Конституционные реформы Суллы

редактировать

Конституционные реформы Луция Корнелиуса Суллы были серией законов, принятых римским Диктатор Луций Корнелиус Сулла между 82 и 80 годами до нашей эры, который реформировал Конституцию Римской республики.

За десятилетия до того, как Сулла стал диктатором, произошел ряд политических событий, которые серьезно повлияли на ослабление аристократического контроля над римской конституцией. Диктатура Суллы явилась одним из самых значительных событий в Истории Конституции Римской республики, и она послужила предупреждением о приближающейся гражданской войне, которая в конечном итоге разрушит Римскую республику и создать Римскую Империю. Сулла, который был свидетелем хаоса от рук своих политических врагов за годы до своей диктатуры, был консервативным от природы. Он полагал, что основным недостатком римской конституции была все более агрессивная демократия, которая выражалась в римских собраниях, и поэтому он стремился укрепить римский сенат и уменьшить власть плебейских трибунов. Он ушел в отставку в 79 г. до н.э. и умер в 78 г. до н.э., считая, что исправил конституционный недостаток.

Его конституция будет в основном отменена двумя из его бывших лейтенантов, Помпей и Крассом, менее чем через десять лет после его смерти. Но чего он не понимал, так это того, что именно он на самом деле проиллюстрировал основной недостаток римской конституции: именно армия, а не римский сенат диктовал судьбу государства. Созданный им прецедент будет воспроизведен менее чем через сорок лет человеком, которого он чуть не казнил, Юлием Цезарем, и как таковой он сыграл решающую роль на раннем этапе превращения Римской республики в Римскую. Империя.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 До Гракхов (287–133 до н.э.)
    • 1.2 Тиберий и Гай Гракх (133–121 до н.э.)
  • 2 Строение Суллы (82–80 до н.э.)
  • 3 Судьба конституции Суллы (70–27 гг. До н.э.)
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
    • 7.1 Первичные источники
    • 7.2 Материалы вторичных источников
История вопроса

До Гракхов (287–133 до н.э.)

К середине 2 века до нашей эры плебеи (простолюдины) увидели ухудшение экономического положения. Длительные военные кампании, в частности кампании Пунических войн, вынуждали граждан покидать свои фермы, что часто приводило к тому, что эти фермы приходили в упадок. Эта ситуация ухудшилась во время Второй Пунической войны, когда Ганнибал сражался с римлянами по всей Италии, и римляне в ответ приняли стратегию истощения и партизанской войны. Когда солдаты возвращались с поля битвы, им часто приходилось продавать свои фермы, чтобы выплатить долги, и земельная аристократия быстро купила эти фермы по сниженным ценам. Войны также принесли в Рим огромный избыток дешевого рабского труда, который аристократы-землевладельцы использовали для укомплектования своих новых ферм. Вскоре массы безработных плебеев начали хлынуть в Рим и попали в ряды законодательных собраний. В то же время аристократия становилась чрезвычайно богатой, и с разрушением главного торгового соперника Рима Карфагена открылось еще больше возможностей для получения прибыли. В то время как аристократы тратили свое время на использование новых возможностей для получения прибыли, Рим завоевал новые цивилизации на востоке. Эти цивилизации часто были высокоразвитыми, и как таковые открывали мир роскоши для римлян. Когда и богатство, и восточная роскошь стали доступны римлянам-аристократам, они начали выходить на «международную» арену Средиземноморья в сфере коллекционирования искусства, спонсорства литературных произведений и культурного приобретения и развития в целом; некоторые римляне с тревогой наблюдали за изменениями. Суммы, которые были потрачены на новые предметы роскоши, не имели прецедентов в предшествующей римской истории; римляне начали принимать законы о роскоши, чтобы ограничить некоторые эксцессы, хотя они были в лучшем случае безобидными, в худшем - политическими футбольными мячами.

К концу этой эры разрыв, который был между аристократическими землевладельцами и безземельными и мелкими -холдеры-плебеи углубились и расширились. Латифундия и готовность аристократии оставить большие участки государственных земель под паром вместо того, чтобы раздавать их плебсу, создали ситуацию, в которой многие бывшие мелкие фермеры мигрировали в город Рим в поисках работы и средств к существованию, будучи изгнанными из или выкупили из своей семьи наследство, поля и фермы. В основном законодательном собрании, плебейском совете, любой человек голосовал в племени, к которому принадлежали его предки. Таким образом, большинство этих недавно лишившихся земли плебеев принадлежало к одному из тридцати одного сельского племени, а не к одному из четырех городских племен; это означало, что их голоса учитывались больше, чем голоса низших классов в четырех городских племенах - и эти безземельные плебеи вскоре приобрели такую ​​политическую власть, что плебейский совет стал крайне популистским. За новой властью плебеев со страхом и тревогой наблюдали аристократические классы, которые прежде контролировали всю законотворческую деятельность в Риме. Аристократы обвинили «мафию» в продаже своих голосов; конечно, «мафия» часто голосовала за отдельных аристократов, поэтому, хотя правила игры изменились, основные цели остались прежними - в республике не было реальных структурных изменений; просто необходимо было изменить тактику со стороны аристократов. Некоторые адаптировались с помощью чрезмерного подкупа для получения голосов; другие апеллировали к популистским идеалам толпы, справедливости, уважению к древности или желанию добиться лучшей жизни для себя и своих детей. Взяточничество воспринималось как проблема; но, несмотря на это, в конечном итоге были приняты важные реформы, в частности требование о том, чтобы все голоса проводились тайным голосованием - мера, которая сделала подкуп более эффективным, поскольку «старейшины» племени больше не будут слышать, как голосуют члены племени., и весь процесс голосования стал более персонализированным. Лидеры-популисты один за другим возникали из той же аристократии, которая боролась за то, чтобы держать население в страхе - у некоторых были планы глубоко укоренившихся изменений, а у других были более временные меры, которые можно было предложить, чтобы облегчить денежную бедность (и богатство земли) населения.

Тиберий и Гай Гракх (133–121 гг. до н.э.)

Гай Гракх, народный трибун, председатель Плебейского совета

Тиберий Гракх был избран плебейским трибуном (верховным представителем народа) в 133 г. до н.э., и в качестве трибуна он попытался принять закон, который распределял бы часть государственных земель среди ветеранов Рима. Аристократы, которые могли потерять огромную сумму денег, были категорически против этого предложения. Тиберий представил этот закон Плебейскому Совету, но на этот закон наложил вето трибун по имени Марк Октавий, и поэтому Тиберий использовал Плебейский Совет, чтобы объявить импичмент Октавию. Теория о том, что представитель народа перестает быть им, когда он действует против воли народа, была противна гению римской конституционной теории. Если довести до логического конца, эта теория устранила все конституционные ограничения на волю народа и поставила государство под абсолютный контроль временного народного большинства. Эта теория в конечном итоге нашла свой логический конец при будущей демократической империи военного популиста Юлия Цезаря. Закон был принят, но Тиберий был убит, когда баллотировался на переизбрание в Трибунал. Десять лет, последовавших за его смертью, были политически инертными. Единственным важным событием было усиление демократического противостояния аристократии.

брат Тиберия Гай был избран плебейским трибуном в 123 г. до н. Э. Конечная цель Гая Гракха состояла в том, чтобы ослабить сенат и укрепить демократические силы, поэтому он сначала принял закон, который поставил рыцарей (всадников, или аполитичных бизнесменов из высших классов) в суде присяжных вместо сенаторов. Затем он принял закон о зерне, который поставил в невыгодное положение губернаторов провинций, большинство из которых были сенаторами и, следовательно, не могли больше работать в судах присяжных. Рыцари же, с другой стороны, получили большую прибыль от этих зерновых реформ, и в результате Гаю удалось настроить самый могущественный класс несенаторов против сената. В прошлом сенат устранял политических соперников либо путем создания специальных судебных комиссий, либо путем принятия senatus consultum ultimum («окончательный указ сената»). Оба устройства позволили сенату обойти обычные права на надлежащую правовую процедуру, которыми обладали все граждане. Гай объявил судебные комиссии вне закона и объявил ultimum senatus consultum неконституционным. Затем Гай предложил закон, предоставляющий права гражданства итальянским союзникам Рима, но эгоистичная демократия в Риме, ревностно охранявшая свой привилегированный статус, отказалась от его предложения. Он был переизбран на третий срок в 121 г. до н.э., но потерпел поражение и затем был убит. Демократия, однако, наконец осознала, насколько слаб стал сенат.

Конституция Суллы (82–80 гг. До н.э.)
Римский диктатор Сулла, который попытался усилить власть Центуриатского собрания за счет Племенное собрание

Несколько десятилетий спустя в Азии появилась новая сила. В 88 г. до н. Э. Была послана римская армия, царь Митридат из Понта, чтобы подавить эту власть, но потерпела поражение. Луций Корнелий Сулла был избран консулом (одним из двух руководителей Римской республики) на год, и сенат приказал ему взять на себя командование войной против Митридата.. Гай Мариус, бывший консул и член популистской («populares ») партии, был ярым политическим соперником Суллы. Мариус приказал плебейскому трибуну отменить командование Суллы в войне против Митридата, поэтому Сулла, член аристократической («оптимат ) партии, вернул свою армию в Италию и двинулся дальше. Рим. Мариус бежал, а его сторонники либо бежали, либо были убиты Суллой. Сулла так разозлился на трибун Мариуса, что принял закон, который должен был окончательно ослабить Трибунат. Затем он вернулся к войне против Митридата, и с уходом Суллы народные жители под руководством Мариуса и Луция Корнелиуса Цинны вскоре взяли под свой контроль город. Рекордом Popularis нельзя было гордиться, так как они несколько раз переизбирали Мариуса на пост консульства, не соблюдая требуемый десятилетний интервал. Они также нарушили демократию, продвигая на должности неизбираемых лиц и заменяя популярные законы судебными указами. В конце концов Сулла заключил мир с Митридатом, и в 83 г. до н.э. он вернулся в Рим, преодолел все сопротивление и снова захватил город. Сулла был назначен диктатором, и его сторонники затем перебили большинство сторонников Мариуса, хотя один из таких сторонников, 17-летний популяризатор (и зять Цинны) по имени Юлий Цезарь, был в конечном итоге пощадил.

Сулла, наблюдавший насильственные результаты радикальных реформ Popularis (в частности, проводившихся при Мариусе и Цинне), был от природы консервативным, поэтому его консерватизм был скорее реакционным, чем провидческим. Таким образом, он стремился укрепить аристократию и, следовательно, сенат. Сулла сохранил свои предыдущие реформы, которые требовали одобрения сената до того, как какой-либо законопроект мог быть внесен в плебейский совет (главное народное собрание), и которые также восстановили старую, более аристократическую «сервианскую» организацию в Центуриатское собрание (собрание солдат). Вплоть до III века до нашей эры от плебейского совета требовалось по закону получить санкцию сенатора перед принятием какого-либо закона, в то время как Центуриатское собрание было организовано таким аристократическим образом, что лишало низшие классы какой-либо политической власти. Реформы, изменившие эти два процесса, положили конец конфликту орденов, в течение которого плебеи стремились к политическому равенству с аристократическим патрициевым классом.

Сулла, сам патриций и, следовательно, не имеющий права быть избранным на должность Plebeian Tribune, совершенно не любил эту должность. Некоторая его неприязнь, возможно, возникла, когда Трибун Мариуса отозвал полномочия Суллы вести войну против Митридата. По мнению Суллы, Трибунал был особенно опасен, что отчасти было связано с его радикальным прошлым, и поэтому его намерением было не только лишить Трибунат власти, но и престижа. Реформы Gracchi Tribunes были одним из таких примеров ее радикального прошлого, но ни в коем случае не были единственными такими примерами. За последние триста лет трибуны были офицерами, наиболее ответственными за потерю власти аристократией. Поскольку трибунал был основным средством, с помощью которого демократия Рима всегда утверждала себя против аристократии, для Суллы было первостепенное значение, чтобы он нанес ущерб этой должности. Благодаря его реформам в плебейском совете, трибуны утратили право законодательной инициативы. Затем Сулла запретил бывшим трибунам занимать какие-либо другие должности, поэтому амбициозные люди больше не будут добиваться избрания в трибунат, поскольку такие выборы положат конец их политической карьере. В конце концов, Сулла отозвал право трибунов налагать вето на действия сената. Эта реформа была в лучшем случае сомнительной конституционностью, а в худшем - откровенно кощунственной. В конце концов, трибуны, а значит, народ Рима, оказались бессильными.

Затем Сулла ослабил должности магистратов, увеличив количество магистратов, избираемых в любой данный год, и потребовал, чтобы все вновь избранные квесторы автоматически получали членство в сенате. Эти две реформы были проведены в первую очередь для того, чтобы позволить Сулле увеличить размер сената с 300 до 600 сенаторов. Это устранило необходимость для Цензора составлять список сенаторов, так как бывших магистратов всегда было более чем достаточно, чтобы заполнить сенат. Цензура была самой престижной из всех магистратских должностей, и, уменьшив власть цензоров, эта конкретная реформа еще больше помогла снизить престиж всех магистратских должностей. Кроме того, за счет увеличения числа магистратов престиж каждого магистрата был снижен, а вероятность возникновения препятствий в каждом магистерском колледже была максимальной. Согласно теории, это еще больше увеличит важность сената как главного органа конституционного правительства.

Чтобы еще больше укрепить престиж и авторитет сената, Сулла передал контроль над судами от всадников, которые контролировали его после реформ Гракхов, сенаторам. Это, наряду с увеличением числа судов, еще больше усилило власть, которой уже обладали сенаторы. Он также систематизировал и тем самым окончательно установил cursus honorum, который требовал от человека достижения определенного возраста и уровня опыта, прежде чем баллотироваться на какую-либо конкретную должность. В прошлом cursus honorum соблюдался на основе прецедентов, но фактически никогда не кодифицировался. Требуя от сенаторов быть более опытными, чем они были в прошлом, он надеялся повысить престиж и, следовательно, авторитет сената.

Сулла также хотел уменьшить риск того, что будущий генерал может попытаться захватить власть, как это сделал он сам. Чтобы снизить этот риск, он подтвердил требование, чтобы любой человек ждал десять лет, прежде чем быть переизбран на какой-либо пост. Затем Сулла установил систему, в которой все консулы и преторы служили в Риме в течение года своего пребывания в должности, а затем командовали провинциальной армией в качестве губернатора в течение года после того, как покинули этот пост. Количество преторов (второй по рангу магистрат после консула ) было увеличено, так что в рамках этой системы было достаточно магистратов для каждой провинции. Эти две реформы должны были гарантировать, что ни один губернатор не сможет командовать одной и той же армией в течение длительного периода времени, чтобы свести к минимуму угрозу того, что другой генерал может попытаться маршировать на Рим.

Судьба конституции Суллы (70–27 г. до н.э.)

Сулла отказался от диктатуры в 80 г. до н.э., был избран консулом в последний раз и умер в 78 г. до н.э. Хотя он считал, что он твердо установил аристократическое правление, его собственная карьера проиллюстрировала фатальные слабости конституции. В конечном счете судьба государства определялась армией, а не сенатом.

В 77 г. до н.э. сенат послал одного из бывших помощников Суллы, Гнея Помпея Магнуса, чтобы подавил восстание в Испании. К 71 г. до н. Э. Помпей вернулся в Рим после завершения своей миссии, и примерно в то же время другой из бывших соратников Суллы, Марк Лициний Красс, только что подавил восстание рабов в Италии. По возвращении Помпей и Красс обнаружили, что партия populare яростно атакует конституцию Суллы, и поэтому они попытались заключить соглашение с этой партией. Если и Помпей, и Красс будут избраны консулами в 70 г. до н.э., они разрушат наиболее неприятные компоненты конституции Суллы. Обещание Помпея и Красса, которому способствовало присутствие обеих их армий за воротами Рима, помогло «убедить» народное население избрать этих двоих в консульство. Как только они были избраны, они разрушили большую часть конституции Суллы.

В 63 г. до н.э. заговор во главе с Луцием Сергием Катилиной попытался свергнуть Республику и установить Катилину как хозяин государства. Катилина и его сторонники просто пошли по стопам Суллы. Однако в конце концов заговор был раскрыт, и заговорщики были убиты. В январе 49 г. до н.э., после того как сенат отказался продлить его назначение на пост губернатора, Юлий Цезарь пошел по стопам Суллы, двинулся на Рим и стал диктатором. Однако на этот раз Римской республике не повезло, и гражданская война, которую начал Цезарь, закончится только в 27 г. до н.э., когда будет создана Римская империя.

См. Также
Notes
Ссылки
Дополнительная литература
  • Ihne, Wilhelm. Исследования по истории римской конституции. Уильям Пикеринг. 1853.
  • Джонстон, Гарольд Ветстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, наброском римской конституции, примечаниями, словарным запасом и указателем. Скотт, Foresman and Company. 1891.
  • Моммзен, Теодор. Римское конституционное право. 1871–1888
  • Тиге, Амвросий. Развитие римской конституции. D. Apple Co. 1886.
  • Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в древности. Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975.
  • Истории Полибия
  • Кембриджская древняя история, тома 9–13.
  • A. Кэмерон, Поздняя Римская империя, (Fontana Press, 1993).
  • М. Кроуфорд, Римская республика, (Fontana Press, 1978).
  • E. С. Груэн, «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974)
  • Ф. Миллар, Император в римском мире, (Дакворт, 1977, 1992).
  • А. Линтотт, "Конституция Римской республики" (Oxford University Press, 1999)

Первоисточники

Вторичный исходный материал

Последняя правка сделана 2021-05-15 10:37:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте