Морское сражение Convoy PQ 13 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
. HMS Trinidad | |||||||
| |||||||
Воюющие | |||||||
Германия | Соединенное Королевство. Советский Союз | ||||||
Командиры и руководители | |||||||
Г. Пониц | капитан. LS Saunders | ||||||
Сила | |||||||
3 эсминца | 1 крейсер. 5 эсминцев | ||||||
Потери и потери | |||||||
1 эсминец потоплен | 1 крейсер поврежден. 1 груз затонувший |
PQ 13 был британским арктическим конвоем, который доставлял военные грузы от западных союзников в СССР во время Второй мировой войны. Конвой подвергся атаке немецкой авиации, подводных лодок и надводных сил и потерял пять кораблей и одно судно сопровождения. Пятнадцать кораблей прибыли благополучно.
PQ 13 - 19 торговых судов; семь британских, четыре американских, один польский, четыре из панамских и один из гондурасского. Командовал им коммодор Д.А. Кейси в Ривер Афтон. Конвой сопровождал на первом этапе рейса из Шотландии в Исландию местная группа сопровождения в составе двух эсминцев и противолодочного траулера. На втором этапе, от Исландии до Советского Союза, эскорт «Океан» состоял из двух эсминцев и двух траулеров, а также трех китобоев, переданных ВМФ СССР. Эскорт «Океан» на крейсере Тринидад возглавлял капитан Л. С. Сондерс. Для поддержки конвоя и защиты от вылета немецкого линкора Tirpitz использовались тяжелые силы прикрытия, в состав которых входили линкоры Duke of York (командующий V. Adm. ATB Curteis), King George V, линейный крейсер Renown, авианосец HMS Victorious, два крейсера Kent и Edinburgh и шестнадцать эсминцев. (Ашанти, бедуин, Эхо, Escapade, эскимос, Фолкнор, Предвидение, Икар, Инглфилд, Ледбери, Марн, Миддлтон, Онслоу, Пенджаби, Татар и Уитленд ) Эти силы предназначались для сопровождения PQ 13 на расстоянии до тех пор, пока он не пройдет Медвежий остров.
Конвой отплыл из Лох-Эве в Шотландии 10 марта 1942 года и прибыл в Рейкьявик 16 марта 1942 года. выйдя из контингента из трех кораблей, следовавших только из озера Лох-Эве в Рейкьявик, и первого эскорта, а также собрав еще три корабля, направлявшихся из Рейкьявика в Мурманск, и тесное сопровождение для рейса, PQ 13 покинул Рейкьявик 20 марта 1942 года.
Путешествие проходило без происшествий до 24 марта, когда на конвой обрушился сильный четырехдневный шторм, в результате которого конвой был разбросан и разбит. Корабли разошлись на 150 миль. В течение следующих нескольких дней корабли объединились в две группы, по восемь и четыре, а четыре других двигались независимо.
28 марта корабли были замечены немецкой авиацией и атакованы. Два корабля были потоплены, Raceland и Empire Ranger. Также 28-го числа немецкие силы из трех эсминцев типа Narvik, Z24, Z25 и Z26 под командованием KzS G Ponitz, взято из Киркенеса. Они перехватили «Бато», который был затоплен вечером 28/29 марта, а рано утром 29 марта столкнулись с «Тринидадом и Фьюри». Z26 был сильно поврежден кораблем HMS Trinidad, затонувший позже в результате совместной контратаки Oribi, Eclipse и советского эсминца Sokrushitelny, но в ходе боевых действий Trinidad был поражен собственной торпедой (торпеда гироскоп застыл). Оставшиеся немецкие корабли прервали бой, и Тринидад в сопровождении Фьюри и Эклипс, хромая, вошел в Кольский залив, прибыв в полдень 30 марта.
Тем временем корабли PQ 13 подверглись атаке подводных лодок. Два корабля были найдены и потоплены подводными лодками: «Индуна» - U-376, а «Эффингем» - U-435. Фьюри атаковал вспомогательный контакт, и ему приписывают уничтожение U-585 ; однако послевоенный анализ показал, что U-585 была потеряна где-то еще.
К 30 марта большинство судов прибыло в Мурманск; последние отставшие подошли 1 апреля. В составе этого конвоя погибло 6 кораблей. Немцы потопили пять грузовых судов. Один китобой, () был потерян, вероятно, из-за сильного обледенения, а крейсер «Тринидад» был поврежден. Против этого был потоплен один немецкий эсминец. Четырнадцать кораблей прибыли благополучно, более двух третей конвоя.
Конвой в Россию состоял из 19 грузовых судов, нефтяной компании Fleet Oiler и 3 китобойных судов,.
Корабль | Капитан | Тоннаж (GRT) | Флаг | Торговый флот | Total Armed Guard или DEMS |
---|---|---|---|---|---|
Эрнест Прахтер | 3515 | США | 35 | 11, энсин Бринн | |
Чарльз Х. Хьюлетт | 6421 | США | 34 | 9, энсин Гэмблин | |
СС Эль-Эстеро | Иво Беатович | 4219 | Панама | 39 | нет |
Оле М. Нильсен | 6900 | США | 37 | 13, энсин Финк | |
SS Empire Cowper | JH Уигем | 7,164 | Соединенное Королевство | 36 | 11 |
Морис Э. Сэдлер | 7008 | Соединенное Королевство | 43 | 7 | |
Уильям Х. Стейн | 6850 | Великобритания | 66 | 12 | |
Эрик Лунд | 5,473 | Панама | 39 | нет | |
Генри Уильямс | 5,486 | Великобритания | 44 | 8 | |
Уильям Н. Коллинз | 5,086 | Соединенное Королевство | 50 | 10 | |
Эрмульф Берг-Йоханнесен | 3283 | Гондурас | 36 | Нет | |
Уилфред Х. Старший | 5,453 | США | 30 | 9, прапорщик Смит | |
Уильям Дж. Харрис | 4747 | Великобритания | 44 | 6 | |
SS Raceland | Сверре Брекке | 4,815 | Панама | 45 | Нет |
SS River Afton | Гарольд У. Чарльтон | 5,479 | Великобритания | 43 | 10 |
SS Tobruk | Бронислав Харко | 7,048 | Польша | 47 | Не менее 1 |
Корабль | Капитан | Тоннаж (брутто) | Флаг | Торговый флот | Total Armed Guard или DEMS |
---|---|---|---|---|---|
Генри Бейер | 6,131 | Панама | 38 | 2 | |
Йохан А. Халтлид | 4,687 | Панама | 44 | 2 | |
стр. Сан | 6,999 | Соединенное Королевство | 38 | 6 |
Корабль | Капитан | Тоннаж (брутто) | Флаг | Торговый флот | Total Armed Guard или DEMS |
---|---|---|---|---|---|
b | 1220 | Соединенное Королевство | |||
b | 1807 | Соединенное Королевство | |||
b | 1418 | Соединенное Королевство |
Корабль | Капитан | Тоннаж (GRT) | Флаг | Торговый флот | Total Armed Guard или DEMS |
---|---|---|---|---|---|
AV Бартон | 6,897 | Великобритания |
Корабль | Капитан | Тоннаж (GRT) | Флаг | Торговый флот | Total Armed Guard или DEMS |
---|---|---|---|---|---|
251 | Королевский флот | 21 | |||
251 | Королевский флот | ||||
Джон Эдвард Тандерклифф | 251 | Королевский флот |
В России HMS Silja переименовали в Т-107, а HMS Sumba - на Т-106.
На первом этапе, от Лох-Эве до Рейкьявика, у PQ 13 было местное сопровождение из двух эсминцев и Противолодочный корабль Траулер.
Из Исландии в Мурманск в непосредственном сопровождении входили крейсер HMS Trinidad и эсминцы HMS Fury и HMS Eclipse, два вооруженных траулера и три тральщика.
На последнем этапе конвой поддерживал местный эскорт, базировавшийся в Колье ; два советских эсминца и четыре тральщика РН.
Лох-Эве - Рейкьявик : 10–16 марта.. Покидая Лох-Эве во второй половине дня 10-го числа, конвой сопровождал:
11 числа к конвою присоединился другой эскорт:
. Рейкьявик - Мурманск: 18–31 марта.. Покидая Рейкьявик утром 18 числа, конвой сопровождали:
23 числа к конвою присоединились другие эскорты:
Баренцево море - Мурманск: 27 марта - 3 апреля;. 27-го к конвою присоединились два советских эсминца:
28 марта при содействии конвоя Здесь действует Шестая флотилия тральщиков.. и HMS Hussar Шестой флотилии тральщиков под командованием командира Э.П. Хинтон отправился 28 апреля на патрулирование в арктические воды. 29-го Харриер отправился на поиски выживших из Империи Рейнджеров. 29-го Вероника попыталась перехватить Гарпалион, но не нашла ее. HMS Oribi обнаружила заброшенные лодки Empire Ranger 29-го числа, что указывало на то, что их подобрали другие лодки. (Немецкое радио заявило о пленниках с торгового корабля, было очевидно, что они были из Империи Рейнджеров) 30 марта Госсамер обнаружил шотландских американцев, Эффингема и Данбойна. Но Паутина получила приказ проследовать к позиции торпедированной Индуа, но не нашла ее. Гусар установил контакт с группой из 9 кораблей PQ 13 и китобойного судна. В сопровождении двух российских эсминцев и траулера. Ориби заметил китобойца Силью, у которого закончилось топливо. Ориби было приказано отправиться на помощь реке Афтон, которая, как сообщается, была сбита подводной лодкой. Харриер взял Силью на буксире, а Вероника провела их.
1 апреля Нигер (также входивший в Шестую флотилию тральщиков) отплыл на поиски Суллы, но вернулся 3 апреля, не найдя ее.
После нападения 28 марта 1942 года 16 членов экипажа Балло покинули корабль в спасательной шлюпке. Этих людей подобрала Силья и посадила на борт Индуны.
Дата | Корабль | Тоннаж | Флаг | Потоплены | Позиция | Экипаж | Военнопленный | Умер |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
28 марта | Рейсленд | 4815 | Панама | Люфтваффе | 72 ° 40′N 20 ° 20'E / 72,667 ° N, 20,333 ° E / 72,667; 20.333 | 45 | 13 | 32 |
28 марта | Empire Ranger | 7008 | Соединенное Королевство | Люфтваффе | 72 ° 10'N 30 ° 00'E / 72,167 ° N 30.000 ° E / 72,167; 30,000 | 55 | 55 | 0 |
29 марта | Бато | 4687 | Панама | Z-26 | 72 ° 30'N 27 ° 00'E / 72,500 ° N 27,000 ° E / 72,500; 27,000 | 47 | 6 | 41 |
30 марта | Индуна | 5,086 | Соединенное Королевство | U-376 | 70 ° 55'N 37 ° 18'E / 70,917 ° N 37,300 ° E / 70.917; 37,300 | 66 | 0 | 42 * |
30 марта | Эффингем | 6,421 | США | U-435 | 70 ° 28'N 35 ° 44'E / 70,467 ° N 35,733 ° E / 70,467; 35,733 | 42 | 0 | 12 |
.
Дата | Корабль | Тоннаж | Флаг | Потоплен | Должность | Экипаж | Военнопленный | Умер |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
29 марта | HMS Sulla | 251 | Royal Navy | Icing | 21 | 0 | 21 |
. 3 апреля в порту Мурманск были разбомблены Нью-Вестминстер-Сити и Empire Starlight.. Новый Вестминстер-Сити был потерян, Empire Starlight был спасен после войны и переименован в Мурманск.. Harpalion и Empire Cowper были потеряны при обратном конвое, Convoy QP 10.
Дата | Корабль | Тоннаж | Флаг | Потоплен | Экипаж | Военнопленный | Погиб |
---|---|---|---|---|---|---|---|
3 Апрель | Нью-Вестминстер-Сити | 4747 | Соединенное Королевство | Люфтваффе | 52 | 0 | 2 |
3 апреля | Империя Старлайт | 6850 | Соединенное Королевство | Люфтваффе | 68 | 0 | 1 |
11 апреля | Империя Каупер | 7,164 | Соединенное Королевство | Люфтваффе | 68 | 0 | 19 * |
13 апреля | Харпалион | 5486 | Соединенное Королевство | U-435 | 52 | 0 | 0 |