Большинство из египтологов сходятся во мнениях по поводу схемы и многих деталей хронологии Древнего Египта. Этот научный консенсус представляет собой так называемую условную египетскую хронологию, которая помещает начало Древнего царства в 27 век до нашей эры, начало Среднего царства в 21 веке до нашей эры и в начале Нового царства в середине 16 века до нашей эры.
Несмотря на этот консенсус, в научном сообществе остаются разногласия, в результате чего варианты хронологии расходятся примерно на 300 лет для раннединастического периода, вплоть до 30 лет в Новом царстве и несколько лет в позднем периоде.
Кроме того, существует ряд «альтернативных хронологий», не зависящих от научного консенсуса, например «Новая хронология », предложенная в 1990-х годах., которая снижает даты Нового Царства на целых 350 лет, или «Хронология Глазго » (предложенная 1978–1982 гг.), которая снижает даты Нового Царства на целых 500 лет.
Консенсус ученых относительно общей схемы традиционной хронологии, существующей в египтологии, за последние 100 лет не сильно изменился. Для Старого Царства консенсус колеблется на несколько столетий, но для Среднего и Нового царств он остается стабильным с точностью до нескольких десятилетий. Это проиллюстрировано путем сравнения хронологии, представленной двумя египтологами, первая из которых написана в 1906 году, вторая - в 2000 году (все даты в таблице - до нашей эры).
Периоды | Династия | Брестед (1906)) | Шоу (2000) |
---|---|---|---|
Ранний династический период Египта | Первый | 3400–2980 | ок. 3000–2686 |
Второе | |||
Древнее царство | Третье | 2980–2900 | 2686–2613 |
Четвертое | 2900–2750 | 2613–2494 | |
Пятый | 2750–2625 | 2494–2345 | |
Шестой | 2623–2475 | 2345–2181 | |
Первый промежуточный период | Седьмой | 2475–2445 | 2181–2160 |
восьмой | |||
девятый | 2445–2160 | 2160–2125 | |
десятый | |||
Среднее царство Египта | Одиннадцатый | 2160–2000 | 2125–1985 |
Двенадцатый | 2000–1788 | 1985–1773 | |
Второй промежуточный период | Тринадцатый ? | 1780– 1580 | 1773–1550 |
Четырнадцатый ? | |||
Пятнадцатый | |||
Шестнадцатый | |||
Семнадцатый | |||
Новое царство Египта | Восемнадцатый | 1580–1350 | 1550 –1295 |
Девятнадцатый | 1350–1205 | 1295–1186 | |
Двадцатый | 1200–1090 | 1186–1069 | |
Третий промежуточный период | Двадцать -первый | 1090–945 | 1069–945 |
Двадцать секунд | 945–745 | 945–818 | |
Двадцать третье | 745–718 | 818–727 | |
Двадцать четвертое | 718–712 | 727–715 | |
Tw Первый пятый | 712–663 | 715–664 | |
Поздний период Древнего Египта | Двадцать шестой | 663–525 | 664–525 |
Расхождения между двумя наборами дат являются результатом дополнительных открытий и уточненного понимания еще очень неполных свидетельств источника. Например, Брестед добавляет правителя из двадцатой династии, которого, как показали дальнейшие исследования, не существовало. Вслед за Манефоном Брестед также считал, что все династии были последовательными, тогда как теперь известно, что несколько династий существовали одновременно. Эти изменения привели к сокращению традиционной хронологии до 400 лет в начале династии I.
В основе египетской хронологии лежат годы правления, записанные в древнеегипетских списках царей. Списки сохранившихся царей являются исчерпывающими, но содержат значительные пробелы в тексте (например, Список королей Турина ), или являются полными по тексту, но не содержат полного списка правителей (например, Список царей Абидоса ), даже за короткий период истории Египта. Ситуация еще больше осложняется случайной противоречивой информацией об одном и том же периоде правления из разных версий одного и того же текста; таким образом, история Египта египетским историком Манефоном известна только благодаря обширным ссылкам на нее, сделанным последующими авторами, такими как Евсевий и Секст Юлий Африканский, и даты одного и того же фараона часто существенно различаются в зависимости от промежуточного источника.
Периоды царствования должны быть составлены из надписей, которые часто указывают дату в виде года царствования правящего фараона. Тем не менее, это обеспечивает только минимальную продолжительность этого правления и может включать или не включать какие-либо coregencies с предшественником или преемником. Кроме того, некоторые египетские династии, вероятно, накладывались друг на друга, при этом разные фараоны правили в разных регионах одновременно, а не поочередно. Незнание того, были ли монархии одновременными или последовательными, приводит к очень разным хронологическим интерпретациям.
Если общее количество лет правления данного правителя неизвестно, египтологи определили два показателя, чтобы определить это общее количество: для Старого царства - количество переписей скота; и для более поздних периодов празднования праздника Сед. В нескольких надписях Древнего Царства упоминается периодическая перепись скота, которая, как сначала полагали эксперты, проводилась раз в два года; таким образом, записи 24 переписей крупного рогатого скота показывают, что Снеферу правил 48 лет. Однако дальнейшие исследования показали, что эти переписи иногда проводились в последовательные годы или по прошествии двух или более лет. Фестиваль Сед обычно отмечался в тридцатую годовщину вознесения фараона, и, таким образом, можно было предположить, что правители, отмечавшие празднование одного, правили не менее 30 лет. Однако, опять же, это могло быть не стандартной практикой во всех случаях.
В первые дни египтологии составлению периодов царствования также препятствовал глубокий библейский уклон со стороны египтологов. Это было наиболее распространенным явлением до середины XIX века, когда цифры Манефона были признаны противоречащими библейской хронологии, основанной на ветхозаветных ссылках на Египет (см. Фараоны в Библии ). В 20-м веке такое библейское предубеждение в основном ограничивалось альтернативными хронологиями за пределами научного мейнстрима.
Полезный способ обойти эти пробелы в знаниях - найти хронологические синхронизмы, которые могут привести к точной дате. За последние десятилетия было обнаружено несколько из них, хотя они имеют разную степень полезности и надежности.
В течение 20 века был представлен ряд предложений по альтернативам консенсусу по традиционной хронологии: