Конституция Беларуси

редактировать
Высший закон Беларуси

Версия брошюры Конституции, распространяемая правительством среди граждан. Название документа дается на белорусском, затем идет русский язык.

Конституция Республики Беларусь (белорусский : Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь, Русский : Конституция Республики Беларусь) является высшим законом Беларуси. Этот официальный документ, принятый в 1994 г., через три года после того, как страна провозгласил свою независимость от Советского Союза, устанавливает основы белорусского государства и правительства и перечисляет права и свободы своих граждан. Конституция была разработана Верховным Советом Беларуси, бывшим законодательным органом страны, и была улучшена гражданами и правоведами. Содержание Конституции включает преамбулу, девять разделов и 146 статей.

На структуру и содержание Конституции сильно повлияли конституции западных держав и по опыту Беларуси в советское время. Хотя большая часть Конституции устанавливает функции и полномочия правительства, целый раздел подробно описывает права и свободы, предоставляемые гражданам и жителям. В Конституцию дважды вносились поправки с момента первоначального принятия, в 1996 и 2004 годах. Два референдума , которые оспаривались независимыми наблюдателями и лидерами правительственной оппозиции, усилили власть президентской власти над правительством. и отменили ограничения на срок срока пребывания на посту президента.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Устав Литвы
    • 1.2 Конституция от 3 мая 1791 года
    • 1.3 В ХХ веке
    • 1.4 Современная конституция
  • 2 Преамбула
  • 3 Раздел Первый: Принципы конституционной системы
  • 4 Раздел второй: Человек, общество и государство
  • 5 Раздел третий: Избирательная система. Референдум
  • 6 Раздел четвертый: Президент, Парламент, Правительство, суды
  • 7 Раздел пятый: Местное самоуправление и самоуправление
  • 8 Раздел шестой: Прокуратура. Комитет государственного надзора
  • 9 Раздел седьмой: Финансово-кредитная система Республики Беларусь
  • 10 Раздел восьмой: Применение Конституции
  • 11 Раздел девятый: Заключительные и переходные положения
  • 12 Поправки
    • 12,1 1996
    • 12,2 2004
  • 13 Критика конституционных изменений
  • 14 Ссылки
  • 15 Внешние ссылки
История

Статуты Литвы

Третий статут Литвы, 1588 г.

Первая попытка кодифицировать законы средневекового государства на территории нынешней Беларуси (Великое княжество Литовское ) приняла форму Статута Литовского с Первый Статут действовал в 1529 году. Документ, написанный на старобелорусском языке, выполнял роль высшего закона страны.

Конституция 3 мая 1791 г.

В 18 веке Речь Посполитая, федеративное образование, состоящее из Великого княжества Литовского и Корона Польского Королевства пережила период упадка из-за все более дисфункциональной внутренней политики. В запоздалой попытке исправить ситуацию 3 мая 1791 г. была принята конституция . - одна из старейших кодифицированных национальных конституций в мире.

Новая конституция отменила liberum veto и запретил конфедерации шляхты, что помешало государству принимать решения. Конституция также предусматривала разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, установила «народный суверенитет» и расширила политические права буржуазии. Крестьянство увеличило свои права, но не отменило крепостное право, которое было подтверждено. Сохранялась религиозная терпимость, хотя статус католической веры был признан.

Взаимная гарантия двух народов от 22 октября 1791 г. сопровождала конституцию, подтверждающую единство и неделимость Польши и Великого княжества Литовского в рамках единого государства и их равное представительство в органах государственного управления.

Документ 1791 г. оставался в силе менее 19 месяцев; после непродолжительной войны с Россией он был отменен гродненским сеймом 23 ноября 1793 года. К 1795 году Речь Посполитая была разделена между Российской империей., Королевство Пруссия и Габсбургская Австрия, большая часть земель Великого княжества находилась под властью России.

В 20 веке

Беларусь приняла свою первую временную конституцию через несколько месяцев после объявления независимости от Российской Империи 11 октября 1918 года.

В 1919 году, после оккупации страны российскими большевиками, Беларусь стала советской республикой (СССР), и была принята новая конституция. Беларусь продолжала использовать эту конституцию до тех пор, пока она - вместе с Россией, Украиной и Закавказьем - не подписала договор об образовании Советского Союза. В настоящее время Белорусская Советская Социалистическая Республика (Белорусская ССР) в 1927 году страна приняла свою первую конституцию советского периода, дополняющую недавно принятую Советскую Конституцию. После повторного принятия в 1937 году Белорусская ССР приняла свою последнюю конституцию советского периода в 1978 году, в основном, чтобы отразить изменения, внесенные в Советскую Конституцию 1977 года.

Современная конституция

Когда Беларусь стала независимой. из Советского Союза в 1991 г. Верховный Совет Беларуси принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, провозгласив юридический приоритет актов Белорусской ССР над СССР (по статье 7 Декларации, но это положение было включено в Конституцию 1978 г. только в августе 1991 г.) и формально начало конституционный процесс в республике. Вскоре после этого правительство учредило Конституционную комиссию для содействия принятию постсоветской конституции. В ноябре 1991 года комиссия направила в Верховный совет первый из трех проектов. После утверждения Верховным Советом первый проект был опубликован в декабре 1991 года, чтобы население Беларуси могло высказать свои замечания и предложения. Комиссия внесла третий и окончательный проект в Верховный Совет, где он был подписан 15 марта 1994 года спикером Верховного Совета и главой государства Мехиславом Грибом. Через пятнадцать дней газета «Звезда» официально опубликовала Конституцию. Верховный Совет принял второй закон вместе с Конституцией, названный Закон о принятии, аннулировавший Конституцию Белорусской ССР 1978 года и Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, за некоторыми исключениями. Закон, принятый на тринадцатой сессии Верховного Совета, также предусматривал переходные этапы для формирования должностных лиц и государственных органов в течение двух лет. Ежегодно с 1994 года 15 марта в Беларуси отмечается как День Конституции, национальный праздник.

Конституция вводит разделение властей. Согласно белорусскому законодательству, каждый офис является отдельным, но должен работать вместе, чтобы служить людям. Конституция также делает Беларусь президентской демократией, значительно снижая роль премьер-министра. Из пятнадцати бывших советских республик Беларусь была одной из последних, кто создал и принял новую конституцию после распада СССР. Задержка произошла из-за дебатов среди депутатов Верховного Совета, которые также пытались помешать оппозиции и демократическим силам, которые хотели навсегда закрыть Верховный Совет. Борьба за власть за определение отношений между новой исполнительной властью и законодательной властью вызвала много споров в 1992 и 1993 годах. Бывший председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич раскритиковал ранние проекты из-за количества власти, предоставленной президенту. Оппозиция Белорусский народный фронт раскритиковала окончательные проекты из-за отсутствия баланса между двумя партиями и за разрешение Вячеславу Кебичу баллотироваться на президентских выборах в июне того же года, несмотря на то, что он служил в та же роль с ССР.

При разработке Конституции Беларуси депутаты Верховного Совета находились под влиянием конституций разных стран, в том числе Австрии, Бельгии, Дания, Франция, Германия, Италия, Швеция и США. Внутри Конституция находилась под влиянием периода советского господства и стремления вернуть традиции, отвергнутые Советским правительством. Структура Конституции аналогична Российской Федерации : например, должность Президента имеет полномочия, аналогичные тем, которые предоставлены Президенту России. В целом, Конституция стремилась сохранить государственность Беларуси от пророссийских движений за единство, обеспечить сильного главы государства, способного вылечить недуги, которые Беларусь перенесет в постсоветскую эпоху, и заложить компромисс между политическими фракциями в Беларуси..

Преамбула

В преамбуле Конституции Беларусь берет на себя ответственность за свою судьбу как член международного сообщества. Для выполнения этой обязанности государство обязуется продемонстрировать «приверженность общечеловеческим ценностям, опираясь на неотъемлемое право на самоопределение», которое «подкреплено многовековой историей развития белорусской государственности». Беларусь также обязуется уважать права и свободы своих граждан и поддерживать стабильное правительство, управляемое людьми и основанное на верховенстве закона.

Раздел первый: Принципы конституционного строя

Первый раздел Конституции устанавливает структуру правительства и определяет, что правительство находится в ведении народа Беларуси. Правительство, которое было объявлено многопартийной представительной демократией, формирует свою собственную внешнюю политику и готово защищать право на это, когда это необходимо. Раздел первый также устанавливает, что государство защищает права и свободы своих граждан, но содержит оговорку, что гражданин Беларуси «несет ответственность перед государством за неуклонное выполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Само правительство имеет систему сдержек и противовесов для каждой ветви правительства, но все ветви должны быть независимы от влияния со стороны других ветвей. Правительство уполномочено принимать законы, соответствующие положениям Конституции, которые, как ожидается, оно будет соблюдать. Если законы не соответствуют Конституции, они могут быть признаны недействительными. Сами законы подчиняются международному праву, и Беларусь готова «признать верховенство общепризнанных принципов международного права и обеспечить соответствие своих законов этим принципам».

Территория Беларуси разделена на отдельные участки. регионы, называемые областями. Области далее делятся на районы, которые, в свою очередь, делятся на города. Конституция также позволяет создавать особые регионы, которые должны контролироваться законодательством. Гражданам Беларуси также обещают защиту и спонсорство, независимо от того, находятся ли они в пределах Беларуси или за границей. За некоторыми исключениями, лицам, не имеющим гражданства, и иностранцам в соответствии с Конституцией предоставляются те же статус и права, что и гражданам Беларуси. Беларусь также имеет право предоставлять убежище тем, кто подвергся преследованиям из-за своего этнического происхождения, политической идеологии или религиозной принадлежности.

Конституция также устанавливает белорусский и русский в качестве официальных языков страны, клятв нейтралитет и не нераспространение ядерного оружия, принимает национальные символы и устанавливает Минск в качестве столицы (Минск был ранее столица Белорусской ССР ).

Раздел второй: Человек, общество и государство

Раздел второй описывает права, которые государство предоставляет гражданам. Согласно документу, обеспечение и защита этих прав основные права, которые включают «право на достойный уровень жизни, включая надлежащее питание, одежду, жилище, а также на постоянное улучшение необходимых условий жизни», являются высшим приоритетом правительства. Эти права предоставляются всем гражданам Беларуси. и каждый белорус должен быть с равным обращением в соответствии с законодательством Беларуси. Однако эти права могут быть лишены по соображениям национальной безопасности или если в Беларуси действует чрезвычайное положение. Никому не разрешается «пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону». Чрезвычайное положение, которое может быть объявлено Президентом Беларуси в соответствии со статьей 84, должно быть одобрено Советом Республики в течение трех дней с момента его объявления в соответствии со статьей 98.

Конституция гласит, что жизнь является правом, и что правительство будет защищать жизни своих граждан от других граждан, которые хотят причинить вред им или их собственности. Конституция также допускает применение смертной казни за тяжкие преступления, но только в соответствии с национальным законодательством. Если граждане арестованы, им предоставляется надлежащая правовая процедура закона, и им не нужно свидетельствовать против себя или членов своей семьи. Гражданам также предоставляется право голоса, жилье, компенсация за свою долю работы и возможность перемещаться, куда они хотят в пределах Беларуси, а также право протестовать против правительства.

Раздел третий: Выборы Система. Референдум

Раздел третий разделен на две главы, посвященные организации и проведению выборов. Первая глава посвящена белорусской избирательной системе, а вторая глава подробно описывает организацию общенациональных референдумов.

В Беларуси право голоса на выборах и плебисцитах предоставляется тем, кто находится выше возраст восемнадцати лет. Во время выборов и плебисцитов гражданин может голосовать или не голосовать без каких-либо последствий со стороны правительства. Конституция описывает два метода предотвращения голосования гражданина. Во-первых, суд может издать постановление о том, что гражданин не обладает умственными способностями понимать и голосовать. Во-вторых, человек, находящийся под стражей или заключенный в тюрьму во время выборов, не может голосовать. В Конституции ничего не говорится о избирательных правах тех, кто отбыл срок тюремного заключения, и не говорится о том, как эти граждане получают свои права обратно.

Национальные референдумы или плебисциты - это выборы, посредством которых граждане могут определять, может ли конкретный юридический текст стать официальным законом. Для этого должно быть выполнено одно из следующих условий: президент желает провести одно, обе палаты Национального собрания просят провести одно, или граждане ходатайствуют об этом. Если Национальное собрание требует проведения плебисцита, требуется большинство в обеих палатах, чтобы он был официальным. Если граждане запрашивают плебисцит, они должны собрать 430 000 подписей от имеющих право голоса избирателей по всей стране. Кроме того, петицию должны подписать более 30 000 человек из каждого региона, в том числе из столицы Минска. При выполнении любого из условий президент должен издать указ, устанавливающий дату общенационального плебисцита. Плебисцит должен состояться менее чем через три месяца после подписания указа. Местные города могут проводить свои собственные плебисциты, если об этом попросят десять процентов местного населения.

Раздел четвертый: Президент, Парламент, Правительство, Суды

Раздел четвертый, который разделен на четыре В главах описываются функции Правительства Беларуси, в основном Президента Республики Беларусь, Совета Министров, Парламента Беларуси и суды. Несмотря на то, что президент избирается белорусским народом, он не должен быть членом политической партии при вступлении в должность. В Конституции также перечислены официальные обязанности на различных должностях, например, президент является главнокомандующим Белорусскими вооруженными силами. В разделе также описаны процедуры для ситуаций, когда президент не может продолжать свои обязанности или если президент умирает при исполнении служебных обязанностей.

В четвертой главе перечислены полномочия и обязанности Парламента Беларуси, который называется Национальным собранием. Само Национальное собрание разделено на две палаты: нижнюю Палату представителей и верхнюю Совет Республики. В то время как каждая палата имеет свои собственные правила, регулирующие порядок избрания членов, члены принимают решения по различным законопроектам, которые могут стать белорусским законодательством, и одобряют кандидатуры глав кабинетов, которые выбирает президент.

Совет министров Республика Беларусь, возглавляемая премьер-министром, представляет собой орган должностных лиц, возглавляющих различные министерства белорусского правительства. Президент назначает каждого члена совета, но Национальное собрание также должно утверждать каждого члена. Члены Совета остаются до истечения срока их полномочий в качестве министра или до смены президента.

Конституционный Суд Республики Беларусь является высшей судебной инстанцией в Беларуси. В то время как другие суды занимаются гражданскими или уголовными делами, Конституционный суд занимается вопросами, касающимися Конституции и законности определенных законов, принятых правительством. Суд имеет право объявить любой закон неконституционным. С апреля по май 2007 года Конституционный суд рассмотрел 101 закон и постановление; они были признаны конституционными. Судом, который занимается уголовными делами, является Верховный суд Беларуси.

Раздел 5: Местное самоуправление и самоуправление

Раздел 5 разрешает формирование органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления выбираются местным населением, и они имеют право управлять местными делами, такими как бюджеты, социальные услуги и экономическое развитие. Они также имеют право собирать налоги. Президент может назначать и освобождать от должности глав местных самоуправлений с одобрения соответствующего местного Совета депутатов.

Раздел шестой: Прокуратура. Комитет государственного надзора

Раздел шестой перечисляет должности и обязанности Генерального прокурора (Генеральный прокурор в официальном переводе) и Комитета государственного надзора. Генеральному прокурору и его назначенным помощникам прокурора поручено сбалансированное исполнение национальных, региональных и местных законов во всех секторах государственной власти и общественного общества. Генеральный прокурор назначается президентом с разрешения Совета Республики.

Комитет государственного надзора отвечает за мониторинг государственного бюджета, реализацию экономической политики президента и регулирование использования государственной собственности. Как и в случае с генеральным прокурором, Комитет государственного надзора назначается президентом.

Раздел седьмой: Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Раздел седьмой определяет фискальный Обязанности Беларуси. Должен быть создан национальный бюджет, а также бюджеты местных регионов и городов. Деньги, используемые в национальном бюджете, поступают за счет государственных налогов и штрафов, а также платежей, производимых в Беларусь правительствами иностранных государств. В конце финансового года Национальное собрание должно пересмотреть бюджет на следующий финансовый год в течение пяти месяцев. После рассмотрения и принятия государственного бюджета он публикуется для всеобщего обозрения. Местные бюджеты следуют тем же процедурам. Национальный банк Республики Беларусь является государственным банком Беларуси и отвечает за выпуск национальной валюты, белорусского рубля.

Раздел восьмой: Применение Конституции

Раздел восьмой описывает процессы обеспечения соблюдения и внесения поправок в Конституцию. Конституция является высшим законом страны, поэтому другие законы и указы не могут ей противоречить. В случае возникновения конфликта применяется Конституция. Если Конституция не противоречит, а закон и постановление противоречат друг другу, закон будет применяться.

Чтобы внести поправки в Конституцию, должно произойти одно из двух, прежде чем Национальное собрание сможет рассмотрите меру: президент должен предложить изменение, или 150 000 имеющих право голоса должны направить петицию в Национальное собрание. Обе палаты Национального собрания должны обсудить предложенные поправки не менее трех месяцев. Два условия могут помешать проведению обсуждения: либо введено чрезвычайное положение, либо осталось менее шести месяцев до текущего срока полномочий Палаты представителей. Для того чтобы поправка вступила в силу, она должна быть одобрена двумя третями обеих палат Национального собрания или простым большинством голосующего населения Беларуси на всенародном референдуме. Единственное ограничение заключается в том, что разделы один, два, четыре и восемь могут быть изменены только на общенациональном референдуме. Правила проведения всенародного референдума перечислены в главах с 22 по 25 Избирательного кодекса Республики Беларусь. С момента первоначального принятия Конституции в 1994 году в нее дважды вносились поправки; один раз в 1996 году и один раз в 2004 году.

Раздел девятый: Заключительные и переходные положения

Девятый и последний раздел Конституции был добавлен после принятия редакции Конституции 1996 года и касается законов, принятых до 1996 года. Если законы, принятые до принятия Конституции, не противоречат Конституции, они все равно остаются в силе. Все изменения в Конституцию вступают в силу после их официального опубликования президентом, если не указано иное. С принятием в 1996 г. новой редакции Конституции Закон 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь» утратил силу. В качестве переходной меры в девятом разделе говорится, что нынешнее (по состоянию на ноябрь 1996 г.) руководство Беларуси может продолжать исполнять свои обязанности до истечения срока их полномочий. Когда Конституция вступает в силу, национальному правительству разрешается выполнять возложенные на него обязанности. Если иное не указано в статье 143, часть 3, руководство страны должно сформировать органы государственной власти через два месяца после вступления в силу Конституции.

Поправки

После Лукашенко принял На посту президента в 1994 году он заявил о своем намерении внести поправки в недавно принятую Конституцию. Поправки, по словам Лукашенко, расширили бы власть его офиса, обозначив поворотный момент в политике постсоветской эпохи в Беларуси. Национальный референдум в мае 1995 г. был первым шагом в процессе внесения поправок. Из четырех вопросов в одном был задан вопрос, может ли президент распустить парламент, если депутаты нарушат национальное законодательство. В результате голосования, против которого выступили несколько депутатов Верховного Совета, 77% проголосовали за положение об отставке законодательного органа президентом. Другие вопросы бюллетеня, такие как национальный флаг и национальный герб, не повлияли на Конституцию в целом, но их статус был определен Конституцией. Два года спустя Лукашенко назначил первый референдум, который потенциально мог изменить Конституцию. Последний референдум по Конституции прошел в 2004 году, также запланированный Лукашенко.

1996

Больше призывов к конституционной реформе прозвучало в 1996 году. Президент Лукашенко в одностороннем порядке учредил референдум после того, как Верховный Совет отказался поддержать меры или назначить дату проведения голос. Более ранняя попытка Верховного совета провести собственный референдум в сентябре 1996 года была признана Конституционным судом "несовместимой с Конституцией". Референдум внес поправки в Конституцию в основном для усиления власти президента. Среди внесенных изменений были следующие:

1- Верховный Совет, однопалатный парламент Беларуси, был упразднен. Верховный Совет был заменен Национальным собранием, двухпалатным парламентом ;

2- Срок полномочий президента Александра Лукашенко был продлен с 1999 до 2001 года.

В ходе референдума поправки одобрили 84% из примерно 7,5 миллионов избирателей. 28 ноября того же года президент Лукашенко подписал поправки к закону. Другие результаты, напрямую не связанные с голосованием, включали расширение роли Совета министров, что позволило ему решать вопросы, связанные с развитием экономической, социальной и политической сфер в Беларуси. Однако референдум 1996 года не был первым призывом к роспуску Верховного Совета. В 1991 и 1992 годах, после августовского переворота в Москве высшими представителями КПСС, демократические силы в правительстве хотели навсегда распустить Верховный Совет. Члены БНФ настаивали на проведении референдума, и, несмотря на то, что на тот момент было достигнуто необходимое количество подписей, Верховный Совет отменил эту меру.

Результаты 1996 года. референдум привел к исключению оппозиционных партий из нового парламента. Из-за проблем, связанных с прозрачностью и вбросом бюллетеней, Европейский Союз, США и ряд других стран не признают результаты голосования.

2004

Наряду с При выборе членов Национального собрания белорусским избирателям был предложен референдум об ограничении срока президентских полномочий. Перед голосованием президенту Александру Лукашенко было разрешено отбыть только два срока, прежде чем Конституция потребовала его ухода. Явка избирателей на референдум составила почти 90%, при этом 77,3% избирателей согласились на снятие ограничений по срокам. Изменения были внесены 17 октября 2004 года. Как и референдум 1996 года, правомерность голосования была поставлена ​​под сомнение. По данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), многие избирательные участки остались без независимых наблюдателей. В ОБСЕ считают, что стандарты голосования не соответствуют требованиям ОБСЕ для «свободных и справедливых выборов». Данные других неправительственных организаций (НПО) указывают на то, что 50% избирателей не участвовали в референдуме, поэтому они утверждают, что результаты, представленные правительством, ошибочны. Два года спустя Лукашенко баллотировался на выборах 2006 года и в первом туре набрал 83% голосов. Без ограничения срока полномочий Лукашенко заявляет, что, в зависимости от состояния его здоровья, он не уйдет из политики и может баллотироваться на переизбрание в 2011 году.

Критика конституционных изменений

Оба референдума были суровыми. подвергается критике со стороны политической оппозиции внутри Беларуси, а также со стороны международных наблюдателей, таких как ОБСЕ. Наблюдатели заявляют, что оба референдума были непрозрачными и реальные результаты не были опубликованы. Наблюдателям не разрешили увидеть процесс подсчета бюллетеней. В частности, демократическая оппозиция президенту Лукашенко решила бойкотировать референдум 1996 года по Конституции. Во время тех же выборов международные наблюдатели обнаружили проблемы с процессом голосования или обнаружили проправительственные объявления или объявления на избирательных участках. Оппозиционные партии утверждают, что в результате голосования за роспуск Верховного Совета в 1996 году был удален последний демократически избранный парламент Беларуси и установлен тщательно подобранный Лукашенко парламент. Несмотря на заявления о манипулировании выборами и самой Конституцией, некоторые части действующей Конституции одобрены ключевыми лидерами белорусской демократической оппозиции. В интервью 2005 года Радио Свободная Европа кандидат в президенты Александр Милинкевич заявил, что позиция Беларуси как нейтральной страны, изложенная в статье 18, должна быть сохранена в отношении вступления в НАТО и Евросоюз. Под вопросом также правовое толкование Конституции. В журнале 1998 года юридическая школа Нью-Йоркского университета отметила, что белорусские ученые-юристы выдвинули новую теорию юриспруденции. Законы являются конституционными, если они следуют воле президента Лукашенко и народа; неконституционным, если это не нравится президенту и народу. Законы, попадающие в последнюю категорию, ученые-юристы считают «игнорируемыми». В июне 1999 года специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов Организации Объединенных Наций посетил Беларусь и отметил несоответствие между национальными законами, указами и Конституцией. Докладчик ООН , дато Парам Кумарасвами особо отметил, что временные постановления, изданные национальными властями, все еще остаются в силе, даже если срок их действия истек или они противоречат Конституции.

Ссылки
Внешние ссылки
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Конституция Республики Беларусь
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:32:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте