Конституция 1956 года была основным законом Пакистана с марта 1956 года до пакистанского государственного переворота 1958 года. Это была первая конституция, принятая независимым Пакистаном. Всего было 234 статьи, 13 частей и 6 таблиц.
Пакистан стал независимым от Соединенного Королевства в 1947 году, но оставался Британским доминионом, как Канада и Австралия, до 1956. В соответствии с разделом 8 Закона Акт о независимости Индии 1947 года, Акт правительства Индии 1935 года - с некоторыми изменениями - служили действующей конституцией Пакистана; тем не менее, необходимость полной независимости и конституции, которую должны составить избранные представители народа, была тем более необходима для свободных граждан суверенного государства. Таким образом, первое Учредительное собрание было сформировано в соответствии с Законом о независимости, и на него были возложены две отдельные функции:
Полномочия и функции центрального законодательного органа в соответствии с Законом о правительстве Индии были переданы Учредительному собранию. Однако Учредительное собрание могло вносить поправки в Закон о независимости Индии (1947 г.) или Закон о правительстве Индии (1935 г.), и ни один акт британского парламента не мог распространяться на Пакистан без принятия соответствующего закона Учредительным собранием. Первое Учредительное собрание первоначально состояло из 69 членов; впоследствии число членов было увеличено до 79.
Первый важный шаг в разработке конституции Пакистана был сделан Учредительным собранием 12 марта 1949 года, когда оно приняло резолюцию о «Целях и задачах». Конституции », широко известной как Резолюция о целях. Он заложил основу конституции и обозначил общие очертания ее структуры. Постановление было внесено Лиакат Али Хан, первым премьер-министром Пакистана. При внесении Резолюции он сказал:
Сэр, я считаю, что это самый важный случай в жизни этой страны, следующий по важности только после достижения независимости, потому что, достигнув независимости, мы только получили возможность построить строить страну и ее политическое устройство в соответствии с нашими идеалами. Я хотел бы напомнить дому, что Отец нации, Куэйд-и-Азам, неоднократно выражал свои чувства по этому поводу, и его взгляды были безошибочно поддержаны нацией. Пакистан был основан, потому что мусульмане этого субконтинента хотели построить свою жизнь в соответствии с учениями и традициями ислама, потому что они хотели продемонстрировать миру, что ислам является панацеей от многих болезней, которые вкрались в жизнь человечества сегодня.
Решение обсуждалось в течение пяти дней. Видное участие приняли ведущие члены правительства и большое количество членов-немусульман, особенно из Восточной Бенгалии. Члены-немусульмане выразили серьезные опасения по поводу своего положения и роли в новой политике. Индуисты члены Конституционного собрания утверждали, что Резолюция о целях расходилась с точкой зрения Мухаммеда Али Джинны (Кайд-э-Азам) по всем основным пунктам. Шрис Чандра Чаттопадхьяя сказал:
То, что я слышу в этой (Цели) Резолюции, - это не голос великого создателя Пакистана - Каид-и-Азама, и даже не голос премьер-министра Пакистана достопочтенного г-на Лиаквата Али. Хан, но из улемов страны.
Бират Чандра Мандал заявил, что Джинна «недвусмысленно сказал, что Пакистан будет светским государством ». Бхупендра Кумар Датта пошел еще дальше: «... если бы эта резолюция предстала перед этим домом при жизни Великого Создателя Пакистана, Куэйд-и-Азама, она бы не пришла. в его нынешнем виде.... "
Однако мусульманские ученые и большая часть народа Пакистана считали, что именно этого и хотел Каид-а-Азам, и что это было хорошо шаг вперед в конституционной истории Пакистана. Они также утверждали, что объективное урегулирование предоставляет меньшинствам равные права и что у них нет никакого принуждения к принятию или обращению в ислам.
После девяти лет усилий Пакистану удалось разработать конституцию. Учредительное собрание приняло его 29 февраля 1956 года, и оно вступило в силу 23 марта 1956 года, провозгласив Пакистан исламской республикой.
Конституция 1956 года была пространной и подробной; он содержал 234 статьи, разделенные на тринадцать частей и шесть таблиц. Конституция 1956 года предусматривала федеративную систему с принципом паритета между Восточным Пакистаном и Западным Пакистаном. Федеральное законодательное собрание должно было действовать как британский парламент. Центр был наделен такими полномочиями, чтобы принимать односторонние меры в чрезвычайных ситуациях и влиять на провинциальную автономию.
Конституция 1956 года предусматривала парламентскую форму правления, при которой реальная исполнительная власть была наделена кабинетом, коллективно ответственным перед законодательной властью. Кабинет возглавлял премьер-министр. Конституция провозгласила, что будет только одна палата парламента, известная как Национальная ассамблея, и в ней поддерживалось равенство между двумя крыльями (то есть Восточным Пакистаном и Западным Пакистаном). Генерал-губернатор был заменен президентом, который должен был быть избран Коллегией выборщиков Пакистана, состоящей из членов Национальной Ассамблеи и Провинциальной Ассамблеи.
Знакомые демократические права и свободы, такие как свобода слова и выражения мнений, собраний и ассоциаций, передвижения и профессии - все это предусмотрено Конституцией с обычными оговорками. Что касается гражданских прав, такие известные права, как права на жизнь, на свободу и собственность были предоставлены, опять же с обычными оговорками и гарантиями. Судебная власть была наделена полномочиями обеспечивать соблюдение основных прав, а суды должны были решать, противоречит ли закон каким-либо положениям основных прав.
Согласно Конституции, урду и бенгали были сделаны национальными языками.
7 октября 1958 года президент Искандер Мирза устроил государственный переворот. Он отменил конституцию, ввел военное положение и назначил генерала Мухаммада Аюба Хана Главным администратором военного положения, а Азиза Ахмада - генеральным секретарем и заместителем главного администратора военного положения.. Однако три недели спустя генерал Аюб, открыто ставивший под сомнение авторитет правительства до введения военного положения, 27 октября 1958 года сместил Искандара Мирзу и занял пост президента, что практически формализовало милитаризацию политической системы в Пакистане. Спустя четыре года был принят новый документ Конституция 1962 года. В конечном итоге на смену этому пришла Конституция 1973 года, действующая с 2020 года.