Constitutio Antoniniana (латинское для: «Конституция [или эдикт] Антонина») (также называемый эдиктом Каракаллы или Антонин Конституция ) был указом, изданным 11 июля 212 г. н.э. римским императором Каракаллой. Он объявил, что все свободные мужчины в Римской империи должны получить полное римское гражданство и что всем свободным женщинам в Империи должны быть предоставлены одинаковые права. как римские женщины, за исключением dediticii, людей, которые стали подчиняться Риму в результате капитуляции во время войны и освободили рабов.
До 212 г. н.э., по большей части, только жители Италии Имеет полное римское гражданство. Колонии римлян, основанные в других провинциях, римляне (или их потомки), живущие в провинциях, жители различных городов по всей Империи и небольшое количество местной знати (например, короли клиентских стран) также имели полное гражданство. С другой стороны, провинциалы обычно были негражданами, хотя некоторые придерживались Latin Right.
Сборник римского юриста Ульпиан (c.170 - 223) утверждает: «Все люди во всем римском мире были сделаны римскими гражданами указом императора Антонина. Каракас »(Д. 1.5.17).
Контекст указа все еще обсуждается. По словам историка и политика Кассий Дион (c.155 г. н.э. - ок. 235 г. н.э.), основная причина, по которой Каракалла принял закон, заключалась в том, чтобы увеличить количество людей, доступных для налог. По словам Кассия Дио: «Это была причина, по которой он сделал всех людей в своей империи римскими гражданами; номинально он уважал их, но его истинная цель состояла в том, чтобы увеличить свои доходы таким образом, поскольку инопланетяне не должны были платить большую часть этих налогов ». Однако немногие из тех, кто получил гражданство, были богатыми, и хотя Рим действительно находился в тяжелом финансовом положении, считается, что это не могло быть единственной целью указа. Кассий Дион обычно считал Каракаллу плохим, презренным императором.
Другой целью могло быть увеличение числа людей, способных служить в легионах, поскольку только полноправные граждане могли служить легионерами в римской армии. В научных интерпретациях, которые согласуются с моделью морального вырождения как причины падения Римской империи, наиболее известной из модели, которой придерживался британский историк Эдвард Гиббон , указ дорого обошелся вспомогательные подразделения, которые в основном состояли из мужчин-неграждан.
Кроме того, до указа одним из основных способов получения римского гражданства было зачисление в римскую армию, завершение службы в которой давало гражданство уволенному солдату. Указ, возможно, сделал набор в армию менее привлекательным для большинства, и, возможно, трудности с набором в римскую армию к концу III века были связаны с этим.
Согласно анализу более поздних ученых, Конституция Антониниана знаменует собой важную веху в провинциализации римского права, что означает сокращение разрыва между частным правом в провинциях и частным правом в Италии. Это связано с тем, что при предоставлении гражданства всем мужчинам в провинциях многие частные законы пришлось переписать, чтобы они соответствовали законам, которые применялись к римским гражданам в Риме. Таким образом, для этих ученых это также знаменует начало процесса, благодаря которому имперские конституции стали основным источником римского права.