Концерт для оркестра | |
---|---|
, автор Бела Барток | |
Композитор в 1927 году | |
Каталог | Sz. 116, BB 123 |
Составлен | 1943 г., об. 1945 |
Продолжительность | Около 38 минут |
Движения | Пять |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 1 декабря 1944 г. (1944-12-01) |
Местоположение | Симфонический зал, Бостон |
Дирижер | Серж Кусевицкий |
Исполнители | Бостонский симфонический оркестр |
Концерт для оркестра estra, Sz. 116, BB 123, представляет собой пятичастное оркестровое произведение, сочиненное Белой Барток в 1943 году. Это одно из лучших его произведений. -известные, самые популярные и доступные произведения.
На партитуре написано «15 августа - 8 октября 1943 года». Премьера состоялась 1 декабря 1944 года в Симфоническом зале, Бостон, Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого. Это имело большой успех, и с тех пор оно исполняется регулярно.
Это, пожалуй, самое известное из ряда произведений, имеющих явно противоречивое название Концерт для оркестра. Это контрастирует с традиционной формой концерта, в которой используется сольный инструмент с оркестровым сопровождением. Барток сказал, что он назвал пьесу концертом, а не симфонией из-за того, как каждая часть инструментов обрабатывается солистично и виртуозно.
Работа написана по заказу из фонда Кусевицкого (управляемого дирижером Сержем Кусевицким ) после переезда Бартока в США из его родной Венгрии, откуда он бежал из-за Вторая мировая война. Было высказано предположение, что предыдущая работа Бартока, String Quartet No. 6 (1939), вполне могла быть его последней, если бы не эта комиссия, которая породила небольшое количество других композиций, включая его Соната для скрипки соло и Концерт для фортепиано с оркестром № 3.
Барток переработал пьесу в феврале 1945 года, самое большое изменение произошло в последней части, где он написал более длинную концовку. Обе версии концовки были опубликованы, и обе версии исполняются сегодня.
Пьеса оценивается для следующих инструментов.
| . |
|
Пьеса состоит из пяти частей:
Барток широко использует в своем произведении классические элементы; например, первая и пятая части находятся в форма соната-аллегро.
Произведение сочетает в себе элементы западной художественной музыки и восточноевропейской народной музыки, особенно венгерской, и отходит от традиционной тональности, часто с использованием нетрадиционных режимов и искусственных масштабов. Барток исследовал народные мелодии, и их влияние чувствуется на протяжении всего произведения. Например, вторая основная тема первой части в исполнении первого гобоя напоминает народную мелодию с ее узким диапазоном и почти случайным ритмом. Гул в рожках и струнах также указывает на народное влияние (см. Пример).
Вторая тема первой части (такт 155). Арфа не показана.Первая часть, Introduzione, представляет собой медленное вступление типа ночной музыки, которое уступает место аллегро с многочисленными отрывками фугато. Эта часть находится в форме сонаты-аллегро.
Вторая часть, называемая «Игра пар» (но см. Примечание ниже), состоит из пяти частей, каждая из которых тематически отличается от других, с другой парой инструментов, играющих вместе в каждой части. В каждом отрывке разные интервалы разделяют пару: фаготы разделены на минорную шестую, гобои - в минорных третях, кларнеты - в минорных седьмых, флейты в квинтах и приглушенные трубы в мажорных секундах. В этом механизме заметно присутствует боковой барабан, который отбивает ритм в начале и в конце движения.
В то время как напечатанная партитура называет вторую часть «Giuoco delle coppie» или «Игра пар», в рукописи Бартока вообще не было названия для этого движения в то время, когда для издателя была сделана копия с гравировкой.. Некоторое время спустя Барток добавил к рукописи слова «Presentando le coppie» или «Представление пар», и добавление этого заголовка было включено в список исправлений, которые необходимо было внести в партитуру. Тем не менее, в чертеже файла Бартока найдено окончательное название, и, поскольку считается, что это была более поздняя мысль композитора, оно сохраняется в переработанном издании партитуры.
Оригинальная партитура 1946 года также имела неправильная маркировка метронома для этого механизма. Это было обнаружено сэром Георгом Солти, когда он готовился к записи пьесы с Чикагским симфоническим оркестром в 1980 году:
При подготовке... к записи я решил, что темпи должен быть именно так, как писал Барток, и это привело меня к некоторым экстраординарным открытиям, главным из которых была вторая часть... Печатная оценка дает crotchet равный 74, что очень медленно, но я подумал, что должен следите за тем, что он говорит. Когда мы репетировали, я увидел, что музыкантам это совсем не понравилось, и в перерыве ко мне подошел боковой барабанщик (который начинает движение с соло) и сказал: «Маэстро, моя партия помечена крючком, как 94», что, по моему мнению, должно быть ошибкой, поскольку ни одна из других частей не имеет отметки темпа. Единственный способ проверить - найти рукопись, и благодаря любезности Библиотеки Конгресса в Вашингтоне мы получили копию соответствующей страницы, на которой не только четко указано, что длина крючка равна 94, но и темповая маркировка "Allegro scherzando" ( печатная партитура дает "Аллегретто скерцандо"). Кроме того, Барток озаглавил это «Presentando le coppie» («Представление пар»), а не «Giuoco delle coppie» («Игра пар»). Меня это больше всего взволновало, потому что это становится совершенно другим произведением. Программа первого выступления в Бостоне явно имеет движение с пометкой «Allegro scherzando», и хранитель архива Бартока смог предоставить нам дополнительные убедительные доказательства того, что более быстрый темп должен быть правильным. Я не сомневаюсь, что тысячи выступлений, включая мое собственное до сих пор, были даны с неправильной скоростью!
Несмотря на утверждение Шолти о том, что тысячи более ранних выступлений исполнялись с неправильной скоростью, обе записи Фрица Райнера - его Запись 1946 года с Питтсбургским симфоническим оркестром (первая запись произведения), а также его запись 1955 года с Чикагским симфоническим оркестром (того самого оркестра, чей боковой барабанщик обратил на это внимание Солти) - игрались на скорости ( вязание крючком равно 94), что позже рекомендовал Солти. Райнер знал Бартока с 1905 года, когда они были однокурсниками в Будапештской академии. А годы спустя, в 1943 году, именно Райнер вместе с Йозефом Сигети убедили Сержа Кусевицкого поручить Бартоку написать Концерт для оркестра.
Третья часть, «Элегия», - это еще одна медленная часть, типичная для так называемой «Ночной музыки» Бартока. Движение вращается вокруг трех тем, которые происходят в основном из первой части.
Четвертая часть, Intermezzo interrotto (дословно «прерванный intermezzo »), состоит из плавной мелодии с изменяющимися тактовыми размерами, смешанными с темой в котором цитируется песня "Da geh 'ich zu Maxim" из Франца Лехара operetta Веселая вдова, которая недавно также упоминалась в' вторжении Тема Дмитрия Шостаковича Симфония № 7 «Ленинград». Вопрос о том, пародировал ли Барток Легара, Шостаковича (или обоих), горячо обсуждался, без каких-либо убедительных доказательств с обеих сторон. Сама тема прерывается глиссанди на тромбонах и деревянными духовыми инструментами.
В этой части литавры представлены, когда вводится вторая тема, для чего требуется 10 различных высот литавр в течение 20 секунд. Общая структура «АВА – прерывание – БА».
Пятая часть, отмеченная presto, состоит из кружащейся perpetuum mobile основной темы, конкурирующей с фугато фейерверком и народными мелодиями. Это также в форме сонаты-аллегро.
Ниже приводится лишь небольшая часть из множества доступных записей.
В 1985 году Петер Барток, сын композитора, обнаружил рукопись пианино, сокращение партитуры двумя руками, в большом объеме оставшегося материала. ему после смерти отца. Эта версия была подготовлена для репетиций балетной интерпретации Концерта в Театре балета в Нью-Йорке. Это представление так и не состоялось, и партитура была отложена. Вскоре после открытия этой рукописи Петер Барток попросил венгерского пианиста Дьёрдя Шандора подготовить рукопись для публикации и выступления. Мировая премьера этой отредактированной редукции была сделана Дьёрдь Шандором в 1987 году на канале CBS Masterworks: компакт-диск также включает фортепианные версии Dance Suite, Sz. 77 и Petite Suite, Sz. 105, который был адаптирован из некоторых из 44 скрипичных дуэтов.