Concerto delle donne

редактировать
Группа профессиональных певиц при дворе Феррары в стиле позднего Возрождения Вторая страница O dolcezz'amarissime d ' amore, показывающая серию прогонов из трех строк сопрано с аккомпанементом. Музыка записана на трех сопрано ключах (в отличие от скрипичных) и имеет преобладание тридцатисекундных нот.

Concerto delle donne (букв. consort женщин) была группой профессиональных певиц в эпоху позднего Возрождения при дворе Феррары, Италия, известных своей технической и артистической виртуозностью. Ансамбль был основан Альфонсо II, герцогом Феррары в 1580 году и действовал до тех пор, пока суд не был распущен в 1597 году. Джакомо Винченти, музыкальный издатель, хвалил женщин как «виртуозных женщин». giovani "(молодые виртуозы ), перекликающиеся с настроениями современных авторов дневников и комментаторов.

Истоки ансамбля лежат в любительской группе высокопоставленных придворных, которые выступали друг для друга в контекст неформального musica secreta герцога в 1570-х гг. Ансамбль превратился в женскую группу профессиональных музыкантов, Concerto delle donne, которые давали официальные концерты для членов внутреннего круга двора и важных посетителей. Их фирменный стиль - витиеватое, богато украшенное пение - принесло Ферраре престиж и вдохновило композиторов того времени.

Концерт делле донне произвел революцию в роли женщин в профессиональной музыке и продолжил традиции Эсте как музыкального центра. Слухи о женском ансамбле распространились по Италии, вдохновляя подражания в могущественных дворах Медичи и Орсини. Основание Concerto delle donne было самым важным событием в светской итальянской музыке конца шестнадцатого века; музыкальные нововведения, установленные при дворе, сыграли важную роль в развитии мадригала и, в конечном итоге, seconda pratica.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Формирование
    • 1.2 Состав и обязанности
  • 2 Музыка
    • 2.1 Стили
    • 2.2 Исполнение
  • 3 Влияние
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Формирование

При дворе в Ферраре собрание музыкальных дам вдохновило композитора Луццаско Луццаски и заинтересовало герцога. Эта группа, которая привела к созданию Concerto delle Donne, выступала в контексте musica secreta герцога, регулярной серии камерных концертов, проводимых для эксклюзивной публики. Эта предварительная группа первоначально состояла из талантливых, но любительских членов суда: сестер Лукреция и Изабелла Бендидио, Леонора Санвитале и Виттория Бентивольо.. К ним присоединился бас Джулио Чезаре Бранкаччо, который был осужден ко двору в 1577 году за свои певческие способности. Предварительный ансамбль действовал на протяжении 1570-х годов, а его состав укрепился в 1577 году. Только позже профессионалы заменили этих оригинальных певцов.

Герцог не объявлял о создании профессионального женского ансамбля; вместо этого группа проникла в musica secreta и постепенно стала доминировать над ней, так что после увольнения Бранкаччо за неподчинение в 1583 году больше мужчин-членов musica secreta не нанимали. Даже когда Бранкаччо выступал с супругой, это называлось женским ансамблем, потому что пение женщин было самым захватывающим аспектом группы. Этот новый ансамбль, Concerto delle donne, был создан Альфонсо отчасти для развлечения своей молодой новой жены Маргариты Гонзага д'Эсте (ей было всего четырнадцать, когда они поженились в 1579 году), а отчасти чтобы помочь Герцог добивается своих художественных целей для двора. По словам Граны, современного корреспондента, «синьора Макиавелла [Лукреция], синьора Изабелла и синьора Виттория покинули поле, потеряв поддержку Луццаски». Первое записанное выступление профессиональных дам было 20 ноября 1580 года; к сезону карнавала 1581 года они регулярно выступали вместе.

Эта новая «женская супруга» рассматривалась как необычное и новое явление; большинство свидетелей не связывало второй период Concerto delle Donne с группой дам, которые пели в musica secreta. Сегодня, однако, более ранняя группа рассматривается как решающая часть создания и развития социального и вокального жанра Concerto delle Donne.

Состав и обязанности

Самый выдающийся участник новый ансамбль был Лаура Певерара, за ней Ливия д'Арко и Анна Гуарини, дочь плодовитого поэта Джованни Баттиста Гуарини. Джованни написал стихи для многих мадригалов, поставленных для ансамбля, и поставил сцены для balletto delle donne. считает, что Тарквиния Мольца пела с группой, но Энтони Ньюкомб говорит, что она была задействована исключительно в качестве советника и инструктора. Независимо от того, выступала ли Тарквиния Мольца с ними или нет, она была отстранена от любой роли в группе после того, как ее роман с композитором Джашом де Вертом стал известен в 1589 году. Луццаско Луццаски руководил и сочинял музыку для демонстрации ансамбля, и аккомпанировал им на клавесине. Ипполито Фиорини был маэстро ди капелла, отвечая за музыкальную деятельность всего двора. В дополнение к своим обязанностям перед общим двором он сопровождал концерт на лютне . Витторио Бальдини предстал перед судом как герцогский нотопечатник в 1582 году.

Певцы второй эры Концерта делле Донне официально были фрейлинами герцогини Маргариты Гонзага д'Эсте, но нанимались в основном как певицы. Музыкальные способности Певерары побудили герцога специально попросить свою жену Маргариту привезти Певерару из Мантуи в составе своей свиты. Новые певцы играли на инструментах, в том числе на лютне, арфе и виоле, но сосредоточили свои силы на развитии вокальной виртуозности. Это умение стало высоко цениться в середине шестнадцатого века, начиная с басов, таких как Бранкаччо, но к концу века виртуозное басовое пение вышло из моды, и в моду вошли более высокие голоса. В музыкальные обязанности женщин входило выступление с балетом герцогини делле донне, группой танцовщиц, которые часто переодевались. Несмотря на их принадлежность к высшему классу, певцов не приняли бы в ближайшее окружение двора, если бы они не были такими искусными исполнителями. Д'Арко принадлежал к знати, но только к мелкой семье. Певерара была дочерью богатого купца, а Мольца происходил из известной семьи художников.

Участники концерта делле донне получали вознаграждение в виде золотых скуди. Отчеканенные для двора Эсте, такие монеты были стандартом в Папской области.

Женщины выступали до шести часов в день, либо пели свой собственный витиеватый репертуар по памяти, читали с листа из партбук, или участие в балетах в качестве певцов и танцоров. утверждает, что женщины из концерта делле донне оказывали сексуальные услуги членам суда, но нет никаких доказательств этого, и обстоятельства их брака и приданое возражают против такой интерпретации. Женщинам платили зарплату и получали другие льготы, такие как приданое и апартаменты в герцогском дворце. Певерара получала 300 скуди в год и жильё в герцогском дворце для себя, своего мужа и матери, а также приданое в размере 10 000 скуди после замужества.

Несмотря на то, что она вышла замуж за троих. раз в надежде произвести на свет наследника, Альфонсо II умирал в 1597 году без каких-либо проблем, законных или иных. Его двоюродный брат Чезаре унаследовал герцогство, но город Феррара, который по закону был папским феодалом, был присоединен к Папской области в 1598 году благодаря сочетанию «твердой дипломатии и беспринципного давления. "Папа Климент VIII. Двор Эсте был вынужден покинуть Феррару в беспорядке, и концерт «Концерт делле Донне» был распущен.

Музыка

Quinto libro dei madrigali для пяти голосов Луцзаски (Феррара, 1595) признает печать Витторио Бальдини и покровительство Альфонсо II д'Эсте.

Величайшим музыкальным нововведением концерта делле донне было умножение украшенных верхних голосов, от одного голоса, поющего уменьшения над инструментальным аккомпанементом, до двух или трех голосов, поющих одновременно разные уменьшения. Этой практике, которую слушатели сочли замечательной, подражали многие композиторы, в том числе Карло Джезуальдо, Лука Маренцио и Клаудио Монтеверди.

. Эти композиторы писали музыку, вдохновленную концертом. делле донн или специально для них. Для таких работ характерны высокая тесситура, виртуозный и витиеватый стиль и широкий диапазон. Lodovico Agostini <Третья книга мадригалов от 162>была, пожалуй, первой публикацией, полностью посвященной новому стилю пения. Агостини посвятил песни Гуарини, Певераре и Луццаски. Джезуальдо написал музыку для группы в 1594 году, когда посещал Феррару, чтобы жениться на племяннице герцога Леоноре д'Эсте. Седьмая книга Мадригалов № 5 де Верта и Первая книга № 6 Маренцио стали первыми настоящими музыкальными памятниками нового концерта delle donne. На «Canzonette a tre voci» Монтеверди, вероятно, повлияли «Феррарские дамы». Хотя единственными произведениями, явно предназначенными для концерта делле донна или вдохновленными им, были произведения для нескольких высоких голосов, исполняющие записанные уменьшения, на практике концерты с концертом делле донне включали более старый стиль соло-орнаментированных мадригалов с инструментальным сопровождением. Певерару особенно хвалили за свое мастерство в этом жанре. Произведения, написанные для концерта delle donne, не ограничивались музыкой: Torquato Tasso и G.B. Гуарини написал стихи, посвященные дамам в концерте, некоторые из которых позже были написаны композиторами. Тассо написал более семидесяти пяти стихов только Певераре.

