Обычное шасси, или шасси с хвостовым колесом, представляет собой шасси летательного аппарата, состоящее из двух основных колес впереди центра тяжести и небольшого колеса. или занос, чтобы поддержать хвост. Термин taildragger также используется, хотя некоторые утверждают, что он должен применяться только к тем самолетам с хвостовым оперением, а не колесом.
Термин «обычный» сохраняется по историческим причинам, но все современные реактивный самолет и большинство современных винтовых самолетов используют трехопорную передачу.
В ранних самолетах хвостовой оперение из металла или дерева использовалось для поддержки хвостового оперения на земле. В большинстве современных самолетов с обычным шасси к задней части планера вместо салазок прикреплено небольшое шарнирное колесо в сборе. Пилот может управлять этим колесом через соединение с педалями руля направления, позволяя рулю и хвостовику двигаться вместе.
До того, как в самолетах широко использовались хвостовые колеса, многие самолеты (например, ряд времен Первой мировой войны Самолеты Sopwith, такие как истребитель Camel ) были оснащены управляемыми хвостовыми опорами, которые действуют аналогично хвостовику. Когда пилот нажимал правую педаль руля направления - или правую подножку «руля направления» в Первой мировой войне - занос поворачивался вправо, создавая большее сопротивление с этой стороны самолета и заставляя его повернуться вправо. Хотя он менее эффективен, чем управляемое колесо, он дает пилоту некоторый контроль над направлением движения аппарата во время руления или начала разбега до того, как поток воздуха через руль направления будет достаточным для его эффективного использования.
Другая форма управления, которая сейчас менее распространена, чем когда-то, - это управление с использованием «дифференциального торможения », в котором заднее колесо представляет собой простое, свободное вращение, и самолет управляется путем торможения одного из главных колес для поворота в этом направлении. Это также используется на некоторых самолетах с трехопорным шасси, при этом переднее колесо вместо этого является колесом свободного литья. Как и управляемое хвостовое колесо / занос, он обычно интегрирован с педалями руля направления на судне, чтобы обеспечить легкий переход от колесного к аэродинамическому управлению.
Конфигурация с хвостовым колесом имеет несколько преимуществ по сравнению с трехопорным шасси, которые делают самолет с хвостовым колесом менее дорогим в производстве и обслуживании.
Обычное расположение шасси имеет недостатки по сравнению с самолетами с носовым колесом.
Реактивные самолеты, как правило, не могут использовать обычное шасси, так как это приводит к ориентации двигателей под большим углом, в результате чего их реактивная струя отскакивает от земли и обратно в воздух, препятствуя нормальной работе лифтов. Эта проблема возникла с третьим, или "V3", прототипом немецкого реактивного истребителя Messerschmitt Me 262. После того, как первый четыре прототип планеры V-серии Me 262 были построены с втягиванием хвостового колеса зубчатого колеса, пятый прототип был оснащен фиксированными трехколесным шасси для испытаний, с шестым прототипом года становится полностью втягиванией трехколесного велосипеда передач. Ряд других экспериментальных и опытных реактивных самолетов имел обычное шасси, в том числе первый успешный реактивный самолет Heinkel He 178, исследовательский самолет Ball-Bartoe Jetwing и единственный Vickers VC.1 Viking, который был модифицирован двигателями Rolls Royce Nene и стал первым в мире реактивным авиалайнером.
Редкие образцы самолетов с реактивным хвостовым колесом, которые пошли в производство и поступили на вооружение, включают британский военно-морской истребитель Supermarine Attacker и советский Яковлев Як-15. Оба они впервые взлетели в 1946 году и обязаны своей конфигурацией разработкам более ранних винтовых самолетов. Конфигурация хвостового колеса Атакующего была результатом использования крыла Supermarine Spiteful без дорогостоящих модификаций конструкции или переоборудования. Выхлоп двигателя находился за рулем высоты и хвостовым колесом, что уменьшало проблемы. Як-15 был создан на базе винтового истребителя Яковлев Як-3. Его двигатель располагался под носовой частью фюзеляжа. Несмотря на необычную конфигурацию, Як-15 легко управлялся. Хотя это был истребитель, он в основном использовался для подготовки советских пилотов к полетам на более совершенных реактивных истребителях.
Разновидностью компоновки хвостовика является моноколесное шасси.
Для минимизации лобового сопротивления многие современные Планеры имеют одно колесо, убирающееся или фиксированное, с центром под фюзеляжем, которое называется моноколесным шасси или моноколесным шасси. Моноколесная передача также используется на некоторых самолетах с двигателем, где снижение лобового сопротивления является приоритетом, например, на Europa XS. И моноколесные планеры, и самолеты с моноколесными двигателями используют убирающиеся ножки законцовки крыла (с прикрепленными небольшими поворотными колесами) для предотвращения ударов законцовок крыла о землю. Самолет с моноколесом может иметь хвостовое колесо (как у Europa) или носовое колесо (как иллюстрированный планер Schleicher).
Самолеты-тягачи требуют больше времени для обучения пилотам-курсантам. Это стало важным фактором в 1950-х годах, когда большинство производителей перешли на учебно-тренировочные самолеты с носовым колесом, и в течение многих лет самолеты с носовым колесом были более популярны, чем хвостовые тягачи. В результате большинство пилотов с лицензией частного пилота (PPL) теперь учатся летать на трехколесных самолетах (например, Cessna 172 или Piper Cherokee ) и только позже
Посадка обычного редукторного самолета может быть выполнена двумя способами.
Обычная посадка выполняется одновременным касанием всех трех колес вниз трехточечная посадка. Этот метод позволяет достичь кратчайшего посадочного расстояния, но его сложно выполнить при боковом ветре, так как управление рулем направления может быть значительно снижено до того, как хвостовое колесо станет эффективным.
Альтернативой является посадка на колесо. Для этого пилот должен посадить самолет на главные колеса, удерживая хвостовое колесо в воздухе с помощью руля высоты, чтобы поддерживать угол атаки низким. Как только самолет замедлится до скорости, которая может гарантировать, что управление не будет потеряно, но выше скорости, при которой руль направления теряется эффективность, хвостовое колесо опускается на землю.
Примеры самолетов с хвостовым колесом:
Несколько компаний, занимающихся модификациями послепродажного обслуживания, предлагают комплекты для переоборудования многих популярных самолетов с носовым колесом на обычные шасси. К самолетам, для которых доступны комплекты, относятся: