Потребительский этноцентризм - это психологическое понятие, описывающее, как потребители покупают товары в зависимости от страны происхождения.
Это относится к этноцентрическим взглядам, которых придерживаются потребители в одной стране, входящей в группу, в отношении продуктов из другой страны, чужой группы (Shimp Sharma, 1987). Потребители могут подумать, что покупать товары из других стран нецелесообразно и, возможно, даже аморально.
Потребительский этноцентризм происходит от более общей психологической концепции этноцентризма. По сути, этноцентричные люди склонны рассматривать свою группу как превосходящую других. Таким образом, они рассматривают другие группы с их собственной точки зрения и отвергают те, которые отличаются, и принимают те, которые похожи (Netemeyer et al., 1991; Shimp Sharma, 1987). Это, в свою очередь, происходит из более ранних социологических теорий ин-групп и аут-групп (Shimp Sharma, 1987). Постоянно обнаруживается, что этноцентризм является нормальным явлением для внутренней и чужой группы (Jones, 1997; Ryan Bogart, 1997).
Покупка иностранной продукции может рассматриваться как неправильная, поскольку она требует внутренних рабочих мест и вредит экономике. Покупку иностранных товаров можно даже рассматривать просто как непатриотично (Klein, 2002; Netemeyer et al., 1991; Sharma, Shimp, Shin, 1995; Shimp Sharma, 1987).
Потребительский этноцентризм дает людям понимание того, что покупки приемлемы для группы, а также чувство идентичности и принадлежности. Для потребителей, которые не являются этноцентричными или полицентричными потребителями, продукты оцениваются по их достоинствам без учета их страны происхождения или, возможно, даже рассматриваются более позитивно, потому что они иностранцы (Shimp Sharma, 1987; Vida Dmitrovic, 2001).
Brodowsky (1998) изучал потребительский этноцентризм среди покупателей автомобилей в США и обнаружил сильную положительную взаимосвязь между высоким этноцентризмом и национальным предубеждением при оценке автомобили. Потребители с низким этноцентризмом, судя по всему, оценивают автомобили, основываясь больше на достоинствах самого автомобиля, чем на стране его происхождения. Бродовски предполагает, что понимание потребительского этноцентризма имеет решающее значение для понимания влияния страны происхождения.
Различные исследования выявили несколько предшественников потребительского этноцентризма. Менее этноцентричными потребителями являются молодые люди, мужчины, более образованные и более обеспеченные потребители (Balabanis et al., 2001; Good Huddleston, 1995; Sharma et al., 1995).).
Балабанис и др. обнаружили, что детерминанты потребительского этноцентризма могут варьироваться от страны к стране и от культуры к культуре. В Турции патриотизм был признан наиболее важным мотивом потребительского этноцентризма (Acikdilli et al., 2017). Это, как предполагалось, было связано с коллективистской культурой Турции, где патриотизм был важным выражением лояльности группе. В более индивидуалистической Чешской Республике чувства национализма, основанные на чувстве превосходства и доминирования, по-видимому, вносили наиболее важный вклад в потребительский этноцентризм.
Шимп и Шарма (1987) превратили потребительский этноцентризм в измеримую конструкцию с помощью шкалы потребительских этноцентрических тенденций (CETSCALE). Первоначальная разработка CETSCALE началась с 225 различных вопросов, которые были сужены до 100 перед тем, как впервые были отправлены группе опроса. Благодаря повторным исследованиям очистки количество вопросов было наконец сокращено до 17. Повторные исследования Шимп и Шарма подтвердили CETSCALE в США
В то время как CETSCALE с 17 пунктами является исходной версией, разработанной Шимпом и Шармой (1987).), использовались укороченные версии. Один из 10 пунктов был разработан вместе с полной версией.
Вероятно, это наиболее часто используемая версия CETSCALE из-за относительно небольшого количества вопросов (Balabanis et al., 2001; Klein, 2002; Klein et al., 1998; Neese Hult., 2002; Netemeyer et al., 1991; Vida Dmitrovic, 2001). Другие версии использовались с успехом, включая версию, используемую Кляйном (2002), всего с четырьмя элементами, которая, как было обнаружено, имеет корреляцию 0,96 с версией из 10 элементов.
Первая серьезная проверка действительности CETSCALE в странах, кроме США, была проведена в 1991 г. (Netemeyer et al., 1991; Wang, 1996). Netemeyer et al. опросили студентов в США, Франции, Японии и Западной Германии и сравнили результаты.
Были протестированы как версия из 17 элементов, так и версия из 10 элементов. Было обнаружено, что обе версии CETSCALE были надежными в разных культурах, где они тестировались. Результаты также помогли подтвердить CETSCALE как меру потребительской этноцентричности. С того времени CETSCALE использовался во многих исследованиях в разных странах и культурах.