Конрад Пауманн (ок. 1410 - 24 января 1473) был немецким органистом, лютнист и композитор раннего Возрождения. Несмотря на то, что он родился слепым, он был одним из самых талантливых музыкантов 15 века, и его выступления производили сенсацию, где бы он ни был. Он принадлежит к композиторам, известным как Колористы.
Он родился в Нюрнберге в семье ремесленников. Его музыкальные способности, должно быть, проявились рано, так как он получил отличное образование при поддержке аристократических покровителей. В 1447 году он стал официальным городским органистом Нюрнберга, и советники даже приказали ему не уезжать без их разрешения.
Бунтарский и талантливый Пауманн покинул, вероятно, удушающую среду, тайно отправившись в Мюнхен в 1450 году, где его сразу же нанял герцог Альбрехт III в качестве судебный органист, который также подарил ему дом. Мюнхен официально был его домом на всю оставшуюся жизнь, хотя он начал много путешествовать.
Хотя точных записей о его путешествиях не сохранилось, они явно были обширными, и куда бы он ни пошел, его встречали с удивлением; его известность как исполнителя и композитора росла. Милан и Неаполь сделали ему привлекательные предложения о работе. Его путешествия в Италию были, вероятно, около 1470 года, когда миланская семья Сфорца начинала превращать свою часовню в самое впечатляющее певческое и композиторское заведение в Европе: Josquin des Prez, Лойсет Компер, Александр Агрикола и другие были там; некоторые из них, возможно, слышали его игру и, возможно, обменивались с ним музыкальными идеями. В Мантуе он был посвящен в рыцари; в Ландсхут он выступал для бургундского герцога Филиппа Доброго ; в Ратисбоне он выступал для императора Фридриха III. За это время у него также было много учеников. Несомненно, его влияние было во многом связано с последующим развитием культуры игры на органе и композиции в Германии, традиция, которая достигла высшей точки в 18 веке с работами И.С. Бах.
эпитафия Пауманна в Мюнхенской Фрауэнкирхе гласит:
Anno 1473, в вечер обращения Святого Павла скончался и здесь был похоронен самый гениальный мастер всех инструментов и музыки, Кунрад Пауман [ sic], рыцарь, слепорожденный в Нюрнберге, да смилостивится над ним Бог.
Дар Пауманна, его недуг, его инструмент и его влияние напоминают Франческо Ландини, великого итальянца композитор столетней давности.
Пауманн, будучи слепым, никогда не записывал свою музыку и, возможно, был импровизатором прежде всего. Ему приписывают изобретение системы табулатуры для лютни в Германии; хотя это невозможно доказать, это кажется разумным как из-за влияния Пауманна, так и из-за легкости, с которой можно диктовать музыку с помощью табулатуры.
Большая часть его музыки инструментальная, а некоторые в значительной степени виртуозные. Сохранилось только одно вокальное сочинение - фигурка Wiplich для трех голосов; стилистически он настолько близок к современной франко-фламандской идиоме, что из этого следует, что Пауманн знал музыку франко-фламандских композиторов. Скорее всего, он встречал это во время своих путешествий, например, когда был в Милане.