Конгрегационная церковь

редактировать
Религиозная конфессия Конгрегационалистская церковь в Чешире, Коннектикут, США.

Конгрегационные церкви (также конгрегационалистские церкви ; конгрегационализм ) - протестантские церкви в реформатской традиции практикующие конгрегационалистское церковное управление, в котором каждое собрание независимо и автономно ведет свои дела.

Конгрегационализм, согласно определению Исследовательского центра Пью, по оценкам составляет 0,5 процента протестантского населения мира; хотя их связанные с политикой обычаи и другие идеи повлияли на значительную часть протестантизма, а также на другие христианские общины. В отчете это понятие определяется очень узко, охватывая главным образом деноминации в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве, которые могут проследить свою историю до несогласных протестантов, пуритан, сепаратистов, Независимые, английские религиозные группы, возникшие после гражданской войны в Англии, и другие английские диссиденты не удовлетворены степенью, в которой Англиканская церковь был реформирован.

Конгрегационалистские традиции присутствуют в США, Великобритании, Ирландии, Канаде, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии и различных островных государствах Тихоокеанского региона. Он был введен либо протестантами-диссидентами-иммигрантами, либо миссионерскими организациями, такими как Лондонское миссионерское общество. Ряд евангелических конгрегационных церквей являются членами Всемирного евангелического конгрегационного сообщества.

В Соединенном Королевстве многие конгрегационалистские церкви заявляют о своем происхождении от протестантских деноминаций , основанных на теории союза опубликовано теологом и английским сепаратистом Робертом Брауном в 1582 году. Согласно другим источникам, это происхождение восходит к лондонской подземной церкви 1560-х годов. Идеи несогласных протестантов во время пуританской Реформации из англиканской церкви заложили основу для этих церквей. В Англии ранних конгрегационалистов называли сепаратистами или независимыми, чтобы отличить их от аналогичных кальвинистов пресвитериан, чьи церкви придерживаются государственного устройства, основанного на управлении старейшин. Конгрегационалисты также расходились с реформатскими церквями, используя епископальное церковное управление, которое обычно возглавляет епископ.

Конгрегационализм в Соединенных Штатах ведет свое происхождение от пуритан Новой Зеландии. Англия, написавший Кембриджскую платформу 1648 года для описания автономии церкви и ее связи с другими. В Соединенных Штатах модель конгрегационных церквей была перенесена переселенцами из Новой Англии в Нью-Йорк, затем в Старый Северо-Запад и далее. Настаивая на независимых местных органах, они стали важными во многих движениях за социальные реформы, включая аболиционизм, умеренность и женское избирательное право. Современный конгрегационализм в Соединенных Штатах в значительной степени разделен на три группы: Объединенная церковь Христа, Национальная ассоциация конгрегационалистских христианских церквей и Консервативная конгрегационная христианская конференция, который является наиболее консервативным с богословской точки зрения.

Содержание

  • 1 Верования
  • 2 Происхождение
  • 3 По стране
    • 3,1 Аргентина
    • 3,2 Австралия
    • 3,3 Болгария
    • 3,4 Канада
    • 3,5 Ирландия
    • 3,6 Самоа
    • 3,7 Южная Африка
    • 3,8 Соединенное Королевство
    • 3,9 США
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитирования
    • 5.2 Источники
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 United Штаты
    • 6.2 Соединенное Королевство
    • 6.3 Более ранние работы Джона Уоддингтона
  • 7 Внешние ссылки

Верования

Конгрегационализм - это протестантское движение в рамках реформатской традиции, который занимает богословское положение между пресвитерианством с одной стороны и баптистами и квакерами с другой стороны. На протяжении многих лет конгрегационалисты приняли различные конфессиональные заявления, в том числе Савойскую декларацию, Кембриджскую платформу и Заявление веры в Канзас-Сити.

В отличие от пресвитериан, конгрегационалисты практикуют конгрегационную систему (от которой они и получили свое название), согласно которой члены поместной церкви имеют право определять формы поклонения своей церкви. и конфессиональные заявления, выбирают своих собственных офицеров и управляют своими делами без какого-либо постороннего вмешательства. Конгрегационалистское государство уходит своими корнями в основополагающий принцип конгрегационализма: священство верующих. Согласно конгрегационалистскому служителю Чарльзу Эдварду Джефферсону, священство верующих означает, что «Каждый верующий является священником и... каждому ищущему дитя Божьему дается непосредственно мудрость, руководство, сила»

<212.>У конгрегационалистов есть два таинства: крещение и Вечеря Господня. В отличие от баптистов, конгрегационалисты практикуют крещение младенцев. Вечеря Господня обычно отмечается один или два раза в месяц. Конгрегационалисты не используют знак креста и не призывают заступничество святых.

Происхождение

Истоки конгрегационализма находятся в 16 веке пуританстве, движение, которое стремилось завершить английскую реформацию, начавшуюся с отделения англиканской церкви от римско-католической церкви во время правления Генрих VIII (1509–47). Во время правления Елизаветы I (1558–1603) англиканская церковь считалась реформатской или кальвинистской церковью, но также сохранила некоторые черты средневекового католицизма, такие как соборы, церковные хоры, формальная литургия, содержащаяся в Книге общей молитвы, традиционные церковные облачения и епископское устройство (управление епископами ).

Пуритане были кальвинистами, которые хотели продолжить реформу церкви, отменив все оставшиеся католические обычаи, такие как церковные облачения, обручальные кольца, орган музыка в церкви, преклонение колен перед Святое Причастие, используя термин священник для служителя, преклоняясь перед именем Иисуса и перекрещиваясь при крещении и причастии. Многие пуритане считали, что англиканская церковь должна следовать примеру реформатских церквей в другие части Европы и принимают пресвитерианское государство, в котором эгалитарная сеть местных служителей сотрудничает через региональные синоды. Другие пуритане экспериментировали с конгрегационной политикой как внутри англиканской церкви, так и за ее пределами. Пуритане, оставившие установленную церковь, были известны как сепаратисты.

Конгрегационализм, возможно, впервые развился в лондонской подпольной церкви под руководством Ричарда Фитца в конце 1560-х и 1570-х годах. Конгрегационалистский историк Альберт Пил утверждал, что было принято, что доказательства в пользу полностью продуманной конгрегационной экклезиологии не являются убедительными.

Роберт Браун (1550–1633) был первым человеком, который установил из явных общинных принципов и считается основателем конгрегационализма. Во время подготовки к рукоположению Браун убедился, что англиканская церковь была ложной. Он переехал в Норвич и вместе с Робертом Харрисоном образовал нелегальную сепаратистскую конгрегацию. В 1581 году Браун и его последователи переехали в Голландию, чтобы свободно поклоняться. Находясь в Голландии, Браун писал трактаты, в которых излагались основные черты конгрегационализма. Браун выступал за церковь, состоящую только из настоящих, возрожденных верующих, и критиковал англикан за включение в свою церковь всех англичан. Конгрегация должна выбирать своих лидеров, а служители должны быть рукоположены самой общиной, а не епископами или другими служителями. Каждая община должна быть основана на записанном церковном завете, и община в целом должна управлять церковью: «Совместные собрания… каждой церкви и ее старейшин выше апостола, выше пророк, евангелист, пастор, учитель и каждый отдельный старейшина »и« Голос всего народа, ведомый старейшинами и самым передовым, назван [в Писании] голосом Бога ». В то время как каждая церковь была бы независимой, отдельные церкви по-прежнему собирались вместе, чтобы обсуждать вопросы, вызывающие общий интерес.

В 1584 году Браун отказался от своего сепаратистского проекта и примирился с Англиканской церковью. Короткая продолжительность жизни была типичной для сепаратистских церквей (также известных как браунистские общины). Это были небольшие собрания, которые собирались тайно и подвергались преследованиям. Они часто были вынуждены уехать в изгнание в Голландию и, как правило, быстро распадались. Среди известных сепаратистов, которым грозило изгнание или смерть, были Генри Барроу (ок. 1550–1593), Джон Гринвуд (умер в 1593 году), Джон Пенри (1559–1593), Фрэнсис Джонсон (1563–1618) и Генри Эйнсворт (1571–1622).

В начале 1600-х годов в Скроби была основана конгрегация сепаратистов. усилиями Джона Смита (который позже отверг крещение младенцев и стал основателем баптистского движения). Джон Робинсон был пастором собрания, а Уильям Брюстер был старейшиной. В 1607 году община переехала в Голландию, спасаясь от преследований. В 1620 году группа (известная в истории как Паломники ) отплыла в Северную Америку на Mayflower, основав Плимутскую колонию и привнеся конгрегационные традиции в Америку..

В 1639 Уильям Рот, затем ректор приходской церкви в Лланваче в Монмутшире, учредил первый Независимая церковь в Уэльсе «по образцу Новой Англии», т. Е. Конгрегационалистская. Скиния Объединенная реформатская церковь в Лланвачес сохранилась до наших дней.

Во время гражданской войны в Англии те, кто поддерживал парламентское дело, были приглашены парламентом для обсуждения религиозных вопросов.. Вестминстерское исповедание веры (1646 г.) было официально заявлено как утверждение веры как для англиканской / епископальной церкви, так и для церкви Шотландии (пресвитерианской), что было политически целесообразно для тех, кто в В английском парламенте преобладали пресвитериане, которые одобрили Торжественную лигу и соглашение (1643 г.).

Каталог сект и мнений сектантов в Англии и других странах: с краткой репетицией их ложных и опасных тенентов, пропагандистский информационный лист с осуждением английских диссидентов с 1647 года.

После Вторая гражданская война, армия нового образца, в которой доминировали конгрегационалисты (или независимые ), захватила контроль над парламентом с помощью чистки Прайда (1648), организовал судебное разбирательство и казнь Карла I в январе 1649 г. и впоследствии ввел республиканское Содружество, в котором доминировали независимые, такие как Оливер Кромвель. Это правительство просуществовало до 1660 г., когда был восстановлен монарх и епископализм был восстановлен (см. Уголовные законы и Великое изгнание ). В 1662 году, через два года после Восстановления, две тысячи независимых, пресвитерианских и общинных служителей были изгнаны из своих приходов как инакомыслящие и не состоявшие в священных орденах, установленных епископами. В 1658 году (во время междуцарствия ) конгрегационалисты создали свою собственную версию Вестминстерского вероисповедания, названную Савойской декларацией, которая остается основным подчиненным стандартом конгрегационализма.

Краткое изложение конгрегационализма в Шотландии см. Документ, представленный на совместной встрече министров Объединенной реформатской церкви (Шотландский синод) и Конгрегационалистской федерации в Шотландии преподобным А. Патерсоном, доступен в Интернете.

По стране

Аргентина

Миссия в Аргентину была вторым зарубежным полем, которым занимались немецкие конгрегационалисты. Работа в Южной Америке началась в 1921 году, когда четыре аргентинские церкви срочно обратились с просьбой о признании деноминации Джорджу Гейеру, который служил им. Конференция Иллинойса лицензировала Гейера, который работал среди немцев из России, очень похожих на своих родственников в Соединенных Штатах и ​​Канаде. Южноамериканские немцы из России узнали о конгрегационализме из писем от родственников в Соединенных Штатах. В 1924 году генеральный миссионер Джон Хельзер, находясь в Аргентине с кратким визитом, организовал шесть церквей.

Конгрегационалистская церковь Эльстернвика (1894–1977); Орронг-роуд, Элстернвик, Виктория, Австралия

Австралия

В 1977 году большинство конгрегаций Конгрегационалистского союза Австралии объединились со всеми церквями Методистской церкви Австралазия и большинство церквей пресвитерианской церкви Австралии, чтобы сформировать объединяющую церковь в Австралии.

. Те общины, которые не присоединились к объединяющей церкви, сформировали братство Конгрегационалистские церкви или продолжали оставаться пресвитерианами. Еще несколько экуменически конгрегационалистов покинули Братство конгрегационалистских церквей в 1995 году и сформировали Конгрегационалистскую федерацию Австралии.

Болгария

Конгрегационалисты (называемые «евангелистами» в Болгарии. ; слово «протестант» не используется) были одними из первых протестантских миссионеров в Османской империи и в северо-западной части Европейской Османской империи, которая сейчас является Болгарией, где их работа по обращению этих Православным христианам не мешала смертная казнь, которую османы применяли к мусульманам, обращенным в христианство. Эти миссионеры внесли значительный вклад в движение Болгарского национального возрождения. Сегодня протестантизм в Болгарии представляет собой третью по величине религиозную группу после православных и мусульман. Миссионеры из Соединенных Штатов впервые прибыли в 1857–1858 гг., Отправленные в Стамбул Американским советом уполномоченных по делам иностранных миссий (ABCFM). ABCFM был предложен в 1810 году конгрегационалистами, выпускниками колледжа Уильямс, Массачусетс, и был учрежден в 1812 году для поддержки миссий конгрегационалистов, пресвитериан (1812–1870), голландцев-реформатов (1819–1857) и других членов деноминации. ABCFM сосредоточил свои усилия на юге Болгарии и методистской церкви в районе к северу от Балканских гор (Стара-Планина, или «Старые горы»). В 1857 году Кир Хамлин и Чарльз Морс основали три миссионерских центра на юге Болгарии - в Одрине (Эдирне, бывшая столица Османской империи, в Турции), Пловдиве и Стара Загора. В 1859 году к ним присоединился уроженец России натурализованный американец Фредерик Флокен в 1859 году. Американский пресвитерианский министр Элиас Риггс заказал, поддержал и отредактировал работу болгарского монаха Неофита Рильски для создания Перевод Библии на болгарский язык, который затем широко распространился в Болгарии в 1871 году и впоследствии. Это усилие поддержали конгрегационалистский миссионер Альберт Лонг, Константин Фотинов, Христодул Сечан-Николов и Петко Славейков. Как сообщается, в течение первых двух недель было продано 2000 экземпляров недавно переведенного на болгарский язык Нового Завета.

Конгрегационные церкви были созданы в Банско, Велико Тырново и Свиштов между 1840 и 1878 годами, за ними последовала София в 1899 году. К 1909 году насчитывалось 19 конгрегационных церквей, с общей конгрегацией 1 456 в южной Болгарии, предлагающей обычные воскресные службы, воскресные школы для детей, библейское обучение для взрослых; а также женские группы и молодежные группы. Летние библейские школы проводились ежегодно с 1896 по 1948 год.

Конгрегационалисты во главе с доктором Джеймсом Ф. Кларком открыли первую в Болгарии протестантскую начальную школу для мальчиков в Пловдиве в 1860 году, а три года спустя последовали начальная школа для девочек в Стара Загора. В 1871 году две школы были перенесены в Самоков и объединены в Американский колледж, который сейчас считается старейшим американским учебным заведением за пределами США. В 1928 году в Софии были построены новые объекты, а операция в Самокове была передана в Американский колледж в Софии (ACS), который сейчас на очень высоком уровне находится в ведении Sofia American Schools, Inc.

В 1874 году в Русе, Болгария был открыт Библейский колледж для людей, желающих стать пасторами. На ежегодной конференции миссионеров 1876 года было положено начало организационной деятельности в стране. Евангелические церкви Болгарии образовали единое объединение в 1909 году.

Миссионеры сыграли значительную роль в оказании помощи болгарам в сбросе «турецкого ига», включая издание журнала «Зорница» («Зорница»), основан в 1864 году по инициативе Риггса и Лонга. Зорница стала самой влиятельной и самой распространенной газетой болгарского Возрождения. Небольшой дорожный указатель на болгарском шоссе 19 в горах Рила, недалеко от Градево, отмечает поддержку, оказанную болгарскому Сопротивлению этими ранними конгрегационалистскими миссионерами.

3 сентября 1901 года конгрегационалистские миссионеры привлекли внимание всего мира в Мисс Стоун, когда миссионер Эллен Мария Стоун из Роксбери, штат Массачусетс, и ее беременная подруга-миссионерка из Македоно-болгарки Катерина Стефанова– Цилка, жена албанского протестантского священника, была похищена во время путешествия между Банско и Горной Джумая (ныне Благоевград ) отрядом внутренней македонско-адрианопольской революционной организации. во главе с войводой Яне Сандански и под-воеводой Христо Чернопеев и Крестё Асенов и выкупили, чтобы предоставить средства для революционной деятельности. В конце концов, 18 января 1902 года в Банско <был уплачен крупный выкуп (14 000 Османских лир (около 62 000 долларов США по ценам на золото 1902 года или 5 миллионов долларов США по ценам на золото 2012 года), собранный по открытой подписке в США). 53>, а заложники (теперь включая новорожденного ребенка) были освобождены 2 февраля около Струмицы - через пять месяцев после похищения. Это событие широко освещалось в то время в средствах массовой информации, и это событие часто окрестили " Первый современный кризис с заложниками в Америке ».

Болгарский королевский дом католического немецкого происхождения не сочувствовал вдохновленным американцами протестантам, и это настроение ухудшилось, когда Болгария встала на сторону Германии в Первой и Второй мировых войнах. Положение стало намного хуже. когда Болгарская коммунистическая партия пришла к власти в 1944 году. Как и королевская семья, она также считала протестантизм тесно связанным с Западом и, следовательно, более политически опасным, чем традиционное православное христианство. Это привело к принятию репрессивных законов в виде «Положений». для Организации и Администрация евангелических церквей в Народной Республике Болгарии "и привела к самым суровым репрессиям со стороны правительства, возможно, самым серьезным во всем Восточном блоке, направленных на полное искоренение протестантизма. Массовые аресты пасторов (и часто их семей), пытки, длительные тюремные сроки (включая четыре пожизненных заключения) и даже исчезновения были обычным явлением. Аналогичная тактика была применена к прихожанам. В пятнадцати широко разрекламированных инсценированных судебных процессах с 8 февраля по 8 марта 1949 года все обвиняемые пасторы признались в ряде выдвинутых против них обвинений, включая измену, шпионаж (как для США, так и для Югославии), черный маркетинг и различные аморальные действия. Назначенные государством пасторы навязывались выжившим общинам. Еще в 1980-х годах тюремное заключение и ссылка использовались для разрушения оставшихся протестантских церквей. Был запрещен конгрегационалистский журнал «Зорница»; Библии стали недоступны. В результате число конгрегационалистов невелико и, по оценке Пола Мойзеса в 1982 г., насчитывало около 5000 человек в 20 церквях. (Общее количество протестантов в Болгарии оценивалось в 1965 году в пределах от 10 000 до 20 000.) Более поздние оценки показывают, что в протестантские («евангелические» или «евангельские») церкви входят от 100 000 до 200 000, предположительно, отражая успех недавних миссионерских усилий. евангелических групп.

Канада

В Канаде, первом зарубежном поле, тридцать одна церковь, которая была связана с Генеральной конференцией, стала частью Объединенной церкви Канады, когда эта деноминация была основана в 1925 году в результате слияния канадской конгрегационалистской и методистской церквей и двух третей конгрегаций пресвитерианской церкви в Канаде. В 1988 году ряд конгрегаций UCC отделились от национальной церкви, что, по их мнению, отошло от библейского христианства теологически и практически. Многие из бывших конгрегаций UCC объединились в новые конгрегационные христианские церкви в Канаде.

Конгрегационалистские христианские церкви в Канаде (или 4Cs) - это евангелическая, протестантская, христианская деноминация со штаб-квартирой в Брантфорде, Онтарио, и член Всемирного евангелического конгрегационного сообщества. Название «община» обычно описывает предпочитаемый им организационный стиль, который способствует автономии и владению поместной церковью, одновременно способствуя общению и подотчетности между церквями на национальном уровне.

Ирландия

Конгрегационный союз Ирландии был основан в 1829 году и в настоящее время насчитывает около 26 церквей-членов. В 1899 году оно стало частью Ирландского евангелического общества.

Самоа

Лондонское миссионерское общество проповедует коренным народам Океании

Конгрегационная христианская церковь Самоа - одна из крупнейших групп церквей в Тихоокеанском регионе. Он был основан в 1830 году Лондонским миссионерским обществом миссионером Джоном Уильямсом на острове Савайи в деревне Сапапалии. По мере роста церкви она основывала и продолжает поддерживать теологические колледжи на Самоа и Фиджи. Более 100 000 членов посещают более 2 000 собраний по всему миру, большинство из которых находятся в Самоа, Американском Самоа, Новой Зеландии, Австралии и Америке. Подпадает под конституцию Самоанской церкви.

Южная Африка

Конгрегационные церкви были перенесены в Капскую колонию британскими поселенцами.

Соединенное Королевство

В 1972 году около трех четвертей английских конгрегационалистских церквей объединились с пресвитерианской церковью Англии, чтобы сформировать Объединенную реформатскую церковь (URC). Тем не менее, около 600 конгрегационных церквей продолжают свою историческую независимую традицию. Согласно Закону 1972 года об Объединенной реформатской церкви, который касался финансовых и имущественных вопросов, возникающих в результате слияния между тем, что к тому времени стало Конгрегационной церковью Англии и Уэльса и пресвитерианской Англиканской церкви, определенные активы были разделены между различными сторонами.

Уильям Эллис проповедует туземцам, Гавайи, ок. 1823

В Англии есть три основные группы продолжающих движение конгрегационалистов. Это Конгрегационалистская федерация, имеющая офисы в Ноттингеме и Манчестере, Евангелическое братство конгрегационных церквей, которое имеет офисы в Беверли, и около 100 конгрегационных церквей, которые слабо связаны с другими общины в Содружестве независимых евангелических церквей или не аффилированные. Доля неаффилированных церквей в активах Конгрегационалистского союза / Церкви Англии и Уэльса находится в ведении зарегистрированной благотворительной организации, Неаффилированных благотворительных организаций конгрегационных церквей, которая поддерживает неаффилированные церкви и их отставных служителей.

В 1981 году Объединенная реформатская церковь объединилась с реформированной Ассоциацией церквей Христа, а в 2000 году чуть более половины церквей в Конгрегационалистском союзе Шотландии также присоединились к Объединенная реформатская церковь (через Закон об объединенной реформатской церкви 2000 г.). Остальные конгрегационалистские церкви в Шотландии присоединились к конгрегационалистской федерации.

Уэльс традиционно является частью, в которой проживает самая большая доля конгрегационалистов среди населения, большинство конгрегационалистов являются членами Undeb yr Annibynwyr Cymraeg (Союза независимых валлийцев ), что особенно важно в Кармартеншир и Брекнокшир.

Лондонское миссионерское общество было фактически мировым миссионерским подразделением британских конгрегационалистов, спонсировавшим миссионеров, включая Эрика Лидделла и Дэвид Ливингстон. После слияния и смены названия Общество сменилось в 1977 г. всемирным Советом Мировой Миссии.

США

Конгрегационалистской церковью в Миддлбери, Вермонт

В США Конгрегационная традиция восходит к пуританам поселенцам колониальной Новой Англии. Конгрегационалистские церкви оказали важное влияние на политическую, религиозную и культурную историю Соединенных Штатов. Их практика церковного управления повлияла на раннее развитие демократических институтов в Новой Англии, и многие из старейших учебных заведений страны, такие как Гарвард и Йельский университет, были основаны для обучения конгрегационалистского духовенства.. В 21 веке конгрегационалистская традиция представлена ​​Объединенной церковью Христа, Национальной ассоциацией конгрегационных христианских церквей и Консервативной конгрегационной христианской конференцией.

См. также

  • значок портал кальвинизма
  • значок портал христианства
  • значок портал религии

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Соединенные Штаты

  • МакКоннелл, Майкл У. «Учреждение и прекращение существования при основании, Часть I: Установление религии» Уильям and Mary Law Review, Vol. 44, 2003, pp. 2105
  • Свифт, Дэвид Эверетт. «Консервативная и прогрессивная ортодоксия в конгрегационализме последнего девятнадцатого века». Church History 16 # 1 (March, 1947): 22– 31.
  • Уокер, Уиллистон. «Изменения в теологии среди американских конгрегационалистов». American Journal of Theology 10 # 2 (апрель 1906): 204–218.
  • Walk эээ, Уиллистон. Символы веры и платформы конгрегационализма. 3-е изд. Бостон, Массачусетс: Pilgrim Press, 1960.
  • Уокер, Уиллистон. «Последние тенденции в конгрегационалистских церквях». The American Journal of Theology 24 # 1 (январь 1920 г.): 1-18.

Соединенное Королевство

Более ранние работы Джона Уоддингтона
  • Конгрегационалистские мученики. Лондон, 1861 г., намеревался стать частью серии «Исторических записок», которая, однако, не получила продолжения; 2-е изд. 1861 г.
  • История конгрегационной церкви от Реформации до 1662 г., Лондон, 1862 г., присуждена двухсотлетняя премия Конгрегационалистского союза
  • История конгрегации Суррея, Лондон, 1866 г., в которой он более подробно остановился на записи его собственной конгрегации.
  • История Конгрегации, 5 томов, Лондон, 1869–1880 гг.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 09:31:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте