Конституция Кении является высшим закон Республики Кения. Существовало три важных версии конституции, последняя из которых была внесена в 2010 году. Редакция 2010 года заменила конституцию независимости 1963 года. Конституция была представлена Генеральному прокурору Кении 7 апреля 2010 г., официально опубликована 6 мая 2010 г. и 4 августа 2010 г. была подвергнута референдуму. Новая Конституция была утверждена 67% кенийских избирателей. Конституция была обнародована 27 августа 2010 года.
Конституционные реформы с участием полностью новых текстов с момента обретения независимости: в 1969 и в 2010 годах. В 1969 году конституция независимости 1963 года была заменена новым текстом эти укоренившиеся поправки, уже внесенные в систему правления, предусмотренную конституцией независимости.
Эти изменения включали: изменение структуры государства с федеральной, или системы Маджимбо, на унитарную система; создание однопалатного законодательного органа вместо двухпалатного; переход от парламентской к полупрезидентской системе с сильным президентством; и снижение защиты Билля о правах. Позднее в конституцию 1969 г. были внесены дополнительные поправки, в том числе в 1982 г. было учреждено де-юре однопартийное правительство.
Требование новой конституции для замены текста 1969 г. более демократической системой возникло в начало 1990-х, с окончанием холодной войны и демократических изменений, происходящих в других частях Африки. Однопартийная система была ликвидирована в 1991 году, и первые президентские выборы состоялись в 1992 году. Призывы к всеобъемлющему пересмотру Конституции 1969 года усилились в конце 1990-х - начале 2000-х годов, чему способствовала победа оппозиционной Национальной коалиции радуги (НАРК). партия на всеобщих выборах 2002 года. Процессы официальных консультаций и консультаций с гражданским обществом привели к принятию так называемого «проекта конституции Бомаса» (по месту нахождения конференции, на которой он был принят).
Тем не менее, до этого в этот проект были внесены значительные поправки. к референдуму в 2005 году, что привело к расколу тогдашней правящей коалиции. Правительственная фракция Либерально-демократической партии, возглавляемая Раила Одинга и поддерживаемая KANU, успешно проголосовала против внесенного в законопроект Бомаса с поправками (называемого проект Вако после предполагаемого вдохновителя изменений). Пересмотр Конституции застопорился, и переговоры по принятию нового текста, казалось, зашли в тупик. Тупик был окончательно преодолен вмешательством Африканского союза через посредническую группу во главе с Кофи Аннаном после вспышки серьезного насилия после выборов в начале 2008.
Конституция Кении была Заключительный документ, являющийся результатом пересмотра Гармонизированного проекта конституции [Кении], подготовленного Комитетом экспертов, первоначально опубликованный для общественности 17 ноября 2009 года, чтобы общественность могла обсудить документ, а затем парламент мог решить, выносить ли его на референдум в июне 2010 г. Общественности было дано 30 дней на то, чтобы изучить проект и представить предложения и внести поправки. членам парламента, после чего пересмотренный проект был представлен Парламентскому комитету 8 января 2010 года. Парламентский отборочный комитет (PSC) пересмотрел проект и вернул проект Комитету экспертов, который опубликовал предлагаемую конституцию 23 Февраль 2010, который был представлен в Парламент для окончательных поправок в случае необходимости.
Не включив более 150 поправок в предложенную конституцию, парламент единогласно утвердил предложенную конституцию 1 апреля 2010 г. Предложенная конституция была представлена Генеральному прокурору Кении 7 апреля 2010 г., официально опубликована 6 мая 2010 г. и подверглась референдуму 4 августа 2010 г. Новую Конституцию одобрили 67% кенийских избирателей.
Ключевые изменения, предлагаемые новой выпущенной конституцией, касаются следующих областей:
Достигнутые достижения
Исполнительная власть на самых высших уровнях будет состоять из президента, заместителя президента и Кабинет.
Ключевые функции президента
Ключевые функции президента Кении заключаются в следующем:
Законодательная власть является двухпалатной и будет состоять из следующих лиц: Верхняя палата - Сенат
Нижняя палата - Национальная ассамблея
Ассамблеи и исполнительные органы округа
Будет три высших суда:
Была создана независимая Комиссия по судебной службе, которая занимается назначением судей. Они порекомендуют список лиц, которые будут назначаться судьями президентом (эта статья вступит в силу после переходного периода). В состав комиссии будут входить:
Генеральный прокурор в Кении :
Передача полномочий окружным органам власти будет автономной только при выполнении отдельных функций, перечисленных в Четвертом приложении. (Часть 2). Это контрастирует с федеральной системой, в которой суверенитет конституционно разделен между федеральным правительством и штатами. Кенийская система деволюции по-прежнему поддерживает единую политическую концепцию в результате распределения функций между двумя уровнями правительства в соответствии с Четвертым графиком, а также в результате статьи 192, которая дает президенту право приостановить деятельность правительства округа при определенных условиях.
Конфликт законов между двумя уровнями власти рассматривается в соответствии со статьей 191, согласно которой национальное законодательство в некоторых случаях имеет приоритет перед законодательством округа. Отношения между национальным правительством и округами можно рассматривать как отношения принципала и агента с ограниченной автономией, в отличие от отношений агента и агента в федеральной системе.
Было введено больше сдержек и противовесов в качестве требований для подотчетности обоих уровней правительства. Парламент (Сенат и Национальная ассамблея) имеет широкие полномочия по выделению бюджетных ассигнований правительствам графств. Каждые пять лет Сенат получает рекомендации от Комиссии по распределению доходов (статья 217), и принимается резолюция по критериям распределения доходов.
Национальному правительству по Конституции запрещено преднамеренно вторгаться в роль и функции правительства округа в соответствии с Четвертым приложением. Исключения могут потребовать одобрения парламента (статьи 191 и 192). Национальное правительство должно играть определенную роль на уровне округа, выполняя все другие функции, которые не возложены на правительство округа, как указано в Четвертом Приложении (Часть 1).
Новая конституция вносит важные изменения в предыдущие рамки гражданства, в частности, прекращая гендерную дискриминацию в отношении права женщины на передачу гражданства своим детям или супругу; сняв запрет на двойное гражданство; и путем ограничения оснований, по которым может быть лишено гражданства. Однако текст подвергся критике за то, что он не обеспечивает достаточной защиты от безгражданства для детей или взрослых.
После того, как проект конституции был опубликован, тип правительства быть реализованным с конституцией было дебатом среди различных правительственных коалиций. Две основные политические партии, Партия национального единства и Оранжевое демократическое движение, разошлись во мнениях по многим пунктам. Наибольшее расхождение во мнениях касалось характера исполнительной ветви власти.
Экономические интересы, представленные (KEPSA), открыто выступали против нового стиля правления. В конце концов спорный вопрос о должности премьер-министра был снят. Остальные спорные вопросы касаются прежде всего абортов, судов Кадхи и земельной реформы.
Основные христианские лидеры в Кении возражают против конституции
С тех пор три судьи Высокого суда приняли знаменательное постановление: дело, возбужденное шесть лет назад, объявляет включение суда Кадхи незаконным и противоречит принципам недискриминации, разделения религии и государства и конституционализма. Часть мусульманского руководства пообещала отомстить постановлению, добиваясь своего собственного судебного заявления о том, что преподавание христианского религиозного образования в программе государственных школ является незаконным. Учебная программа включает в себя программы религиозного образования как для христианства, так и для ислама.
В целом весь мир одобрил подход кенийцев к конституционной реформе, считая ее жизнеспособным способом сдерживать коррупцию. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила, что «я рада, что они сделали этот шаг, который представляет собой важную веху». Другие дипломаты Соединенных Штатов также прокомментировали единство и значимые намерения, которые кенийцы проявляли в подходе к реформе.
Некоммерческие организации, занимающиеся вопросами гражданского общества и другими реформами, также высоко оценили этот подход. Например, директор по Африке Международного фонда избирательных систем сказал, что «тот факт, что они привлекают заинтересованные стороны, чтобы высказывать свое мнение и давать рекомендации, укрепит гражданское общество, потому что они будут пристально следить за
Министр иностранных дел Канады Лоуренс Кэннон заявил: «От имени правительства Канады, я хочу поздравить Кению с принятием ее новой конституции. Это значительное достижение и важный момент в истории Кении. Мы приветствуем лидерство, продемонстрированное президентом Мваи Кибаки и премьер-министром Раилой Амоло Одинга в правительстве Большой коалиции в объединении кенийцев для решения своего будущего и достижения прогресса посредством диалога, а также в реализации реформ, изложенных в стране, и должен подтвердить свое полное сотрудничество и приверженность МУС ".
Исследователь Сотрудники британского Института зарубежного развития высоко оценили Конституцию 2010 года как позитивный шаг вперед в плане обеспечения большего равенства для женщин и детей в Кении, подчеркнув «Новый взгляд на социальную справедливость »и« Институциональные реформы для усиления подотчетности ». Однако они подчеркивают, что сама по себе конституция не приведет к желаемым изменениям; важно то, как конституционные обязательства претворяются в политику и практику.
Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Конституция Кении (2010 г.) |