Конституция Польской Народной Республики

редактировать

Конституция Польской Народной Республики
Konstytucja PRL черновик с замечаниями Сталина. Русский перевод проекта польской конституции с исправлениями и замечаниями, написанными от руки Сталиным.
Юрисдикция Польша
Ратифицирован 22 июля 1952 г.
Дата вступления в силу 22 июля 1952 г.
Система Марксистско-ленинская однопартийная социалистическая республика
ветви 3
Камеры Однокамерный
Федерализм Унитарный
Коллегия выборщиков Нет
Поправки 24
Авторы) Иосиф Сталин, Болеслав Берут
Заменяет Малая Конституция 1947 года

Конституция Польской Народной Республики (также известный как Конституция июля или Конституции 1952 года ) был высший закон принят в коммунистическую правили Польшей 22 июля 1952 г. Он заменил пост- Второй мировой войны предварительной небольшой Конституции 1947 года, которая в свою очередь заменил довоенную апрельскую конституцию 1935 года.

Конституция 1952 г. ввела новое название польского государства - Польская Народная Республика ( Polska Rzeczpospolita Ludowa, PRL), заменив ранее использовавшееся Польское государство ( Rzeczpospolita Polska ). Сейм ( законодательный орган ), возглавляемый коммунистами, был объявлен высшей государственной властью. Настоящий источник высшей государственной власти, Польская объединенная рабочая партия (ПОРП), не регулировался конституцией; он управлялся своим собственным статутом. Конституция узаконила многие практики, которые были введены в Польше после разгрома Советской Красной Армией и Польской Народной Армией нацистской Германии в 1944–1945 годах польско-коммунистическими правительственными органами, включая Польский комитет национального освобождения (PKWN).) и его преемники.

Вместо традиционного разделения властей конституция ввела советское понятие «единство государственной власти». В то время как высшая власть была зарезервирована за диктатурой пролетариата, выраженной как «трудящиеся городов и деревень», сейм на бумаге получил высшую власть в правительстве; он курировал как судебную, так и исполнительную ветви власти. Однако на практике Сейм практически не обладал реальной властью. Согласно конституции, Государственный совет Польши заменил должность президента Польши в качестве главы государственного органа.

Конституция была изменена двадцать четыре раза, причем наиболее спорная поправка в том, что от 10 февраля 1976 года был значительно изменен во время польской трансформации, в 1989 и 1992 ; с 29 декабря 1989 г. документ известен как Конституция Республики Польша. 17 октября 1997 года он был заменен новой Конституцией Польши.

Содержание
  • 1 Законодательная власть
  • 2 Исполнительная власть
  • 3 Судебная власть
  • 4 Поправки
  • 5 Сводка
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Законодательная ветвь
Дополнительная информация: Сейм

В референдуме 1946 польского народа Сенат Польши было отменено с сейм оставаясь единственным законодательным органом в Польше. Согласно конституции 1952 года сейм официально стал «высшим органом государственной власти» в соответствии со статьей 20.

Сейм Польской Народной Республики начался с 425 членами в 1952 году (один депутат представлял 60000 граждан). Однако по мере роста населения количество депутатов увеличивалось. К 1960 году в конституцию были внесены поправки, отказавшись от подсчета голосов и стабилизировав Сейм в 460 депутатов. Признак «пропорциональности» был исключен из ранее применявшегося закона о выборах из пяти пунктов. В статье конституции говорилось, что депутаты несут ответственность перед народом и могут быть отозваны народом, хотя эта статья никогда не использовалась.

Закон принят большинством голосов. Сейм проголосовал по бюджету и национальных планов в соответствии с предложением исполнительной власти. Сейм заседая в сессиях, которые были призваны Государственный Совет избирается Сеймом из числа его членов.

Сейм также избрал Президиум из числа своих членов, с маршалом сейма всегда будучи членом Объединенной народной партии. На первом заседании Сейм назначил премьер-министра вместе с другими министрами ( Совет министров ) и членами Государственного совета. Были выбраны также многие другие государственные чиновники, в том числе глава Высшей контрольной палаты ( Najwyższa Izba Kotroli, NIK), члены Государственного трибунала ( Trybunał Stanu ) и Конституционного суда ( Trybunał Konstytucyjny ), а также омбудсмен ( Rzecznik Praw Obywatelskich ) (последние три учреждения были созданы в 1980-х гг.).

На практике, как и его коллеги в других коммунистических режимах, Сейм делал не больше, чем штампы решений, уже принятых ПОРП.

Исполнительная власть
Дополнительная информация: Польский Государственный совет и Совет министров (Польша) Заседание Государственного совета Польши в 1960-е гг.

Исполнительная власть принадлежала Совету министров и Государственному совету. Государственный совет сменил предыдущего польского главы государства, президента Польши (который прекратил президентство Болеслава Берута).

Статья 29 предусматривает, что члены Государственного совета избираются на первой сессии Сейма на срок Сейма (устанавливается на четыре года статьей 28). Совет состоял из членов Сейма ; они обычно выбирались из доминирующей Польской объединенной рабочей партии, хотя иногда выбирались и другие депутаты. Совет действовал как глава государства (на практике этот орган представлял председатель Государственного совета ). Статья 30 конституции определяет полномочия Государственного совета, включая представление Польской Народной Республики в международных отношениях и при ратификации международных договоров. Совет также голосовал по вопросам, связанным с военными. Он предоставлял гражданство и мог просить о помиловании. Совет не только обладал законодательной инициативой в соответствии со статьей 25, но и мог издавать административные постановления в соответствии со статьей 31. Однако эти постановления должны были быть утверждены Сеймом на его следующей сессии. Совет также определил толкование законов, которое во многих странах закреплено за судебной властью.

Совет министров также имеет законодательную инициативу в соответствии со статьей 25. Состав Совета министров определен в статье 39. Совет министров разрабатывает государственный бюджет и социально-экономические планы и представляет их на утверждение Сейму. После утверждения Совет министров контролировал исполнение планов и бюджета.

Судебная власть

Верховный суд был надсмотрщиком всех других судов, которые были разделены на региональные ( воеводства ) и особенно (административные и военные). В 1980 году был создан Высший административный суд. В 1982 году были учреждены Государственный трибунал (который также существовал во Второй Польской республике ), Конституционный трибунал и Управление омбудсмена.

Поправки

За сорок пять лет службы Конституция Польской Народной Республики претерпела множество изменений, в ее текст вносились 24 изменения.

Наиболее спорным поправки было то, что 10 февраля 1976 года Предлагаемая поправка заявил, что Польша была социалистической страной, ПОРП был ведущей силой в строительстве социализма и Польша совместно «незыблемые братские связи» с Советским Союзом. Поправка вызвала протесты, в результате которых было принято Письмо 59, в котором просят включить права человека, как указано в Хельсинкских соглашениях. Правительство несколько отступило, и окончательная поправка удалила фразу «права граждан зависят от выполнения гражданских обязанностей», заменила «незыблемые братские узы» на «укрепление дружбы» и внесла другие примирительные изменения, но после того, как пересмотренная поправка была принята там по-прежнему были протесты католической церкви и интеллигенции.

В период политических преобразований в конституцию были внесены серьезные поправки. Поправки продувают документ его госсоциалистической фразировки. Среди наиболее важных изменений были:

Синопсис

1936 Конституция СССР был образцом акт и русский перевод текста проекта 1952 Конституции лично рассмотрел и скорректированная И.В.Сталина ; его модификации были вставлены в польский текст Болеславом Берутом.

Основная роль Конституции 1952 года заключалась в ратификации и обеспечении коммунистического правления в Польше, однако она не могла регулировать основной источник власти - коммунистическую партию (ПОРП). Конституция служила орудием пропаганды, провозглашая «Польскую Народную Республику» и теоретически устанавливая множество прав для ее граждан. В 1970-х и 1980-х годах положения конституции позволяли активистам оппозиции бросать вызов властям и обвинять их в несоблюдении конституции.

Рекомендации
Источники
  • Берут, Болеслав (1956). O Konstytucji Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej [ О Конституции Польской Народной Республики ]. Варшава, Польша: Ksika i Wiedza. OCLC   236235145.
  • Розмарин, Стефан (1964). Ustawa w Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej [ Статутное право в Польской Народной Республике ]. Варшава, Польша: Państwowe Wydawnictwo Naukowe. OCLC   831357713.
  • Васильковский, Ян, изд. (1954). Zagadnienia prawne Konstytucji Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej: materialy sesji naukowej PAN, 4–9 lipca 1953 r. [ Правовые вопросы Конституции Польской Народной Республики: материалы научной сессии Польской академии наук, 4–9 июля 1953 г. ]. Варшава, Польша: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-12 06:14:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте