Конкретное искусство было художественным движением с упором на геометрическую абстракцию. Термин был впервые сформулирован Тео ван Дусбургом и затем использовался им в 1930 году для определения разницы между его видением искусства и взглядами других абстрактных художников того времени. После его смерти в 1931 году этот термин был дополнительно определен и популяризирован Максом Биллом, который организовал первую международную выставку в 1944 году и продолжил способствовать продвижению стиля в Латинской Америке. Этот термин получил широкое распространение после Второй мировой войны и продвигался через ряд международных выставок и художественных движений.
После официального распада De stijl, после выхода последнего номера журнала в 1928 году, ван Дусбург начал рассматривать создание нового коллектива, ориентированного на о подобном подходе к абстракции. В 1929 году он обсуждал свои планы с уругвайским художником Хоакином Торрес-Гарсия, с кандидатами в члены этой группы, включая Жоржа Вантонгерлоо, Константина Бранкузи, Франтишека. Купка, Пит Мондриан, Фридрих Вордемберге-Гильдеварт и Антуан Певзнер и другие. Однако ван Дусбург разделил кандидатов на художников, чьи работы еще не были полностью абстрактными, и тех, кто не содержал референций. Поскольку эта классификация повлекла за собой возможность дисквалификации первой группы, дискуссии между ними вскоре прекратились, и Торрес-Гарсия вместо этого объединился с бельгийским критиком Мишелем Сеуфором и сформировал группу Cercle et Carré.
Вслед за этим ван Дусбург предложил конкурирующую группу, Art Concret, отстаивающую геометрическое абстрактное искусство, тесно связанное с эстетикой неопластизма. По его мнению, термин «абстракция» в применении к искусству имеет негативный оттенок; вместо него он предпочел более позитивный термин «конкретный». В конце концов к Ван Дусбургу присоединились Отто Г. Карлсунд, Леон Артур Тутунджиан, Жан Элион и его товарищ по квартире, типограф Марсель Ванц (1911-79), который вскоре уехал, чтобы заняться политической карьерой. В мае 1930 года они выпустили единственный выпуск своего французского журнала Revue Art Concret, в котором был опубликован совместный манифест, позиционирующий их как более радикальную группу абстракционистов.
"ОСНОВА ЖИВОПИСИ НА БЕТОНЕ . Мы говорим:
Группа просуществовала недолго и только трижды выставлялась вместе в 1930 году в рамках более крупные групповые выставки, первая из которых состоялась в Salon des Surindépendents в июне, за ней последовала Production Paris 1930 в Цюрихе, а в августе выставка AC: Internationell utställning av postkubistisk konst (Международная выставка посткубистского искусства) в Стокгольме, курирует Карлсунд. В каталоге последнего Карлсунд заявляет, что «программа группы ясна: абсолютный пуризм. Неопластизм, Пуризм и Конструктивизм в сочетании ». Незадолго до смерти ван Дусбурга в 1931 году члены группы Art Concret, все еще действовавшие в Париже, объединились с более крупная ассоциация Abstraction-Création.
В 1930 году Мишель Сеуфор определил роль художника-абстракциониста в первом выпуске Cercle et Carré. создать на основании структуры, которая проста, сурова и лишена украшений во всех частях, и на основе нескрываемого узкого единства с этой структурой, архитектуру, которая с использованием технических средств, доступных для того периода, выражает ясным языком то, что действительно имманентно и неизменно ». Историк искусства Вернер Хафтманн прослеживает развитие чистой абстракции, предложенной Сеуфором, к синтезу русского конструктивизма и голландского неопластизма в Баухаусе, где живопись отказался от искусственности изображения в пользу технологической аутентичности. «В тесной связи с архитектурой и инженерией искусство должно стремиться придать форму самой жизни… [Первое] предоставило новые источники вдохновения, а также новые материалы - сталь, алюминий, стекло, синтетические материалы. материалов ».
Как указывал ван Дусбург в своем манифесте, для того чтобы быть универсальным, искусство должно отказаться от субъективности и найти безличное вдохновение исключительно в элементах, из которых оно построено: линии, плоскости и цвете. более поздние художники, связанные с этой тенденцией, такие как Виктор Вазарели и Ричард Мортенсен, пришли к живописи только после того, как впервые изучили науку. Тем не менее, все теоретические достижения ищут оправдания в прошлой практике. и в этом случае математические пропорции, выраженные в абстрактной форме, должны быть идентифицированы в различных формах искусства на протяжении тысячелетий. Таким образом, утверждал Хартманн, «устранение репрезентативных образов и открытое использование чистой геометрии не означает радикального и окончательного отказа от великого искусства прошлого, а, скорее, повторное утверждение его вечных ценностей, лишенных их исторической и социальной маскировки. ”
Хотя Abstraction-Création представляла собой группу всех модернистских тенденций, в ней были те, кто несли идею математически вдохновленного искусства и термин «конкретное искусство» в другие страны, когда они переехали в другие страны. Ключевой фигурой среди них был Хоакин Торрес Гарсиа, который вернулся в Южную Америку в 1934 году и обучал там художников. Некоторые из них основали группу Arte Concreto Invención в Буэнос-Айресе в 1945 году. Другим был дизайнер Макс Билл, который учился в Баухаусе в 1927-9. Вернувшись в Швейцарию, он помог организовать группу Allianz, чтобы отстаивать идеалы бетонного искусства. В 1944 году он организовал первую международную выставку в Базеле и одновременно основал abstract-konkret, ежемесячный бюллетень Gallerie des Eaux Vives в Цюрихе. К 1960 году Билл организовывал большую ретроспективную выставку бетонного искусства в Цюрихе, иллюстрирующую 50-летие его развития.
Абстракция, которая постепенно набирала обороты в Италии в период между мировыми войнами, официально появилась в Movimento d'arte concreta (MAC) в 1948 году, выдающимся представителем которого, Альберто Магнелли был еще одним бывшим членом Abstraction-Création и много лет жил во Франции. Тем не менее, около семидесяти местных художников были представлены на выставке Arte astratta econreta in Italia, которая прошла три года спустя в Национальной галерее в Риме. В Париже признание этого подхода привело к нескольким выставкам, первая из которых была названа Art Concret и прошла в галерее Рене Друэна летом 1945 года. Художники, названные «первой крупной выставкой абстрактного искусства после Второй мировой войны», там представлены абстракционисты старшего поколения: Жан Арп, Софи Таубер-Арп, Соня Делоне, Сезар Домела, Отто Фрейндлих, Жан Горин, Огюст Эрбин, Василий Кандинский, Альберто Маньелли, Пит Мондриан, Антуан Певснер и ван Дусбург. В следующем году серия ежегодных выставок началась в Salon des Réalités Nouvelles, в которую входили некоторые из этих художников и которые, согласно его уставу, были посвящены «произведениям искусства, обычно называемым: конкретное искусство, нефигуративное или абстрактное искусство ».
В 1951 году Groupe Espace была основана во Франции для гармонизации живописи, скульптуры и архитектуры как единого целого. дисциплина. Он объединял скульпторов и архитекторов со старыми признанными художниками, такими как Соня Делоне и Жан Горин, а также недавно появившиеся Жан Девасн и Виктор Вазарели. Его манифест был опубликован в L’Architecture d’Aujourd’hui в том же году и вывешен на улицах Парижа, отстаивая фундаментальное присутствие пластических искусств во всех сферах жизни для гармоничного развития всех видов человеческой деятельности. Он распространился и на практическую политику, избрав своим почетным президентом министра реконструкции и городского развития Эжена Клавдия-Пети.
С течением времени стало проводиться различие между «холодной абстракцией», что и было обозначено с геометрическим конкретным искусством и «теплой абстракцией», которая, двигаясь к различным видам лирической абстракции, вернула в искусство личность. Первые в конечном итоге стали основой международных движений, опираясь на технологические аспекты, отстаиваемые пионерами бетонного искусства, появившись как оптическое искусство, кинетическое искусство и программное искусство. Термин «бетон» начал распространяться и на другие дисциплины, помимо живописи, включая скульптуру, фотографию и поэзию. Обоснование этого было выдвинуто в Южной Америке в Необетонном манифесте 1959 года, написанном группой художников из Рио-де-Жанейро, среди которых были Лигия Кларк, Элио Ойтисика и Лигия Папе.
| format =
требует | url =
(). Мадрид: Национальный музей Centro de Arte Reina Sofía / Turner. ISBN 978-8-415-42797-1. OCLC 828897697.Wikidata ( ).