Конституция Танзании, формально Конституция Объединенной Республики Танзания и также известная как Постоянная конституция или Четвертая конституция Танзании, была ратифицирована в 1977 году. До нынешнего создания в Танзании было три конституции: Конституция независимости (1961 г.), республиканская конституция ( 1962 г.) и Временной конституции Объединенной Республики Танганьика и Занзибар (1964 г.).
После получения независимости от Соединенного Королевства, Танганьика приняла первую конституцию, основанную на Вестминстерской модели (за исключением Билль о правах ). Это определяло генерал-губернатора, который представлял королеву Танганьики, Елизавету II, формальным главой государства. исполнительный орган возглавлялся первым министром или премьер-министром, выбранным из партии большинства . Конституция также установила независимость судебной власти.
В 1962 году Парламент Танзании (состоящий исключительно из кандидатов от Партия Африканского национального союза Танганьики ) образовала учредительное собрание и радикально пересмотрела конституцию 1961 года, в первую очередь установив строго президентскую систему. Новому президенту Танзании были предоставлены прерогативы обеих прежних должностей: генерал-губернатора и первого министра, выступающих в качестве главы государства, а также главнокомандующего вооруженной сил. Ему было предоставлено право назначать вице-президента и министров, а также право распускать парламент при определенных обстоятельствах. Президент также унаследовал репрессивные полномочия, связанные с безопасностью, которые ранее принадлежали генерал-губернатору, с добавлением новых; Так, например, президент получил право задерживать любого человека без суда.
В 1964 году Танганьика и Занзибар объединились в Объединенную Республику Танганьика и Занзибар, переименованную в «Объединенную Республику Танзания», которая тот же год. Конституция новорожденной нации была основана на республиканской конституции Танганьики 1962 года, измененной в соответствии с соглашениями между TANU и партией большинства Занзибара, партией афро-ширази (ASP). Эти соглашения были ратифицированы под названием «Статьи Союза» и стали частью новой конституции как «Акты Союза». Наиболее примечательной особенностью Актов Союза было установление двойной структуры правительства, которая также является частью нынешней конституции Танзании. В эту структуру входило одно правительство Союза и одно в значительной степени автономное независимое правительство Занзибара. В правительство Занзибара входили собственный парламент и президент. Президент Занзибара также был вице-президентом Союза.
Конституция 1964 года временно принята. Сами акты Союза включали в себя указания о шагах, которые необходимо предпринять для разработки окончательной конституции, которая должна быть разработана учредительным собранием, в состав которого входят представители как TANU, так и ASP. Эта процедура была начата, но позже приостановлена.
Временная конституция изменялась несколько раз после ее первого макета. В 1965 г. было внесено существенное изменение, чтобы формализовать однопартийный характер правительства Танзании. В соответствии с двойной структурой правительства, определенной в 1964 году, Конституция 1965 года определила две правительственные партии: TANU от Союза и ASP от Занзибара.
В последующие годы было внесено несколько поправок. Те уменьшили автономию Занзибара и еще больше укрепили однопартийное государство. Например, поправка 1975 года установила, что все государственные учреждения, включая парламент, подчиняются исполнительному комитету партии. В то время TANU и ASP собирались объединиться в Чама Ча Мапиндузи (CCM), что произошло в 1977 году.
Конституция Объединенной Республики Танзания с внесенными в нее поправками ( Четвертая) Конституция (1977 год - сегодня. Через месяц после основания СКК была принята Постоянная конституция. Эта Конституция, по сути, подтвердила основные принципы республиканской и временной конституций, то есть сильное президентство, двойную структуру правительства, однопартийное государство.
С 1977 года в первоначальную Конституцию было внесено несколько поправок. Многие из них связаны с отношениями между объединенным правительством и правительством Занзибара. В начале 1990-х годов президент Союза Али Хасан Мвиньи запустил программу либеральных реформ. Он назначил комиссию (названную Комиссия Ньялали в честь ее президента Фрэнсиса Ньялали ), посвященную подготовке перехода к многопартийная политическая система. По результатам работы комиссии s было обнародовано несколько поправок. Восьмая поправка (1992 г.) установила, что член любой зарегистрированной политической партии может баллотироваться на любое политическое место; Последовательно были определены новые правила регистрации партий. Девятая поправка реорганизовала президентские выборы и ввела возможность импичмента парламентом; Кроме того, он разделил функции президента и премьер-министра.
Отношения между Занзибаром и Союзом также изменились со временем. Например, Одиннадцатая поправка установила президента Занзибара и вице-президента Союза как две разные независимые роли.
Апрель 2000: Тринадцатая поправка к Конституции
Она внесла следующие изменения:
- Ранее кандидату требовалось 50% голосов на президентских выборах, чтобы быть объявленным президентом Объединенная Республика; теперь требуется лишь простое большинство, чтобы быть объявленным президентом.
- Раньше у президента не было полномочий выдвигать какой-либо орган в парламент, все члены парламента, кроме генерального прокурора, женщины, занимающие особые места, и представители Занзибара, избирались по округам. Поправка к Конституции позволила президенту номинировать до 10 членов парламента.
- Увеличено количество специальных мест от женщин с 15% до 20%, в зависимости от заявления Национальной избирательной комиссии, время от времени, с согласия президента.