Конституция Социалистической Республики Вьетнам (Вьетнамский : Hiến pháp nước Cộng hòa xã hội chủ nghĩa Việt Nam) - действующая конституция Вьетнама, принятая 28 ноября 2013 г. Тринадцатым Национальным собранием и вступившая в силу 1 Январь 2014 года. Это четвертая конституция, принятая вьетнамским правительством с момента политического воссоединения страны в 1976 году.
Действующая конституция, известная как Конституция 2013 года, содержит преамбулу и 11 глав apters:
Демократическая Республика Вьетнам имела две конституции:
После политического воссоединения страны в 1976 г. Конституция 1960 г. Демократическая Республика стала конституцией Социалистической Республики Вьетнам. С тех пор правительство Вьетнама приняло две конституции до Конституции 2013 г.
Бывшая Республика Вьетнам также имела две конституции, принятые в 1956 и 1967 годах. Ни один из этих конституционных документов не вступил в силу, поскольку Конституция 1967 года была отменена, когда Правительство Республики Вьетнам распалось в 1975 году.
Конституция 1946 года была разработана с целью сделать ДРВ народно-демократическим режимом. Соответственно, он обеспечивал свободу слова, организации, печати. Документ оставался в силе на территориях, контролируемых Вьетмином, на протяжении Первой Индокитайской войны и в Северном Вьетнаме после раздела в 1954 году, пока он не был заменен новой конституцией в 1959 году.
В то время как конституция 1946 года была внешне либерально-демократическим документом, ее преемник 1959 года был полностью коммунистическим документом. В его преамбуле ДРВ определялась как «народно-демократическое государство во главе с рабочим классом», кодифицируя фактическое положение дел, преобладавшее с 1945 года. Документ предусматривал номинальное разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.. На бумаге законодательную функцию выполняло Национальное собрание. Собрание было уполномочено принимать законы и избирать главных должностных лиц государства, таких как президент (который был в значительной степени символическим главой государства), вице-президент и члены кабинета министров. Вместе избранные (включая президента и вице-президента) сформировали Совет министров, который конституционно (но не на практике) находился под контролем Постоянного комитета Национального собрания. Возглавляемый премьер-министром совет был высшим исполнительным органом государственной власти. Помимо наблюдения за Советом министров, Постоянный комитет ассамблеи также на бумаге контролировал Верховный народный суд, главный орган судебной власти. Исполнительная часть собрания номинально принимала решения по национальным экономическим планам, утверждала государственные бюджеты и действовала по вопросам войны и мира. В действительности, однако, окончательная власть по всем вопросам оставалась за Политическим бюро.
Воссоединение Северного и Южного Вьетнама (бывшая Республика Вьетнам) в 1976 г. послужило основным мотивом. за пересмотр конституции 1959 года. Были внесены изменения в соответствии с идеологическими линиями, изложенными на Четвертом национальном конгрессе ВКП в 1976 году, с упором на суверенитет народа и многообещающий успех в проведении «революций» в производстве, науке и технологиях, культуре и идеологии. В соответствии с основной темой нового начала, связанного с воссоединением, в конституции также подчеркивается необходимость развития новой политической системы, новой экономики, новой культуры и нового социалистического человека.
Документ 1959 года. была принята во время правления Хо Ши Мина и продемонстрировала определенную независимость от советской модели государственного устройства. Конституция 1980 года была разработана, когда Вьетнам столкнулся с серьезной угрозой со стороны Китая, а политическая и экономическая зависимость от Советского Союза возросла. Возможно, в результате законченный документ напоминает Советскую Конституцию 1977 года.
Вьетнамская Конституция 1980 года концентрирует власть во вновь созданном Государственном совете, во многом подобном Президиуму Верховного Совета, наделив его номинально как законодательными, так и исполнительные органы. Многие функции законодательного органа остались такими же, как и в соответствии с документом 1959 года, но другие были переданы исполнительной власти или переданы обеим ветвям одновременно. Исполнительная власть в целом, похоже, укрепилась, получив второй главный исполнительный орган, Государственный совет, и важность Национального собрания, похоже, соответственно уменьшилась. Роль Совета министров, хотя на бумаге казалась подчиненной новому Государственному совету, на практике сохранила свое прежнее первенство.
Среди новаторских особенностей документа 1980 года - концепция "коллективного" «господство в обществе» - часто используемое выражение, приписываемое покойному секретарю партии Ле Зуану (1908–1986). Эта концепция представляет собой вьетнамскую версию народного суверенитета, которая защищает активную роль людей, чтобы они могли стать своими собственными хозяевами, а также хозяевами общества, природы и нации. В нем говорится, что коллективное мастерство людей во всех сферах обеспечивается государством и осуществляется путем разрешения участия в государственных делах массовых организаций. На бумаге эти организации, к которым принадлежат почти все граждане, играют активную роль в правительстве и имеют право вносить законопроекты в Национальное собрание.
Другой особенностью является концепция социалистической законности, которая диктует, что " государство управляет обществом в соответствии с законом и постоянно укрепляет социалистическую правовую систему ». Концепция, первоначально представленная на Третьем национальном съезде партии в 1960 году, призывает к достижению социалистической законности через государство, его организации и людей. Закон, по сути, зависит от решений и директив партии.
Конституция 1980 года состоит из 147 статей в 12 главах, касающихся множества вопросов, включая основные права и обязанности граждан. Статья 67 гарантирует права граждан на свободу слова, печати, собраний и ассоциаций, а также свободу демонстраций. Эти права, однако, были предметом оговорки о том, что «никто не может злоупотреблять демократическими свободами для нарушения интересов государства и народа». На практике партия и правительство имели значительную свободу действий в определении того, что было «в интересах государства и народа».
Викиисточник содержит исходный текст, связанный с этой статьей: Конституция Социалистической Республики Вьетнам |