Конституционный акт о Чехословацкой Федерации

редактировать
Федеративные республики в Чехословакии

Конституционный закон о Чехословацкой Федерации (чешский : stavní zákon o československé federaci, словацкий : stavný zákon o česko-slovenskej federácii) был конституционным законом в Чехословакии принят 27 октября 1968 года и действовал с 1969 по 1992 год. преобразовал ранее унитарное чехословацкое государство в федерацию.

Содержание
  • 1 Федерация
    • 1.1 Федеральное законодательное собрание
  • 2 Последующие события
  • 3 Бархатный развод
  • 4 Ссылки
Федерация

Почти все время своего существования как независимого государства Чехословакия была унитарным государством; единственным исключением является «чехословацкая эпоха » непосредственно перед Второй мировой войной. Концентрация государственной власти в Праге была источником недовольства в Словакии на протяжении 1960-х годов. В рамках реформ Пражской весны лидер Коммунистической партии Александр Дубчек, сам словак, стремился предоставить больше автономии словакам. Действительно, полученная реформа была фактически единственным выжившим продуктом Пражской весны.

Принятие Конституционного закона Федерации внесло поправки в пятьдесят восемь статей Конституции Чехословакии 1960 года, касающихся структуры правительства. Чехословацкое государство было объявлено федерацией «двух равных братских наций», Чешской Социалистической Республики и Словацкой Социалистической Республики, каждая из которых имела параллельное национальное управление и, по крайней мере, теоретически равный по статусу с федеральным правительством. Двойное гражданство было установлено (статья 5 (3): «Каждый чехословацкий гражданин одновременно является гражданином Чешской Социалистической Республики или Словацкой Социалистической Республики»), и многие из прежних функций центрального вместо этого правительство было передано под юрисдикцию двух национальных правительств. Федеральное правительство сохраняло исключительную юрисдикцию над иностранными делами, национальной обороной, федеральными резервами и национальными ресурсами, а также обладало совместной юрисдикцией по ряду других вопросов, но масштабы реформы федерализации были огромными.

Федеральный законодательный орган

Самым значительным и долгосрочным изменением в соответствии с конституционным законом 1968 года стала замена однопалатного Национального собрания двухпалатным известным как Федеральное Собрание. Двумя органами, наделенными равными полномочиями, были Народная палата, которая была идентична старому Национальному собранию, и Палата Наций, в которую входило равное количество чехов и словаков. Вместе с положением (статья 42) о том, что некоторые решения требуют согласия большинства половин (чешской и словацкой) Палаты Наций, и положением (статья 41) о внесении поправок в конституцию, органических законов, для избрания президента и объявления войны требовалось подавляющее большинство в три пятых не только в Народной палате, но и каждой половины (чешской и словацкой) Палаты Наций; эта институциональная реформа была разработана, чтобы положить конец опасениям Словакии перед Чешское господство в законодательной ветви власти.

Последующие события

Однако вскоре стало ясно, что многие аспекты федерализации 1968 года были политически, а также административно непрактичными. Политическая власть оставалась строго централизованной в Коммунистической партии (предложения о федерализации партии были отклонены после советского вторжения в Чехословакию в 1968 году), а управление двумя экономическими системами, двумя полицейскими системами и т. П. Оказалось неработоспособным. В результате внесенные в июле 1971 года поправки к Конституционному закону о Федерации 1968 года объединили управление этими и другими государственными функциями, положили конец практике двойного гражданства и, что наиболее важно, уполномочили федеральное правительство вмешиваться и отменять меры национальных правительств ( аналогично президентскому правлению в Индии и федеральному вмешательству в Аргентине ). Хотя большинство структур реформы 1968 года остались нетронутыми, наблюдатели чехословацкой системы правления в 1970-х годах согласились с тем, что федерализм после принятия конституционных поправок 1971 года оставался не более чем фасадом. В мае 1975 года в Конституционный закон Федерации 1968 года были внесены дополнительные поправки, позволяющие Густаву Гусаку взять на себя пост президента от больного Людвика Свобода.

Бархатный развод

Конституционный закон была заменена новой Конституцией Чешской Республики и Конституцией Словакии, которые вступили в силу 1 января 1993 года после эффективно согласованного роспуска Чехословакии. Конституционный акт о Чехословацкой Федерации не предусматривал роспуска и не обсуждал права наций на самоопределение. Заявление Национального Совета Словакии о независимости Словацкой нации, утвержденной в июле 1992 года было неконституционным поэтому - по крайней мере, планируемые результаты были неоспоримо неконституционными. Это заявление и его конфликт с конституционной системой Чехословакии убедили большинство чешских и словацких политиков в том, что переговоры о роспуске стали неизбежными.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:36:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте