Резня в Константинополе 1821 г.

редактировать

Резня в Константинополе 1821 г. была организована властями Османской империи против греческой общины Константинополя в отместку за начало греческой войны за независимость (1821–1830). Как только первые известия о греческом восстании достигли османской столицы, произошли массовые казни, погромные нападения, разрушение церквей и разграбление собственности греческого населения города. Кульминацией событий стало повешение Вселенского Патриарха, Григория V и обезглавливание Великого Драгомана, Константиноса Мурузиса.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Казни Патриарха и Великого Драгомана
  • 3 Распространение резни (апрель – июль 1821 г.)
  • 4 Антигреческая резня в других частях Османской империи (май – июль 1821 г.)
  • 5 Последствия
  • 6 Наследие
  • 7 Мотивация
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Дополнительная литература

Общие сведения

Зверства, совершенные османскими религиозными фанатиками и янычарами в Константинополе в греческом квартале, апрель 1821 г.

В начале марта 1821 г. Александрос Ипсилантис перешел реку Прут и вошел в Молдавию, событие это положило начало греческой войне за независимость. Сразу же в ответ на слухи о том, что турки были истреблены греками в Дунайских княжествах, особенно в Яссах и Галацях, великий визирь приказал арестовать семь греческих епископов в Константинополе. Кроме того, вечером 2 апреля первые известия о греческом восстании на юге Греции достигли Константинополя.

Ведущие деятели греческой общины, в частности Вселенский Патриарх, Григорий V и великий драгоман, Константинос Мурузис, были обвинены султаном Махмудом II в осведомленности о восстании, но оба заявили о своей невиновности. Тем не менее, султан потребовал фетвы, разрешающей всеобщую резню против всех греков, живущих в Империи, от шейха аль-Ислама, Хаджи Халила Эфенди. Шейх подчинился, однако Патриарху удалось убедить его, что в восстании участвовали лишь несколько греков, и Шейх вспомнил о фетве. Позже Хаджи Халил Эфенди был изгнан и казнен султаном за это.

Вселенский Патриарх был вынужден османскими властями отлучить революционеров от церкви, что он и сделал в Вербное воскресенье 15 апреля. [OS 3 апреля] 1821 г. Хотя он не имел отношения к повстанцам, османские власти по-прежнему считали его виновным в государственной измене, поскольку он, как представитель православного населения Османской империи, не мог предотвратить

Казни Патриарха и Великого Драгомана

Картина Петера фон Гесса, изображающая заклинание трупа Константинопольского Патриарха Григория V в Босфор.

Хотя Патриарх оказался вынужденным отлучить революционеров от церкви, ему все же не удалось умиротворить османских правителей. Позже, в день отлучения, султан приказал казнить великого драгомана Константиноса Морузиса. Он был арестован в доме Рейса Эффенди и обезглавлен, а его тело было выставлено на всеобщее обозрение. Более того, его брат и различные другие ведущие члены семей фанариотов также были казнены, хотя на самом деле только несколько фанариотов были связаны с революционерами.

Несмотря на усилия Православного Патриарха заявить о своей лояльности султану, последний остался неубедительным. Через неделю после отлучения, в пасхальное воскресенье 22 апреля [OS 10 апреля] 1821 года, он был схвачен османскими солдатами во время литургии и повешен у центральных ворот храма. Патриархат. Таким образом, хотя он не имел никакого отношения к революции, его смерть была назначена в качестве акта мести. Его тело оставалось подвешенным у ворот в течение трех дней, а затем было передано еврейской толпе (в то время между греческой и еврейской общинами Константинополя была неприязнь), протащили по улицам, прежде чем бросить в Золотой Рог. В конце концов, тело было подобрано греческой командой русского корабля, доставлено в Одессу, а через пятьдесят лет было доставлено в Грецию, где в столетнюю годовщину его смерти Григорий V был официально провозглашен святым Греческой Православной Церковью. Казнь Григория вызвала возмущение по всей Греции и в остальной Европе и вызвала всплеск сочувствия и поддержки повстанцев в Европе. Ворота, за которые он был повешен, остаются закрытыми по сей день.

Распространение резни (апрель – июль 1821 г.)

Новости о резне и порабощении греков в Константинополе в 1821 г., опубликованные в " Gazette de Lausanne »от 13 ноября 1821 г. Переписка из Одессы от 16 октября 1821 г.

В день повешения Григория V три епископа и десятки других греков, высокопоставленных чиновников в Османской империи администрации, были быстро казнены в различных частях османской столицы. Среди них были митрополиты епископы, Дионисий Эфесский, Афанасий Никомидийский, Григорий Деркийский и Евгений Анхиалский.

Более того, о казни Патриарха знаменовал в последующие недели царил террор против греков, живущих в Константинополе, в то время как фанатичных мусульман поощряли нападать на греческие общины по всей Османской империи. Так, группы турок-фанатиков, в том числе янычары, бродили по улицам города, а также близлежащих деревень. Они разграбили греческие церкви и имущество, устроив масштабный погром. Около 14 христианских церквей сильно пострадали, а некоторые из них были полностью разрушены. Патриарший комплекс также стал одной из целей. Евгений II, новоизбранный Патриарх, спасся в последний момент, сбежав на крышу. В этот период османские власти разыскивали выдающихся греков со всего Константинополя: на государственной службе, в православной церкви или членов известных семей и казнили их через повешение или обезглавливание. Кроме того, несколько сотен греческих торговцев в городе также были убиты.

К маю 1821 года ограничения для местных греков усилились, а нападения на церкви продолжались. 24 мая Патриарх Евгений представил османским властям меморандум, умоляя их проявить милосердие к греческому народу и церкви, утверждая, что только несколько греков восстали, а не весь народ. Евгений также повторил отлучение Григория от церкви революционерам. Тем не менее публичные казни греков по-прежнему были в Константинополе повседневным явлением. 15 июня были казнены пять архиепископов и три епископа. Кроме того, в начале июля семьдесят человек постигла та же участь. Кроме того, 450 лавочников и торговцев были арестованы и отправлены на работу в шахты.

Антигреческая резня в других частях Османской империи (май – июль 1821 г.)

Такое же положение дел. также распространился на другие крупные города Османской империи со значительным греческим населением. В Адрианополе 3 мая перед местным собором были повешены бывший Патриарх Кирилл VI, девять священников и двадцать купцов. Другие греки с более низким социальным статусом были казнены, отправлены в изгнание или заключены в тюрьму.

В Смирне многочисленные османские войска были организованы, ожидая приказа выступить против повстанцев в Греции. Они вошли в город и вместе с местными турками устроили массовую резню против христианского населения города, в результате которой погибли сотни человек. Во время другой бойни в преимущественно греческом городе Айвалык город был сожжен дотла из опасения, что жители могут восстать и присоединиться к революции в Греции. В результате резни в Айвалык сотни греков были убиты, а многие оставшиеся в живых были проданы в качестве рабов.

Аналогичная резня против греческого населения в эти месяцы произошла также на Эгейских островах Кос и Родос. Часть греческого населения Кипра также была убита. Среди жертв был архиепископ Киприан, а также пять других местных епископов.

Последствия

Британские и российские послы выразили решительный протест Османской империи в ответ на казнь Патриарха. В частности, российский посол барон Строганов протестовал против такого обращения с православными христианами, а его протест достиг апогея после смерти Патриарха. В июле 1821 года Строганов заявил, что, если резня против греков продолжится, это будет актом войны Порты для всех христианских государств. Общественное мнение в европейских странах также пострадало, особенно в России.

Наследие

События в Константинополе стали одной из причин, вызвавших массовые убийства турецких общин в регионах, где происходило восстание. полным ходом. С другой стороны, часть юрисдикции Вселенского Патриарха, закрепленная в 1453 году, была отменена. До этого Патриархат принадлежал Османской империи как единственный представитель православных общин Империи. Помимо лидера греческого православного проса, Православный Патриарх также отвечал за юридические, административные и образовательные права своей паствы. Патриархат так и не оправился от зверств, которые произошли в городе в 1821 году.

Мотивация

Резня была предпринята властями Османской империи как реакция на вспышку греческой революции, сосредоточившуюся в южная Греция. Жертвы этих действий вряд ли имели отношение к революции, а османская сторона не проводила серьезных расследований, чтобы доказать, что были какие-либо причастности к казненным людям.

Французская газета «Ле Конститунель» сообщила 21 мая 1821 г., что османские власти официально решили «уничтожить всех христианских подданных Империи». Эта же газета также заявила, что правительство Османской империи намеревалось «стереть христианство с лица земли».

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-15 10:25:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте