассматривался вопрос о том, следует ли применять добросовестное использование в Австралии. Шесть обзоров рекомендовали Австралии принять модель исключений из авторского права «добросовестного использования»: два расследования конкретно Закона об авторском праве (1998, 2014); и четыре более широких обзора (2004, 2013, 2016). Один обзор (2000 г.) рекомендовал не вводить добросовестное использование, а другой (2005 г.) не опубликовал окончательного отчета. Две из рекомендаций были специально разработаны в ответ на более строгие правила авторского права, введенные в рамках Соглашения о свободной торговле между Австралией и США (AUSFTA), а две самые последние - Австралийской комиссией по реформе законодательства. (ALRC) и Комиссия по производительности (PC) ссылались на укрепление «цифровой экономики» Австралии.
В конце 2006 года Австралия добавила несколько исключений для «частного копирования». Запись трансляции для просмотра или прослушивания в более удобное время (s 111) или копирование аудиозаписи для личного и домашнего использования (например, копирование на портативный медиаплеер) больше не является нарушением авторских прав. (s 109A), или сделать копию литературного произведения, журнала или газетной статьи для личного пользования (43C).
Австралия также имеет:
Поскольку австралийский закон об авторском праве признает временные копии, хранящиеся в памяти компьютера, как «репродукции», подпадающие под исключительные права владельца авторских прав, существуют также различные исключения для временных копий, сделанных в ходе обычного использования или передачи. цифровых копий произведений.
В 2000 году неимущественные права были признаны австралийским законодательством об авторском праве. Лишь отдельные лица могут пользоваться неимущественными правами. Неимущественные права, предусмотренные в Австралийский закон Теперь это:
также предложения в Австралии о признании "личных неимущественных прав коренных общин", направленные на оказание помощи коренным народам в защите целостности и неприкосновенности их культуры. Законопроект был разослан ограниченному кругу заинтересованных сторон в 2003 году; с тех пор законопроект был внесен в список, который правительство планировало принять, но до сих пор не внесен.
С середины 2007 года исполнителям также предоставлены неимущественные права на записи своих выступлений, аналогичные, но не идентичные моральным правам, предоставленным авторам. Они были введены в результате ратификации Австралией Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, который требовался соглашением Австралии о свободной торговле с Сингапуром и Соглашением о свободной торговле между Австралией и США.
Авторское право является бесплатным и автоматическим при создании произведения. Как правило, первым владельцем авторских прав будет автор (для литературных, музыкальных, драматических и художественных произведений), продюсер (для звукозаписей и фильмов) или телеведущий (для передач). Согласно австралийскому законодательству, где наемный работник является автором, первым владельцем авторских прав является работодатель (это немного отличается от доктрины произведений, сделанных в США по найму: в Австралии срок действия авторских прав по-прежнему измеряется сроком действия сотрудник автор). В 2004–2005 годах Австралия также ввела ряд сложных положений, дающих исполнителям частичное владение звукозаписью, а режиссерам - некоторые ограниченные права собственности в отношении фильмов.
В случае фотографии, заказанной для «частного или частного лица». бытового назначения », авторские права принадлежат заказчику произведения. Условие "для личных и домашних целей" вступило в силу 30 июля 1998 г., до этого авторские права на все заказанные фотографии были переданы уполномоченному.
A уведомление об авторских правах (©) не требуется для работы, чтобы получить авторские права, но только владелец авторских прав имеет право разместить уведомление. Полезно при публикации даты первой публикации и владельца. Если используется уведомление об авторском праве, ответственность в судебном разбирательстве по делу о нарушении лежит на ответчике, который должен доказать, что авторское право не существует или не принадлежит лицу, указанному в уведомлении.
Австралийское Содружество и правительства штатов обычно владеют авторскими правами в Австралии. Хотя это можно рассматривать как следствие концепции, согласно которой корона традиционно имеет первостепенное значение, а не людей, на нее больше повлияло тогдашнее Британское Содружество, действовавшее в 1950-х годах в качестве органа, определяющего политику в области авторского права, который легло в основу Закона об авторском праве 1968 года.
Правительство Австралии не нарушает авторские права, если его действия (или действия уполномоченного лица) направлены на правительство. «Соответствующее общество по сбору налогов» может пробовать правительственные копии и взимать с них плату.
Правительства штатов придерживаются разной практики в отношении лицензирования, сборов и отказов.
Комитет Генерального прокурора Австралии по рассмотрению законодательства об авторском праве завершил обширный обзор авторского права Crown в апреле 2005 г. В целом, Комитет рекомендовал рассматривать Crown как любого другого работодателя (т. е. владельца материалов, созданных ее сотрудниками), а также для определенных материалов (законодательства, правительственных отчетов, комиссий отчеты о запросах), авторские права должны быть удалены, или для повторного использования будет предоставлена обширная и общая лицензия. По состоянию на начало 2007 года правительства нескольких стран, похоже, рассматривают возможность использования открытых лицензий, смоделированных по образцу модели Creative Commons.
Срок действия авторских прав, принадлежащих Короне в Австралии, отличается от срока действия публичных авторских прав, как показано ниже:
Опубликованные литературные, драматические или музыкальные произведения (включая опубликованные официальные записи) | через 50 лет после конец года, в котором произведение впервые опубликовано |
Неопубликованные литературные, драматические, музыкальные произведения | Авторское право действует бессрочно (см. ниже) |
Художественные произведения | 50 лет после окончания года, когда были сделаны |
Фотографии | 50 лет с конца года, когда были сделаны |
Материал может содержать несколько авторских прав, которые не уменьшается за счет их комбинации или смешения. Например, каждая часть телевизионной трансляции обрабатывается отдельно, например, визуальные образы, звуковая дорожка и любые сценарии.
Суд по авторскому праву был учрежден в соответствии с Законом об авторском праве 1968 года и наделен определенными полномочиями в отношении роялти и лицензирования. Он получает оперативную поддержку со стороны Федерального суда Австралии..
Было высказано предположение, что он несколько больше соответствует интересам правообладателей, чем интересам пользователей; например, путем постановления об увеличении ставок роялти в соответствии с Частью VB Обязательной лицензии на образование без представления об этом ни одной из сторон в c.2003. Обычно это считается необычным в системе общего права состязательной системы.
В Австралии действует ряд обществ по сбору авторских прав. Сообщества по сбору платежей создаются для сбора лицензионных отчислений за использование материалов, охраняемых авторским правом, от имени авторов и владельцев авторских прав: они помогают преодолеть значительные транзакционные издержки, с которыми могут столкнуться отдельные авторы при мониторинге, обеспечении соблюдения и лицензировании своих прав. Примечательной особенностью некоторых австралийских обществ по сбору платежей является то, что некоторые из них «декларируются» как общества, выполняющие функцию единственного сборщика лицензионных платежей в соответствии с установленными законом лицензиями. Австралийские общества по сбору прав на воспроизведение музыкальных произведений:
.