Конституция Непала | |
---|---|
исходный текст из Преамбула | |
Дата вступления в силу | 20 сентября 2015 г.; 5 лет назад (20.09.2015) |
Местоположение | Конституционная ассамблея Секретариат, Сингха Дурбар, Катманду |
По заказу | Учредительное собрание Непала |
Цель | Установить федерализм в Непале |
Конституция Непала 2015 (непальское название: नेपालको संविधान २०७२ ) настоящее регулирующая Конституция Непала. Непал управляется в соответствии с Конституцией, которая вступила в силу 20 сентября 2015 года и заменила Временную конституцию 2007 года. Конституция Непала разделена на 35 частей, 308 статей и 9 приложений.
Конституция была разработана Вторым Учредительным Собранием после того, как Первое Учредительное Собрание не смогло разработать конституцию в установленный ему период после разрушительного землетрясения в апреле 2015 года. По конституции были партии, которые воздерживались от голосования.
Его институты были созданы в 2010 и 2018 годах в результате серии прямых и косвенных выборов на всех уровнях управления.
Временная компания Учреждение предусматривало создание Учредительного собрания, которому было поручено написать временную конституцию Непала. Согласно условиям Временной конституции, новая конституция должна была быть обнародована до 28 апреля 2010 года, но Учредительное собрание отложило обнародование на год из-за разногласий. 25 мая 2011 года Верховный суд Непала постановил, что продление срока действия Временной конституции в 2010 году было неправильным. С 29 мая 2011 года Учредительное собрание повторно продлило действие Временной конституции.
28 мая 2012 года Учредительное собрание было распущено после того, как ему не удалось завершить разработку конституции после последнего продления, что положило конец четырем годам разработки конституции и оставило страну в правовом вакууме. 19 ноября 2013 г. были проведены новые выборы во Второе Учредительное собрание Непала, и политические лидеры пообещали разработать новую конституцию в течение года. Новое собрание прямо обязалось обнародовать новую конституцию 22 января 2015 года. Однако из-за продолжающихся разногласий по ключевым вопросам, включая систему управления, судебную систему и такие вопросы федерации, как количество, название и территории штатов, подлежащих выделению, конституция не могла быть доработана и обнародована вовремя.
Конституция в основном написана нейтрально с гендерной точки зрения. Некоторые из важных аспектов конституции включают следующее:
Мы, суверенный народ Непала, усваиваем суверенное право народа и право на автономию и самоуправление, в то время как поддержание свободы, суверенитета, территориальной целостности, национального единства, независимости и достоинства Непала, напоминая о славной истории исторических движений людей, вооруженных конфликтов, самоотверженности и самопожертвования, предпринимаемых непальским народом временами в интересах нации, демократии и прогрессивных изменений и уважение к мученикам, пропавшим без вести и потерпевшим гражданам, прекращение всех форм дискриминации и угнетения, порождаемых феодальной, автократической, централизованной, унитарной системой управления, защита и поощрение социальной и культурной солидарности, терпимости и гармонии, а также единства в разнообразии посредством признание многоэтнических, многоязычных, многоконфессиональных, многокультурных и разнообразных региональных особенностей тики, решив построить эгалитарное общество, основанное на принципах пропорционального участия и участия в целях обеспечения экономического равенства, процветания и социальной справедливости, путем устранения дискриминации по признаку класса, касты, региона, языка, религии и пола, а также всех форм каст. основанная на неприкасаемости и приверженность социализму, основанному на демократических нормах и ценностях, включая конкурентную многопартийную демократическую систему правления, гражданские свободы, основные права, права человека, избирательное право взрослых, периодические выборы, полную свободу прессы и независимость, беспристрастная и компетентная судебная система и концепция верховенства закона, а также построение процветающей нации, настоящим принимают и провозглашают настоящую Конституцию через Учредительное собрание, чтобы реализовать стремление к устойчивому миру, благому управлению, развитию и процветанию на федеральном уровне., демократическая, республиканская, система правления.
