Сравнительное богословие

редактировать

Сравнительное богословие - относительно новая дисциплина в теологии, объединяющий «сравнительное» и «богословское» в творческом напряжении. Он представляет собой особый тип богословской практики, направленной на глубокое межрелигиозное обучение («сравнительное»), при этом оставаясь укорененным в определенной религиозной традиции («теологии»). Более того, хотя многие из его сторонников происходят из христианской религиозной традиции, отправной точкой для нее может быть теология любой религиозной традиции.

Содержание
  • 1 Отношения с другими дисциплинами
    • 1.1 Сравнительное богословие и сравнительное религиоведение
    • 1.2 Сравнительное богословие и религиозное богословие
    • 1.3 Сравнительное богословие и межрелигиозный диалог
  • 2 Источники и методология
  • 3 История и ключевые цифры
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Библиография
Связь с другими дисциплинами
Фрэнсис X. Клуни, ведущий представитель сравнительного богословия

Фрэнсис X. Клуни, ведущий фигура в рамках сравнительного богословия, рассматривает сравнительное богословие как «поиск веры в понимании». Он объясняет особенность сравнительного богословия, проясняя отношения между сравнительным богословием и родственными дисциплинами: сравнительное религиоведение, богословие религий и межрелигиозный диалог.

Сравнительное богословие vs.. сравнительное религиоведение

Сравнительное богословие разделяет сравнительное религиоведение интерес к сравнительному изучению религии. Однако в отличие от сравнительного религиоведения, которое стремится исследовать сходства и различия между различными религиозными традициями с нейтральной точки зрения, сравнительное богословие фокусируется на богословском отражении собственной религии в свете идей другой религиозной традиции. Вместо того чтобы подчеркивать религиозно-отстраненную позицию, сравнительное богословие глубоко укоренилось в конкретной религиозной традиции. Фрэнсис X. Клуни объясняет:

Сравнительное богословие - сравнительное и богословское начало до конца - отмечает акты веры, ищущие понимания, которые уходят корнями в конкретную религиозную традицию, но которые, исходя из этого основания, отваживаются учиться у одной или нескольких других религиозных традиций. Это обучение проводится ради свежих теологических открытий, которые связаны с недавно встреченными традициями, а также с домашней традицией.

Сравнительное богословие против богословия религии

Сравнительное богословие разделяет с теология религий богословский интерес к встрече христианской веры с другими религиями; но под другим углом, с другим акцентом и другой целью. Богословие религии пытается прояснить отношения между христианской верой и другими религиозными традициями в отношении того, как другие религии могут быть поняты в свете нормативных требований христианской веры, в частности, связанных со спасением и Христом. Таким образом, богословие религии отражает христианские богословские утверждения, основанные на общих описаниях других религиозных традиций. В отличие от этого, сравнительное богословие - это теология религиозного обучения. Он подчеркивает глубокое изучение особенностей других религиозных традиций вместо того, чтобы основываться на общих описаниях. «Сравнительное богословие в первую очередь не о том, какая религия является истинной, а об изучении через религиозные границы таким образом, чтобы раскрыть истину моей веры в свете их веры».

Сравнительное богословие против межрелигиозного диалог

Сравнительное богословие разделяет с межрелигиозным диалогом обязательство участвовать в диалоге и внимательно слушать другого религиозного человека. Однако это должно идти дальше, чем просто слушать: «Теолог-сравнитель должен делать больше, чем просто слушать, как другие объясняют свою веру; она должна быть готова изучать их традиции вместе со своими собственными, принимая оба близко к сердцу».

Источники и методология

Уникальный характер сравнительного богословия проистекает из его источников и методологии.

Сравнительное богословие работает с двумя типами религиозных источников. Основываясь на одной традиции, сравнительное богословие основывается также, по крайней мере, на одной дополнительной религиозной традиции. Клуни описывает сравнительное богословие

... как поистине конструктивное богословие, отличающееся своими источниками и способами развития, основанием более чем на одной традиции (хотя компаративист всегда остается укорененным в одной традиции) и размышлениями, которые строятся на этом основании, скорее чем просто на темы или методы, уже сформулированные до сравнительной практики.

Ригведа рукопись в Деванагари

Сравнительное богословие - это диалектическая практика. Сравнение начинается с критического изучения другой религии. Этот первый шаг включает в себя постоянное и дисциплинированное углубленном исследование в другой религиозной традиции, где теолог выставляет себя священные тексты другой традиции. Теолог сравнительного богословия практикует «герменевтическую открытость» таким образом, что понимание должно предшествовать суждению. Это подразумевает «заключение в скобки » субъективных обязательств / богословских суждений, позволяя другой религиозной традиции говорить как можно больше на своих собственных условиях. Это практика сделать себя «уязвимым для интеллектуальной, образной и эмоциональной трансформации».

Сравнение, в свою очередь, становится беседой с вашей собственной традицией. Понимание, возникающее при встрече с другой религиозной традицией, может повлиять на концептуальные рамки для интерпретации вашей собственной традиции, вызывая пересмотр вашей христианской идентичности. Между двумя традициями устанавливаются корреляции, которые могут подразумевать признание сходства или признание различий. В этот момент «временно приостановленные« нормативные богословские суждения »возвращаются в герменевтический круг». Дается основание для постановки более глубоких богословских вопросов, разговоров с другими теологами и потенциально ведущих к новому богословскому построению. Эта теологическая процедура перекликается с утверждением Клуни, что

сравнительное богословие - это богословие, глубоко изменившееся благодаря вниманию к деталям множества религиозных и богословских традиций, богословие, которое возникает только после сравнения.

Современное богословие до сих пор оставалось неизменным. в основном это дисциплина, основанная на текстах, и специалисты по сравнительному богословию в основном работают с текстами из одной религиозной традиции, не относящейся к их собственной, в связи с тем, что требуется глубокое изучение. Хотя этот подход связан с христианским богословием, подход, применяемый в сравнительном богословии, не является христианским, и его можно применять и в других религиозных традициях.

История и ключевые фигуры
Роберто де Нобили (1577 г.) –1656), иезуит миссионер в Индию

У сравнительного богословия есть исторические предшественники в таких фигурах, как иезуит миссионеры Франциск Ксавьер и Роберто де Нобили.

С 1980-х годов сравнительное богословие развивалось как особый теологический ответ на растущее религиозное разнообразие в современном мире. Он был введен Фрэнсисом X. Клуни и является методологией, используемой такими людьми, как Дэвид Трейси, Кейт Уорд и Роберт С. Невилл. Дисциплина возникла благодаря растущему влиянию тройственного понимания Алана Рэйса теологии религий, что привело к различным спорам о преимуществах моделей теологии религий.

Новое поколение теологов-сравнителей сегодня расширяют дискурс, направляя его в новых направлениях.

См. также
Ссылки

Примечания

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-15 07:59:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте