Конституционный суд Боснии и Герцеговины

редактировать
верховный суд

Конституционный суд Боснии и Герцеговины (сербохорватский : Ustavni sud Bosne i Hercegovine, Уставни суд Босне и Херцеговине) является толкователем и хранителем Конституции Боснии и Герцеговины, имеет апелляционную юрисдикцию по вопросам, возникающим в связи с решением любого другого суда в стране, включая конституционный суды двух субъектов и Суд Боснии и Герцеговины.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Юрисдикция
    • 2.1 Споры, возникающие в результате конфликта юрисдикции и абстрактный контроль конституционности
    • 2.2 Апелляционная юрисдикция
    • 2.3 Передача дела в другие суды
    • 2.4 Разблокирование Парламентской ассамблеи
  • 3 Состав суда
  • 4 Важные решения
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
История

Босния и Герцеговина представляет собой редкий пример страны, переходящей от социалистической системы, которая, тем не менее, история существования конституционного суда, поскольку бывшая Югославия была единственной страной, в которой система конституционных судов существовала уже при социалистическом режиме. Первый Конституционный суд в бывшей Югославии был создан еще в 1963 году. Эта дата совпала с отправной точкой в ​​истории конституционного суда в Боснии и Герцеговине. В соответствии с федеративным устройством бывшей СФРЮ, Конституционный суд существовал не только на федеральном уровне, но и до распада бывшей Югославии, шести республик и даже двух автономных областей - Косово и Воеводина - также были свои конституционные суды.

Конституционный суд Боснии и Герцеговины был впервые учрежден 15 февраля 1964 года в соответствии с Конституцией 1963 года. Его существование было подтверждено в Конституции 1974 года. Юрисдикция этого Конституционного суда состояла в основном из абстрактный нормативный контроль. Таким образом, он будет принимать решения о соответствии законов (республики) Конституции, а также о конституционности и законности других постановлений и общих актов и актов самоуправления. Он также будет призван разрешать споры между Республикой и другими политико-территориальными образованиями, в частности, конфликты юрисдикции между судами и другими органами политико-территориальных единиц. «Закон о Конституционном суде» регулирует вопросы, касающиеся организации, юрисдикции и процедур в этом Конституционном суде.

Роль и юрисдикция Конституционного суда были пересмотрены в Дейтонском мирном соглашении (Приложение IV - Конституция Боснии и Герцеговины, статья VI).

Юрисдикция

В целом юрисдикция Конституционного суда определяется в соответствии со статьей VI.3 и статьей IV.3 Конституции. В рамках своей первостепенной обязанности «соблюдать» Конституцию Боснии и Герцеговины он состоит из пяти видов юрисдикции. Процедура рассмотрения дела и тип вынесенного решения будут зависеть от типа и характера дела.

По сути, различие между этими различными типами юрисдикции основано на той степени, в которой Конституционный суд, помимо классической задачи по поддержанию конституционности, также в определенных типах споров имеет более прямое отношение с заинтересованным судебным или законодательным органом.

Споры, возникающие из-за конфликта юрисдикций и абстрактного контроля конституционности

Споры, возникающие из-за конфликта юрисдикций

Конституционный суд имеет исключительную юрисдикцию для разрешения любого спора, возникающего в связи с Конституция между Образованиями или между Боснией и Герцеговиной и Образованием или Образованиями, или между учреждениями Боснии и Герцеговины. Фактически, Суд должен разрешать положительные или отрицательные конфликты юрисдикции или любые другие споры, которые могут возникнуть в отношениях между государством и властью образования и / или учреждениями Боснии и Герцеговины.

Проверка конституционности законов

Конституционный суд обладает юрисдикцией в отношении вопросов, совместимо ли какое-либо положение конституции Образования или закона Образования с Конституцией Боснии и Герцеговины.

Хотя Конституция Боснии и Герцеговины прямо фокусируется только на «положениях закона Образования», это также подразумевает проверку конституционности законов Боснии и Герцеговины в соответствии с общей задачей Суда по поддержанию Конституция Боснии и Герцеговины.

В особых случаях Суд также обладает юрисдикцией рассматривать вопрос о том, соответствует ли решение Образования об установлении особых параллельных отношений с соседним государством Конституции, включая положения, касающиеся суверенитета и территориальной целостности Боснии и Герцеговины.

Передача споров

В обоих представленных случаях, согласно Конституции, споры могут быть переданы только следующими уполномоченными сторонами: членом Президиума, Председателем Совета Министров, Председателем или Заместителем Председателя либо палаты Парламентской ассамблеи, одной четвертой членов любой палаты Парламентской ассамблеи или одной четвертой палаты законодательного органа Образования.

Апелляционная юрисдикция

Апелляционная юрисдикция Конституционного суда установлена ​​конституционным положением, согласно которому Конституционный суд "обладает апелляционной юрисдикцией по вопросам, предусмотренным настоящей Конституцией, возникающим на основании решения любого другой суд в Боснии и Герцеговине ".

Это означает, что Конституционный суд является высшим судебным органом в стране. Это подтверждает его роль как особой институциональной гарантии защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции.

Это положение регулируется Регламентом Конституционного суда, поэтому Суд, если он сочтет апелляцию обоснованной, может действовать одним из двух способов: Суд может действовать как суд с полной юрисдикцией и может принять решение по существу или может отменить оспариваемое решение и вернуть дело в суд, вынесший приговор, для возобновления производства. Суд, решение которого было отменено, должен принять другое решение в рамках целесообразного разбирательства, и при этом он должен быть связан юридическим заключением Конституционного суда о нарушении прав заявителя и основных свобод, гарантированных Конституцией.

Заявители, которые считают, что приговор или иное решение любого суда нарушают их права, имеют право подать апелляцию после того, как все средства правовой защиты были исчерпаны, в то время как суд также должен рассмотреть эффективность возможных средства правовой защиты.

Передача дела другими судами

Конституционный суд обладает юрисдикцией в отношении вопросов, переданных любым судом в Боснии и Герцеговине, относительно того, совместим ли закон, от действительности которого зависит его решение, с этим Конституция с Европейской конвенцией о правах человека и Протоколами к ней или с законами Боснии и Герцеговины; или относительно существования или объема общей нормы международного публичного права.

Как правило, Конституционный суд может оставить в силе закон, относящийся к решению нижестоящего суда, или объявить его недействительным. Последний обязан действовать согласно решению Конституционного суда.

Разблокирование Парламентской ассамблеи

Юрисдикция Конституционного суда в случае «блокировки» работы Палаты народов Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины по вопросу деструктивность жизненных интересов составляющих народов, представляет собой во многих отношениях типичную сферу деятельности конституционного суда, поскольку это представляет собой тесный «стык» между «судебной» и «законодательной» властями.

Конституционный суд здесь разрешает спор, в котором предлагаемое решение Парламентской ассамблеи, по мнению большинства делегатов, представляющих любой из трех народов, составляющих Палату народов, считается приемлемым. пагубно для жизненно важных национальных интересов, в то же время все «парламентские средства» для решения этого вопроса в Доме народов исчерпаны.

Состав суда

Конституционный суд состоит из девяти судей, четверо из которых избираются Палатой представителей Федерации Боснии и Герцеговина, двое избираются Национальной ассамблеей Республики Сербской, а остальные три члена выбираются председателем Европейского суда по правам человека после консультации с Президентство Боснии и Герцеговины (статья VI.1.а).

Конституция также гласит (статья VI.1.b), что судьи должны быть «выдающимися юристами с высокими моральными качествами» и что любой имеющий право избиратель, обладающий такой квалификацией, может выступать в качестве судьи. Конституционного Суда. Судьи, избранные председателем Европейского суда по правам человека, не могут быть гражданами Боснии и Герцеговины или какого-либо соседнего государства.

Срок полномочий первоначально назначенных судей составлял пять лет, и они не могли быть назначены повторно. Судьи, назначенные впоследствии, могут исполнять обязанности до 70 лет, если они не ушли в отставку или не были сняты с должности по единодушному мнению других судей. Конституция также гласит, что для назначений, произведенных более чем через пять лет после первоначального назначения судей, Парламентская ассамблея может предусмотреть в законе другой метод отбора трех судей, выбранных Председателем Европейского суда по правам человека, однако это до сих пор не изменил этого.

Следует также отметить, что Конституция не требует соразмерности «составляющих народов» в Суде, однако разработана, согласно которой в Конституционном суде должно быть по два судьи от каждого из составляющих народов (Боснийцы, сербы и хорваты ), помимо трех иностранных судей.

Текущий состав Суда:

Бывшие судьи:

способ выбора судей вызывал разногласия на протяжении многих лет. Поскольку не существует других критериев или формальных указаний, кроме критериев, согласно которым судьи должны быть «выдающимися юристами с высокими моральными качествами», это привело к ситуации, когда легче стать судьей национального конституционного суда, чем судьей более низкой инстанции. суд, поскольку эта должность имеет больше требований и особый процесс проверки. Кроме того, политическое влияние играет важную роль в назначении судей, поэтому парламенты субъектов выбирают лиц с очень активными политическими носителями, например, нынешние судьи Сеада Палаврич и Мирсад Жеман (бывшие давние члены партии SDA ) или (член партии SNSD до своего выбора). Судья Крстан Симич был впоследствии отстранен от состава Суда консенсусом других судей из-за его неоднозначной переписки со своим бывшим лидером партии.

Известные решения

Решение по избирательному округу народов является знаковым дело Конституционного суда Боснии и Герцеговины, возбужденное для оценки соответствия Конституции Республики Сербской и Конституции Федерации Боснии и Герцеговины Конституции Боснии и Герцеговины. Четыре частичных решения были приняты в 2000 году, в результате чего многие статьи конституций образований были признаны неконституционными, что оказало большое влияние на политику Боснии и Герцеговины, поскольку существовала необходимость скорректировать текущее состояние в страна с решением суда. В пользу заявителя было набрано небольшое большинство (5-4).

Официальное название этого пункта - U-5/98, но оно широко известно как "Решение по избирательному округу народы »(сербохорватский : Odluka o konstitutivnosti naroda), имея в виду толкование Судом значения фразы« составляющие народы », используемой в преамбуле Конституции Боснии и Герцеговины. Решение также послужило основанием для других важных дел, которые рассматривались в суде.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:36:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте