В Когнитивная лингвистика, Концептуальное смешение, также называемое концептуальной интеграцией или приложением просмотра, представляет собой разработанную теорию познания Авторы Жиль Фоконье и Марк Тернер. Согласно этой теории, элементы и жизненные отношения из различных сценариев «смешиваются» в подсознательном процессе, который, как предполагается, является повсеместным для повседневной мысли и языка. Как и меметика, это попытка создать единый отчет о культурной передаче идей.
Развитие этой теории началось в 1993 году, и типичная ранняя формулировка приведена в онлайн-статье «Концептуальная интеграция и Формальное выражение. Тернер и Фоконье цитируют книгу Артура Кестлера 1964 года Акт творения как раннего предшественника концептуального смешения: Кестлер выявил общую закономерность в творческих достижениях в области искусства, науки и юмора. что он назвал «бисоциацией матриц». Более новая версия теории смешения с несколько иной терминологией была представлена в книге Тернера и Фоконье 2002 года «Как мы думаем». Концептуальное смешение в формулировке Фоконье и Тернера является одним из теоретических инструментов, использованных в Джорджа Лакоффа и Рафаэля Нуньеса в книге Where Mathematics Comes From, в которой авторы утверждают, что «понимание математики требует освоения обширных сетей метафорических сочетаний».
Концептуальное смешение тесно связано с теориями, основанными на кадрах, но выходит за рамки этого, прежде всего в том, что это теория комбинирования рамок (или подобных рамкам объектов). Ранняя вычислительная модель процесса под названием «приложение просмотра », которая тесно связана с концептуальным смешиванием (которого в то время не существовало), была реализована в 1980-х годах Шрагером из Университета Карнеги-Меллона. и PARC, и применяется в области причинного рассуждения о сложных устройствах и научных рассуждениях. Более поздние вычислительные методы смешивания были разработаны в таких областях, как математика. Некоторые более поздние модели основаны на Structure Mapping, которого не существовало во время более ранних реализаций. В последнее время в контексте немонотонных расширений систем рассуждений ИИ (и в соответствии с теориями на основе фреймов) была создана общая структура, способная учитывать как сложные человеческие концептуальные комбинации (например, проблема PET-FISH), так и концептуальные смешивание было протестировано и разработано как в приложениях когнитивного моделирования, так и в приложениях для вычислительного творчества.
В своей книге «Литературный разум» (стр. 93) теоретик концептуального смешения Марк Тернер утверждает, что
концептуальное смешение является фундаментальным инструментом повседневного разума, используемым в нашем базовом конструировании всех наших реальностей, от социального до научного.
Понимание, полученное в результате концептуального смешения, составляет продукты творческого мышления, каким бы концептуальным оно ни было Теория смешения сама по себе не является законченной теорией творчества, поскольку она не освещает вопрос о том, откуда берутся исходные данные для смеси. Другими словами, концептуальное смешение дает терминологию для описания творческих продуктов, но мало говорит о вдохновении.