В За 68-летнюю историю конституционного развития до этой Конституции Непал испытал 7 различных конституций в разные периоды времени, причем предыдущие конституции принимались в 1948, 1951, 1959, 1962, 1990 и 2007 годах.
В 2004 году Бикрам Самбат был принят Закон о правительстве Непала. С середины девятнадцатого века страна была монархией, в которой премьер-министры из династии Рана полностью контролировали дела государства. Документ 1948 года (Common Era ) ввел ограниченные демократические элементы, но эксперимент не увенчался успехом из-за опасений правителей Раны отдать власть. Эта конституция была провозглашена 26 января 1948 года премьер-министром Падмой Шумшер. Конституция была сформирована под председательством Падмы Шумшера, и три индийских ученых помогли ему подготовить этот документ. Трое индийских ученых, которые внесли свой вклад во время его написания, были Пракаш Гупта, Рагхунатх Сингх и Рам Угра Сингх. Он состоял из 6 частей, 68 статей и 1 приложения.
Закон о временном правительстве Непала 1951 года был принят после революции 1951 года в конце периода Рана. Этот текст укрепил авторитет короля и ввел соответствующие реформы, такие как создание Верховного суда и включение основных прав и социально-экономических целей, которые должно было преследовать государство. Эта конституция была обнародована 30 марта 1951 года королем Трибхуваном. Он состоял из 7 частей, 73 статей и 3 приложений.
Конституция Королевства Непал 1959 года следовала за ранее упомянутым промежуточным текстом. Несмотря на создание двухпалатного парламента, король продолжал обладать важными полномочиями, такими как прерогатива назначать половину членов Сената и приостановление работы парламента при определенных обстоятельствах. Эта конституция была разработана под председательством Бхагавати П.Д. Сингха. В состав комиссии по разработке конституции входили такие члены, как Сурья Пад Упадхьяя, Ранабир Субба, Хари прашад Джоши. Сэр Айвор Дженнингс был советником в этом комитете. Эта конституция была обнародована 12 февраля 1959 года. Она состояла из 10 частей, 77 статей и 3 приложений.
Демократический эксперимент длился недолго, так как в 1962 году была принята новая конституция, упразднявшая политические партии и вводившая так называемый панчаят система. В этой модели панчаяты были советами, организованными на местном уровне, предположительно для обеспечения представительства граждан. Однако власть короля была намного сильнее, чем при режиме 1959 года. и мог изменить конституцию или приостановить ее в случае чрезвычайной ситуации. Эта конституция была обнародована 16 декабря 1962 года королем Махендрой. Он состоял из 20 частей, 97 статей и 6 приложений.
В 1990 году первое Яна Андолан, Народное восстание, вернуло в Непал многопартийную демократию. Конституция Королевства Непал 1990 г. сняла запрет на политические партии, описала демократическую представительную систему, в которой ограничивалась власть короля, и закрепила основные права. Хотя конституция 1990 года существенно усилила демократический характер государства по сравнению с режимом панчаята, критики утверждали, что этот текст неадекватно представляет все слои общества, даже несмотря на то, что Непал является многокультурной страной, в которой сосуществуют различные социальные группы. Эта конституция была обнародована 9 ноября 1990 года королем Бирендрой. Он состоял из 23 частей, 133 статей и 3 приложений. Эта конституция была отменена конституцией Непала.
Снова после демократического движения в Непале 2007 г. Временная конституция была обнародована в 2007 г. Эта конституция была обнародована 15 января 2007 г. Она состояла из 25 частей, 167 статей и 4 расписания. В нем есть статьи о гражданстве, основных правах, обязанностях, директивных принципах и политике государства, исполнительной власти, законодательного органа-парламента, Учредительного собрания, законодательной процедуре, финансовой процедуре, судебной власти, Комиссии по расследованию злоупотреблений властью., Генеральный аудитор, Комиссия по государственной службе, Избирательная комиссия, Национальная комиссия по правам человека, Генеральный прокурор, структура государственного и местного самоуправления, политические партии, чрезвычайные полномочия, положения, касающиеся армии, поправки к Конституции и переходный период. положения.
За обнародованием новой конституции сразу же последовала блокада со стороны Индии на всех контрольно-пропускных пунктах на границе Непала с Индией. Различные правозащитники и некоторые этнические группы в равнинных районах Непала обвинили Конституцию в гендерной дискриминации, особенно в отношении положений о гражданстве. Они утверждают, что новая конституция затрудняет передачу гражданства женщинам своим детям по сравнению с мужчинами.
вид спередиТочно так же мадхеси и коренное население считают, что новая конституция не отвечает требованиям маргинализированных сообществ и не поддерживает статус-кво правящих групп. Они протестуют в основном из-за федерального разграничения новых штатов, предложенного в конституции, опасаясь, что существующее разграничение может повлиять на их политическое представительство. Акции протеста продолжаются с 15 августа 2015 года или ранее, по меньшей мере 45 человек, в том числе 8 сотрудников службы безопасности и один гражданин Индии, были убиты. Хьюман Райтс Вотч раскритиковала правительство Непала, а также протестующих за нарушение прав человека во время акции протеста. Кроме того, существуют разногласия по поводу правил непальского гражданства, которые, как считает Непал, защищают государство от подавления индийскими иммигрантами, и которые, по утверждению Индии, дискриминируют мадхесис индийского происхождения, проект конституции и принятый окончательный вариант конституции расходятся по этому вопросу.
Конституция состоит из 35 частей, а именно:
1. Предварительный (часть 1)
2. Гражданство (часть 2)
3. Основные права и обязанности (часть 3)
4. Директивы о принципах, политике и ответственности государства (часть 4)
5. Реструктуризация государства и распределение государственной власти (часть 5)
6. Президент и вице-президент (Часть 6)
7. Федеральная исполнительная власть (часть 7)
8. Федеральный парламент (часть 8)
9. Федеральный законодательный акт (часть 9)
10. Федеральные финансовые процедуры (часть 10)
11. Судебная система (часть 11)
12. Генеральный прокурор (часть 12)
13. Провинциальная исполнительная власть (часть 13)
14. Законодательное собрание провинции (часть 14)
15. Законодательная процедура провинции (часть 15)
16. Финансовые процедуры провинции (часть 16)
17. Местный руководитель (Часть 17)
18. Местное законодательное собрание (часть 18)
19. Местные финансовые процедуры (часть 19)
20. Взаимоотношения между федерацией, провинциями и местными уровнями (часть 20)
21. Комиссия по расследованию злоупотребления служебным положением (часть 21)
22. Генеральный аудитор (Часть 22)
23. Комиссия по государственной службе (часть 23)
24. Избирательная комиссия (часть 24)
25. Национальная комиссия по правам человека (часть 25)
26. Национальная комиссия по природным ресурсам и бюджету (часть 26)
27. Прочие комиссии (часть 27)
28. Положение о национальной безопасности (часть 28)
29. Положение о политических партиях (часть 29)
30. Аварийное питание (Часть 30)
31. Изменение Конституции (часть 31)
32. Разное (Часть 32)
33. Переходные положения (часть 33)
34. Определения и толкования (часть 34)
35. Краткое название, начало и отмена (часть 35)
Условия, которые должны быть выполнены, чтобы стать гражданином Непала, изложены ниже (скопировано из раздела 11, часть 2 Конституции Непала, 2015 г.) (окончательная версия)
(1) Лица, получившие гражданство Непала на момент вступления в силу настоящей Конституции, и лица, имеющие право на получение гражданства Непала в соответствии с настоящей Частью, должны быть считаются гражданами Непала.
(2) Следующие лица, постоянно проживающие в Непале, считаются гражданами Непала по происхождению: -
(3) Ребенок гражданина, получившего гражданство Непала по рождению до начала настоящая Конституция должна, если его / ее отец и мать являются гражданами Непала, иметь право на гражданство Непала по происхождению по достижении им / ею возраста зрелости.
(4) Каждый ребенок, обнаруженный в Непале, чье отцовство и материнство не известны, до установления личности его матери или отца считается гражданином Непала по происхождению.
(5) Лицо, родившееся от матери-гражданина Непала и проживающее в Непале, но чей отец не установлен, получает гражданство Непала по происхождению.
При условии, что в случае, если его / ее отец окажется иностранцем, гражданство такого лица будет преобразовано в натурализованное гражданство в соответствии с Федеральным законом.
(6) Если иностранка, состоящая в браке с гражданином Непала, пожелает, она может получить натурализованное гражданство Непала, как это предусмотрено федеральным законом.
(7) Независимо от положений настоящей статьи, в случае, если лицо, рожденное от непальской гражданки, состоящей в браке с иностранным гражданином, может получить натурализованное гражданство Непала в соответствии с федеральным законом, если он / она имеет постоянное место жительства в Непале, и он / она не приобрели гражданство иностранного государства.
При условии, что если его / ее отец и мать оба являются гражданами Непала на момент приобретения гражданства, он / она, если они родились в Непале, могут получить гражданство по происхождению.
(8) За исключением случаев, предусмотренных в этой статье, правительство Непала может предоставить натурализованное гражданство Непала в соответствии с федеральным законом.
(9) Правительство Непала может предоставлять почетное гражданство в соответствии с федеральным законом.
(10) В случае присоединения какой-либо территории к Непалу путем слияния, лица, проживающие в этой области, должны быть гражданами Непала в соответствии с федеральным законом.
1. Право на достойную жизнь (статья 16)
2. Право на свободу (статья 17)
3. Право на равенство (статья 18)
4. Право на общение (статья 19)
5. Право на правосудие (статья 20)
6. Право жертвы преступления (статья 21)
7. Право против пыток (статья 22)
8. Право на превентивное задержание (статья 23)
9. Право против неприкасаемости и дискриминации (статья 24)
10. Право собственности (статья 25)
11. Право на свободу вероисповедания (статья 26)
12. Право на информацию (статья 27)
13. Право на неприкосновенность частной жизни (статья 28)
14. Право против эксплуатации (статья 29)
15. Право на свежую окружающую среду (статья 30)
16. Право на образование (статья 31)
17. Право на язык и культуру (статья 32)
18. Право на трудоустройство (статья 33)
19. Право на труд (статья 34)
20. Право на здоровье (статья 35)
21. Право на питание (статья 36)
22. Право на проживание (статья 37)
23. Права женщин (статья 38)
24. Права детей (статья 39)
25. Права Далита (статья 40)
26. Права пожилых граждан (статья 41)
27. Право на социальную справедливость (статья 42)
28. Право на социальное обеспечение (статья 43)
29. Права потребителей (статья 44)
30. Право на изгнание (статья 45)
31. Право на конституционную защиту (статья 46)
Конституционные органы Непала являются следующими:
1. Комиссия по расследованию злоупотреблений властью (CIAA) (часть 21)
2. Генеральный аудитор (Часть 22)
3. Комиссия по государственной службе (часть 23)
4. Избирательная комиссия (часть 24)
5. Национальная комиссия по правам человека (часть 25)
6. Национальная комиссия по природным ресурсам и бюджету (часть 26)
7. Другие комиссии (часть 27):
В Конституции есть следующие 9 приложений:
1. Государственный флаг Непала (Приложение 1)
2. Государственный гимн Непала (Приложение 2)
3. Герб Непала (Приложение 3)
4. Провинции и районы внутри провинций (Приложение 4)
5. Список федеральных полномочий / юрисдикции (Приложение 5)
6. Список провинциальных полномочий / юрисдикции (Приложение 6)
7. Список параллельных (федеральных и провинциальных) полномочий / юрисдикции (Приложение 7)
8. Список полномочий / юрисдикции для местного уровня (Приложение 8)
9. Список параллельных полномочий / юрисдикции на уровне федерации, провинции и местного уровня (Приложение 9)