Книга мадригалов Луцзаски для одного, двух и трех сопрано с клавишным сопровождением, опубликованная в 1601 году, включает произведения, написанные на протяжении 1580-х годов. Эта музыка могла быть скрыта от публикации, чтобы сохранить секретность musica secreta Альфонсо и сохранить контроль над ней. Ньюкомб считает эту публикацию образцом женского музыкального стиля. В 1584 году Алессандро Стриджио, отвечая на запросы Франческо I Медичи, великий герцог Тосканы, описал женщин и сочинил пьесы, имитирующие их стиль, чтобы Франческо мог начать свой собственный концерт. делле донн. Стриджио упомянул украшенный четырехголосный мадригал для трех сопрано и диалог с имитационными уменьшениями для двух сопрано. Он добавил, что забыл интабуляцию для мадригала в Мантуе, и отметил, что опытный певец Джулио Каччини может играть партию баса на лютне или клавесине. Это указывает как на то, что певцы-мужчины, вероятно, не использовались после Бранкаччо, так и на то, что инструментальное сопровождение было обычным и приемлемым средством заполнения контрапункта.

. Продукция герцогского печатника Бальдини в основном состояла из музыки, написанной для Concerto delle donne, включая произведения ведущих мадригалистов: Луццаски, Джезуальдо и Альфонсо Фонтанелли. Его первой публикацией для герцога была Il lauro secco (1582), за которой последовала Il lauro verde (1583), оба содержали музыку ведущих композиторов Рима и Северной Италии. Музыка в честь концерта была напечатана в Венеции, в Первой книге №5 Паоло Вирки, опубликованной Джакомо Винченти и Ricciardo Amadino, содержащий мадригал, с которого начинается SeGU'ARINAscer LAURA e prenda LARCO / Amor soave e dolce / Ch'ogni cor duro MOLCE. Это заглавная буква в оригинале, ясно обозначающая эквивалент имен Анна Гуарини, Лаура Певерара, Ливия д'Арко и Тарквиния Мольца.

За очевидным исключением Бранкаччо, все певцы в концерте были женщина сопрано. Хотя музыка, написанная для концерта, была сосредоточена на высоких голосах, нет никаких свидетельств того, что ансамбль использовал либо кастратов, либо фальцетистов. Этот факт удивителен, учитывая, что кастраты вскоре стали крупнейшими звездами нового вида искусства, оперы. В 1607 году в «Орфео» Монтеверди было четыре роли кастрата из девяти, демонстрируя новое доминирование этого вокального типа. Это также контрастирует со двором отца Маргариты, где Гульельмо Гонзага активно разыскивал евнухов.

Полифонические аранжировки, призывавшие женщин петь уменьшенные (мелодические части длинных нот) и другие украшения в консорт. Уменьшения традиционно импровизировались в исполнении. Однако, чтобы согласовать свои голоса, они заранее записывали и репетировали музыку, преобразовывая эти импровизации в высокоразвитые музыкальные формы, которым композиторы будут подражать. Певцы, возможно, использовали более традиционную практику в своем сольном репертуаре, исполняя украшения импровизированно. Конкретными украшениями, использовавшимися в концерте делле донне, упомянутом в источнике от 1581 года, были такие популярные приемы шестнадцатого века, как пассагги (разделение длинной ноты на множество более коротких нот, обычно пошагово ), каденция (украшение предпоследней ноты, иногда довольно сложное) и тирате (быстрые весы). Акченти (соединение двух длинных нот с использованием точечных ритмов), основной продукт ранней музыки барокко, в списке отсутствуют. В 1592 году Каччини заявил, что Альфонсо II попросил его научить своих дам новым стилям акцента и пассагги.

Стили

Титульный лист Мадригали Луцзаски a uno, e'doi, e'tre 'soprani, показывающий творчество Верови знак и признание Альфонсо.

Есть два разных стиля мадригалов, написанных для концерта delle donne и вдохновленных им. Первый - это «пышный» стиль 1580-х годов. Вторая - музыка в стиле seconda pratica, написанная в 1590-х годах. Луцзаски писал музыку в обоих этих стилях. Стиль более раннего периода, представленный в работах Луццаски, включает использование текстов мадригалов, написанных поэтами из феррарской сферы, такими как Тассо и Дж. Гуарини. Эти стихотворения обычно короткие и остроумные, с отдельными разделами. В музыкальном плане работы Луцзаски сильно секционированы и основаны на мелодических темах, а не на гармонических структурах. Луцзаски уменьшает секционирующий эффект своих композиционных техник, ослабляя каденции. Его склонность повторять мелодии разными голосами, включая басовый, приводит к тональным творениям, иногда сбивающим с толку. Эти аспекты делают музыку Луцзаски намного более полифонической, чем более поздние композиции Монтеверди, и, следовательно, более консервативной; тем не менее, использование Луцзаски резких мелодических скачков и гармонического диссонанса индивидуалистично. Эти диссонансы, которые резко контрастируют с осторожным обращением с диссонансами на протяжении большей части XVI века, тесно связаны с орнаментированными полифоническими мадригалами Concerto delle Donne. В диалоге Джованни Артузи сократика персонаж, защищающий Монтеверди, связывает бессистемное обращение с диссонансом с орнаментальным пением.

Перформанс

Концерт делле Донне преобразовал musica secreta. Раньше выступали зрители, а исполнители становились зрителями. В период становления Concerto delle Donne роли в musica secreta стали фиксированными, как и список тех, кто выступал для удовольствия герцога каждую ночь.

Элитная, тщательно отобранная аудитория одобряла доступ к выступления Концерта делле донна требовали развлечений и развлечений, выходящих за рамки удовольствий одной только красивой музыки. Во время концертов зрители иногда играли в карты. Посол великого герцога Тосканы, несколько лет дождавшись концерта, пожаловался, что был вынужден не только играть в карты, отвлекая его от выступления, но и одновременно восхищаться и хвалить женскую музыку своему покровителю Альфонсо. По крайней мере, после одного концерта, чтобы продолжить развлечение, танцевала пара гномов . Альфонсо не был так заинтересован в этих второстепенных развлечениях, и в одном случае, извинившись, пошел с вечеринки, чтобы посидеть под деревом, чтобы послушать дам и следить за текстами мадригалов и музыкальными партитурами, включая украшения., которые были предоставлены слушателям.

Влияние

Concerto delle donne был революционным музыкальным истеблишментом, который помог изменить роль женщин в музыке; его успех вывел женщин из безвестности на «вершину профессии». Женщин открыто привлекали в суд для обучения в качестве профессиональных музыкантов, и к 1600 году женщина могла сделать жизнеспособную карьеру музыканта независимо от мужа или отца. Новые женские ансамбли, вдохновленные концертом delle donne, позволили женщинам стать профессиональными певицами и больше музыки для исполнения.

Несмотря на роспуск двора в 1597 году, музыкальный стиль, вдохновленный концертом delle donne распространилась по Европе и оставалась известной почти пятьдесят лет. Concerto delle donne был настолько влиятельным и часто имитируемым, что стал клише северных итальянских дворов. Концерт принес Альфонсо и его двору международный престиж, поскольку женская репутация распространилась по Италии и южной Германии. Он функционировал как мощный инструмент пропаганды, создавая образ силы и достатка.

Увидев концерт delle donne в Ферраре, Каччини создал конкурирующую группу, состоящую из своей семьи и ученика. Этот ансамбль спонсировался Медичи и побывал за границей до Парижа, чтобы выступить перед Марией Медичи. Франческа Каччини имела с большим успехом сочинение и пение в стиле Concerto delle Donne. Начиная с 1585 г., конкурирующие группы были созданы во Флоренции Медичи, Римом Орсини и Мантуей Гонзага. В Ферраре была даже конкурирующая группа, базировавшаяся в Кастелло Эстенсе, том самом дворце, где исполнялся концерт delle donne. Эта группа была сформирована сестрой Альфонсо, герцогиней Урбино. Она жила при дворе Эсте с 1576 года, и вскоре после свадьбы Маргариты с Альфонсо в 1579 году Альфонсо и его приспешники убили любовника Лукреции. Лукреция была недовольна тем, что ее заменила Маргарита в качестве надзирателя, и расстроена убийством своего любовника, что привело к ее желанию отделиться от остальной семьи во время вечерних развлечений.

Барбара Строцци был одним из последних композиторов и исполнителей этого стиля, который к середине XVII века считался архаичным.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 08:51:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте