Концерт для флейты, арфы и оркестра ( Моцарт)

редактировать
Концерт для флейты, арфы и оркестра
автора W. А. Моцарт
Концерт для флейты и арфы K 299 1stmov.jpg Открытие первой части
KeyДо мажор
КаталогK. 299 / 297c
ЖанрКонцерт
СтильКлассический период
СоставленоАпрель 1778 г. (апрель 1778 г.)
ДвиженияТри (Allegro, Андантино, Рондо - Аллегро)

Концерт для флейты, арфы и оркестра до до мажор, K. 299 / 297c, это концерт Вольфганга Амадея Моцарта для флейты, арфы и оркестра. Это один из двух настоящих двойных концертов, которые он написал (вторым является его Концерт для фортепиано с оркестром № 10 ; хотя его Sinfonia Concertante для скрипки, альта и оркестра вполне может считаться «двойным концертом»), а также единственным произведением Моцарта для арфы. Произведение является одним из самых популярных таких концертов в репертуаре, а также часто встречается на записях, посвященных любому из представленных инструментов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Форма и движения
  • 3 Издания и записи
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Моцарт написал концерт в апреле 1778 г., во время своего семимесячного пребывания в Париже. Он был заказан Адрианом-Луи де Бонньер, герцогом де Гин (1735–1806), флейтистом, для его использования и для его старшей дочери Мари-Луизы-Филиппинской (1759–1796). арфист, который брал уроки композиции у композитора в доме герцога, Hôtel de Castries. Моцарт в письме к своему отцу заявил, что, по его мнению, герцог играл на флейте «очень хорошо» и что игра Мари на арфе была «великолепной». Однако, будучи студентом-композитором, Моцарт счел Мари совершенно неумелой. Герцог (до 1776 года граф де Гин), аристократ Моцарт, которого презирали, никогда не платил композитору за эту работу, и вместо этого Моцарту предлагали только половину ожидаемой платы за уроки через экономку де Гинеса. Но он отказался. (За свои наставления Моцарт получил шесть Луи д'Ор.) Мало что известно о ранней истории исполнения произведения, хотя кажется вероятным, что отец и дочь сыграли его первыми.

В классический период, арфа все еще находилась в стадии разработки и не считалась стандартным оркестровым инструментом. Это больше рассматривалось как щипковое пианино. Поэтому сочетание арфы и флейты считалось крайне необычным. В настоящее время репертуар для дуэта флейты и арфы гораздо шире, особенно без оркестра. Большая часть этого репертуара написана композиторами девятнадцатого века. Однако мнение Моцарта об арфе было, пожалуй, в лучшем случае сомнительным, поскольку он никогда не писал ни одной пьесы, в которой использовалась бы арфа.

Моцарт, вероятно, сочинил это произведение с учетом особых музыкальных способностей герцога и его дочери. Вероятно, он написал большую часть этого концерта в доме Джозефа Легро, директора Concert Spirituel. Мсье Легро дал Моцарту возможность пользоваться своей клавиатурой у себя дома, чтобы он мог сочинять. (Моцарт, возможно, также сочинил часть концерта в своей второй парижской квартире, которая находилась на улице дю Гро Шене.)

Пьеса по существу имеет форму Sinfonia Concertante, которая был чрезвычайно популярен в Париже в то время. Сегодня концерт часто исполняют камерные ансамбли, потому что он технически и элегантно сложен для обоих необходимых сольных инструментов. На нем также часто играют оркестры, чтобы продемонстрировать таланты своих собственных флейтистов и арфистов.

Партия арфы больше похожа на адаптацию пьесы фортепиано, чем на оригинальную партию арфы; это особенно очевидно в паттернах из пяти и десяти нот во всех трех движениях, которые не попали бы под пальцы так легко для арфиста, поскольку пятые пальцы обычно не используются, хотя они считались частью ранняя арфовая техника. Нет полных, богатых глиссанди, и хотя в партии арфы есть контрапункт, он обычно не включает пышных аккордов. Моцарт не включал никаких собственных каденций, что является нормой для его композиций. Альфред Эйнштейн утверждает, что каденции Моцарта для этого произведения были утеряны. Часто исполняются несколько популярных каденций, например, Карла Рейнеке, но многие флейтисты и арфисты решили написать свои собственные. Андре Превен также написал каденции для этого произведения.

Форма и движения

Концерт засчитывается для двух гобоев, двух валторн, соло флейты, соло арфа и струнные.

Солисты в пьесе иногда играют с оркестром, а иногда выступают дуэтом, пока оркестр отдыхает. Флейта и арфа чередуются с мелодией и аккомпанементом. В некоторых отрывках они также создают противоположность друг другу. Концерты Моцарта стандартны в том, как они движутся гармонично, а также в том, что они придерживаются трехчастной формы быстро-медленно-быстро:

I. Аллегро
II. Андантино
III. Рондо - Аллегро Александр Мюррей (флейта), Энн Йунг (арфа), Sinfonia da Camera Университет Иллинойса, Ян Хобсон дирижирует

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

I. Аллегро

В оркестре звучат обе темы. Первый присутствует сразу, а второй вводится рогом. Обе темы подпадают под условную сонатную форму. Затем в soli переработаны уже существующие темы.

II. Андантино

Короткие фразы в этой части вводятся струнами и становятся лирически продолженными. Это далее развивается в четыре вариации на тему. Каденция в этой части к концу четвертой вариации приводит к коде, где оркестр и соли сосредоточены на лирической теме. Ключ - фа мажор.

III. Рондо - Аллегро

Форма этого движения: A – B – A – C – A – B – A, типичная форма сонаты-рондо. Единственное незначительное отличие от стандартной формы сонаты-аллегро - это третье появление темы «А» в параллельном миноре. Концерт заканчивается тремя аккордами форте до мажор.

Издания и записи

Помимо множества каденций, из которых приходится выбирать исполнителям, существует также несколько редакций этого произведения. Один из таких примеров - арфист, аранжировщик и композитор Карлос Сальзедо. Он редактирует аппликатуры в первой части, переписывает трели, чтобы облегчить исполнение музыки для исполнителя во второй части, и делит большую часть правой руки между двумя руками в третья часть. Однако из-за этого стиль Моцарта был несколько утерян, и некоторые люди обвиняли его в том, что он «изменил Моцарта», поскольку это одно из его наиболее популярных произведений, которое часто исполняется в стандартном классическом репертуаре. Многие профессионалы пытаются сыграть самую оригинальную версию этого двойного концерта, однако из-за большого количества редакций это может быть затруднительно. Каденции, сочиненные Карлом Рейнеке, наиболее часто используются для исполнения этого произведения.

Доступно множество записей этого произведения. Джеймс Голуэй много раз исполнял и записывал эту пьесу с арфистами, такими как Фриц Хелмис, Мариса Роблес и Пилот Энн Хобсон.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 08:51:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте