Панама регулируется Конституцией Панамы 1972 года с поправками 1978 года, 1983, 1993, 1994 и 2004 годы. Это четвертая конституция Панамы, предыдущие конституции были приняты в 1904, 1941 и 1946 годах. Различия между этими конституциями были предметом особого внимания и отражали политические обстоятельства. существовавшие на момент их разработки.
Последовательные конституции Панамы в той или иной степени соблюдались правительствами республики. После переворота 1968 года противники различных правительств обвиняли их в нарушении духа, а иногда и буквы конституции, а также в применении положений о чрезвычайном положении исключительно в политических целях. Создание общественного доверия к верховенству закона, установленному конституцией, стало одной из основных проблем для правительства в конце 1980-х.
1904 года Конституция, статья 136, дает Соединенным Штатам право «вмешиваться в любую часть Панамы с целью восстановления общественного спокойствия и конституционного порядка». Отражая положения Договора Хая-Бунау-Варилла, это подтвердило статус Панамы как де-факто протектората Соединенных Штатов. Статья 136, наряду с другими положениями Договора Хай-Бунау-Варилла, например, дающая Соединенным Штатам право добавлять дополнительную территорию к зоне канала, когда они считали это необходимым в оборонительных целях, вызывала недовольство Панамские националисты в течение более трех десятилетий.
В 1939 году Соединенные Штаты отменили свое право вмешательства во внутренние дела Панамы ратификацией Корпуса -Альфарский договор. Конституция 1941 года, принятая во время первого короткого президентского срока Арнульфо Ариаса, не только положила конец закрепленному конституцией статусу протектората Панамы, но и отразила политические взгляды президента. Власть была сосредоточена в руках президента, срок полномочий которого, наряду со сроком полномочий членов законодательного собрания, был увеличен с четырех до шести лет. Гражданство были добавлены требования, дискриминирующие англоязычную черную общину страны и другие неиспаноязычные меньшинства.
В октябре 1941 года президент Ариас был свергнут Национальной полицией (предшественник Национальной гвардии и Панамских сил обороны), а пост президента принял Рикардо Адольфо де ла Гуардиа Аранго. В 1946 году президент де ла Гуардия обнародовал новую конституцию, которая, по сути, была возвращением к документу 1904 года без оскорбительной статьи 136.
Конституция 1946 года действовала в течение 26 лет.. После военного переворота 1968 действие 11 конституционных гарантий, в том числе свобода слова, пресса и поездки, были приостановлены на несколько месяцев. а некоторые не были полностью восстановлены до принятия конституции 1972 года. Конституция 1972 года была обнародована генералом Торрихосом и отражала доминирование в политической системе генерала и вооруженных сил.
Статья 277 конституции 1972 года назвала Торрихоса «высшим лидером всех стран». Панамская революция ", предоставив ему чрезвычайные полномочия на срок в шесть лет, включая право назначать большинство правительственных чиновников и руководить международными отношениями. 11 октября 1978 года срок действия этого и других временных положений конституции 1972 года истек, и ряд поправок, ратифицированных контролируемой Торрихосом Национальной ассамблеей муниципальных представителей, стал законом. Эти поправки призывали к постепенному возврату к демократическим политическим процессам в период с 1978 по 1984 год и были призваны частично развеять опасения США по поводу недемократического характера панамской политической системы.
В 1983 году была создана комиссия, представляющая различные политические партии, для внесения дополнительных поправок в конституцию в рамках подготовки к выборам 1984 года. Комиссия из 16 членов изменила почти половину статей конституции, произведя несколько значительных изменений. Статья 2 отводила военным особую политическую роль, но в пересмотренном проекте это не упоминалось. Законодательный орган также был обновлен.
Национальный законодательный совет был упразднен, а громоздкая, контролируемая правительством Национальная ассамблея муниципальных представителей, в которой было 505 представителей, по одному от каждого corregimiento (муниципальный подрайон) - стала Законодательной ассамблеей с 67 членами, распределяемыми по численности населения и избираемыми прямым голосованием. Была усилена независимость судебной власти и Избирательного трибунала, срок полномочий президента был сокращен до пяти лет, и должны были быть избраны два вице-президента. Были усилены гарантии гражданских свобод, а официальная поддержка кандидатов на выборах была, по крайней мере теоретически, строго ограничена.
Власть исходит от народа и осуществляется тремя ветвями власти. правительство, каждое из которых «ограничено и обособлено», но все они теоретически работают вместе в «гармоничном сотрудничестве». Национальная территория определяется как «суша, территориальное море, подводный континентальный шельф, недра и воздушное пространство между Коста-Рикой и Колумбией ». Передача, сдача в аренду или иное отчуждение этой территории любому другому государству категорически запрещено. Национальный язык страны - испанский.
Конституция с внесенными в нее поправками содержит 328 статей, сгруппированных в 1 преамбулу и 15 заголовков следующим образом: