Конституция Мавритании

редактировать

Действующая Конституция Мавритании была принята 12 июля 1991 года. С <15 лет было принято несколько конституций>Независимость Мавритании в 1960 году.

Содержание
  • 1 Текущая конституция
  • 2 Предыдущие конституции
    • 2.1 Конституция 1961 года
    • 2.2 Проект конституции 1980 года
    • 2.3 Конституционная хартия 1985 года
  • 3 Ссылки
Текущая конституция

Действующая конституция Мавритании была принята 12 июля 1991 года. Согласно Конституции ислам является государственной религией, и президент должен быть мусульманином..

Конституция также предусматривает всеобщее, равное и тайное избирательное право на выборах президента и парламента, прямых или косвенных, а также защиту общественных и индивидуальных свобод, включая право на создание политических партий, защита от рабства, право на забастовки и право собственности. Специально перечисленные защищенные свободы включают свободу передвижения, выражения мнений, собраний, ассоциаций, торговли и интеллектуального творчества.

Согласно конституции, президент избирается всеобщим прямым голосованием и наделен исполнительная власть, включая верховное командование вооруженными силами, право назначения на гражданские и военные должности, а также принятие и исполнение закона. Он подчиняется ограничениям Парламента. Согласно конституции, парламент состоит из Национальной ассамблеи и Сената, члены которых пользуются иммунитетом от судебного преследования на основании их голосов. Конституция предусматривает ситуации, когда президент может созвать внеочередную сессию парламента.

Конституция также требует независимости судебной власти и защиты от произвольного задержания, а также Высокий суд правосудия и верховный суд Мавритании.

Высший исламский совет, Экономический и социальный совет и Национальная комиссия по правам человека также уполномочены в качестве консультативных советов в соответствии с конституцией.

A Референдум 2006 г. внес первые изменения с момента его проведения.

Предыдущие конституции

Конституция 1961 г.

Как только Исламская Республика Мавритания была провозглашена в В октябре 1958 года Территориальное собрание изменило свое название на Учредительное собрание и немедленно начало работу над проектом национальной конституции; документ был единогласно принят Учредительным собранием в марте 1959 года вместо французской конституции, а 28 ноября 1960 года Мавритания провозгласила свою независимость. Конституция была ратифицирована 20 мая 1961 года.

Конституция 1961 года четко отразила влияние Конституции Пятой французской республики в ее приверженности либеральным демократическим принципам и неотъемлемым правам человека, как они выражены. в 1789 г. Декларации прав человека и во Всеобщей декларации прав человека. Кроме того, Конституция подчеркнула решительное стремление государства к независимости и единству, провозгласив ислам официальной религией. Как ни странно, свобода вероисповедания также была гарантирована. Строгое соблюдение обоих наборов принципов могло бы привести к конфликту, особенно в области юриспруденции ; однако на практике правительство с приемлемым успехом пыталось уравновесить требования обоих.

Согласно Конституции, правительство состояло из трех ветвей: исполнительной, законодательной, и судебный. Исполнительную власть возглавлял президент республики, в нее входили назначенные им министры и административный аппарат. Президент избирался всеобщим голосованием на пятилетний срок и мог избираться неограниченное количество сроков. С 1966 года до переворота 1978 года все кандидаты на этот пост должны были выдвигаться Народной партией Мавритании (Parti du Peuple Mauritanienne - PPM) в возрасте не менее тридцати пяти лет. стары и в полной мере пользуются своими политическими и гражданскими правами. В отличие от французского антецедента, Конституция Мавритании усилила президентскую власть, объединив ее с функцией премьер-министра, сделав при этом Национальное собрание подчиненным. Как и премьер-министр, президент участвовал в законодательных процессах, которые в противном случае находились бы в ведении Национального собрания. В то же время Конституция не позволяла президенту распустить Национальное собрание, а также отказала собранию в праве сместить президента посредством вотума недоверия.

В целом Конституция была принята. напоминать государства других франкоязычных африканских государств, которые также были приняты под влиянием Пятой республики генерала Шарля де Голля и в ответ на очевидную потребность в сильное централизованное руководство. Однако в свете сильно фрагментированного государственного устройства, типичного для большей части Африки к югу от Сахары в то время, система сдержек и противовесов считалась слишком громоздкой для решения ближайших задач.

В число других президентских полномочий входили и другие полномочия. командование вооруженными силами; назначение государственных служащих, офицеров, судей и послов; ратификация договоров и других международных соглашений; инициирование или изменение законодательства; получение консультативных заключений по предлагаемому закону в Верховном суде; и осуществление временного вето в отношении законодательства. Возможно, самая большая власть президента заключалась в его праве во время опасности объявлять чрезвычайное положение и осуществлять внеконституционную власть.

Национальное собрание подчинялось президенту. После обретения независимости собрание насчитывало сорок депутатов, все из которых были избраны всеобщим голосованием на пятилетний срок. К 1971 году их число выросло до пятидесяти, а к 1975 году - до семидесяти восьми, включая новых депутатов из присоединенной части Западной Сахары, Тирис аль-Гарбийя. Председательство в собрании было вторым по высоте постом в правительстве и часто средоточием традиционалистской оппозиции Дадде. Вместе с тремя вице-президентами и двумя секретарями председатель ассамблеи был избран из числа депутатов. Ограниченные полномочия собрания вытекают из статьи 39 Конституции и включают формулировку широкой политики в области национальной обороны, образования, труда и государственного управления. Собрание также отвечало за законодательное закрепление гражданских прав и налогообложения. Все остальные законодательные полномочия, включая выполнение конкретных политических решений, принадлежали президенту. В целом подход Дадды к политическим вопросам подчеркивал дисбаланс между двумя ветвями власти. Например, хотя президент должен был представлять ежегодное послание народу и мог также предоставлять дополнительные заявления собранию, он сам определял, какой информацией поделиться с законодателями, которые не могли заставить его быть более открытыми. Президент также может полностью обойти законодательный орган, вынеся предложенный закон на всенародный референдум. Наконец, относительно короткая сессия собрания, назначенная на четыре месяца в году, ограничивала количество законодательных актов, которые она могла принять.

Поправки к Конституции были допустимы, если они не угрожали государству или его республиканской форме правления. Либо президент, либо Национальное собрание могут предложить поправку, которая затем потребует двух третей голосов в законодательном органе, чтобы стать законом. Если предложенная поправка получит только простое большинство, президент может вынести ее на референдум. Фактически, последний процесс никогда не был необходим. В 1960-х годах были приняты две основные поправки: одна в 1965 году, закрепившая однопартийное правительство, а вторая в 1968 году, касающаяся местной администрации, статуса магистратов и определения арабского языка хасания в качестве официального языка.

Хотя Конституция не предусматривала систему сдержек и противовесов, у собрания действительно было три способа ограничить президентскую власть. Во-первых, он может отклонить запрошенные бюджетные ассигнования, хотя президент может обойти бюджетное вето ассамблеи, просто обнародовав промежуточный бюджет, основанный на общих поступлениях за предыдущий год. Во-вторых, если соберутся две трети голосов, собрание сможет привлечь к ответственности президента или любого из его министров за государственную измену или заговор против государства. Верховный суд, орган, назначаемый президентом, будет рассматривать обвинения в таких случаях. Наконец, собрание могло бы фактически преодолеть президентское вето, если бы после второго чтения закон получил абсолютное большинство голосов в собрании и был объявлен конституционным Верховным судом.

проект конституции 1980 года

Военный режим, свергнувший Дадда в 1978 году, отменил Конституцию, которая была ратифицирована 20 мая 1961 года. Затем, в декабре 1980 года, когда он неожиданно объявил о возвращении к гражданскому правлению, Хайдалла обнародовал новую временную конституция. Этот проект конституции предусматривает многопартийную систему и свободу объединений, положения, которые, как надеялся Хайдалла, получат поддержку со стороны профсоюзного движения. Однако после неудачной попытки государственного переворота в марте 1981 года бывшими членами военного правительства Хайдалла отказался от своего намерения вернуть Мавританию к гражданскому правлению и отменил проект конституции.

Конституционная хартия 1985 года

Конституционная хартия Военного комитета национального спасения (CMSN), обнародованная 9 февраля 1985 года, служила де-факто конституцией. Хартия недвусмысленно устранила любые претензии на демократию, воплощенные в конституции 1961 года. В то же время он обещал соблюдать Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и уставы Организации Объединенных Наций (ООН), Организации африканского единства (ОАЕ) и Лиги арабских государств (Лига арабских государств). Хартия также провозгласила ислам государственной религией и шариат единственным источником права. Статья 14, однако, предвещала возврат к демократическим институтам и новую конституцию, которая будет иметь некоторое сходство с Конституцией 1961 года.

Основные полномочия и обязанности CMSN, изложенные в статье 3 Хартии, включают создание общая политика нации, принятие указов для проведения политики, контроль за действиями правительства, ратификация международных соглашений и предоставление амнистии, за исключением случаев возмездия и религиозных преступлений (см. Закон и преступность, гл. 5). Статьи с 4 по 10 относились к внутренней организации CMSN и преемственности президента. Члены были назначены в CMSN постановлением этого органа, и только он определял процедуры, с помощью которых он будет вести свою деятельность. В состав CMSN входил Постоянный комитет, состоящий из всех членов CMSN, размещенных в Нуакшоте. Постоянный комитет собирается на очередные сессии раз в пятнадцать дней и внеочередные сессии по созыву президента. CMSN должен был собираться на очередные сессии каждые три месяца и на внеочередные сессии, созываемые президентом после утверждения Постоянным комитетом или по требованию одной трети членов. Если президент временно отсутствовал, президент CMSN назначал члена Постоянного комитета для выполнения рутинных государственных дел. Если президент будет временно недееспособен, Постоянный комитет назначит одного из своих членов для управления государственными делами на период, не превышающий одного месяца. В случае смерти президента или его длительной нетрудоспособности Постоянный комитет назначит одного из своих членов для выполнения функций президента в течение одной недели, после чего вся CMSN назначит нового президента из числа своих членов.

Статьи 11 и 12 определяли порядок, в котором президент назначал гражданских и военных членов правительства. В качестве главы государства и главнокомандующего вооруженными силами президент выдвигал все кандидатуры на гражданские и военные должности и членов правительства. Точно так же он мог уволить представителя в любой момент. Последние четыре статьи Конституционной хартии касались поддержания общественного порядка и исполнения постановлений CMSN.

Второе постановление, обнародованное одновременно с хартией, регулировало внутреннюю организацию CMSN и дополняло хартию.. Преамбула этого постановления недвусмысленно наделяла CMSN национальным суверенитетом и легитимностью, но только до тех пор, пока их не заменят демократические институты.

Первые три статьи устанавливали de jure членство и ранг в CMSN и определяли отношения между членами правительства и CMSN. Члены CMSN получили более высокий рейтинг, чем члены правительства. Соответственно, ни один член CMSN не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут обыску, аресту, задержанию или суду при исполнении служебных обязанностей. Ни один член не может быть арестован или привлечен к суду по уголовным делам или мелким правонарушениям без разрешения ни полного состава CMSN, ни Постоянного комитета, если только он не пойман на месте преступления.

Вторая статья касается выбора и обязанностей президента CMSN, которая была избрана тайным голосованием большинством в две трети ее членов и могла быть смещена таким же образом. Президент председательствовал на дебатах и ​​следил за тем, чтобы Постоянный комитет соблюдал устав и правила комитета. Он также контролировал дебаты и мог прервать заседание в любое время. Внутри CMSN было пять консультативных комиссий, занимающихся культурными и социальными вопросами, вопросами безопасности, общественными работами и развитием, экономикой и финансами, а также образованием и правосудием. Комиссии следили за реализацией политики в своих областях.

На самом деле CMSN в 1987 году представляла собой кружок офицеров, большинство из которых были Мор, представлявшие множество иногда частично совпадающих и иногда отдельные корпоративные и этнические интересы. Среди его членов ранги, статус и влияние сильно различались. В дебатах, которые разрешались консенсусом, мнения и позиции признанных «больших людей» вряд ли были открыто оспорены членами с более низким статусом, которые вместо этого могли участвовать в тайном маневрировании или за кулисами. Самым влиятельным членом CMSN в конце 1980-х была Тая, которую часто описывали как трудолюбивую и преданную делу, и чьи достижения были результатом силы цели, а не политических амбиций. Второй по величине фигурой был министр внутренних дел, информации и телекоммуникаций подполковник Джибрил ульд Абдаллах, которого часто называли «сильным лицом Тайи».

Военное правительство действовало через кабинет, члены которого, как гражданские, и военные, были назначены президентом, предположительно после консультации с членами CMSN. В 1987 году примерно одна треть из пятнадцати министров кабинета была также членами CMSN, хотя это соотношение менялось с каждой перестановкой в ​​кабинете министров. Офицеры кабинета несут ответственность за реализацию политики, инициированной CMSN.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:33:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте