Конституционный суд Республики Хорватия. Ustavni Sud Republike Hrvatske | |
---|---|
Основана | 15 февраля 1964 г. (в SR Хорватия ). 25 июля 1990 г. (в Хорватии ) |
Местоположение | Сан-Марко Площадь, Загреб |
Метод композиции | Избран Парламентом Хорватии квалифицированным большинством |
Уполномочен | Конституцией Республики Хорватия |
Срок судьи продолжительность | Восемь лет (с возможностью однократного продления) |
Количество должностей | 13 |
Веб-сайт | usud.hr |
Председатель Конституционного суда | |
В настоящее время | Мирослав Шепарович. с 13 июня 2016 года |
Конституционный суд Республики Хорватия (хорватский : Ustavni sud Republike Hrvatske) является учреждением, которое действует как переводчик и опекун Конституция Хорватии и которая контролирует соответствие законов с Конституцией, а также защита прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией. Он считается де-факто высшим судебным органом, поскольку он может отменять решения Верховного суда на основании конституционных нарушений. Он не считается частью судебной ветви власти, а скорее является судом sui generis, и поэтому его часто в разговорной речи называют «четвертой ветвью власти» наряду с традиционной трехсторонней моделью разделение властей на исполнительную (Правительство / Президент Республики ), законодательную (Парламент ) и судебную (Верховный Суд ) отделения.
В соответствии со статьями 126-132 Конституции Хорватии Конституционный суд должен:
Закон о дополнениях и изменениях к Закону о публичных собраниях предусматривает, что публичные собрания не могут проводиться в пределах 100 метров от зданий, в которых находится хорватский парламент, президент Республики, Правительство или Конституционный суд Хорватии находятся или заседают (Парламент, Правительство и Суд расположены на площади Сан-Марко ) 6 июля 2011 года Конституционный суд постановил, что этот закон, который ограничивает конституционную свободу - право на свободу собраний, - не было принято большинством, необходимым для отмены Конституции в этом вопросе. Решение суда заключалось в том, что закон должен быть отменен в срок, указанный судом. Суд также предоставил парламенту необходимое количество представителей, которые должны подтвердить закон, чтобы сделать его законным.
14 ноября 2013 года Конституционный суд в В заявлении 13–0, направленном в Государственную избирательную комиссию, говорится, что нет никаких конституционных препятствий для проведения референдума 2013 по определению брака как союза между мужчиной и женщиной, в то же время отмечая, что референдум выявил многочисленные проблемы в законе о референдуме и открыли ряд юридических вопросов, требующих ответов. Тем не менее, Суд подчеркнул, что решение о референдуме было принято большинством в 104 депутата и что, поскольку оно было принято с большим количеством голосов, чем большинство, необходимое для даже изменения самой Конституции, референдум должен быть проведен. Кроме того, суд попросил хорватский парламент «как можно скорее обеспечить стабильную нормативную базу процесса референдума, отвечающую стандартам демократического общества». Суд также постановил, что «любые поправки к Конституции, определяющие брак как союз между мужчиной и женщиной, не должны иметь никакого влияния на дальнейшее развитие правовой основы института однополых союзов в соответствии с конституционным законодательством. требование о том, чтобы каждый в Хорватии имел право на уважение и право на юридическую защиту своей личной и семейной жизни и человеческого достоинства ". Суд указал, что он никогда не получал никаких запросов или предложений о проверке конституционности положений Закона о семье, регулирующих брак как союз между мужчиной и женщиной, или положений Закона об однополых союзах. Таким образом, Суд счел, что референдум по определению брака не является референдумом о праве на уважение семейной жизни, потому что он конституционно гарантируется всем лицам, независимо от пола и пола, и находится под прямой защитой обоих, Сам Конституционный суд и Европейский суд по правам человека. В заключение Суд предупредил, что «включение правовых институтов в конституцию не должно становиться системным явлением» и что исключительные индивидуальные случаи должны быть оправданы тем, что они связаны, например, с глубоко укоренившимися социальными и культурными характеристиками общества.
21 февраля 2017 года Конституционный суд объявил, что в своем решении 12–1 он не принимает конституционные жалобы, поданные консервативной неправительственной организацией Хорватское движение за жизнь и семью. (в 1991 г.) и «От имени семьи» (в 2010 г.) для проверки соответствия Конституции Закона 1978 года «О мерах здравоохранения по реализации права на свободное решение вопроса о родах». Представляя решение, председатель Верховного суда Мирослав Шепарович заявил, что аборт является спорным и глубоким моральным, философским, юридическим и медицинским вопросом, по которому нет единого мнения и который поэтому вызывает серьезные разногласия во многих обществах, добавив, что вопрос о том, когда начинается жизнь, не входил в компетенцию Суда, поскольку он может отвечать только на вопросы законодательства. Согласно решению суда, он признал конституционно гарантированную ценность нерожденного существа и не его право на жизнь, а общественный интерес государства по его защите. Суд счел, что аборт как конституционное право или право человека не существует. По мнению Суда, право женщин на неприкосновенность частной жизни, которое включает право на свободу, достоинство и защиту семейной и частной жизни, существует, что дает женщине автономию в течение определенного периода (в Хорватии через 10 недель после зачатия), в течение которого женщина может свободно решать, хочет она рожать или нет, но по истечении этого периода рождение становится общественным интересом, который защищает право на жизнь нерожденного ребенка. Этим решением Суд обязал хорватский парламент принять новый закон в течение двух лет и предупредил его принять во внимание тот факт, что существующий закон содержит определенные институты, которые больше не существуют в хорватском конституционном порядке (поскольку Закон основан на Конституции Югославии 1974 года ) и на том, что принятие Конституции Хорватии 1990 года создало совершенно новую правовую и институциональную основу системы здравоохранения, социальной, научной и образовательной систем. Новый закон должен определить воспитательные и профилактические меры, «чтобы аборты были исключением». В единственном особом мнении судья Мирослав Шуманович, среди прочего, заявил, что Закон 1978 г. должен быть формально и существенно приведен в соответствие с Конституцией, отменен с отсрочкой, что следует принять новый Закон и что Обязанность государства - защищать право нерожденного существа на жизнь. После решения суда хорватскому парламенту навсегда запрещено принимать закон, который фактически запрещает аборты.
Конституционный суд состоит из тринадцать судей, избранных хорватским парламентом квалифицированным большинством (101 из 151) сроком на восемь лет из числа известных юристов, особенно судей, прокуроров, юристов и профессоров права университетов. Суд избирает своего президента сроком на четыре года. Перед вступлением в должность судьи должны принести присягу перед Президентом Республики.
В следующей таблице указаны имена действующих судей по состоянию на 11 октября 2017 года, когда произошли последние назначения..
В должности с | ФИО | Должность | Срок полномочий до конца |
---|---|---|---|
14 апреля 2009 г. | Мирослав Шепарович | Президент | 11 октября 2025 года |
7 декабря 2007 года | Снежана Багич | Вице-президент | 7 декабря 2023 года |
7 июня 2016 года | Ингрид Античевич-Маринович | Правосудие | 7 июня 2024 г. |
21 июля 2009 г. | Мато Арлович | Правосудие | 11 октября 2025 г. |
7 июня 2016 г. | Бранко Бркич | Правосудие | 7 июня 2024 г. |
27 мая 2008 г. | Марио Йелушич | Правосудие | 27 мая 2024 г. |
7 июня 2016 | Ловорка Кушан | Правосудие | 7 июня 2024 г. |
7 июня 2016 | Иосип Леко | Правосудие | 7 июня 2024 |
7 июня 2016 | Даворин Млакар | Правосудие | 7 июня 2024 |
7 июня 2016 | Райко Млинарич | Правосудие | 7 июня 2024 г. |
11 октября 2017 г. | Горан Селанец | Правосудие | 11 октября 2025 г. |
7 июня 2016 | Андрей Абрамович | Правосудие | 7 июня 2024 г. |
7 июня 2016 г. | Мирослав Шуманович | Судья | 7 июня 2024 г. |
No. | Изображение | Полное имя | Начало срока | Срок действия закончился | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1. | Ядранко Црнич | 7 декабря 1991 г. | 6 декабря 1999 г. | * Первый семестр (1991–1995).. * Второй срок (1995–1999).. * Судья Конституционного суда (1991–1999). | |
2. | 7 декабря 1999 г. | 6 декабря 2003 г. | * Отбыл один полный срок (1999–2003).. * Судья Конституционного суда (1999–2007). | ||
3. | 7 декабря 2003 г. | 6 декабря 2007 г. | * Отбыл один полный срок (2003–2007).. * Судья Конституционного суда (1999–2007). | ||
- | 7 декабря 2007 г. | 12 июня 2008 г. | * Временный председатель Конституционного суда.. * Судья Конституционного суда (2001-2009) | ||
4. | Ясна Омейец | 12 июня 2008 г. | 7 июня 2016 г. | * Первый срок (2008-2012).. * Второй срок (2012-2016).. * Первая женщина-председатель Конституционного суда.. * Судья Конституционного суда (1999–2016). | |
5. | Мирослав Шепарович | 13 июня 2016 г. | Действующий президент | * Первый срок в качестве президента.. * Судья Конституционного суда (с 2009 г.). |
Координаты : 45 ° 49 ′ 00 ″ N 15 ° 58'24 ″ E / 45,81671 ° N 15,97341 ° E / 45,81671; 15.97341