Конституционный суд Чешской Республики | |
---|---|
stavní soud České republiky | |
Создан | 1 января 1993 г. |
Местоположение | Брно, Чешская Республика |
Метод составления | Назначение президента с подтверждением Сенатом |
Уполномоченным | Конституция Чешской Республики |
Срок полномочий судьи | 10 лет, с возможностью продления |
Количество должностей | 15 |
Веб-сайт | http://www.concourt.cz |
Президент | |
В настоящее время | Павел Рычетский |
С | 7 августа 2013 г. |
Конституционный суд Чешской Республики (Чешский : Ústavní soud České republiky) - это специализированный тип суда, который в первую очередь работает для защиты людей в Чешской Республике от нарушений Конституции либо законодательной властью., правительство или любой другой субъект, который нарушает конституционные права людей и свободы. В этом отношении он аналогичен по функциям Верховному суду Соединенных Штатов, но отличается от Верховного суда Чешской Республики. Из всех уровней чешской судебной власти именно он создан с наибольшей конкретизацией в конституции.
Решения Суда окончательны, не могут быть отменены и считаются источником права, аналогично прецедентам в системе общего права.
Хотя сам Суд была создана только в 1993 году, ее чехословацкая предшественница уже была предусмотрена в Конституции 1920 года, что сделало Чехословакию первой страной в мире с системой судебного надзора специализированным судом (хотя сам суд сначала созывал после австрийского). Позже он был принят во многих других странах.
Развитие Чешская конституционная традиция изначально шла рука об руку с традицией Австро-Венгрии, к которой земли Чешской короны принадлежали в период с 1806 по 1918 год. Первые попытки создать систему, основанную на конституции, были связаны с революцией 1848 года. В австрийский период был принят ряд конституций (апрель 1848 г., март 1849 г., февраль 1861 г. - все приняты королем, в декабре 1867 г. приняты парламентом), однако они были далеки от демократических и не предусматривали возможности судебного надзора за акты парламента или габсбургских государей. Хотя попытка демократизации монархии Габсбургов в то время провалилась, она ознаменовала начало чешской политической активизации, которая в конечном итоге привела к появлению таких личностей, как Карел Крамарж или Томаш Масарик, которые позже приняли участие в создании Первой Чехословацкой Республики и ее конституционных традиций.
После создания Чехословакии Временная конституция была принят в ноябре 1918 г. (Закон № 37/1918 Coll.), которым еще не был учрежден Конституционный суд.
Между тем работа над конституцией Чехословакии шла полным ходом. На новую конституцию повлияли следующие модели:
Новая конституция подверглась дальнейшему влиянию по чешской гуманистической традиции (Ян Гус, Петр Хелчицкий, Ян Амос Коменский, Франтишек Палацкий, Франтишек Ригер, Томаш Масарик), а также мирные конференции, состоявшиеся после Первой мировой войны.
Карел Бакса, председатель Верховного суда 1921-1931 гг.Новая конституция была принята 2 февраля 1920 года в качестве Закона No. 121/1920 Coll. С этой конституцией Чехословакия стала первой страной в мире, принявшей систему, в которой проверка конституционности актов национального парламента была возможна специальным судом - Конституционным судом (в то время как в США и Австралии эта власть была возложена на их Верховные суды уже ранее и Конституционный суд Австрии уже имели право рассматривать законы Австрийских земель в 1919 г.). Позже аналогичная система судебного контроля на национальном уровне была принята Австрией (1920 г.), которая вступила в силу до того, как Чехословацкий конституционный суд приступил к выполнению своих функций. Позже она стала широко известна как Австрийская система, которую переняли многие другие страны, например. Лихтенштейн (1925), Греция (1927), Испания (1931), Ирландия (1937) и т. Д. Конституционный суд Чехословакии сам появился в актовом зале президиума Совета министров в Пражском Граде 17 ноября 1921 года.
Конституционный суд имел юрисдикцию решать вопрос о конституционности постановлений Республики, Ассамблеи Карпатская Малороссия (это было только теоретически, поскольку презумпция ее автономии была достигнута только в 1938 году) и правовых мер Постоянного комитета (который состоял из 16 членов Палаты депутатов и 8 сенаторов и принимал меры в экстренных случаях, когда Парламент не заседал). Ходатайства о пересмотре законодательных актов могут подаваться Верховным судом, Верховным административным судом, Палатой депутатов, Сенатом и Собранием Карпатской Малороссии, в то время как правовые меры Постоянного комитета подлежат автоматическому рассмотрению сразу после принятия. В отличие от сегодняшнего дня, Суд не имел юрисдикции рассматривать индивидуальные жалобы граждан.
Суд действовал в период 1921–1931 годов, когда он рассмотрел ряд правовых мер Постоянного комитета, но не ходатайства о пересмотре постановлений никогда не подавались. Хотя правовая основа Суда и его юрисдикция остались неизменными, он был вакантным и бездействовал в период с 1932 по 1937 год. Главным судьей в период 1938-1939 годов был Ярослав Крейчи.
Хотя Конституция оставалась в силе во время немецкой нацистской оккупации и после войны, права, которые она предоставляла, стали только теоретическими, а Конституционный суд не созваны во время и после Второй мировой войны.
Из-за истребления большого количества чехословацких элит нацистскими немцами, разочарования в западных странах после Мюнхена Соглашение и высокое влияние Советского Союза, освободившее почти всю страну, в послевоенную эпоху можно охарактеризовать растущим влиянием коммунистов, кульминацией которого стало февраль 1948 г. Коммунистический переворот. В мае 1948 года была принята новая конституция. По сути, это была конституция 1920 года, измененная социалистическими идеями для того, чтобы служить идеологии коммунистической партии. Например, список основных прав был расширен, чтобы включить также социальные и культурные права, но, с другой стороны, право частной собственности было ограничено. Формально конституция была демократической и основывалась на идее «народной демократии ». В действительности, однако, демократия была ограничена коммунистической партией, контролирующей государство, а основные права не соблюдались властями.
Конституция 1948 года не приняла Конституционный суд.
Другая конституция была принята в 1960 году, в основном под влиянием советской конституции 1936 года. Она юридически закрепила «ведущую роль» коммунистической партии, провозгласила марксизм-ленинизм ведущей идеологией государства, устранила разделение власти. Эта конституция была в значительной степени изменена в 1968 году, в результате чего Чешская и Словацкая Социалистические республики в составе Чехословакии были признаны федеративным социалистическим государством. Конституция 1968 года вновь ввела в действие Конституционный суд, или фактически три из них - один для Федерации и два для республик. Федеральный конституционный суд должен был обладать юрисдикцией в отношении конституционности федеральных постановлений и споров относительно компетенции между Федерацией и республиками. Конституция предусматривала принятие постановления, подробно касающегося Конституционного суда, но этого не произошло до 1991 года, что исключает фактическое создание суда. Официально необходимость в Суде не возникла, поскольку предполагаемые споры о компетенции между Федерацией и республиками никогда не имели места.
Первые изменения в Конституцию произошли уже во время Бархатная революция. 30 ноября 1989 г. была упразднена руководящая роль коммунистической партии и упоминание о марксизме-ленинизме. Ряд других новелл привел к демократизации конституции. В 1991 году в рамках конституционного строя была принята Хартия основных прав, за которой последовал исполнительный акт, касающийся Конституционного суда, как это предполагалось конституцией 1968 года.
Таким образом, Конституционный суд Чехословакии был восстановлен, но только на короткий период времени в 1992 г. до распада Чехословакии. Сам роспуск был фактически осуществлен конституционным законом (№ 542/1992 Coll.).
16 декабря 1992 г. новая Конституция (Закон № 1 / 1993 Coll.) и Хартия основных прав и свобод (Закон № 2/1993 Coll.). В соответствии со статьями 83-89 Конституции был учрежден Конституционный суд Чешской Республики, деятельность которого подробно описана в Законе № 182/1993 Coll..
Основная часть работы суда состоит из индивидуальных жалоб граждан о предполагаемых нарушениях их конституционных прав после того, как были исчерпаны все другие средства правовой защиты (включая апелляции в Верховный суд или Высший административный суд ).
В соответствии со статьей 87 Конституции Конституционный суд принимает решения по:
Кроме того, в случаях, когда уже отмененный закон, противоречащий конституционному порядку, должен применяться общим судом, он должен передать вопрос в Конституционный суд (ст. 95 пар. 2).
Суд состоит из 15 судей, которые назначаются на возобновляемый 10-летний период Президентом с учетом Сената одобрение. Судьи пользуются уголовным иммунитетом и могут подвергаться судебному преследованию только с одобрения Сената.
Пленум суда считается правомочным, если на нем присутствует не менее 10 судей. Чтобы отменить закон, объявить импичмент Президенту или принять юридическое заключение, отличное от ранее вынесенного, должно быть достигнуто большинство из не менее 9 судей. Другие вопросы решаются сенатами, состоящими из трех судей.
На Wikimedia Commons есть средства массовой информации, связанные с Конституционным судом Чешской Республики. |
Координаты : 49 ° 11′52 ″ N 16 ° 36′16 ″ E / 49,19778 ° N 16,60444 ° E / 49,19778 ; 16.60444