Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе

редактировать

Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе (CSCE ) состоял из трех фаз. Первым этапом была встреча министров иностранных дел в Хельсинки в 1973 году, вторые переговоры проходили в Женеве с 1973 по 1975 год, а третье - саммит в Хельсинки в 1975 году.

.

Содержание

  • 1 История вопроса
  • 2 Первая и вторая этап
  • 3 Встреча на высшем уровне
  • 4 Воздействие
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История вопроса

Советский Союз столкнулся с политическим противостоянием после оккупация Чехословакии со своими союзниками. Кроме того, он потерял контроль над коммунистическими партиями Запада (см. еврокоммунизм ), а его идеологические разногласия с Китаем переросли в военные столкновения в приграничной зоне между двумя странами. зимой и весной 1969 года. Советское руководство осознало, что ни одна из этих проблем не может быть решена путем объяснения или исправления отношений, но что Советский Союз может улучшить свое положение, только открыв новый дипломатический фронт. Поэтому в апреле 1969 года он предложил организовать Конференцию по европейской безопасности, как это было сделано в 1954 году.

В Финляндии было известно, что положительный ответ на инициативу советской конференции будет все больше связывать Финляндия до советского влияния в глазах западного мира. С другой стороны, президент Урхо Кекконен знал, исходя из кризиса осенью 1961 года, что политическая напряженность в военном отношении в Центральной Европе не на пользу Финляндии. Встреча по вопросам безопасности могла бы помочь Европе оправиться от шока оккупации Чехословакии, если бы она была настоящим форумом для переговоров, а не просто пропагандистской сценой, как предыдущие попытки. Таким образом, Финляндия решила внести свое собственное предложение, которое отличалось от инициативы Советского Союза тем, что признание двух Германий не было бы пороговым вопросом для проведения встречи, включая Соединенные Штаты, Канаду и Финляндию, которые предложили бы провести конференцию. Стартовые позиции Финляндии в проекте конференции были более выгодными, чем другие страны, потому что Финляндия не признавала ни одну из Германии, а скорее управляла своими отношениями на равных с обеими Германией, хотя и на низком уровне. Перед отъездом в Хельсинки президент США Джеральд Форд провел встречу с группой восточноевропейских американцев, на которой твердо заявил, что политическое отношение Соединенных Штатов к ситуации в странах Балтии не изменится. Линия будет только усилена, поскольку соглашением предусматривалось, что незаконный захват территорий другой страны противоречит международному праву.

Финская инициатива получила теплый прием на Западе, и изначально не ожидалось, что Финляндия получит более широкую поддержку. НАТО в целом считало, что конференция не будет иметь потенциала для успеха, пока не будет решен германский вопрос. К концу августа 1969 г. 20 из приглашенных стран ответили утвердительно. Единственным категорическим отказником был союзник Китая и его европейский рупор Албания. Однако свет начал появляться в конце туннеля, когда Вилли Брандт стал канцлером Западной Германии в октябре 1969 года. В феврале 1970 года Урхо Кекконен назначил посла Финляндии в Стокгольме, Ральфа Энкелла в качестве разъездного посла, которому было поручено поддерживать связь с правительствами приглашенных стран, собирать информацию и готовиться к встрече. Весной 1970 года договоренности о переговорах стали более ясными. Варшавский договор подчеркивал сохранение границ, возникших в результате Второй мировой войны, воздержание от насилия и улучшение торгово-технических связей, в то время как основное внимание НАТО уделялось находился на взаимно убирающих силах. Были расхождения в акцентах, но ни одна из сторон не сочла предложения другой необоснованными. В ноябре 1970 г. вопрос зашел так далеко, что Финляндия предложила переговоры на уровне послов по повестке дня и процедурам конференции.

Разрядка была сильна в середине 1970-х. По словам министра Макса Якобсона, предложение Финляндии о проведении саммита, предложенное Советским Союзом в Хельсинки, было главным образом задумано как уклончивый маневр, который позволит Финляндии сохранить беспристрастную позицию между Востоком. и Запад. Президент Урхо Кекконен даже не верил, что конференция состоится.

Первый и второй этапы

Первый этап конференции по безопасности проводился на уровне министров иностранных дел в Финляндия Холл в Хельсинки с 3 по 7 июля 1973 года. Встречу вел министр иностранных дел Ахти Карьялайнен. На встрече также присутствовал Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм. На этой встрече не было принято никаких реальных политических решений, поскольку это не входило в намерения первого этапа. Вместо этого целью было объединить результаты подготовительных встреч, проведенных в Диполи, Эспоо с ноября 1972 года, и наметить второй, или основной этап конференции.

