В экономике, дополнительный товар - это товар, привлекательность которого возрастает с ростом популярности его дополнения. Технически он отображает отрицательную перекрестную эластичность спроса и этот спрос на него увеличивается, когда цена другого товара снижается. Если A является дополнением к B, увеличение цены A приведет к отрицательному движению вдоль кривой спроса A и вызовет смещение кривой спроса для B к внутрь ; на каждый товар будет требоваться меньше. И наоборот, снижение цены A приведет к положительному движению вдоль кривой спроса A и вызовет смещение кривой спроса B на наружу ; будет требоваться больше каждого товара. Это отличается от товара-заменителя, спрос на который уменьшается при снижении цены его заменителя.
Когда два товара дополняют друг друга, они испытывают совместный спрос - спрос на один товар связан с спрос на другой товар. Следовательно, если требуется большее количество одного товара, большее количество также будет требоваться и для другого, и наоборот. Например, спрос на бритвенные лезвия может зависеть от количества используемых бритв; Вот почему бритвы иногда продаются как лидеры потерь, чтобы повысить спрос на соответствующие лезвия. Другой пример: иногда зубная щетка поставляется без зубной пасты. Зубная щетка - это дополнение к зубной пасте; стоимость производства зубной щетки может быть выше, чем у зубной пасты, но ее продажи зависят от спроса на зубную пасту.
Все товары, не являющиеся дополнительными, могут считаться заменителями. Если x и y являются приблизительными дополнениями в повседневном смысле, то потребители готовы платить на больше за каждую предельную единицу товара x по мере того, как они накапливают больше y. Обратное верно для заменителей: потребитель готов платить меньше за каждую предельную единицу товара "z", поскольку он накапливает больше товара "y".
Комплементарность может быть обусловлена психологическими процессами, в которых потребление одного товара (например, колы) стимулирует спрос на его дополнения (например, чизбургер). Потребление пищи или напитка активирует цель потреблять добавки: продукты, которые, по мнению потребителей, вместе будут вкуснее. Употребление колы увеличивает желание потребителей платить за чизбургер. Этот эффект, по-видимому, зависит от восприятия потребителями этих отношений, а не от их сенсорных свойств.
Примером этого может быть спрос на автомобили и бензин. Спрос и предложение на автомобили представлены цифрой справа с начальным спросом D1. Предположим, что начальная цена автомобилей представлена P1 с объемом спроса Q1. Если бы цена на бензин снизилась на некоторую величину, это привело бы к увеличению спроса на автомобили. Это более высокое количество спроса приведет к смещению кривой спроса вправо в новое положение D2. Предполагая, что кривая предложения автомобилей S постоянна, новый увеличенный объем спроса будет на уровне D2 с новой увеличенной ценой P2. Другие примеры включают автомобили и топливо, мобильные телефоны и сотовую связь, принтер и картридж, среди прочего.
Идеальное дополнение - это товар, который нужно употреблять с другим товаром. Кривая безразличия идеального дополнения имеет прямой угол, как показано на рисунке. Такие предпочтения могут быть представлены функцией полезности Леонтьева.
Немногие товары могут служить идеальным дополнением. Один пример - левая и правая туфли; Обувь, естественно, продается парами, и соотношение продаж левой и правой обуви никогда не изменится заметно с 1: 1.
Однако степень взаимодополняемости не обязательно должна быть взаимной; его можно измерить с помощью перекрестной ценовой эластичности спроса. В случае видеоигр конкретная видеоигра (дополнительный товар) должна использоваться с игровой приставкой (базовый товар). Иначе не получится: игровая консоль не должна использоваться с этой игрой.
В маркетинге дополнительные товары дают производителю дополнительную рыночную власть. Это позволяет привязаться к поставщику за счет увеличения затрат на переключение. Для дополнительного товара и его базового товара существует несколько типов стратегии ценообразования :
Иногда взаимосвязь между двумя товарами не интуитивно понятна и должна быть проверена путем проверки перекрестной эластичности спроса с использованием рыночных данных.
В определении Мосака говорится, что «товар x является грубым дополнением к y, если ∂fx (p, ω) / ∂py отрицательно, где fi (p, ω), i = 1, 2,…, n обозначает обычный индивидуальный спрос на определенный товар ". Фактически, в случае Мосака x не является грубым дополнением y, а y является грубым дополнением x. Эластичность не обязательно должна быть симметричной. Таким образом, y является грубым дополнением к x, тогда как x может одновременно быть грубым заменителем y.
Стандартное разложение Хикса влияния на обычный спрос на товар x простого изменения цены товара y, уровень полезности τ * и выбранный расслоение z * = (x *, y *,...) есть,
∂fx (p, ω) / ∂py = ∂hx (p, τ ∗) / ∂py − y ∗ ∂fx (p, ω) / ∂ω
Если x является грубой заменой y, левая часть уравнения и первый член правой части положительны. По симметрии точки зрения Мосака, оценивая уравнение относительно x *, первый член правой части остается неизменным, в то время как существуют некоторые крайние случаи, когда x * достаточно велико, чтобы сделать всю правую часть отрицательной. В этом случае y является грубым дополнением к x. В целом, x и y не симметричны.