После конференции. На первом этапе встречи в доброй и доверительной атмосфере министр иностранных дел Ахти Карьялайнен описал особый «дух Хельсинки». Слабый диссонанс на собрании был вызван появлением представителя Мальты, премьер-министра Дом Минтофф. Минтофф предложил, чтобы Алжир и Тунис также были допущены к участию в саммите, потому что эти страны расположены в Средиземном море, и проблемы стран Средиземноморья также являются проблемами для остальной Европы. Когда это предложение было отклонено, Минтофф покинул собрание. Мальта все еще видела победу в том факте, что презентация Минтоффа была упомянута в пресс-релизе встречи.

Второй этап конференции по безопасности был в переговорах, проведенных в Женеве, Швейцария, которые начались в сентябре 1973 года и длилось до весны 1975 года. Самым большим камнем преткновения на переговорах было свободное передвижение людей и знаний, которое в Восточном блоке считалось идеологическим; с другой стороны, он смог договориться о невмешательстве во внутренние дела других государств, о нерушимости границ между государствами, а также о рамках экономического, научного и культурного сотрудничества. Атмосфера переговоров в Женеве не улучшилась из-за изгнания лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына из Советского Союза в феврале 1974 года и ранее проведенной против него активной кампании советских властей. Похоже, что из-за довольно неустойчивого хода переговоров третий этап, саммит, был отложен, потому что у Финляндии не было достаточно времени, чтобы все организовать. После уступок Советского Союза саммит в конечном итоге можно было провести в Хельсинки по первоначальному графику.

25 июля 1975 года президент Урхо Кекконен назначил финскую делегацию ОБСЕ, в которую вошли премьер-министр Кейо Лийнамаа и министр иностранных дел Олави Дж. Маттила, а также представители основных партий Калеви Сорса (СДП), Аарне Сааринен (СКДЛ) и Харри Холкери (Национальная коалиция). Центристская партия выбрала Ахти Карьялайнена, бывшего министра иностранных дел, который принимал центральное участие в подготовке ОБСЕ. В Министерстве иностранных дел основную подготовку проекта провел дипломат Яакко Илониеми.

Summit

Гельмут Шмидт из Федеративной Республики Германия, Эрих Хонеккер из Германской Демократической Республики, Джеральд Форд из США и Бруно Крайски из Австрии на конференции ОБСЕ в Хельсинки в 1975 году.

Саммит ОБСЕ проходил в Финляндия Холл в Хельсинки в конце июля - начале августа 1975 года. Заключительный этап ОБСЕ открыл Агостино Касароли, кардинал статс-секретарь Святого Престола, который вел заключительный этап. В число глав 35 государств вошли: все европейские страны, кроме Албании и Андорры, а также США и Канада. На встрече присутствовал

То, что главы государств Запада и Восточная Германия впервые сели за один стол в Хельсинки. В рамках официальной программы главы государств провели ряд двусторонних и многосторонних встреч. Президент Кекконен принимал встречу и лично приветствовал всех высокопоставленных лиц в аэропорту Хельсинки. В отличие от других, советский лидер Леонид Брежнев приехал поездом, и Кекконен забрал его с железнодорожной станции Хельсинки. Это было одно из крупнейших событий в истории Финляндии, наряду с Олимпийскими играми в Хельсинки. По словам дипломата Илониеми, встреча прошла гладко, хотя президент Кекконен был обеспокоен.

Меры безопасности в Хельсинки во время встречи были беспрецедентными, и жители редко видели высоких иностранных гостей.

1 августа был подписан заключительный акт встречи, так называемые Хельсинкские соглашения. Подписание было начато канцлером Шмидтом и завершено президентом Югославии Иосипом Броз Тито. Заключительный документ был разделен на четыре основных раздела. Первый касался вопросов европейской безопасности, второй был посвящен сотрудничеству в таких областях, как экономика, наука и охрана окружающей среды, третий касался сотрудничества в гуманитарных областях, а четвертый касался выполнения решений конференции и будущих встреч.

Все государства-участники ОБСЕ обязались опубликовать заключительный акт конференции в своих СМИ.

Воздействие

Советский Союз был доволен первым разделом Соглашений ОБСЕ, который гарантировал целостность государственных границ в результате Второй мировой войны и Парижского мирного договора 1947 года. Советское руководство также многого ожидало от второго этапа экономического сотрудничества между Востоком и Западом, но на практике оно оставалось формальным из-за различий между западной рыночной экономикой и восточной плановой экономикой.

В целом ожидалось, что Хельсинкская конференция станет финалом холодной войны. Однако вскоре после ОБСЕ обострилось противостояние Востока и Запада. У сторон остались сомнения в необходимости продолжения процесса. Во второй половине 1970-х годов холодная война распространилась с Европы на страны третьего мира, а в начале 1980-х Европа погрузилась в спираль ракетных вооружений между НАТО и Варшавским договором.

Западные критики считали, что договор зафиксировал разделение Европы. С другой стороны, впоследствии считалось, что возросшие культурные обмены, и в частности поднятие вопросов прав человека, способствовали движению диссидентов в Восточной Европе и способствовали революциям 1989 года и, впоследствии, к распаду Советского Союза. Вдохновленные договором, несколько стран Варшавского договора создали так называемые хельсинкские группы для защиты прав человека и свободы мысли и выражения. Лех Валенса, лидер Движения солидарности в Польше, сказал корреспонденту Ууси Суоми в 1980 году, что он уполномочен бороться за права рабочих после прочтения договоренности ОБСЕ.

После встречи в международной прессе в целом заговорили о духе Хельсинки, а термин разрядка часто ассоциируется с саммитом ОБСЕ. В любом случае международное положение Финляндии было усилено. Иностранные участники ОБСЕ признали Хельсинки нейтральной территорией, и Финляндия тогда смогла неоднократно подчеркивать свой нейтралитет. С другой стороны, после встречи Финляндия и Кекконен почувствовали, что Советский Союз на самом деле не признал нейтралитет Финляндии, но снова стремился привязать Финляндию к своим большим интересам, опираясь на Соглашение YYA.

Джимми Картер, избранный президентом Соединенных Штатов после Джеральда Форда, сделал защиту прав человека во всем мире ключевой целью американской внешней политики. Это привело к столкновениям с Советским Союзом на последующих встречах ОБСЕ, первая из которых состоялась в Белграде в 1977 году, а затем в Мадриде в 1979 году. Когда Рональд Рейган сменил Картера в 1981 году, казалось, что ОБСЕ уйти в небытие. Рейган с самого начала ушел из ОБСЕ, потому что, по его мнению, она легализовала принадлежность восточноевропейских стран к советской зоне. Так, в 1986 году Сакари Вирккунен, обозреватель журнала Suomen Kuvalehti, писал, что ОБСЕ «является бледным воспоминанием» о политических идеалах 1970-х годов. Однако после распада Советского Союза все чаще возникало мнение, что третья секция ОБСЕ незаметно подорвала тоталитарную систему.

Первая встреча ОБСЕ по итогам обсуждения состоялась место в октябре 1977 г. в Белграде. Позже в Хельсинки в 1992 году была проведена встреча ОБСЕ по итогам обсуждения. В 1994 году была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как преемница ОБСЕ.

10-я юбилейная встреча ОБСЕ прошла в зале «Финляндия» на уровне министров иностранных дел в конце июля - начале августа 1985 года. Встречу принимал тогдашний министр иностранных дел Финляндии Пааво Вяюринен, который лично встречался со всеми своими зарубежными коллегами. Напряженный международный климат продемонстрировал тот факт, что министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе критиковал Соединенные Штаты за их нежелание вести переговоры по договору об ограничении вооружений, а государственный секретарь США Джордж Шульц перечислил поименно случаи, когда, по его мнению, Советский Союз нарушил права человека. Президент Мауно Койвисто встретился с Шульцем, Шеварднадзе и другими министрами иностранных дел. В конце встречи ни один документ не был подписан, хотя принимающая страна Финляндия планировала это сделать.

Президент Албании Рамиз Алия, не присутствовавший на саммите 1975 года, подписал Соглашение ОБСЕ в Хельсинки. 16 сентября 1991 года. Позже, в 1991 году, лидеры стран Балтии Арнольд Рюйтель из Эстонии, Анатолис Горбунов из Латвии и Витаутас Ландсбергис из Литвы подписали согласие. В феврале 1992 года соглашение было подписано главами государств бывших советских республик Украины, Беларуси, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. На последующей встрече 1992 года подписали Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан и Туркменистан.

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 09:16:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте